«Здравствуй, гостья-Зима»

Сочинение

Вступительная часть: Подготовка к написанию сочинения по теме: «Здравствуй, гостья-Зима»

Урок проводит Муханова Бахытжан Темиржановна, учитель начальных классов.

Тема: подготовка к сочинению (урок – лекция); написание сочинения (2 часа)

Цели:

  • Создать творческую атмосферу, настроение;
  • Заинтересовать учеников темой;
  • Учить видеть прекрасное в окружающем мире;
  • Учить передавать свои чувства, впечатления, отношение к природе в своем сочинении.

Оборудование:

  • Оформление доски;
  • Магнитная запись П.И. Чайковского “Декабрь” (“У комелька”);
  • Георгий Свиридов “Метель” “Вальс”, “Метель” “Тройка”;
  • Выставка книг с произведениями о зиме;
  • Картины с изображением зимней природы.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит музыка Георгия Свиридова “Метель”, “Тройка”. Входит девочка в костюме зимы.

Зима: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: – Здравствуй, гостья-Зима! Просим милости к нам. Песни Севера петь. По лесам и полям!

Зима: – Спасибо за приглашение. Сегодня я поведу вас в увлекательное путешествие в чудесную страну Сочиняйку.

Учитель: – Кто из вас объяснит, почему эта страна так называется?

Ученики: – В этой стране сочиняют разные истории.

Учитель: – Правильно, ребята, ведь мы с вами уже не раз путешествовали по этой замечательной стране и сегодня вас ждут интересные встречи и истории. А кто вспомнит, что такое сочинение?

Ученики: – Сочинение – это сообщение мыслей на какую-то тему и построение их по порядку. Сочинение – это упражнение в речи.

Учитель: – Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим, какое толкование он дает этому слову.

Ученик: – (читает справку) Сочинение – от “сочинять”.

1. То, что сочинили, художественное, научное произведение.

2. Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.

Сочинать (историческое) – чин – порядок, со – значит вместе.

2. Сообщение темы и цели урока.

На этом этапе представляется тема и цель урока.

Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по одной из предложенных тем, познакомимся с отрывками из произведений русских поэтов и писателей, художников и композиторов, а затем сами напишем сочинение по одной из предложенных тем.

Темы сочинений – на доске.

Прочитайте темы будущих сочинений.

  1. Картинки зимнего дня;
  2. На лыжах по зимнему лесу;
  3. Школьный маскарад;
  4. Рождественская ночь.

Мы с вами поговорим о зиме, о красоте русской природы, о замечательном празднике – Рождестве, о школьном маскараде, а затем вы выберете тему для своего сочинения и постарайтесь последовательно изложить свои мысли на бумаге так, чтобы у вас получился связный рассказ.

3 стр., 1293 слов

Сочинение зима на осетинском языке

... этой чудесной поры. По русскому языку. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 класс Также читают: Картинка к сочинению Зима Популярные сегодня темы Наверное, каждый из нас был ... Тяжело зимой приходится птицам, которые не улетают на зимовку в тёплые страны. Им очень сложно находить пищу и укромные места, чтобы согреваться и пережидать метели и ...

Лекция, чтение отрывков из текстов художественных произведений.

Зима, картины родной природы, ожидание Рожества, Нового года навевают особые чувства. Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.

Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы (звучит музыка).

“Поет зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка….”

“Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу….”

Это отрывки из стихотворений Сергея Есенина.

А теперь послушайте, как описывает зиму Алексей Николаевич Толстой в своей повести “Детство Никиты” и постарайтесь представить себе картины нарисованные писателем. (Чтение главы “Сугробы”)

Приложение 2. Текст у каждого на парте, ребята работают с текстом, подбирая эпитеты.

После чтения:

  • Какие картины возникли в вашем воображении при слушании отрывка? (Ответы детей).

Писатель тонко приметил особенности зимы. Как восторженно он говорит о снеге (сияющий, нетронутый, чистый, белый, мягкий, сиял и блестел, хрустел) (вывешиваю на доску табличку: снег…).

О сугробах – большие, пушистые, выше крыши;

Зимний пейзаж

Зима пришла нежно, как хрупкое стекло. Её приход сопровождался морозным воздухом, который щипал в носу и колол иголочками щеки. Солнце, мглистое и красноватое, сияло над слоистыми облаками, искрясь своим теплым светом.

Следы полозьев на заснеженной земле напоминали стеклянные узоры, а деревья, огромные и покрытые инеем, выглядели как чудесные скульптуры из снега. Каждая веточка казалась точно из снега, и в этой зимней сказке они свесили свои снежные ветки, словно розоватые украшения.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы и радовались её приходу. Эта радость нашла отражение в нашем творчестве.

Радость прихода зимы

Смотря в окно, видел я свое родное место и первый снег, выпавший за окном. «Ура!» – кричали мы, дети, хором. «Ура! Ура! Пришла зима!»

Зима, зима на улице! Сугробы намело, и нам, детям, было очень весело. Всё вокруг стало белым, словно волшебство. Мы доставали санки и лыжи, готовясь отправиться на каток. Всё обещало быть весело, и скоро наступал Новый год.

Ожидание зимы

Утром, просыпаясь рано, я смотрел в окошко и ждал, когда зима придёт. Мне так хотелось, чтобы выпало хоть немножко снега. Я соскучилась по санкам и лыжам, и мечтала о том, чтобы зима наступила как можно скорее. Всё, что я делала, это смотрела в окошко и надеялась на приход зимы.

Физкультминутка: Зимний лес

Приглашаю вас в лес на физкультминутку под музыку П.И. Чайковского — «Декабрь».

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути –

12 стр., 5975 слов

Сочинение репортаж холодная зима

... снег! Всё для учебы » Сочинения » Сочинение на тему зима Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ): Сочинение на тему «Зима» Зима Зима ... зимой, чем ярче светит солнце, тем холоднее становится день. Когда лучи солнца падают на снег, ... календаре полон праздничных событий. Рождество – самый светлый праздник, ... можно увидеть на небе россыпь звезд. Некоторые художники ...

Ни проехать в лесу, Ни пройти.

Забежала коляда

На село,

В руки белые взяла

Помело.

Гей вы, нелюди-люди,

Народ,

Выходите с дороги

Вперед!

Испугалась пурга

На снегах,

Побежала скорей на луга.

Ветер тоже спросонок

Вскочил,

Да и шапку с кудрей

Уронил.

Утром ворон к березоньке

Стук….

И повесил ту шапку на сук….

Это стихотворение написал Сергей Есенин.

В зимнем лесу царит полное безмолвие. Только скрипит под ногами снег и иногда с деревьев падает свежий ком. На белоснежном покрывале видны следы животных: крестики от птичьих пальцев сорок, петли от мышей и ловкие следы зайцев. Воздух наполнен только шумом ветра в верхушках деревьев и тихим танцем падающих снежинок.

А вы уже обратили внимание на уникальность каждой снежинки? Их красивые формы напоминают сказочные кружева. Ведь снежинки это не просто белые, пушистые цветы, да еще и падающие с небес на рукавичку. Жаль только, что они так быстро растают.

Зиму мы любим не только за тишину и сказочность, но и за самый прекрасный праздник — Рождество. Мы считаем, что название «Рождество» означает чье-то рождение. Ведь в эту ночь родился Иисус Христос, и на небе зажглась новая звезда — Рождественская. Согласно преданию, когда родится человек, на небе загорится звезда, которая будет светить ему на протяжении всей жизни.

Морозная ночь походила на сказку. Воображение с легкостью создает картину зимней ночи, когда родился младенец Иисус. Стояла зима, повсюду снег, небо было полное звезд. Особенно ярко отделялась одна звезда, она росла и возвышалась над остальными. Множество людей собралось, чтобы увидеть этого новорожденного ребенка. Потом рассвет настал, и последние звезды сметали с небосвода. А новая звезда спустилась на землю, озарившая эту зимнюю ночь Рождеством.

