Организационный момент
Учитель: — Здравствуйте ребята! Говорят, что в природе, как и у людей, есть свои праздники. Мы все очень внимательно следим за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Объяснение нового материала
1. Беседа.
Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.
Под Знаменем
Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей на «осеннюю» тему. Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много, только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:
Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села. А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко. Витя замолчал и стал вспоминать. Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня. Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит, — сказал Витя. Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка. Разве все это не чудесно? — спросил я. Витя подумал и сказал: «Чудесно». Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!».
Если бы после этого разговора, — скажет в заключение учитель, — ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.
Рассуждение «Природа — наш главный учитель»
... своей жизни способны защищать улей от врагов. научиться у птиц (лебединая верность) (человеку в своем развитии тоже нужно достичь каких- либо ... постоянно привнося в неё разнообразие. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий, и мы сегодня в этом убедились. Природу надо любить ... действий. Старанию и упорности- чего только стоит одна сота, созданная пчелой, а муравейник? А ...
2. Анализ готовых материалов к сочинению.
Выполнение упр. 61 начинается с рассматривания картины А. М. Герасимова. Что изображено на картине и что, прежде всего, привлекает внимание зрителя? (Естественно, на второй вопрос возможны различные ответы.) Важно подытожить: все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит, все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. И если бы мы стали подробно описывать эту картину, нам надо было бы показать, как удалось художнику передать то, что он увидел в природе, когда только что окончился сильный летний дождь.
Эта картина напоминает нам стихотворение А. Я. Яшина, которое также называется «После дождя» (см. упр. 56).
3. Собирание материалов.
После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).
- Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновленная природа.
- Круглый стол на резных ножках;
- букет цветов в кувшине;
- часть террасы;
- перила;
- угол дома;
- тени на полу;
- блеск мокрого пола;
- разбросанные по столу лепестки роз;
- опрокинутый стакан с водой;
- словно лакированный от дождя стол;
- пушистый букет роз;
- блестящие перила.
- Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов;
- густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада;
- ветви деревьев, обнимающие террасу.
Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.
4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа
На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.
III. Закрепление материала
1. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62).
Возможное описание картины А. М. Герасимова:
По картине Герасимова После дождя 6 класс
... блеском. Слева на картине художник изобразил круглый старинный столик на резных ножках. В кувшине на столике стоит бело-розовый букет цветов. Сильные порывы ветра во время дождя ... Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса) , Вариант 1 После дождя Глядя на картину Герасимова «После дождя», ... Смеясь, на землю пролила. ... почти свешиваются ветки деревьев, зелень которых, омытая дождем, ...
Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Я. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как сережки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит и крыша сарая вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.
Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.
IV. Подведение итогов урока
Составление плана сочинения.
1.Картина А. М. Герасимова «После дождя»
2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.
3.Сад после дождя.
4.Мое впечатление от картины.
V. Домашнее задание
Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.