Тема: «Я – одуванчик»
Цели:
- дать историческое и теоретическое знания об одуванчике;
- познакомить с художественными описаниями природы;
- пополнить словарный запас детей;
- учить входить в заданный образ;
- развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением;
- развивать творческое воображение, художественный вкус к слову;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, ноутбук, фотографии, иллюстрации с изображениями одуванчиков, аудиозапись «Шум леса», «Времена года» — П.И. Чайковский, детские рисунки одуванчика на альбомных листах, словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
Заходя в класс, дети слышат звуки леса, щебетание птиц, журчание ручья.
2. Постановка темы урока.
Учитель: Вы когда-нибудь слышали эти чудесные звуки? Где можно услышать эти звуки?
Д: В лесу, на реке, на лугу.
У: Что вы услышали?
Д: Журчание ручья, пение птиц, шум деревьев.
У: Какое время года напоминают эти звуки?
Д: Весну, лето.
У: Весна приглашает вас в лес. Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы. Что можно увидеть и почувствовать?
Д: Тепло, тает снег, бегут ручьи, расцветают первые весенние цветы.
У: Не случайно в нашем классе появились эти волшебные звуки. Сегодня мы мысленно перенесёмся в весенне-летние дни: когда солнце бьёт в глаза, когда лёгкий ветерок ворошит нам волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы. Всё потому , что сегодня мы будем писать сочинение от имени цветка. А от какого цветка, сейчас вы узнаете:
Золотой и молодой
Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников
... уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ В ... редких животных, рептилий, птиц, растений, так как ... леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет ...
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
О каком цветке идёт речь? ( об одуванчике).
Слайд (одуванчик)
3. Работа над образными средствами языка.
У: Сейчас возьмите лист и запишите на середине печатными буквами слово «одуванчик». Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, придумайте «летние слова» и запишите их по вертикали. Например, первая буква о. Какие летние слова начинаются с этой буквы.
Д: Отдых, облака, оса, огурец…
У: Замечательно, приступайте к выполнению (дети думают, подбирают слова, записывают в вертикальные столбики).
Пусть теперь каждый поделится своими словами. Понравившиеся слова своих одноклассников записывайте себе в тетради, возможно, они пригодятся вам при написании сочинений (каждый ребёнок зачитывает свои слова, остальные дополняют свой словарный багаж).
Пример ответа ученика:
О |
Д |
У |
В |
А |
Н |
Ч |
И |
К |
Б |
Е |
Л |
Е |
Р |
Е |
А |
Г |
А |
Л |
Р |
Ы |
Т |
Б |
Б |
Й |
Р |
Н |
А |
Е |
Б |
Е |
У |
О |
К |
А |
И |
Ч |
В |
К |
Р |
З |
А |
К |
||
К |
О |
А |
О |
У |
||||
О |
К |
Л |
||||||
Ы |
У: Все молодцы! Итак, для того чтобы писать от имени одуванчика, нужно всё о нём знать. А что вы о нём знаете?
Д: — Одуванчик – полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко. От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.
— Одуванчики цветут летом. У них жёлтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.
— Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.
У: В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е. трава, из которой дети плетут венки. Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветы, корни, листья используют в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное! Но особенно интересен одуванчик тем, что:
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Послушайте красивую легенду об этом цветке (включается аудиозапись на фоне музыки):
— Однажды южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но он был робок и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух. И юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал южный ветер, что не девушку любил он, а всё лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами.
У: Кому понравилась легенда? Запишем красивые выражения из легенды в тетрадь. Орфограммы подчёркиваем.
Физкультминутка.
Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – это лепестки одуванчика.
— Утро (дети раскрывают ладоши в виде цветка, тянутся вверх)
— Вечер (закрывают ладошки в виде бутона)
— Подул ветер – улетел цветок (соответствующие движения).
У: Днём луг, где растут одуванчики, кажется золотым. А вечером луг снова зелёный. Почему?
Д: Днём цветочки все раскрыты, а вечером лепестки закрываются.
У: Про одуванчик существует множество стихов и загадок. Кто, ребята, из вас желает рассказать? (задание: выучить стихотворение или загадку про одуванчик, дать заранее).
Всем остальным надо внимательно слушать и запомнить красивые выражения про одуванчик для своего сочинения.
Д: Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
У: Какие выражения запишем в тетради? (жёлтый сарафанчик, беленькое платьице, пышное, воздушное, послушное ветру) Орфограммы в словах подчёркивают.
Д: Золотисто-жёлтый днём,
Он зелёный вечером.
Подожди неделю-
Станет белый-белый.
Ещё подождёшь –
Только лысинку найдёшь.
( В тетрадь записывают выражения: лысинка, золотисто-жёлтый)
Д: Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
(Записывают: пышная шапка, длинная ножка)
Развитие темы
У: А теперь мы с вами попробуем сочинить стихотворение или синквейн про одуванчик (дети сочиняют стихотворение по заданным рифмам, например,
Я нашла цветок в лесу,
Но с собой не унесу.
Лишь возьму его в букет.
Дунет ветер – шапки нет).
У: А теперь давайте посмотрим на слайды (фотографии, картины).
Какие слова ещё можно подобрать к одуванчику? (пушистая шапочка, золотистый фонарик, маленькое солнышко, облачко зелёное, цыплёнок и т.д. Слова и выражения записывают в тетрадь)
Работа со словарём.
У: На доске записаны выражения, прочитать, записать в тетрадь, лексическое значение подчёркнутых слов искать в словаре: листья лежат по кругу; лёгок и полупрозрачен; похож на дымчатый хрусталь, но хрупок.
4. Рефлексия.
У: Все мы знаем, что одуванчики жёлтого цвета. Но, оказывается, не везде они жёлтые. На Земле существует больше двухсот видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет (рисунок цветка на листе бумаги).
А теперь сорвите свой одуванчик (вырезают) и прикрепите к подходящему рисунку (на доске три смайлика-«одуванчика»: весёлый, безразличный, грустный).
И так вы снова посадили свой одуванчик. А что же будет, если его выдернуть с корнем и бросить?
Д: Погибнет.
У: Нет, одуванчик так любит жизнь, и он так силён, что будет продолжать жить без земли и воды до тех пор, пока его лепестки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.
Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой такой же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.
5. Написание сочинений.
У: Дзинь… Глазки закрыли… Пришла добрая Фея и превратила вас в цветок (звучит плавная, трогательная музыка).
Вы цветок… Вы одуванчик… Ваша голова становится жёлтенькой чашечкой, руки становятся длинными листьями, тело превращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни. Солнце светит. Всем приятно, тёплые лучи проникают в вашу голову, вашу чашечку одуванчика. Вы… одуванчик.
Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Ведь мы пишем сочинение от имени одуванчика. Вам помогут слова и выражения, которые мы записали в тетрадь и план (план на доске: 1. Где я появился? 2. Какой я на вид? 3. Моя польза. 4. Чем я интересен? 5. Моя просьба.)