Урок русского языка « «Любимая мама», 3 класс учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Урок развития речи.

Сочинение «Любимая мама».

(3 класс)

( 2 часа)

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Цели урока : 1. Обучающая : продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам .

2. Развивающая : развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков ; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывающая : формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.

Оборудование и учебно — методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: « Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь « Мамин портрет», « Пословицы о маме», презентация к уроку, музыкальная запись песни « Мама».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

Самостоятельная работа;

Работа в парах;

Работа в группах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Структура урока:

1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Целевая установка.

4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... бального танца. Была написана основная часть теоретических материалов по теме, которые легли в основу первой главы дипломной работы. На этом же этапе осуществлялась часть работ по анализу деятельности ... личности учащихся являются спортивные бальные танцы. Например, Н.В. Рубштейн, рассматривает спортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных, развивающих гармонично все ...

5. Работа над планом сочинения.

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.

а) Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

б) Физкультминутка с мячом « Моя мама».

в) Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

г) Подбор эпиграфа.

7. Составление устных сочинений о маме.

8. Анализ сочинений по памятке.

9. Орфографическая подготовка.

10. Самостоятельное написание сочинений.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

13. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности . ( Слайд 2)

-Я вновь рада нашей встрече.

Доброе утро, солнцу и птицам,

доброе утро приветливым лицам,

и каждый становится добрым, доверчивым,

пусть доброе утро длится до вечера!

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

« С малой удачи начинается большой успех».

— Как вы его понимаете?

2. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Речевая разминка.

— Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово это – зов и заклинание,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого сознания,

Первая улыбка малыша.

Это слово сроду не обманет.

В нём сокрыто жизни существо.

В нём – исток всего. Ему конца нет.

Я произношу его…

— Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов?

( Мама)

— Почему лучше слова « мама» нет в мире?

2 стр., 991 слов

Сочинение семья начинается с детей

... семьи и дети. Ребенок в семье приносит много смеха и веселья. Когда он маленький, то в доме всегда происходит какое-то движение, мир не замирает, не стоит на месте. Жизнь с детьми ... семью и подарить свою любовь. Также читают: Картинка к сочинению Дети в семье Популярные сегодня темы ... всякие интересы… Осознанность начинается, я считаю, с первого класса. У ... Вот раньше мне мама говорила идти спать ...

— Каким настроением окрашено это стихотворение?

— С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь , потренируйтесь в парах , подготовьтесь читать выразительно.

( Чтение стихотворения детьми).

( Звучит музыкальная запись песни « Мама».)

— « Мама, мамочка!» Сколько тепла таит в себе это магическое слово.

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, ходить.

Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал названия птиц и цветов. Мама помогла тебе увидеть первую снежинку.

Мама всегда была с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы».

Ю. Яковлев.

Давайте ласково произнесём слово « мама» . Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему?

А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?

( Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками).

Как вы порадовали своих мам в день 8 Марта?

— Только ли в этот день можно радовать мам?

( Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)

Кто из вас слышал о светлом празднике День семьи, который отмечается в нашей стране в мае месяце? ( Слайд 4)

( 15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям, что семья – это основа общества, что многие семьи нуждаются в поддержке и защите со стороны правительств; показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.)

Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама — это хранительница семьи, домашнего очага?

— Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?

( Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о

маме).

Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?

( Показ литературного сборника « Мама»).

— Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?

2 стр., 958 слов

Сочинение семья и друзья в моей жизни

... них попал в сложное положение. Семью и друзей на одну ступень ставить нельзя, каждый из них занимает свое место в жизни человека. Каждый играет большую роль в судьбе и жизни человека. Дополняя друг друга, они ... классик: «Ты просто будь мне самой верной, и я пойду за тобой до самого конца». Семья и друзья Несколько интересных сочинений Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского ...

( Нет, это долгая и кропотливая работа.)

— Я предлагаю приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.

3.Целевая установка.

— Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?

— Поставьте перед собой цель на урок.

( Высказывания детей)

— Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».

Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.

4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама». ( Слайд 5)

Прочитайте заглавие и определите тему сочинения .

(Тема — о маме.)

Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?

( Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.

Как мама заботится о родных.

Чем мама любит заниматься в свободное время.

Что у мамы золотые руки.

Что она наш самый лучший и надёжный друг…)

Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?

( Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.)

— Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.

Я тоже хочу вам помочь.

Предлагаю написать сочинение в художественном стиле , то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

Выбрать тип текста — описание с элементами повествования и рассуждения .

