Урок русского языка « «Любимая мама», 3 класс учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Урок развития речи

Сочинение «Любимая мама».

(3 класс)

(2 часа)

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Цели урока:

  • Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.
  • Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.
  • Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение:

  • компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: «Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь «Мамин портрет», «Пословицы о маме», презентация к уроку, музыкальная запись песни «Мама».

Тип урока:

урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа;
  • Работа в парах;
  • Работа в группах;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Подготовка к творческим заданиям.

Структура урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целевая установка.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности (Слайд 2)

— Я вновь рада нашей встрече.

Доброе утро, солнцу и птицам,

доброе утро приветливым лицам,

и каждый становится добрым, доверчивым,

пусть доброе утро длится до вечера!

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

«С малой удачи начинается большой успех».

— Как вы его понимаете?

2. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Речевая разминка.

3 стр., 1292 слов

Сочинения учащихся «Букет для мамы» учащихся по русскому ...

... урока детям было предложено написать сочинение «Букет для мамы», которое станет рукописным подарком и , несомненно, порадует не только мам, но и самих юных создателей. Вот некоторые из работ учащихся, ... мир; желтый на Руси означал радость; синий – благородство и преданность; красный – любовь … Поговорили и том, ... Создать весенний праздник лаской. Так будьте добрыми, простыми, Всегда с улыбкой на лице! ...

— Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

3. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы «Любимая мама».

4. Работа над планом сочинения.

5. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.

а) Работа с карточкой «Тематический словарь «Мамин портрет».

б) Физкультминутка с мячом «Моя мама».

в) Работа с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме».

г) Подбор эпиграфа.

6. Составление устных сочинений о маме.

7. Анализ сочинений по памятке.

8. Орфографическая подготовка.

9. Самостоятельное написание сочинений.

10. Самопроверка текста сочинений.

11. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

12. Домашнее задание.

Развитие и значение слова «мама»

Слово «мама» обладает особым значением и эмоциональной силой. В стихотворении Расула Гамзатова отражается его глубокое понимание того, что слово «мама» является зовом и заклинанием, содержащим в себе душу и искру первого сознания. Это слово не обманывает, оно сокрыто жизненной сущностью и является истоком всего.

Строки стихотворения наполнены теплом и любовью к матери. В них прослеживается настроение благодарности и признания важности роли матери в жизни каждого человека. Чтение стихотворения требует выразительности и передачи эмоций, чтобы полностью раскрыть его смысл.

Магическое слово «мама» несет в себе огромное количество тепла и любви. Оно связано с тем периодом жизни, когда ребенок еще не умеет говорить, но мать понимает его без слов и помогает ему во всем. Мама учит ребенка говорить, ходить, видеть и открывать мир. Она становится первым учителем, который помогает малышу познать окружающую действительность.

Роль матери в жизни человека невозможно переоценить. Она всегда рядом, и все, что ребенок видит и ощущает, начинается с мамы. Мама является первой Родиной для каждого из нас. Это особенно важно и значимо.

Значение слова «мама» для каждого из нас

Слово «мама» вызывает теплые и приятные эмоции. Произнося его ласково, мы ощущаем, как на душе становится теплее. Это связано с тем, что слово «мама» ассоциируется у нас с заботой, любовью и поддержкой. Оно символизирует близость и безусловное принятие.

Чтобы мамам было также тепло на душе, мы можем проявлять к ним заботу и любовь. Мамы радуются хорошей учебе, ласковым словам, правильным поступкам и подаркам, сделанным своими руками. Важно проявлять свою благодарность и признательность к маме, чтобы она чувствовала, как она важна и значима для нас.

Вывод

Слово «мама» является одним из самых значимых и любимых слов для каждого из нас. Оно несет в себе магическую силу и эмоциональную сущность. Мама — это первая Родина, учитель и поддержка. Важно ценить и любить свою маму, проявлять к ней заботу и благодарность.

