«Я — одуванчик» план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Тема: «Я – одуванчик»

Цели:

  • дать историческое и теоретическое знания об одуванчике;
  • познакомить с художественными описаниями природы;
  • пополнить словарный запас детей;
  • учить входить в заданный образ;
  • развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением;
  • развивать творческое воображение, художественный вкус к слову;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, фотографии, иллюстрации с изображениями одуванчиков, аудиозапись «Шум леса», «Времена года» — П.И. Чайковский, детские рисунки одуванчика на альбомных листах, словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

Заходя в класс, дети слышат звуки леса, щебетание птиц, журчание ручья.

2. Постановка темы урока.

Учитель: Вы когда-нибудь слышали эти чудесные звуки? Где можно услышать эти звуки?

Д: В лесу, на реке, на лугу.

У: Что вы услышали?

Д: Журчание ручья, пение птиц, шум деревьев.

У: Какое время года напоминают эти звуки?

Д: Весну, лето.

У: Весна приглашает вас в лес. Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы. Что можно увидеть и почувствовать?

Д: Тепло, тает снег, бегут ручьи, расцветают первые весенние цветы.

У: Не случайно в нашем классе появились эти волшебные звуки. Сегодня мы мысленно перенесёмся в весенне-летние дни: когда солнце бьёт в глаза, когда лёгкий ветерок ворошит нам волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы. Всё потому , что сегодня мы будем писать сочинение от имени цветка. А от какого цветка, сейчас вы узнаете:

Золотой и молодой

21 стр., 10185 слов

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

... уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ В ... редких животных, рептилий, птиц, растений, так как ... леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет ...

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

О каком цветке идёт речь? ( об одуванчике).

Слайд (одуванчик)

3. Работа над образными средствами языка.

У: Сейчас возьмите лист и запишите на середине печатными буквами слово «одуванчик». Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, придумайте «летние слова» и запишите их по вертикали. Например, первая буква о. Какие летние слова начинаются с этой буквы.

Д: Отдых, облака, оса, огурец…

У: Замечательно, приступайте к выполнению (дети думают, подбирают слова, записывают в вертикальные столбики).

Пусть теперь каждый поделится своими словами. Понравившиеся слова своих одноклассников записывайте себе в тетради, возможно, они пригодятся вам при написании сочинений (каждый ребёнок зачитывает свои слова, остальные дополняют свой словарный багаж).

Пример ответа ученика:

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

Б

Е

Л

Е

Р

Е

А

Г

А

Л

Р

Ы

Т

Б

Б

Й

Р

Н

А

Е

Б

Е

У

О

К

А

И

Ч

В

К

Р

З

А

К

К

О

А

О

У

О

К

Л

Ы

У: Все молодцы! Итак, для того чтобы писать от имени одуванчика, нужно всё о нём знать. А что вы о нём знаете?

Д: — Одуванчик – полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко. От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.

— Одуванчики цветут летом. У них жёлтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.

— Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.

У: В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е. трава, из которой дети плетут венки. Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветы, корни, листья используют в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное! Но особенно интересен одуванчик тем, что:

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Послушайте красивую легенду об этом цветке (включается аудиозапись на фоне музыки):

— Однажды южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но он был робок и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух. И юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал южный ветер, что не девушку любил он, а всё лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами.

У: Кому понравилась легенда? Запишем красивые выражения из легенды в тетрадь. Орфограммы подчёркиваем.

Физкультминутка.

Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – это лепестки одуванчика.

— Утро (дети раскрывают ладоши в виде цветка, тянутся вверх)

— Вечер (закрывают ладошки в виде бутона)

— Подул ветер – улетел цветок (соответствующие движения).

У: Днём луг, где растут одуванчики, кажется золотым. А вечером луг снова зелёный. Почему?

Д: Днём цветочки все раскрыты, а вечером лепестки закрываются.

У: Про одуванчик существует множество стихов и загадок. Кто, ребята, из вас желает рассказать? (задание: выучить стихотворение или загадку про одуванчик, дать заранее).

Всем остальным надо внимательно слушать и запомнить красивые выражения про одуванчик для своего сочинения.

Д: Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

У: Какие выражения запишем в тетради? (жёлтый сарафанчик, беленькое платьице, пышное, воздушное, послушное ветру) Орфограммы в словах подчёркивают.

Д: Золотисто-жёлтый днём,

Он зелёный вечером.

Подожди неделю-

Станет белый-белый.

Ещё подождёшь –

Только лысинку найдёшь.

( В тетрадь записывают выражения: лысинка, золотисто-жёлтый)

Д: Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

(Записывают: пышная шапка, длинная ножка)

Развитие темы

У: А теперь мы с вами попробуем сочинить стихотворение или синквейн про одуванчик (дети сочиняют стихотворение по заданным рифмам, например,

Я нашла цветок в лесу,

Но с собой не унесу.

Лишь возьму его в букет.

Дунет ветер – шапки нет).

У: А теперь давайте посмотрим на слайды (фотографии, картины).

Какие слова ещё можно подобрать к одуванчику? (пушистая шапочка, золотистый фонарик, маленькое солнышко, облачко зелёное, цыплёнок и т.д. Слова и выражения записывают в тетрадь)

Работа со словарём.

У: На доске записаны выражения, прочитать, записать в тетрадь, лексическое значение подчёркнутых слов искать в словаре: листья лежат по кругу; лёгок и полупрозрачен; похож на дымчатый хрусталь, но хрупок.

4. Рефлексия.

У: Все мы знаем, что одуванчики жёлтого цвета. Но, оказывается, не везде они жёлтые. На Земле существует больше двухсот видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет (рисунок цветка на листе бумаги).

А теперь сорвите свой одуванчик (вырезают) и прикрепите к подходящему рисунку (на доске три смайлика-«одуванчика»: весёлый, безразличный, грустный).

И так вы снова посадили свой одуванчик. А что же будет, если его выдернуть с корнем и бросить?

Д: Погибнет.

У: Нет, одуванчик так любит жизнь, и он так силён, что будет продолжать жить без земли и воды до тех пор, пока его лепестки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.

Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой такой же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.

5. Написание сочинений.

У: Дзинь… Глазки закрыли… Пришла добрая Фея и превратила вас в цветок (звучит плавная, трогательная музыка).

Вы цветок… Вы одуванчик… Ваша голова становится жёлтенькой чашечкой, руки становятся длинными листьями, тело превращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни. Солнце светит. Всем приятно, тёплые лучи проникают в вашу голову, вашу чашечку одуванчика. Вы… одуванчик.

Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Ведь мы пишем сочинение от имени одуванчика. Вам помогут слова и выражения, которые мы записали в тетрадь и план (план на доске: 1. Где я появился? 2. Какой я на вид? 3. Моя польза. 4. Чем я интересен? 5. Моя просьба.)