Идея сочинения будет заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама — самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.

5. Работа над планом сочинения. (Слайд 6)

— Прочитайте примерный план сочинения.

План.

6 стр., 2587 слов

Материал мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе

... СЛАЙД 11 Осмысливаю вступление и заключение. Они должны быть логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Особую трудность в написании сочинений ... над сочинением предваряем прочтением книг. В любом классе есть ученики, которые не читают, даже если это небольшой рассказ. Поэтому по каждому направление тем в классе мы прочитали по нескольку ...

1. Вступление.

2. Основная часть. Моя мамочка.

1) Моя мама — самая красивая и добрая:

— глаза;

— волосы;

— голос;

— походка;

— характер.

2) У моей мамы золотые руки .

3) Мама – мой лучший друг.

3. Заключение. Я люблю свою маму.

— Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану?

( Из трёх частей.)

— Обратите внимание на то, что основная часть состоит из трёх микротем: « Портрет мамы», « У моей мамы золотые руки», « Мама – мой лучший друг».

О чём мы напишем во вступлении?

( Нужно назвать маму и выразить общее впечатление)

— О чём расскажем в основной части работы?

( а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер.

б) Докажем, почему мамины руки можно назвать «золотыми»: какую работу мама выполняет по дому, чем любит заниматься в свободное время;

в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем ей все свои секреты.. .)

А о чём напишем в заключительной части?

( Напишем, почему мы любим свою маму).

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения. (Слайд 7)

— Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.

1 . Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

Поработайте в парах с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

— Прочитайте описание портрета мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме.

(Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)

2. Физкультминутка с мячом « Моя мама»

— Поиграем. Я вам буду бросать мяч, а вы, называя черты характера своей мамы, будете возвращать мяч обратно.

( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.)

3 стр., 1145 слов

Психологический портрет сочинение описание 8 класс

... творческая работа. — Вы прочитали и послушали несколько описаний портретов, теперь вы должны будете сами написать сочинение, в котором дадите психологический портрет изображенного на нем героя. для этого вы можете ...

3. Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

Продолжите работу в парах с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

— Предлагаю вам прочитать стихи и отрывки из произведений мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.

— Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях? Зачитайте. Определите, к какой микротеме они подходят.

(Дети зачитывают понравившиеся стихи и отрывки из произведений)

4 . Обобщение работы по карточкам.

— Итак, используя тематический словарь « Мамин портрет» и выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли, мы с вами сможем справиться с основной частью нашего сочинения?

( Ответы ребят)

5 . — Каким предложением можно закончить сочинение?

( Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.)

6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 8, 9)

— Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.

— К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.

— Что такое эпиграф?

( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)

— В качестве эпиграфа часто используются пословицы.

— О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?

Работа в группах.

Соберите пословицы и объясните их значение.

( Каждой группе — по 2 конверта с разрезанными пословицами.)

Птица рада весне, а ребёнок – матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская ласка конца не знает.

При солнышке – тепло, а при матери – добро.

Нет такого дружка, чем родная матушка.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Всякой матери своё дитя мило.

У сына болит пальчик, а у матери сердце.

( Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл)

— Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?

7. Составление устных сочинений о маме. ( Слайд 10)

( план, карточки)

— Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.

3 стр., 1177 слов

Сочинение по пословице не давши слово крепись а давши держись

... не бросят в трудную минуту и не подведут! Надо желать всем добра и делиться своей добротой, помочь хорошим советом, показать правильный поступок. Сочинение по пословице Дал слово ... язык», «заняться спортом», «позвонить маме», определяют течение нашей жизни. Держать слово – это мера ответственности, которую ... сильным и возвышающим чувством. Именно о нем А. С. Пушкин повествует в своем произведении « ...

( Заслушивание устных сочинений учащихся)

8. Анализ сочинений по памятке. (Слайд 11)

1) Понравилось ли сочинение и почему?

2) Раскрыта ли тема?

3)Удалось ли передать основную мысль сочинения?

4)Соответствует ли сочинение плану?

9. Орфографическая подготовка. ( Слайд 12)

  1. Рассмотрите схемы и перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:

, а; , но; за то, что; потому что;

____ =, =, =. ______ =, _____=.

2.Когда употребляют слова, записанные на доске?

Я думаю, …

По – моему, …

Мне кажется, …

(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)

  1. Правописание трудных слов можно посмотреть на карточках. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок при написании сочинения.

10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд13)

— Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?

— Кому удалось решить поставленную перед собой цель?

-Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?

— Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.

13.Домашнее задание.

— Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.