Иван Сергеевич Шмелев рассказывает о Рождестве

В своем произведении «Лето Господне» главы «Рождество» и «Святки», Иван Сергеевич Шмелев описывает Рождество сказочно и красочно.

По словам автора, в это время очень холодно. Воздух промерзает, мороз столь сильный, что дым становится ледяным. На площадках города продают елки. Небо затянуто дымом, к которому цепляются иней и лед. Однако, в этой красоте особенно привлекает внимание одна звезда, которая все больше светит. Звон, доносящийся с неба, словно звон звезды, славит Рождество Божье. Снег и звезды становятся особыми, святыми и новыми рождественскими символами.

Слушание музыки «Метель»

Композитор Георгий Свиридов в своей музыке «Метель» и «Вальс» передает атмосферу и настроение зимнего времени. При прослушивании этой музыки, нужно представить себе то, о чем хотел рассказать композитор.

  • О чем, по вашему мнению, говорит эта музыка?
  • Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

Новогодний маскарад

Неотъемлемой частью праздника Рождества является новогодний маскарад. Расскажите, как вы ждали этот праздник и как готовились к нему. Как прошел сам маскарад и с каким настроением вы ушли домой?

2 стр., 900 слов

Сочинение сияй ташкент звезда востока

... народов зарождалась песня Давида Тухманова на стихи Р. Бабаджана в переводе Л. Ошанина «Сияй, Ташкент, Звезда Востока, столица дружбы и тепла». Прозвучавшая на эстраде, на радио и телевидении в 70 ... свои произведения для публикации на страницах очередного номера «Звезды Востока», гонорар же был перечислен в фонд восстановления Ташкента, номер получился крайне интересный, на его страницах были не ...

Работа с картинами и подготовка к написанию сочинения

Рассмотрите картины, нарисованные вашими ребятами, и попробуйте понять, что хотел изобразить художник и насколько ему это удалось. Какая из тем лучше подходит к каждой картине? Перед тем, как начать писать сочинение, послушайте сочинения ваших сверстников, подумайте о своем отношении к событию и как вы закончите свое сочинение.

Прочитайте предложенные темы и подчеркните ключевые слова в каждой из них, затем определитесь, о чем будете писать.

Запишите свой вариант завершения сочинения и подберите слова, которые помогут вам его написать.

Зима: Время Мудрости и Вдохновения

Зима — это время, когда мир приобретает особый характер и очарование. В этот сезон природа укутана покрывалом из снега, а холодные ветры напоминают нам о том, что пришло время уютных вечеров у камина и размышлений о жизни. Как сказал Эрих Мария Ремарк, «Зима пробуждает аппетит. Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное – лучшее лекарство.»

Это время года, которое вдохновляет нас на размышления и творчество. Генрих Гейне сказал, что «Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни.» Зима приносит моменты спокойствия, когда мы можем найти вдохновение и написать что-то прекрасное.

Борис Кригер напоминает нам, что, несмотря на холод и снег, важно не забывать о весне. Зима временами может быть суровой, но она временная, и всегда наступает время расцвета и обновления.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель видел в зиме нечто уникальное. Для него, зима — это не просто холодное время года, это лето, выкрашенное в зеленый цвет зимой. Это время, когда природа вспоминает о своей силе и красоте, скрытых под покровом снега.

И наконец, слова Джонатана Свифта напоминают нам о том, что зима может быть временем мудрости и научного роста. Для тех, кто ценит знание и образование, зима — это возможность учиться и расти, как золотая жатва в поле знаний.

Таким образом, зима — это время, которое приносит нам моменты уюта, вдохновения и размышлений. Она учит нас ценить тепло и красоту в холоде и помогает нам расти и развиваться как личности.

