Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

Сочинение

Тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

История создания «Памятника»

Пушкинский «Памятник» можно назвать переводом оды Горация, хотя поэт воспользовался ею для выражения собственных мыслей, подведения итогов творческого пути. Русские литераторы, известные и второстепенные, обращались к древнеримскому первоисточнику как до Пушкина, так и после него, руководствуясь разными целями. Одни старались наиболее точно передать оригинал, другие – наполнить его новым, собственным смыслом.

Памятник А.С. Пушкину

Наиболее известные переводы

Самые популярные переводы представлены в таблице:

Автор Год написания Примечания
М.В. Ломоносов 1747 Перевод довольно точно соответствует оригиналу.
Г.Р. Державин 1795 Один из наиболее известных переводов-переосмыслений.
В.В. Капнист 1795, 1801/05 Первый вариант перевода сохранился в бумагах Г.Р. Державина. Второй, отличающийся от него даже стихотворным размером, более похож на привычные современному читателю варианты.
А.Х. Востоков 1806
К.Н. Батюшков 1826 (первая публикация – 1886) Одно из нескольких стихотворений, написанных поэтом уже во время душевной болезни. Явное подражание варианту Г.Р. Державина.
А.С. Пушкин 1836 (первая публикация – 1841) Стихотворение напечатано после гибели поэта В.А. Жуковским, им же озаглавлено – в рукописи заглавия не было.
А.А. Фет 1854 (первая публикация – 1856)
В.Я. Брюсов 1894 1918 Обращался к стихотворению трижды. Первая публикация в 1894 году. В 1918 г. опубликован вариант, похожий на первоначальный, хотя с рядом отличий. В промежутке (1913) печатался совершенно другой перевод, не имеющий сходства с двумя остальными.
А.П. Семенов-Тянь-Шанский 1916

Это интересно! Обращения к тексту древнеримского автора не прекращались в XX веке, продолжаются и в XXI. Однако столь известных вариантов они больше не породили.

Как видно из таблицы, А.С. Пушкин написал свое стихотворение незадолго до гибели, как бы подводя итог размышлениям о собственном творчестве и о роли поэзии вообще. Обнаружено оно было позже при разборе В.А. Жуковским бумаг погибшего друга и соратника по литературному творчеству.

Как и остальные найденные неопубликованные произведения, стихотворение было подготовлено Жуковским к печати: получило заглавие и, согласно некоторым данным, подверглось замене двух четных строк предпоследней строфы, чтобы облегчить прохождение цензуры.

Это интересно! Повесть Барышня Крестьянка Пушкина: читаем краткое содержание

При первой публикации в изданном в пользу семьи собрании сочинений А.С. Пушкина отрывок выглядел следующим образом:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милосердие воспел.

О «милости к падшим», в ком современники угадывали сосланных участников декабрьского восстания, предпочтительнее было не упоминать.

Теперь текст произведения публикуется согласно рукописи Пушкина, без переделок и заглавия «Памятник».

Предчувствуя смерть

Сторонники «мистической» версии придерживались мнения, что стихотворение является предсказанием грядущей гибели поэта, о которой он знал заранее. Отталкиваясь от этой позиции и отбросив версию Вяземского об ироничности произведения, можно сказать, что «Памятник» стал духовным завещанием Пушкина.

Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.

Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего жизненного пути Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.

Смотреть галерею

Предчувствуя приближающуюся кончину и желая подвести итог своей жизни, Пушкин обратился к самому доступному для себя источнику — перу – и написал «Памятник».

Анализ стихотворения «Памятник»

Анализируя литературное произведение, требуется ответить на три основных вопроса:

  • какова его тема,
  • какая в нем заложена идея,
  • какие средства использованы автором, чтобы донести свою мысль до читателя.

Или, говоря кратко, о чём, зачем и как.

Общий литературоведческий анализ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/analiz-stihotvoreniya-pushkina-pamyatnik/

Темой стихотворения, как уже упоминалось выше, является в данном случае роль поэта и назначение поэзии в обществе. Идея же наиболее ярко выражена в последней строфе и заключается в том, что роль поэта, по мнению автора, равноценна роли пророка.

Он должен быть подвластен не земным властителям или мнению толпы, а только Всевышнему – и нести людям его волю, то есть как раз «пробуждать чувства добрые».

Стихотворение, являясь вольным переводом оды «К Мельпомене» древнеримского поэта Горация, сохраняет ее высокий, торжественный стиль. Достигается торжественность путем использования старославянских слов и форм: «Вознесся выше он главою непокорной», «Хвалу и клевету приемли равнодушно» и др.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

Композиционно включает в себя пять четверостиший – катренов, в каждом из которых три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным. Такая укороченность выделяет ее из общего ряда и останавливает внимание читателя, одновременно придавая четверостишию завершенность. Способ рифмовки перекрестный, то есть строки рифмуются попарно четная с четной, нечетная с нечетной. Женские рифмы в первой и третьей строке (с ударением на предпоследнем слоге) чередуются с мужскими во второй и четвертой (строка заканчивается ударным слогом).

Отбор выразительных средств в стихотворении достаточно разнообразен.

Для точного воплощения своего литературного замысла поэт использует:

  • эпитеты,
  • метафору,
  • антитезу (противопоставление),
  • метонимию,
  • аллитерацию,
  • ряды однородных членов и другие лексические и синтаксические средства и приемы.

Инверсия, то есть изменение привычного порядка слов, придает совершенную форму стихотворным строкам, одновременно помогая подчеркнуть в них самое существенное.

Памятник А.С. Пушкину

Анализ содержания

Придерживаясь общей смысловой направленности древнеримского текста и давая отсылку к первоисточнику в эпиграфе, Александр Сергеевич Пушкин наполнил его перевод содержанием, во многом отличным даже от близкого по времени и замыслу Державинского стихотворения. Оба литератора размышляют о своей роли в обществе, но их понимание собственных заслуг существенно различается.

Уже в первой строфе Пушкин отказывается от сравнения своего «памятника» по прочности и долговечности с материальными объектами вроде древних архитектурных сооружений и несокрушимых металлов. Легкость и нематериальность («нерукотворность») присущи поэтическому слову, а именно в нем поэт видит продолжение своего существования в будущих поколениях. Гигантский, нерушимый, но забытый монумент не принесет вечной посмертной памяти. Куда важнее метафорическая «народная тропа» непрекращающееся обращение людей к творческому наследию литератора.

Единственный названный в этой строфе стихотворения архитектурный памятник – Александрийский столп – до сих пор вызывает споры среди исследователей.

Сейчас признанной точкой зрения является ассоциация с колонной на площади перед Зимним дворцом, поставленной в ознаменование победы над французской армией. Ангел, венчающий памятник, имеет портретное сходство с императором, одержавшим эту победу – Александром I.

Но если речь действительно идет о названной колонне, то, по плану А.С. Пушкина, смысл этого отрывка должен заключаться в превосходстве поэтической славы над императорской и воинской. Памятник поэту возвышается над увековеченными заслугами царя и воина. Вполне возможное толкование, если учитывать утверждение о божественности литературного творчества.

Это интересно! Что такое и как определить размер стихотворения

Автор стихотворения постоянно подчеркивает значимость сделанного им именно для людей – как для современников, так и для потомков. Недаром там, где, например, Г.Р. Державин, говоря о распространении своей известности, перечисляет географические названия, Пушкин обращается к наименованиям разных народов, населяющих Россию. Первый поэт связывает память о себе с существованием славян, второй – с наличием в мире поэзии как таковой.

Божественный характер литературного творчества подчеркивается у А.С. Пушкина и финальным катреном стихотворения «Памятник» – обращением к Музе. Она должна быть выше людских мнений и оценок, ее удел – нести людям высшую правду вне зависимости от того, как они к этому отнесутся.

Самоирония и эпиграмма?

У лиц, приближенных к Александру Сергеевичу, бытовало мнение, что произведение наполнено нотами самоиронии. Они называли «Памятник» эпиграммой, объектом которой был сам Пушкин.

Подтверждением данной теории служит направленность стихотворения: адресовано поэту, творчество которого не пользуется уважением среди соплеменников, хотя должно было вызывать у них восхищение.

Смотреть галерею

Мемуарист Петр Вяземский придерживался теории об «ироничности» стихотворения «Я памятник себе воздвиг». Пушкин и Вяземский были друзьями, поэтому литературный критик настаивал на неправильном прочтении произведения поклонниками. Он заявлял, что в нем идет речь не о духовном и литературном наследии, а о признании обществом его самого. Ведь известно, что современники, в кругах которых крутился поэт, откровенно недолюбливали его как человека. Но при этом признавали большой творческий потенциал, которым обладал Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» также имел «мистическую» сторону.

Год написания

Александр Сергеевич Пушкин погиб в 1837 году (29 января).

Спустя некоторое время среди его записей обнаружили черновой вариант стиха «Памятник». Год написания Пушкин указал 1836 (21 августа).

Вскоре оригинал произведения передали поэту Василию Жуковскому, он внес в него некоторые литературные исправления. Но только спустя четыре года это стихотворение увидело мир. Стих «Памятник» вошел в посмертный сборник произведений поэта, вышедший в 1841 году.

Тема

Произведение «Памятник» Пушкина – это гимн лирике. Его основная тема – прославление настоящей поэзии и утверждение почетного места поэта в жизни общества. Пускай Пушкин и продолжил традиции Ломоносова и Державина, он во многом переосмыслил проблематику оды и выдвинул свои идеи относительно оценки творчества и его истинной цели.

Пушкин пытается раскрыть тему взаимоотношений литератора и читателя. Он говорит, что его стихи предназначены для широких масс. Это чувствуется уже с первых строк: «К нему не зарастет народная тропа».