Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»(учитель Вельмужова В.И.)
Цели:
1. Развивать устную и письменную речь учащихся. Совершенствовать умения и навыки написания сочинения — описания.
2. Учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.
3. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.
Оборудование: Репродукции картин: И. И. Шишкин «Зима», И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», А. А. Пластов «Первый снег», Н. П. Крымов «Зимний вечер», Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье». Запись музыкальных произведений о зиме.
Ход урока
Зима –одно из самых чудесных времён года! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Давайте вспомним, как поэты прославляли зимушку — зиму в своих стихотворениях. (Ребята читают отрывки стихотворений).
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. Фет).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит: («Зимнее утро» А. Пушкин)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» ...
... должны составить план сочинения. Образец плана: 1.Слово о художнике Г.Г.Нисском 2. Описание картины “Февраль. Подмосковье” а) Передний план картины б) ... по настроению? Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу? Поэты подчеркивают необычность зимней природы, ее красоту. Эти поэтические картины ... году? Сделайте вывод: о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Подготовка к сочинению по картине ...
И горят снежинки
В золотом огне. («Береза» С. Есенин).
Вопросы к учащимся:
1. Что объединяет эти стихотворения?
2. Одинаковы ли отрывки по настроению?
3. Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?
2. Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П. И. Чайковского — «Грёзы зимнею дорогой» (так называется произведение).
Грёзы — мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить — мечтать. (О чем мечтает композитор, вы ?) (Слов. работа).
3. Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения . Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:
Эпитет — художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Сравнение — изображение одного предмета путем сравнения его с другим.
Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
Мастера слова — писатели — очень часто используют эти средства выразительности в своих произведениях. Давайте проанализируем фрагменты текстов
Работа в группах 3 группы :1 — Аналитики (работа с анализом текста — по плану) –сильные+со средними способностями2. Лингвисты (найти эпитеты, метафоры, сравнения) сильные+со средними способностями23. Восстановить текст (слова для справок даны) — слабые
Карточки.
И. Бунин.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее огромное и удивительно нежное небо.
Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.
(Анализ текста учеником: общее впечатление от увиденного передается в предложении: «Какое великолепие и спокойствие!». Писатель использует эпитеты: «пушистые снега», «нежное небо», «пышные венцы». )
В. Тендряков
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из — под запорошенной земли взрыв.
По картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс
... надежды среди снегов и холодов. Описание для 5 класса Описание настроения картины Февраль. Подмосковье Популярные сегодня темы Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), ... и вдохнуть аромат хвойной свежести. Сочинение описание Февраль. Подмосковье Все художники изображали зиму по одному и тому же принципу, но Нисский решил произвести эксперимент и нарисовать ...
Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.
Пень выглядывает из — под тучной чалмы. Еловые лапы — если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, — прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.
(Анализ текста: мы видим, как снег преображает лес. В первом предложении ( Красив лес в снегу!) выражено отношение автора к увиденному. Писатель, создавая зимний пейзаж, использует сравнения и метафоры. Куст похож на взрыв, куча хвороста сравнивается с кружевом. Метафоры — пень выглядывает, еловые лапы строят рожи. )
4. Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму и запечатлели её на своих полотнах. Работа с иллюстрациями. Что объединяет эти картины?
Что такое пейзаж? Пейзаж — изображение природы.
Сегодня мы знакомимся с картиной художника Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Справка о художнике Г. Нисском
Георгий Григорьевич Нисский (1903 — 1987) — советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Творчество Нисского Г. Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем — его пейзажи наполнены движением и жизнью.
Беседа: О каком месяце зимы идёт речь? Чем славен этот месяц? Какие краски использует художник?
Рассказ о приметах(заранее подготовленным учеником)
Сохранились приметы, связанные с февралем:
В феврале сильные морозы — короткая зима.
Теплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Слово учителя:На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль — переломный месяц , переход от зимы к весне . Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся, он кажется липким. На улице стоит теплая погода, люди одеты по — весеннему. Небо, окрашенное в цвет заката, придает теплоту картине.
Обратимся к картине Нисского (беседа)
Бизнес-план Открытие школы вокала
... источников Ограничение ответственности Все мнения, выводы и оценки, содержащиеся в настоящем бизнес-плане действительны на дату его составления. Исполнитель не несет ответственности за ... бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Период планирования гг. Актуальность исследования февраль ...
Что видим на переднем плане картины?
Что изображено на заднем плане?
Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?
Какие краски и тона преобладают?
На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство.
На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом.
Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно — зеленые ели.
9. Февраль — последний месяц зимы, переход от зимы к весне. Как отражается на картине предчувствие весны?
10. Напишите, учитывая свои способности, небольшое сочинение по картине.