Критерии оценки итогового сочинения для вузов в 2021 году

Сочинение

Кроме основных критериев выпускники должны знать и критерии оценивания итогового сочинения для вузов. Как известно, сочинение может принести дополнительные баллы для абитуриентов при поступлении. Ребята используют любую возможность, чтобы продвинуться в рейтинге и поступить на бюджет. Кроме баллов ЕГЭ вузы дают и дополнительные: за ступень ГТО, за индивидуальные достижения, за аттестат с отличием и, конечно же, итоговое сочинение. Однако не стоит быть уверенным в том, что каждое высшее учебное заведение учитывает результаты сочинения. Данную информацию следует уточнить в приемной комиссии или на сайте организации.

Если же вы уже убедились в том, что сочинение учитывается как индивидуальное достижение при поступлении на вашу специальность, тогда постарайтесь написать его на максимальный балл. Для этого нужно знать, за что именно начисляются баллы. Вузы оценивают работу по десятибалльной системе. Саму работу не нужно предоставлять в приемную комиссию вместе с другими документами. Ответственные за прием документов в вузе имеют доступ к отсканированной работе, хранящейся в электронной системе.

Познакомимся с вузовскими критериями подробнее.

Критерий 1- соответствие теме

За этот критерий можно получить максимум 2 балла. Это возможно, если в работе прослеживается замысел, раскрывается тема сочинения и прослеживается верный путь рассуждения по предложенной проблемой или ответа на проблемный вопрос. Убедительность выпускника играет большую роль в данном критерии.

Если же выпускник поверхностно рассуждает над предложенной темой, или приводит рассуждение на близкую тему, то по первому критерию выставляется 1 балл.

Отсутствие в работе доказанного тезиса, приведенного в соответствии с названной темой, лишает выпускников всех баллов по первому критерию.

Критерий 2 – использование аргументов из литературы

Данный критерий также дает два балла. Получить их можно, приведя аргументы из различных литературных источников: романов, повестей, рассказов, публицистической литературы, дневников, мемуаров, произведений устного народного творчества и др. При этом, произведение, которое приводится в качестве доказательств, должно быть тематически сходно с самой работой. В работе может быть допущено не более одной фактической ошибки (неверное указание автора, названия произведения, имен литературных героев, фактов, описанных в произведении).

2 стр., 952 слов

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по русскому языку

... Что касается критериев, то они остались прежними, только по некоторым позициям добавились дополнительные баллы. Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание 25) Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 ...

При наличии абстрактных высказываний относительно текста, не вполне уместного обращения к произведению, простого пересказа или 2-4 фактических ошибок данный критерий принесет лишь 1 балл.

Если же в работе нет примеров из литературы или сюжет произведения передан неверно, произведение лишь упоминается без необходимого анализа, автор более 5 раз указывает неверные факты из произведения, по второму критерию выпускник не получит ни одного балла.

Критерий 3 – композиция сочинения

Композицией называется построение произведения. Если в работе прослеживается наличие всех композиционных частей (тезис, аргументы, вывод), которые соединены между собой логической связью, отсутствую неуместные повторы мыслей, то критерий принесет 2 балла.

При наличии в работе не более двух нарушений последовательности мысли и необоснованных повторов приводит к снижению баллов на 1.

Если же логические ошибки мешают пониманию текста сочинения, то выпускник теряет все баллы за композицию сочинения.

Критерий 4 – качество речи

Чтобы получить 2 балла по этому критерию, нужно точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и синтаксические конструкции (простые предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), верно и по назначению употреблять термины.

При однообразии грамматического строя работы выставляется 1 балл.

Если речевое оформление работы затрудняет смысловое понимание сочинения, автор сочинения не продемонстрировал богатство словарного запаса и использовал однотипные синтаксические конструкции, выставляется 0 баллов.

Критерий 5 – Оригинальность сочинения

Этот критерий может принесли один дополнительный балл если в работе выпускник продемонстрировал творческий подход: привел интересные оригинальные мысли, неожиданные аргументы.

Если всего этого нет в работе, то по данному критерию ставится 0 баллов.

Критерий 6 – речевые нормы

К речевым ошибкам относится неверное употребление слов в несвойственном им значении, неверное употребление синонимов, неоправданное употребление слов различных лексических групп (просторечных, жаргонных слов, эмоционально-экспрессивной лексики), лишних слов, частые повторы и т.д.

Чтобы получит 2 балла по данному критерию, можно допустить не более двух речевых ошибок, 3-4 ошибки принесут 1 балл, а 5 более ошибок повлекут за собой 0 баллов.

Критерий 7 – орфографические нормы

Этого критерия чаще всего боятся школьники, ведь орфографическая зоркость присуща далеко не каждому. На протяжении всего обучения в школе ребята постигают азы орфографии, с каждым годом узнавая все новые и новые правила. Их так много, что в сознании школьников они не всегда умещаются. Однако данный критерий наряду со следующим является самым весомым – максимальный балл составляет 3. Чтобы получить этот максимальный балл, нужно избегать орфографических ошибок, допускается лишь одна негрубая. При наличии 2-3 ошибок выставляется 2 балла. Если ошибок 5 и более, то по данному критерию выставляется 0 баллов.

29 стр., 14393 слов

Основные подходы к оцениванию сочинения-рассуждения (Задание 15)

... Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1 К1 Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение ... поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания ... 2 балла Приведём пример. Пример №1. ...

Критерий 8 – пунктуационные нормы

К сожалению, умение правильно расставлять знаки препинания в предложении дано не каждому. Три балла можно получить при наличии 1 пунктуационной ошибки. 2-3 ошибки дают 2 балла, а если в работе более 5 ошибок, это ведет к выставлению 0 баллов.

Критерий 9 – грамматические ошибки

Этот вид ошибок связан с неправильным образованием формы слова, неверным способом связи слов в предложении или неправильном построении предложения. Выставляется 2 балла в том случае, если грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. При наличии 2-3 ошибок выставляется 1 балл, а при 4 и более – 0 баллов.

Критерий 10 – фактическая точность изложения мыслей без учета литературного материала

Критерий принесет 1 балл, если в работе нет искажения фактов действительности, слова употреблены в верном значении. Этот балл является беспроигрышным – потерять его очень сложно. Достаточно писать о том, в чем уверены и что не вызывает затруднений при формулировке мыслей.

Таким образом, работа может принести 20 баллов. Вузы переводят эти баллы в 10-ти балльную систему по следующему принципу:

0-4 = 0 баллов

5-6 = 1 балл

7=8 = 2 балла

9-10 = 3 балла

11-12 = 4 балла

13-14 =5 баллов

15-16 = 6 баллов

17 = 7 баллов

18 = 8 баллов

19 = 9 баллов

20 = 10 баллов

Эти баллы вы не увидите заранее. Вузы непосредственно во время проведения приемной кампании формируют комиссию по проверке сочинений и оценивают работы по приведенным выше критериям.

Надеемся, что данная информация была для вас полезной. Ведь при поступлении даже один балл может оказаться решающим. Поэтому рассчитать свои шансы нужно заранее. Постарайтесь соблюсти все требования к речевому и грамматическому оформлению своего сочинения, чтобы оно принесло вам как можно больше баллов. А если у вас возникли вопросы, пишите нам в комментариях.