Завершение нашего путешествия

Наше путешествие по сказочной стране «Сочиняйка» подошло к концу, и нашим проводником была Зима. Давайте скажем ей «спасибо» за все уроки, которые она нам дала, и за вдохновение, которое она принесла в наши жизни.

Домашнее задание

Поделитесь своими впечатлениями от путешествия со своими близкими; прочитайте им свои сочинения, и, может быть, кому-то из вас захочется нарисовать иллюстрации к своему сочинению. Помните, что зима — это не только время холода, но и время вдохновения и творчества.

Сегодня и завтра — последние дни осени, после чего наступает зима. Пусть эта зима принесет в ваши жизни моменты уюта, вдохновения и новых открытий.

Зима — это особенное время года, которое вдохновляет многих людей на создание прекрасных произведений искусства. Как говорил Уильям Блейк, в дни посева мы учимся, в дни жатвы мы учимся, а зимой мы наслаждаемся плодами нашего труда.

Зима превращает падающую с неба воду и сердца людей в камень, как сказал Виктор Гюго. В это время года мы ощущаем особую магию и волшебство, радуемся снегопаду и напеваем песню из рекламы кока-колы. Зима — это ожидание лета, но в то же время это и радость от зимней красоты.

Каждую зиму мы удивляемся, как можно жить не в городе, и каждую весну начинаем понимать, что зима — это не только холод, но и уникальное время, когда природа спит, а мы можем наслаждаться тишиной и красотой.

На уроке «Подготовка к написанию сочинения по теме: ‘Здравствуй, гостья-Зима'» мы создадим творческую атмосферу, заинтересуем учеников темой и научим видеть прекрасное в окружающем мире. Главная цель урока — научить учеников передавать свои чувства, впечатления и отношение к зиме в своих сочинениях.

Оборудование:

  • оформление доски;
  • магнитная запись П.И. Чайковского «Декабрь» («У комелька»);
  • музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», «Тройка»;
  • выставка книг с произведениями о зиме;
  • картины с изображением зимней природы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие Зимы и песни Севера.
  3. Введение в тему урока.
  4. Проведение творческих упражнений и заданий.
  5. Подведение итогов и обсуждение результатов.
  6. Заключительное слово Зимы и прощание.

Зима — это время, когда мы можем наслаждаться красотой и спокойствием, вдохновляться на создание прекрасных произведений искусства, и передавать свои чувства и впечатления в своих сочинениях.

Подготовка к написанию сочинения

Учитель: Кто из вас объяснит, почему эта страна так называется?

Ученики: В этой стране сочиняют разные истории.

Учитель: Правильно, ребята, ведь мы с вами уже не раз путешествовали по этой замечательной стране и сегодня вас ждут интересные встречи и истории. А кто вспомнит, что такое сочинение?

Ученики: Сочинение – это сообщение мыслей на какую-то тему и построение их по порядку. Сочинение – это упражнение в речи.

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим, какое толкование он дает этому слову.

Ученик: (читает справку) Сочинение – от «сочинять».

  1. То, что сочинили, художественное, научное произведение. Приложение 1 . Справка из толкового словаря (у каждого на парте).

  2. Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.

Сочинать (историческое) – чин – порядок, со – значит вместе.

Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по одной из предложенных тем, познакомимся с отрывками из произведений русских поэтов и писателей, художников и композиторов, а затем сами напишем сочинение по одной из предложенных тем.

Темы сочинений – на доске.

Прочитайте темы будущих сочинений.

  1. Картинки зимнего дня;

  2. На лыжах по зимнему лесу;

  3. Школьный маскарад;

  4. Рождественская ночь.

Мы с вами поговорим о зиме, о красоте русской природы, о замечательном празднике – Рождестве, о школьном маскараде, а затем вы выберете тему для своего сочинения и постараетесь последовательно изложить свои мысли на бумаге так, чтобы у вас получился связный рассказ.

