Рассуждение о пользе чтения 8 класс урок

Сочинение

Конспект урока развития речи в 8 классе.

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока:

Задачи:

образовательные:

развивающие:

воспитывающие:

Методы обучения:, Организационные формы:, Средства обучения:, Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока . (

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Темой вашего сочинения будет слово самовоспитание, с помощью него вы будете формулировать тезис к сочинению, чтобы сделать это правильно ,необходимо знать лексическое значение этого слова. Задание: определить лексическое значение слова:

Самовопитание

(Сначала учащиеся самостоятельно в тетрадях формулируют определение, а затем коллективное обсуждение и работа с цитатами и схемами на доске)

Самовопитание 1

Самовопитание 2

  1. Актуализация знаний.

Что еще важно знать перед тем как начать писать сочинение?

(Стили текста и типы речи.)

1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

временные или постоянные признаки предметов(явлений).

Объект описания всегда определён и раскрывается через

перечисление признаков. Предмет описания статичен,

действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование

событиях, действиях или состояниях. Основное его

3 стр., 1280 слов

Жаргонизмы в речи школьников учащихся (4 класс)

... присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (возрастных или территориальных) ограничений. Практически все учащиеся школы (будь то Нижний Новгород, Москва или Большое Козино) используют жаргонизмы при назывании ... при этом к кому обращена речь. Для этого необходимо много читать, не только знать нормы литературного языка, но и уметь анализировать живую речь, владеть навыками критики и ...

свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения.

Последовательность действий подчёркивается

что произошло?

Рассуждение

важной частью является указание причины или

следствий того или иного явления. Необходимым

компонентом являются аргументы (доказательства).

В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

тезиса и доказательств, авторы обычно в них

объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

опорная запись

1.Описание (КАКОЙ?)

2.Повествование (ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

3.Рассуждение (ПОЧЕМУ?)

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

  1. Работа над построением сочинения — рассуждения.

Слово учителя, Повторение схемы сочинения-рассуждения:

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

(НА ДОСКЕ)

-Тезис.

  • Аргументы

-Вывод.

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

2) Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для успешного выполнения нашей задачи.

Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить о произведении вам уже известном и ранее изученном.

Для анализа мы возьмём текст — отрывок из повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Отрывок » Буран в степи» необходимо рассмотреть в контексте всего произведения, так как основная мысль, которую должен увидеть ученик, заключается в самовоспитании характера молодого человека Петруши Гринева. Куда он направлялся, когда попал в буран? Почему он оказался в такой экстремальной ситуации? Эти вопросы должны помочь школьникам приблизиться к пониманию основной мысли в тексте.

1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

2. Вопросы классу:

  • Какова тема этого текста? (Главный герой-Петр Гринев попадает в буран).

  • Назовите стиль данного текста. (Художественный).

черты характера главного героя

изобразительно-выразительные средства

Особое внимание надо обратить на черты характера молодого барина:

мужество, достойное поведение, выдержанность

безрассудство и неопытность

3.Сейчас выполните тестовые задания к тексту, которые вам помогут сформулировать основную мысль текта.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:

Тесты к тексту

1.Определите тему текста:

2 стр., 517 слов

Рассуждение с элементами описания

... 7 класса. 3 мин. Группируются, объясняют свой выбор. Определяют тему. Записывают тему, ставят цели к уроку. Основная часть 1. Определение тем сочинения, идеи, стиля, типа. «Моё образование – мой капитал», «Роль знаний в ... работу и спросил: — Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос? — Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов. — ... о роли знаний. 2 гр. Работа с текстами. Выписы

а) Буран в степи

б) Мужество Гринева

в) Белое облачко на востоке

2.В каких словах выражена основная мысль автора?

а) Ветер завыл: сделалась метель.

б) Я выглянул из кибитки : все было мрак м вихорь

в) » Ну, барин, — закричал ямщик,- беда: буран.

3.Какие слова отражают настроение героя?

а)Тамошние метели

б) печальные пустыни

в) ясное небо

4.какие черты характера проявляются у главного героя в этом отрывке:

а) неуверенность в себе

б) сдержанность

в) надменность

5. Определите стиль отрывка:

а) разговорный

б) художественный

в) публицистический

6.Написать ответ на вопрос: (по вариантам )

1.Какие черты характера должен воспитывать в себе молодой человек, начинающий свой жизненный путь?

2.Какие моральные качества проявил Петр Гринев, когда попал в экстремальную ситуацию (спокойствие, храбрость, выдержку)?

3.Почему главный герой оказался на пути в Оренбург? Каков его священный долг перед Родиной?

4.Можно ли сказать что с этого события началось самовоспитание Петра Андреевича и переосмысление его жизненных ориентиров.

5. Вопросы классу:

» Беда. Буран. Все было мрак и вихорь»,(

6. Слово учителя:

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово САМОВОСПИТАНИЕ. В сочинении — рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:

«Что такое САМОВОСПИТАНИЕ?»

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.Выдвижение тезиса.

Вопросы классу:

  • Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова САМОВОСПИТАНИЕ .