2 стр., 796 слов

Что значит слово семья в русском языке

... будет весьма тяжело в жизни. Поэтому важно вовремя осознать, что каждый из нас нуждается в родственниках и в тёплых понимающих отношениях с ними. ` Что значит слово семья в русском языке Популярные сочинения Птицы на протяжении ... мы с сестрой по очереди готовим ужин, потому что родители работают до вечера. В субботу печём с мамой печенье, сладкие пирожки или пироги — это уже давняя ...

— Как вы порадовали своих мам в день 8 Марта?

— Только ли в этот день можно радовать мам?

(Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)

— Кто из вас слышал о светлом празднике День семьи, который отмечается в нашей стране в мае месяце? (Слайд 4)

(15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям, что семья – это основа общества, что многие семьи нуждаются в поддержке и защите со стороны правительств; показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.)

— Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама — это хранительница семьи, домашнего очага?

— Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?

(Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о маме).

— Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?

(Показ литературного сборника «Мама»).

— Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?

(Нет, это долгая и кропотливая работа.)

— Я предлагаю приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.

3. Целевая установка.

— Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?

— Поставьте перед собой цель на урок.

(Высказывания детей)

— Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».

Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.

4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы «Любимая мама» (Слайд 5)

Прочитайте заглавие и определите тему сочинения .

(Тема — о маме.)

Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?

(Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.

3 стр., 1001 слов

«Мама-лучшее слово на свете»

... что угодно, только чтобы на ее лице не было печали. Лучше мамы в мире человека нет! Нужно чаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля! Моя мама – самый близкий для ... становится грустно, я всегда иду к маме. Мама – самый близкий друг, надежная защита и опора в трудную минуту. Закончить свое сочинение о маме я хотела бы стихотворением, которое ...

Как мама заботится о родных.

Чем мама любит заниматься в свободное время.

Что у мамы золотые руки.

Что она наш самый лучший и надёжный друг…)

Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?

(Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.)

— Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.

Я тоже хочу вам помочь.

Предлагаю написать сочинение в художественном стиле , то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

Выбрать тип текста — описание с элементами повествования и рассуждения .

Идея сочинения будет заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама — самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.

5. Работа над планом сочинения (Слайд 6)

— Прочитайте примерный план сочинения.

План.

1. Вступление.

Тема: Моя мама

Вступление. Моя мама – самая родная, любимая и добрая женщина на свете.

Основная часть. Портрет мамы:

  • Глаза – большие и красивые, цвета ореха. Они всегда находят мои глаза и говорят мне много слов, даже без слов.
  • Волосы – длинные и шелковистые, цвета спелой пшеницы. Она ухаживает за ними, чтобы они всегда были блестящими и здоровыми.
  • Голос – мелодичный и нежный. Он завораживает и успокаивает, когда нужно слово поддержки.
  • Походка – уверенная и грациозная. Её ходьба всегда вызывает у меня восхищение.
  • Характер – самый добрый, отзывчивый и заботливый, с которым я когда-либо встречался. Моя мама всегда рядом, когда ей нужны, и никогда не оставляет нас без внимания.

У моей мамы золотые руки:

Моя мама умеет всё! Она делает самую вкусную еду в мире, шьет мне самые красивые платья, вышивает красивые картины и всё домашнее рукоделие. Кроме того, она имеет уютный дом, есличто-то ломается, мама всегда умеет это починить.

Мама – мой лучший друг:

Моя мама – лучший друг. Она всегда поддерживает меня, когда мне нужно и помogает мне во всём, что только возможно. Мы часто бываем вместе: гуляем, вкусно готовим, и занимаемся любимыми делами.

Заключение

Я люблю свою маму. Она – самое дорогое и ценное, что у меня есть в жизни. Я благодарен ей за всё и никогда не перестану любить её!

Раздел 1: Введение

В данной работе будет рассмотрена тема «Мама» с использованием тематического словаря «Мамин портрет», а также стихов и отрывков из произведений мастеров слова. Целью работы является описание характеристик и качеств материнства, а также выражение своих чувств и мыслей по поводу своей мамы. Для достижения этой цели будут проведены различные активности и задания, которые помогут учащимся лучше понять и описать своих мам.