Лекция, чтение отрывков из текстов художественных произведений

Зима — великолепное время года, когда природа примеряет свою белоснежную одежду. Она навевает особые чувства у многих талантливых людей. В своих произведениях поэты, писатели, художники и композиторы с большой любовью описывают красоту русской зимы.

Одним из ярких примеров таких произведений являются стихотворения Сергея Есенина. В них он восхваляет снег, который сияет, мягок и хрустит под ногами. Также писатель говорит о сугробах, которые выше крыш и пушистые, о воздухе, который щиплет в носу и колет иголочками на щеках, и о зимнем солнце, которое мглистое, красноватое и сияет над слоистыми облаками.

Он также описывает следы полозьев, которые напоминают стеклянные, и деревья, покрытые инеем, каждая веточка которых выглядит как из снега. Все это создает впечатление о прекрасном зимнем мире.

Также радость от прихода зимы можно увидеть у детей, которые с радостью встречают первый снег и весело кричат «Ура! Пришла зима!». Они достают санки и лыжи, чтобы отправиться на каток. И, конечно же, они ждут скорого наступления Нового года.

Такие чувства и восторг перед зимой находят отражение в нашем творчестве.

Ветер и коляда

Ветер резвый уснул на пути –
Ни проехать в лесу, Ни пройти.
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.
Гей вы, нелюди-люди,
Народ
Выходите с дороги
Вперед!
Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей на луга.
Ветер тоже спросонок
Вскочил
Да и шапку с кудрей
Уронил.
Утром ворон к березоньке
Стук….
И повесил ту шапку на сук…..

Это стихотворение написал Сергей Есенин.

Зимний лес

Тихо, безмолвно в зимнем лесу, лишь снег скрипит под ногами, да изредка упадет с дерева свежий ком. Но кое-где на белоснежном покрывале видны следы; вот крестики тонких птичьих пальцев– сороки оставили; а тут мышиные петли – дорожки;там – хитрые заячьи следы. Тишина. Лишь ветер шумит в верхушках деревьев, да тихо кружась в воздухе, падают снежинки.

Падают снежинки

Как сказочные кружева падают снежинки на землю.

  1. На деревья, на кусты
    С неба падают цветы.
    Белые, пушистые,
    Только не душистые!
  2. Летят с небес снежинки
    Мне на рукавичку.
    Как жалко, что так быстро
    Падают невелички!

Зиму мы любим еще и за самый прекрасный праздник – Рождество. Как вы думаете, почему его так называют?

Рождество – значит чье-то рождение. Послушайте, я прочитаю вам стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда», постарайтесь представить себе картины, нарисованные поэтом.

Рождественская звезда

Чтение на фоне тихой музыки (Б. Пастернак «Миры» сочинения в 2-х томах, т.1 стр. 285).

(После чтения)

О чем это стихотворение?

Морозная ночь походила на сказку. В эту ночь родился Иисус Христос, и в честь его рождения на небе зажглась новая звезда – Рождественская.

В предании старом говорится,
Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему весь век.

Рождество в словах и воображении

Как говорит, поэт о морозе? О звездах? (Было холодно, дул ветер; небо – полное звезд)

Какие картины возникли в вашем воображении? (Стояла зима. Младенец. Кругом снег. Небо полное звезд, отдельно – мерцала звезда, она росла, возвышалась. Много людей пришло посмотреть на младенца. Светало. Рассвет последние звезды сметал с небосвода. Новая звезда спустилась на землю.)

Иван Сергеевич Шмелев о Рождестве

Иван Сергеевич Шмелев рассказывает нам о Рождестве. Послушайте, как он об этом говорит. (И.С. Шмелев “Лето Господне” главы “Рождество”, “Святки” в сокращении).