С этим заданием мы работали в начале урока.

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может происходить самовоспитание? Что может послужить причиной для того чтобы заняться самовоспитанием ? И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент

2-й аргумент

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Можно вспомнить о том, как работали над собой великие люди.

  • Александр Невский,

    9 стр., 4193 слов

    Пример сочинения по тексту А.Дорохова Проблема воспитанности. ...

    ... В.Жуковский Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Толстой Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.Чехов 7 Структура сочинения-рассуждения ...

  • Дмитрий Донской,

  • Михаил Кутузов,

  • Василий Чапаев,

  • Георгий Жуков,

  • Лев Толстой,

  • Максим Горький и другие.

Л. Н. Толстой, Петра Великого, А.В.Суворов

Все вышеприведенные примеры из истории приводят к выводу, что великие люди только благодаря самовоспитанию стали великими. Но это не совсем так. У всех этих людей была цель, к которой они стремились всю жизнь. А самовоспитание стало мощным инструментом, помогающим им достичь этой цели. В стремлении к цели и заключается главный смысл критического отношения к себе, самосовершенствования и самовоспитания. Ребенку обязательно с раннего детства внушать мысль о том, что в жизни обязательно нужно к чему-то стремиться. Пусть не у всех есть шанс стать миллионером, банкиром, чемпионом мира или президентом. Точнее, шанс есть абсолютно у всех, только не у всех может хватить терпения достичь своей цели. Но стремиться к цели нужно обязательно, и самосовершенствоваться для ее достижения.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

  • Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

сочинения-рассуждения. Прочитайте их внимательно, попробуем вместе дополнить предложения.

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3., План сочинения, Пример написания, Речевые клише, Вводные слова, уместные в каждой части сочинения

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом).

Ком-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Самовоспитание – это…

Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это…

На мой взгляд, по моему мнению,

по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й — из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту А.С.Пушкина В предложении 30 и31 говорится о …, Доказательством также служит пример из …

Обратимся к тексту (автор).

Предложение №.

Доказательства находим в тексте(автор).

Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

(приводится конкретный пример)

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

Таким образом, самовоспитание…, Поэтому люди, …

Таким образом, итак, действительно,

2 стр., 838 слов

Где в тексте встречается пример патриотизма?Напишите его.Давно ...

... Нет тут твоих земляков, разговаривают ему в гавани. Исландия третью неделю туманы гонит. Откуда русским парусам в Лондоне быть? Не неудача, разговаривает матрос. ... его гул по душам да по ушам, только сейчас уж ничего сделать нельзя. Не снимать же колокол! А сними ... так он еще громче в людской молве благовестить начнет. Пускай уж висит, как висел, да с столичными кремлевскими ...

Слово учителя: подводя итог нашему разговору о самовоспитании, хотелось бы увидеть все, что было сказано сегодня на уроке, в ваших сочинениях.

V. Рефлексия.

«Что такое самовоспитание?»

один пример-аргумент

а второй —

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов., Работая над сочинением, пользуйтесь памятками и ответами на вопросы в ваших тестовых заданиях, Самоанализ результативности урока русского языка в 8 классе по теме

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

1.Преподавание уроков русского языка в 8 классе ведётся по программе под редакцией Т.А.Ладыженской , УМК: Русский язык. 9 класс,: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2013. Учебная нагрузка – 3 часа в неделю и 1 час –факультативный курс «Риторика».

2. В 8 классе обучаются дети с разной степенью мотивации. Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задания 15.1 части 3 – написание сочинения — рассуждения на эту же тему, но без подготовки Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки.Воспитывающие задачи: формирование нравственных качеств школьников; решались путем анализа текста и примерам из жизненного опыта учащихся.

3. Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

А также расширить знания по культуре речи, повторить сведения о стилях и типах речи, вести работу поразвитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

4. На уроке был использован комплекс мер и средств обучения –сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, , памятки, толковые словари. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, возрастных особенностей и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.

5. На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, а также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой, выдвижение гипотез, анализ, составление обобщающей таблицы-памятки.

6. Подготовка обучающихся к изучению новой темы началась с орфографической работы, расширения словарного запаса школьников, фронтальной беседы о стилях и типах речи, о композиции такого типа речи, как рассуждение.

7. В ходе работы над комплексным анализом текста была проведена самостоятельная работа с текстом и выполнением заданий в формате ОГЭ, предупреждением речевых ошибок в употреблении вводных слов.. Данный материал был рекомендован восьмиклассникам в качестве 1-го аргумента к сочинению. Для 2-ого аргумента были подготовлены выступления нескольких учащихся. Содержание нового материала соответствовало требованиям образовательной программы: научность, глубина, доступность, последовательность изложения, практическая направленность изучаемой темы.

5 стр., 2353 слов

Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому ...

... добиться высоких результатов в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе. Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной ... является восьмым в системе уроков развития речи в 10 классе, так как на нём проводится работа по подготовке к итоговому сочинению по четвёртому ...

8. Заключительный этап урока – рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем может быть он использован.

9.Успех урока объясняется удачным подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися.