Урок развития речи
Сочинение «Любимая мама».
(3 класс)
(2 часа)
Учитель начальных классов – Старикова Л.П.
Цели урока:
- Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.
- Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.
- Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение:
- компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: «Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь «Мамин портрет», «Пословицы о маме», презентация к уроку, музыкальная запись песни «Мама».
Тип урока:
урок «открытия нового знания»
Виды деятельности на уроке:
- Беседа;
- Самостоятельная работа;
- Работа в парах;
- Работа в группах;
- Визуальное восприятие;
- Устные высказывания на тему;
- Подготовка к творческим заданиям.
Структура урока:
- Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Целевая установка.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности (Слайд 2)
— Я вновь рада нашей встрече.
Доброе утро, солнцу и птицам,
доброе утро приветливым лицам,
и каждый становится добрым, доверчивым,
пусть доброе утро длится до вечера!
— Прочитайте эпиграф нашего урока.
«С малой удачи начинается большой успех».
— Как вы его понимаете?
2. Актуализация знаний. (Слайд 3)
Речевая разминка.
Сочинения учащихся «Букет для мамы» учащихся по русскому ...
... урока детям было предложено написать сочинение «Букет для мамы», которое станет рукописным подарком и , несомненно, порадует не только мам, но и самих юных создателей. Вот некоторые из работ учащихся, ... мир; желтый на Руси означал радость; синий – благородство и преданность; красный – любовь … Поговорили и том, ... Создать весенний праздник лаской. Так будьте добрыми, простыми, Всегда с улыбкой на лице! ...
— Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
3. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы «Любимая мама».
4. Работа над планом сочинения.
5. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.
а) Работа с карточкой «Тематический словарь «Мамин портрет».
б) Физкультминутка с мячом «Моя мама».
в) Работа с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме».
г) Подбор эпиграфа.
6. Составление устных сочинений о маме.
7. Анализ сочинений по памятке.
8. Орфографическая подготовка.
9. Самостоятельное написание сочинений.
10. Самопроверка текста сочинений.
11. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
12. Домашнее задание.
Развитие и значение слова «мама»
Слово «мама» обладает особым значением и эмоциональной силой. В стихотворении Расула Гамзатова отражается его глубокое понимание того, что слово «мама» является зовом и заклинанием, содержащим в себе душу и искру первого сознания. Это слово не обманывает, оно сокрыто жизненной сущностью и является истоком всего.
Строки стихотворения наполнены теплом и любовью к матери. В них прослеживается настроение благодарности и признания важности роли матери в жизни каждого человека. Чтение стихотворения требует выразительности и передачи эмоций, чтобы полностью раскрыть его смысл.
Магическое слово «мама» несет в себе огромное количество тепла и любви. Оно связано с тем периодом жизни, когда ребенок еще не умеет говорить, но мать понимает его без слов и помогает ему во всем. Мама учит ребенка говорить, ходить, видеть и открывать мир. Она становится первым учителем, который помогает малышу познать окружающую действительность.
Роль матери в жизни человека невозможно переоценить. Она всегда рядом, и все, что ребенок видит и ощущает, начинается с мамы. Мама является первой Родиной для каждого из нас. Это особенно важно и значимо.
Значение слова «мама» для каждого из нас
Слово «мама» вызывает теплые и приятные эмоции. Произнося его ласково, мы ощущаем, как на душе становится теплее. Это связано с тем, что слово «мама» ассоциируется у нас с заботой, любовью и поддержкой. Оно символизирует близость и безусловное принятие.
Чтобы мамам было также тепло на душе, мы можем проявлять к ним заботу и любовь. Мамы радуются хорошей учебе, ласковым словам, правильным поступкам и подаркам, сделанным своими руками. Важно проявлять свою благодарность и признательность к маме, чтобы она чувствовала, как она важна и значима для нас.
Вывод
Слово «мама» является одним из самых значимых и любимых слов для каждого из нас. Оно несет в себе магическую силу и эмоциональную сущность. Мама — это первая Родина, учитель и поддержка. Важно ценить и любить свою маму, проявлять к ней заботу и благодарность.