Приложение 3

После чтения

  • Как описывает автор Рождество?
  • Какие картины вы себе представили? (Ответы детей)

Очень холодно. Мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, дымно, туманно. На площадках города продают елки. Небо в дыму – меловое, в огне. На елках – иней. На стеклах – лед, с мороза. Вот, брат, красота-то! Вот появилась на небе одна звезда, Вторая звезда все больше… И звон! Как будто это звон звезды. Звездный звон певучий, плывет, не молкнет; звон чудо, звон – веденье, славит Бога в вышних – Рождество! Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды!

4. Слушание музыки.

Георгий Свиридов “Метель” “Вальс”

  • Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор.

После слушания

  • О чем хотел рассказать композитор?
  • Какие картины возникли в вашем воображении?

Ответы ребят

5. Непременный атрибут праздника – новогодний маскарад.

  • Вспомните, как долго вы ждали этого праздника, как готовились, кто вам помогал.
  • А как прошел Новогодний маскарад?
  • С каким настроением вы ушли домой?

Ответы ребят

6. Работа с картинами, подготовка к написанию сочинения.

Рассмотрите картины, нарисованные нашими ребятами, подумайте, что хотел изобразить на картине художник и как у него это получилось.

Сегодня и завтра — последние дни осени, после чего наступает зима. Это время года, наверное, любит столько же людей, сколько ее же, зиму, не переносит. За долгое время известные люди на раз и не два высказывали так называемые «крылатые» фразы, которые другие люди записывали. Все это было сказано не зря — сегодня мы с вами можем почитать о том, что говорили писатели, философы и просто умные люди о таком времени года, как зима.

Приложение №5

(Работа в тетрадях стр. 34)

1) Прочитайте темы, подчеркните в каждой формулировке ключевые слова. Подумайте, на какую тему вы будете писать сочинение.

Приложение 4)

3) Подберите и запишите слова.

4) Подумайте, о чем вы расскажете в сочинении, какие описания включите в текст; что самое главное вы хотите рассказать своим читателям, запишите на черновике главную мысль, она поможет вам построить сочинение.

5) Перечитайте свои записи на стр. «Зима» в тетради. Какие цитаты вы используете в сочинении?

6) А теперь запишите свои мысли по порядку, используя в своем сочинении цитаты о зиме.

7. Самостоятельная работа. 8. Чтение сочинений. Их анализ. 9. Итог урока.

– О зиме написано много: поэты и писатели рисуют зиму словами, художники – кистью и красками, композиторы – звуками. Я надеюсь, что вам непременно захотелось прочитать и другие произведения о зиме, и, поэтому, вы можете воспользоваться книгами с нашей книжной выставки.

Наше путешествие по сказочной стране «Сочиняйка» подошло к концу, нашим проводником была Зима, скажем ей «спасибо»!

10. Домашнее задание.

Поделитесь своими впечатлениями от путешествия со своими близкими; прочитайте им свои сочинения, и, может быть, кому-то из вас захочется нарисовать иллюстрации к своему сочинению.

Какой теме лучше подходит каждая из картины?

Прежде, чем приступить к написанию сочинения, послушайте сочинения ребят – ваших сверстников.

Зима пробуждает аппетит. Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное – лучшее лекарство. — Эрих Мария Ремарк

Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни. — Генрих Гейне

Самое главное в подготовке к зиме – не забывать о весне. — Борис Кригер

Наше лето только выкрашенная в зеленый цвет зима. — Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва. — Джонатан Свифт

Зима пришла. И сразу стало хорошо. — Шкалабалав

В дни посева учись, в дни жатвы учи, зимой наслаждайся плодами. — Уильям Блейк

После зимы – весна, после печали – радость.

Зима превращает падающую с неба воду и сердца людей в камень. — В. Гюго

Зима – это время, когда ты ждешь лета, но в то же время безумно радуешься снегопаду, и тихонько напеваешь песню из рекламы кока-колы.

Каждую зиму я удивляюсь, как можно жить не в городе, и каждую весну я начинаю это понимать.

Приложение  1

Приложение  2

</table