1 стр., 394 слов

Как вы понимаете значение слова доброта сочинение 15 3 по тексту амлинского

... из основных высоких нравственных черт личности. По тексту Ю. Яковлева Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, ... это, потому что тогда легче жить. Герой текста Юрия Яковлева оценил поступок деда, пожертвовавшего ради него своей лепёшкой. Понимая это, маленький Коля не смог съесть ...

Раздел 2: Работа с карточкой «Тематический словарь ‘Мамин портрет'»

В начале работы учащиеся будут работать в парах с карточкой «Тематический словарь ‘Мамин портрет'». Они будут читать описание портрета мамы и подчеркивать эпитеты и образные выражения, которые соответствуют их мамам. Это поможет им лучше понять и описать характеристики своих мам.

Раздел 3: Физкультминутка с мячом «Моя мама»

Далее учащиеся будут играть в игру с мячом «Моя мама». Один учащийся будет бросать мяч, а другие будут называть черты характера своих мам и возвращать мяч обратно. Через эту игру дети смогут выразить свои мысли и чувства о своих мамах, описав их основные качества.

Раздел 4: Работа с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме»

После физкультминутки учащиеся продолжат работу в парах с карточкой «Давайте, друзья, потолкуем о маме». Они прочитают стихи и отрывки из произведений мастеров слова о маме и выберут слова и предложения, которые хотели бы использовать в своих сочинениях. Это поможет им расширить свой словарный запас и улучшить свои навыки в описании и выражении своих мыслей.

Раздел 5: Обобщение работы по карточкам

По завершении работы с карточками «Тематический словарь ‘Мамин портрет'» и «Давайте, друзья, потолкуем о маме», учащиеся смогут использовать выбранные образные выражения и слова мастеров слова для написания основной части своего сочинения. Это поможет им лучше описать и выразить свои мысли и чувства по поводу своих мам.

Раздел 6: Заключение

В результате проведенных активностей и заданий, учащиеся смогут составить основную часть своего сочинения о своей маме, используя тематический словарь «Мамин портрет» и выбранные слова и предложения мастеров слова. Закончить сочинение можно предложением: «Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.» Это выражение чувств и желаний по отношению к своей маме.

Раздел 7: Подбор эпиграфа

Для завершения работы учащиеся могут подобрать эпиграф, который отражает их отношение к своей маме. На слайдах 8 и 9 представлены различные эпиграфы, из которых они могут выбрать наиболее подходящий.

— Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.

— К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.

— Что такое эпиграф?

( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)

— В качестве эпиграфа часто используются пословицы.

— О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?

Работа в группах.

— Соберите пословицы и объясните их значение.

4 стр., 1509 слов

Интервью «В жизни у мамы самое главное» учащихся (9 класс)

... в их жизни сложилось замечательно, чтобы их окружали верные друзья. Мама, 37 лет - Мечта любой матери – это здоровье и счастье ее детей. Конечно, хочется, чтобы дети ... выслушайте стоя Сохраненное во всей красе Слово это древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все! … Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа. Это искра первая ...

( Каждой группе — по 2 конверта с разрезанными пословицами.)

Птица рада весне, а ребёнок – матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская ласка конца не знает.

При солнышке – тепло, а при матери – добро.

Нет такого дружка, чем родная матушка.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Всякой матери своё дитя мило.

У сына болит пальчик, а у матери сердце.

( Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл)

— Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?

7. Составление устных сочинений о маме. ( Слайд 10)

( план, карточки)

— Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.

( Заслушивание устных сочинений учащихся)

8. Анализ сочинений по памятке. (Слайд 11)

1) Понравилось ли сочинение и почему?

2) Раскрыта ли тема?

9. Орфографическая подготовка. (Слайд 12)

  1. Рассмотрите схемы и перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:

, а; , но; за то, что; потому что;

____ =, =, =. ______ =, _____=.

2. Когда употребляют слова, записанные на доске?

Я думаю, …

По – моему, …

Мне кажется, …

(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)

10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд13)

— Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?

— Кому удалось решить поставленную перед собой цель?

— Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?

— Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.

13. Домашнее задание.

— Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.