Что значит слово семья в русском языке
... будет весьма тяжело в жизни. Поэтому важно вовремя осознать, что каждый из нас нуждается в родственниках и в тёплых понимающих отношениях с ними. ` Что значит слово семья в русском языке Популярные сочинения Птицы на протяжении ... мы с сестрой по очереди готовим ужин, потому что родители работают до вечера. В субботу печём с мамой печенье, сладкие пирожки или пироги — это уже давняя ...
— Как вы порадовали своих мам в день 8 Марта?
— Только ли в этот день можно радовать мам?
(Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)
— Кто из вас слышал о светлом празднике День семьи, который отмечается в нашей стране в мае месяце? (Слайд 4)
(15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям, что семья – это основа общества, что многие семьи нуждаются в поддержке и защите со стороны правительств; показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.)
— Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама — это хранительница семьи, домашнего очага?
— Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?
(Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о маме).
— Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?
(Показ литературного сборника «Мама»).
— Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?
(Нет, это долгая и кропотливая работа.)
— Я предлагаю приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.
3. Целевая установка.
— Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?
— Поставьте перед собой цель на урок.
(Высказывания детей)
— Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».
Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.
4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы «Любимая мама» (Слайд 5)
— Прочитайте заглавие и определите тему сочинения .
(Тема — о маме.)
— Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?
(Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.
«Мама-лучшее слово на свете»
... что угодно, только чтобы на ее лице не было печали. Лучше мамы в мире человека нет! Нужно чаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля! Моя мама – самый близкий для ... становится грустно, я всегда иду к маме. Мама – самый близкий друг, надежная защита и опора в трудную минуту. Закончить свое сочинение о маме я хотела бы стихотворением, которое ...
Как мама заботится о родных.
Чем мама любит заниматься в свободное время.
Что у мамы золотые руки.
Что она наш самый лучший и надёжный друг…)
— Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?
(Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.)
— Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.
— Я тоже хочу вам помочь.
Предлагаю написать сочинение в художественном стиле , то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.
Выбрать тип текста — описание с элементами повествования и рассуждения .
Идея сочинения будет заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама — самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.
5. Работа над планом сочинения (Слайд 6)
— Прочитайте примерный план сочинения.
План.
1. Вступление.
Тема: Моя мама
Вступление. Моя мама – самая родная, любимая и добрая женщина на свете.
Основная часть. Портрет мамы:
- Глаза – большие и красивые, цвета ореха. Они всегда находят мои глаза и говорят мне много слов, даже без слов.
- Волосы – длинные и шелковистые, цвета спелой пшеницы. Она ухаживает за ними, чтобы они всегда были блестящими и здоровыми.
- Голос – мелодичный и нежный. Он завораживает и успокаивает, когда нужно слово поддержки.
- Походка – уверенная и грациозная. Её ходьба всегда вызывает у меня восхищение.
- Характер – самый добрый, отзывчивый и заботливый, с которым я когда-либо встречался. Моя мама всегда рядом, когда ей нужны, и никогда не оставляет нас без внимания.
У моей мамы золотые руки:
Моя мама умеет всё! Она делает самую вкусную еду в мире, шьет мне самые красивые платья, вышивает красивые картины и всё домашнее рукоделие. Кроме того, она имеет уютный дом, есличто-то ломается, мама всегда умеет это починить.
Мама – мой лучший друг:
Моя мама – лучший друг. Она всегда поддерживает меня, когда мне нужно и помogает мне во всём, что только возможно. Мы часто бываем вместе: гуляем, вкусно готовим, и занимаемся любимыми делами.
Заключение
Я люблю свою маму. Она – самое дорогое и ценное, что у меня есть в жизни. Я благодарен ей за всё и никогда не перестану любить её!
Раздел 1: Введение
В данной работе будет рассмотрена тема «Мама» с использованием тематического словаря «Мамин портрет», а также стихов и отрывков из произведений мастеров слова. Целью работы является описание характеристик и качеств материнства, а также выражение своих чувств и мыслей по поводу своей мамы. Для достижения этой цели будут проведены различные активности и задания, которые помогут учащимся лучше понять и описать своих мам.
