РУССКИЙ ЯЗЫК 17 февраля, Урок развития речи по теме «Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы»»
Цели
Учебные материалы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа.
Учитель. Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)
Как на горке, на горе.
А кто по снегу.
— О чём это стихотворение? — В какое время года можно кататься с горы?
— Какие зимние игры вы любите?
III Рассматривание картины.
— Рассмотрите картинку. — Нравится ли вам эта картинка? Чем?
— Какое время года изображено? — Какой стоит день?
— Кто изображен на картине? — Что делают дети? Расскажите.
— Какое настроение у детей? — Как это изобразил художник?
IV. Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке. — Что такое сочинение? — Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».
— Что такое забавы? Как сказать по другому?
Дети: Игры, развлечения.
Сочинение зимний пейзаж
... и голодный, но очень довольный. День удался на славу. Хороши зимние забавы! Сочинения на тему Зима Зима – это чудесная пора. С неба ... но не склонится даже перед сильной бурей. Зимой знакомые пейзажи по-новому расцвечивает снег. В сумерках он синий, под ... Новый год, неся волшебство в каждый дом, одаривая долгожданными подарками детей и новыми надеждами – взрослых. Будут лютовать январские метели, ...
— Откройте тетради, запишите тему сочинения . — Обратите внимание на буквы, которые я выделила.
На доске: Зимн ие з а бавы.
V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.
— Вам нужно будет написать текст повествование. — Что отличает текст повествование от других видов текста?
Д. В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.
— Как называются части текста повествования?
Д. Вводная, основная, концовка.
На доске:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Концовка.
— Как вы думаете, как надо начать сочинение? — А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.
Карточка 1.
-
Был ясный зимний день.
-
Наступили зимние каникулы.
-
Весь январь стояли лютые морозы.
-
Ночью выпал пушистый снег.
Дети читают вслух по предложению.
— Что значит «лютые морозы»? — Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?
Д. Весь январь стояли лютые морозы.
— Почему? — Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.- Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.
Тип речи — рассуждение. Вводная часть сочинения-рассуждения
... сочинений-рассуждений фиксируются на доске и в опорном листочке). 4) Дискуссия «Способы написать вступительную часть сочинения-рассуждения». Из каких элементов состоит любой тест? (Начало (введение), середина (основная часть) ... -За занятие нужно, чтобы каждый разобрался со способами написания вступления к сочинению-рассуждению и попробовал воспользоваться одним из них. 2) Эвристическая беседа с ...
VI. Физкультминутка «Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
(Дети изображают ходьбу на лыжах.)
(Изображают бег на коньках.)
(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)
(Приседают.)
(Бегут на месте.)
V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)
— Как называется вторая часть текста повествования?
Д. Основная
— Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?
Д. Описать, что делают дети.
— Как надо начать эту часть?
Д. (предложения детей)
— Прочитайте слова, которые написаны на доске. На доске:( карточки со словами)
катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.
вышли во ребята двор
— Можно ли их назвать предложением? Почему?
Сочинение с чередованием гласных в корне слова осень
... этих словах, это и будет корнем. В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым пра%D 5D0лам. Эти корни можно объединить в четыре группы. Необходимые теоретические материалы ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Чередующиеся гласные, которые ...
Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)
— Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Д. Поменять слова местами
— Поменяйте местами слова. (Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)
— Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?
Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.
— Найдите красную строку и запишите это предложение правильно. — А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.
На доске 5 картинок (фрагментов картины).
— Составьте предложение к первой картинке.
Д. Миша и Петя играют в снежки.
— Сколько слов в предложении?
Д. Шесть.
— Какие орфограммы встретились?
Д. Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е , проверочное слово «снег».
— Посмотрите, как пишется слово сне ж ки. В этом слове пишется парная согласная ж. — Кто подберёт проверочное слово?
Бессоюзные сложные предложения
... всего будущего (Сим.). 3) бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности: А убьете - ничего не получите (Л.Т.); Любишь кататься - люби и саночки возить (Поел.). О бессоюзных предложениях типа: И будь не ...
Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)
У. Составьте предложение ко второй картинке.
Д. Катя и Таня лепят снеговика.
— Какие орфограммы встретились в этом предложении?
Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.
— Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.
Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.
На доске : табличка со словом СН . Г О ВИК
— А безударную гласную о нужно запомнить.
— Составьте предложение к третьей картинке.
Д. Лена катается на коньках.
— Сколько слов в этом предложении? Перечислите.
Д. Четыре слова. (Называют слова.)
Тире в бессоюзном сложном предложении
... расставляя знаки препинания, объясните постановку Двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Шмель пишет письма. (Не)вер..шь попробуй (как)нибудь ... в кузов. любишь кататься — люби и саночки возить. Волков бояться — в лес не ходить. Б) Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзных сложных ... лихам. (По Ю. Дмитриеву) Объясните правописание выделенного слова и приведите свои примеры на то же ...
— Какие орфограммы встретились в этом предложении?
Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а , проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.
— Посмотрите на слово «катается» , на конце пишется — тся .
На доске карточка со словом
— Составьте предложение по четвёртой картинке.
Д . Коля катается на лыжах.
— Сколько слов в этом предложении? Перечислите.
Д. Четыре слова. (Называют слова.)
— Составьте предложение по пятой картинке.
Д. Настя катается с горы на санках
У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.
Д. Шесть слов. (Называют слова.)
У. Какие орфограммы в этом предложении?
Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте
... из текста). Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста). В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация ... выразительной (пример из текста). Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста). Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения ...
Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».
У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.
Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.
Кто заметил ошибку?
Д. Повторяется слово катается.
У. Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.
Прочитайте слова на доске.
На доске карточки со словами:
У. Про кого из детей можно сказать идёт?
Д. Коля идёт на лыжах.
(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)
У. Про кого из детей можно сказать едет?
Д. Настя едет с горы на санках.
(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)
У. Про кого можно сказать скользит по льду?
Д. Лена скользит по льду на коньках.
(Под картинкой прикрепляется слова «ск о л ь зит по л ь ду».)
У. Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?
Д. В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» — мягкий знак – показатель мягкости.
Р/р. Роль местоимений-существительных в предложении
... речи. 119 Р/р. Сочинение-повествование с использованием местоимений- существительных. 6.03 Знать признаки текста-повествования. Уметь свободно излагать свои мысли. Функционально-смысловые типы речи: повествование. Правильное употребление местоимений в речи и тексте. Слова со значением ...
У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.
Д. Перечисляют 5 предложений .
У. Сколько предложений составили?
Д. Пять.
У. Сколько будет точек?
Д. Пять.
У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?
Д. Нет.
У. Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.
Дети записывают предложения в тетрадь.
У. Как называется третья часть текста повествования?
Д. Концовка.
У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.
Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)
У. Прочитайте предложения на карточке 2.
Карточка 2.
-
Весело ребятам зимой.
-
Весело ребятам зимой?
-
Весело ребятам зимой!
Д. Читают предложения вслух.
«Здравствуй, гостья-Зима»
... Подумай, о чем ты расскажешь в сочинении, какие описания включишь в текст; что самое главное вы хотите рассказать своим читателям, запишите на черновике главную мысль,она поможет вам построить сочинение. 5) Перечитайте свои записи на стр.“Зима” в тетради. Какие цитаты ты используешь в сочинении? ...
У. Чем отличаются эти предложения?
Д. В конце предложений стоят разные знаки.
У. Прочитайте вслух с разными интонациями.
Д. Читают предложения вслух.
У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.
Д. Весело ребятам зимой!
У. Почему подходит именно это предложение?
Д. Это предложение передаёт радость детей.
У. Назовите орфограммы в этом предложении.
Д. Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» — это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».
У. Найдите красную строку и запишите это предложение.
VII. Проверка
У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.
У. Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)
У. Удалось ли передать содержание картины?
VIII. Итог урока
У. Чему учились на уроке?
Д. Учились писать сочинение по картине.
У. О чём писали сочинение?
Д. Писали сочинение о зимних забавах детей.