III этап. Сочинение по картине.
-
Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.
Сегодня мы попадем в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.
Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Битва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Дети выполняют движения вместе с учителем.
«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. (2) Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золотые зернышки клюет. (4) Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. (5) Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»
Движения рук: (1) указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» — раздвинутым пальцам левой руки. (2) Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюет зерна. (4) С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются. (5) Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.
Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).
Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.
Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создает такие картины, как «Аленушка», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся поближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...
... если: планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; определить ... русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно ...
2. Подготовка учащихся к восприятию картины.
Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.
3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.
- Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)
Сказка — «Иван-царевич и серый волк».
Картина — «Иван-царевич на Сером Волке».
Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и у как бы соединяющий героев, а предлог на ? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки).
Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.
Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.
1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.
-
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.
-
Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
поскакал, помчался, поехал)
«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».
-
Рассматривание картины.
Рассматривание картины после ее сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определенного настроения и основной мысли.
-
Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Вопросы учителя к учащимся:
- Каково общее впечатление от картины?
- Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.
- Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?
— Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади — неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.)
Описание по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»
... бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом. Как написать сочинение по картине: рекомендации Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал ...
— Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины — Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?
- Сравните центр картины и фон. Как художник передает контраст между ними? (Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной — и темные, мрачные деревья, лишенные листвы;
- фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона;
- центральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т. д.)
- Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет;
- неясно, какое это время дня и года;
- здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка, и т. д.)
- Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли — он как бы летит над болотом;
- глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие;
- только этот персонаж картины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.)
-
Выявление основных микротем картины .
Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трех частей и написанной на доске.
Кто?Что? Какой? Что делает?, Иван-царевич смелый сидит верхом на Сером
храбрый крепко держит Елену
красивый с тревогой глядит назад
При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото и др.
7.Составление плана сочинения.
Структура текста-описания может быть предъявлена детям в виде графической или словесной модели. На ее основе составляется план сочинения.
План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею.
По картине «Иван-царевич на Сером Волке»
... Как написать сочинение по картине: рекомендации Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал русский художник Виктор ... сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3–4 класс , Вариант 1 Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке ...
Примерный план может быть таким:
а) Художник-сказочник.
б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.
в) Тайны волшебного леса.
г) Чувства, навеянные картиной.
8.Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана
Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Знаменитый русский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова…» и др.
9.Орфографическая подготовка.
Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.
10.Уточнение требований к основному типу текста
11.Самостоятельная письменная работа.
В зависимости от речевой подготовки класса учитель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана- царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной).
Поскольку это творческое задание рассчитано на самостоятельное решение темы, учитель плана сочинения не предлагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени одного из героев.
IV этап. Работа над редактированием текста.
Основные этапы:
-
-
Оценка учителем результатов работы класса в целом.
-
-
Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
-
Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».)
-
Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
Приведем пример сочинения учащегося, написанного от имени Серого Волка.
«Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.
Я легко несу свою ношу — Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.