Конспект по русскому языку » по картине В. Серова «Мика Морозов» с презентацией

Сочинение

Тема урока:

Цель: учить описывать картину, опираясь на рассказ учителя и свои личные впечатления; развивать наблюдательность, воображение, совершенствовать устную и письменную речь, обогащать словарный запас; воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока

1 Оргмомент

Мы настраиваемся на серьёзную работу. Пожелаем друг другу удачи!

2 Сообщение темы и целей урока

У нас сегодня сочинение «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

— А когда так хочется сказать?

— Сегодня мы попытаемся остановить мгновение и полюбоваться прекрасной картиной В.А. Серова.

3 Актуализация знаний

СЛАЙД 1.

— Если на картине изображен человек, как называется такая картина?

— Портреты каких людей писали художники?

— Всегда ли эти люди были знаменитыми?

Художник показывает его внутренний, духовный мир, черты характера

4. Работа по картине

СЛАЙД 2.

— Кого вы видите на картине? Что вы о нём можете сказать?

Итак, перед нами картина В.А.Серова «Мика Морозов».

СЛАЙД 3.

Валентин Александрович Серов был выдающимся портретистом.

Уроки И.Е.Репина в детстве, занятия в Академии художеств с замечательным педагогом П.П.Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Уже ранняя его картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, когда Серову было всего 22 года, явилась значительным событием в русском искусстве.

Серова привлекали детская психология, непосредственность душевных движений, детская наивность, своеобразная «неиспорченность». Эти качества выступают как незыблемые достоинства человека, неизменно ценные. Один из таких детских портретов считается одним из лучших в мировом искусстве.

15 стр., 7247 слов

Портрет в изобразительном искусстве

... . Портрет как жанр изобразительного искусства Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, ... рисунки известных мастеров, потом переходили к работе с натуры. Русские художники проходили строгую ... же форма интимного портрета определяется и композиционными особенностями. Это, как правило, картины небольшого размера, где ...

— Что значит «неиспорченность»?

СЛАЙД 4.

— (Это один из вариантов имени Михаил. Полностью мальчика звали Михаилом Михайловичем Морозовым, он был сыном Михаила Абрамовича Морозова, известного покровителя художников и писателей, коллекционера произведений русской и французской живописи новейшего времени),

— Что происходит на этой картине?

— Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало?

— Когда и где это происходит? Как это можно определить? Как вы думаете, почему художник изобразил Мику в такой одежде и позе? Какое это может быть время суток?

  • Сколько лет этому мальчику?

  • ( Мальчик еще маленький. Кресло, в котором он сидит, ему явно велико. У него детское выражение лица, пухлые губки, приоткрытый рот. Зная дату рождения мальчика -1897 год — и дату написания картины — 1901- можно сказать точно, что ему всего четыре года)

СЛАЙД 5.

— Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик.

— Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

— Попробуйте определить, что заинтересовало художника в его герое.

— Что служит фоном для фигуры мальчика?

— Какие средства для создания образа героя использует художник? Каких тонов в картине больше, светлых или темных?

СЛАЙД 6 .

Мать Михаила Морозова, Маргарита Кирилловна, впоследствии писала об этом произведении:

«Этот портрет передаёт не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила».

СЛАЙД 7.

— Какие слова и выражения помогут нам описать картину?

СЛАЙД 8.

На картине автор изобразил мальчика четырёх лет. Это и есть Мика Морозов. Он сидит на стуле и позирует художнику. Весь его вид говорит о том, что ему хочется вскочить и побежать на улицу, гулять, а не сидеть на одном месте. Глядя на мальчика можно предположить, что он только проснулся. На него одета белая ночная рубашка. Светлые кудрявые волосы взъерошены. И на лице просматривается еще ночная пелена. На щеках у ребенка виднеется румянец, розовые губы слегка приоткрыты, как бы что-то хотят спросить, а темные глазки смотрят вдаль, в надежде, что скоро можно побежать куда-то. Весь его детский образ выражает непосредственность, наивность, послушание. На темном фоне стены, этот маленький кудрявый мальчик похож на светлого ангелочка. Он весь светится добротой и лаской. Он хочет бежать, изучать что-то новое, яркое. И это не странно. Он еще совсем маленький и такое чувство, как смирение ему еще не знакомо.

3 стр., 1291 слов

От 1 лица по картине Мороз и солнце Цыплакова (от первого лица)

... заснеженного рисунка. ` Мороз и солнце (от первого лица) Популярные сочинения В начале 1860-ых годов Иван Тургенев трудился над своим произведением под названием «Отцы и Дети», которое по сей день ... увидел красочное полотно «Мороз и солнце», которое как я узнал, целиком повторяет поэтическое произведение А.С. Пушкина. Написал это чудо Виктор Цыплаков по мотивам выдающегося отечественного писателя ...

Сама картина кажется очень живой, легкой. На ней изображено детство. Наверное, каждый, кто смотрит на Мику Морозова, узнает в нем себя в четыре ода. Восхитительнее воспроизведение Валентина Серова «Мика Морозов» возвращает всех в свое безропотное детство. Заставляет забыть о суете и переживаниях .

— На кого похож маленький Мика?

СЛАЙД 9

Мы рассматриваем картину В.А.Серова «Мика Морозов».

На картине изображён … мальчик …лет. Его зовут … .

(Описание мальчика)

Он сидит … . Мика одет в … . На тёмном фоне стены этот кудрявый мальчик похож на … . Он светится … .

Весь его вид говорит о том, что … . Мика (какой?) … .

(Концовка)

( Мне нравится эта картина, потому что Мика очень милый. Его хочется потискать.

Мне очень понравилась эта картина потому, что мальчик, мне кажется, был шалун, и поэтому очень похож на меня. Ведь я в детстве была такая же шалунья.

Мальчик, изображённый на картине, вызывает у меня умиление. Сразу представляется, какой это был милый, непослушный, но очень весёлый малыш.)

5. Заключение

— Как вы думаете, кем стал Мика Морозов?

Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) стал известным критиком, переводчиком, исследователем великого английского драматурга и поэта Вильяма Шекспира.

Вот так давным-давно Валентин Серов изобразил маленького мальчика и сумел передать его внутренний мир: доброту, живость, непосредственность, любознательность — черты, которые Михаил Михайлович сохранил на всю свою жизнь.

В таком предвидении и заключается