Сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку (задание 25) немного отличается от того литературного сочинения, о котором подробно рассказывают, готовясь к экзамену по литературе или к итоговому сочинению в 11 классе, но суть его остаётся та же. Раньше задание сводилось к тому, что ученик должен был прокомментировать проблему, поднятую в тексте, показать своё понимание позиции автора на заявленную проблему и, высказав свою точку зрения на проблему, привести два аргумента в доказательство своего мнения. Теперь же задание немного усложнено.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что касается критериев, то они остались прежними, только по некоторым позициям добавились дополнительные баллы.
Основные подходы к оцениванию сочинения-рассуждения (Задание 15)
... Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ. Проверка задания 15.1. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Текст для ...
Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание 25)
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов. Оптимальный объём — 200-350 слов. Это примерно 25-30 предложений. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 — орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
- К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 — допущено не более двух ошибок;
- К8 — допущено одна-три ошибки;
- К9 — грамматических ошибок нет;
- К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» — одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации
об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205):
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом…
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Критерии оценивания ответа на задание
... баллов, задание считается невыполненным . При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ... текст (не по данному тексту), не оценивается. Решай по русскому языку Изменения в ЕГЭ 2019 - справка от ФИПИ , Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ ... развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27. Биология Изменена ...
Существенным расхождением считается расхождение в 8 и более первичных баллов между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 25 (по всем 12 позициям оценивания).
В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
Новое в критериях оценивания
Отныне за комментарий К2 вы можете получить 3 балла, а за сочинение в целом — 24 балла .
Высший балл за К2 ставится при условии, что вы действительно опираетесь на исходный текст при комментировании проблемы . Формально это должно быть представлено в ваших сочинениях так: «Экзаменуемый привёл не менее 2-х примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы ».
Что означает слово «примеры»?
Вероятно, в зависимости от текста, а тексты, как вы знаете, весьма различны, это могут быть:
1) элементы цитирования;
2) ссылки на номера предложений;
3) сформулированные своими словами куски информации, содержащейся в исходном тексте;
4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.
Изменения внесены и в К5. Теперь вы точно знаете, что необходимо следить за тем, чтобы не допустить нарушений в логике и в абзацном членении. В практике проверок эксперты наказывали за эти просчёты всегда, но отныне политика ФИПИ нашла отражение в критериях оценивания.
Надеюсь, что эти дополнительные требования не отразятся на качестве ваших работ.
Обобщив все критерии оценивания, мы получим вот такую наглядную таблицу, в которой отражены возможные максимальные баллы. Ознакомьтесь с ней.