Как вы понимаете значение слова доброта сочинение 15 3 по тексту амлинского
... из основных высоких нравственных черт личности. По тексту Ю. Яковлева Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, ... это, потому что тогда легче жить. Герой текста Юрия Яковлева оценил поступок деда, пожертвовавшего ради него своей лепёшкой. Понимая это, маленький Коля не смог съесть ...
Раздел 2: Работа с карточкой «Тематический словарь ‘Мамин портрет'»
В начале работы учащиеся будут работать в парах с карточкой «Тематический словарь ‘Мамин портрет'». Они будут читать описание портрета мамы и подчеркивать эпитеты и образные выражения, которые соответствуют их мамам. Это поможет им лучше понять и описать характеристики своих мам.
Раздел 3: Физкультминутка с мячом «Моя мама»
Далее учащиеся будут играть в игру с мячом «Моя мама». Один учащийся будет бросать мяч, а другие будут называть черты характера своих мам и возвращать мяч обратно. Через эту игру дети смогут выразить свои мысли и чувства о своих мамах, описав их основные качества.
Раздел 4: Работа с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме»
После физкультминутки учащиеся продолжат работу в парах с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме». Они прочитают стихи и отрывки из произведений мастеров слова о маме и выберут слова и предложения, которые хотели бы использовать в своих сочинениях. Это поможет им расширить свой словарный запас и улучшить свои навыки в описании и выражении своих мыслей.
Раздел 5: Обобщение работы по карточкам
По завершении работы с карточками «Тематический словарь ‘Мамин портрет'» и «Давайте, друзья, потолкуем о маме», учащиеся смогут использовать выбранные образные выражения и слова мастеров слова для написания основной части своего сочинения. Это поможет им лучше описать и выразить свои мысли и чувства по поводу своих мам.
Раздел 6: Заключение
В результате проведенных активностей и заданий, учащиеся смогут составить основную часть своего сочинения о своей маме, используя тематический словарь «Мамин портрет» и выбранные слова и предложения мастеров слова. Закончить сочинение можно предложением: «Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.» Это выражение чувств и желаний по отношению к своей маме.
Раздел 7: Подбор эпиграфа
Для завершения работы учащиеся могут подобрать эпиграф, который отражает их отношение к своей маме. На слайдах 8 и 9 представлены различные эпиграфы, из которых они могут выбрать наиболее подходящий.
— Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.
— К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.
— Что такое эпиграф?
( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)
— В качестве эпиграфа часто используются пословицы.
— О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?
Работа в группах.
— Соберите пословицы и объясните их значение.
Интервью «В жизни у мамы самое главное» учащихся (9 класс)
... в их жизни сложилось замечательно, чтобы их окружали верные друзья. Мама, 37 лет - Мечта любой матери – это здоровье и счастье ее детей. Конечно, хочется, чтобы дети ... выслушайте стоя Сохраненное во всей красе Слово это древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все! … Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа. Это искра первая ...
( Каждой группе — по 2 конверта с разрезанными пословицами.)
Птица рада весне, а ребёнок – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская ласка конца не знает.
При солнышке – тепло, а при матери – добро.
Нет такого дружка, чем родная матушка.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Всякой матери своё дитя мило.
У сына болит пальчик, а у матери сердце.
( Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл)
— Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?
7. Составление устных сочинений о маме. ( Слайд 10)
( план, карточки)
— Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.
( Заслушивание устных сочинений учащихся)
8. Анализ сочинений по памятке. (Слайд 11)
1) Понравилось ли сочинение и почему?
2) Раскрыта ли тема?
9. Орфографическая подготовка. (Слайд 12)
- Рассмотрите схемы и перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:
, а; , но; за то, что; потому что;
____ =, =, =. ______ =, _____=.
2. Когда употребляют слова, записанные на доске?
Я думаю, …
По – моему, …
Мне кажется, …
(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)
10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.
11. Самопроверка текста сочинений.
12. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд13)
— Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?
— Кому удалось решить поставленную перед собой цель?
— Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?
— Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.
13. Домашнее задание.
— Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.