Урок русского языка «Сочини загадку» (2 класс)

Сочинение
  • мешочек с яблоком для игры.

Ход урока:

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок,, Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,, Ответы полные давать, чтоб за работу получать, Только лишь оценку «пять».

  • Ребята, работать мы сегодня будем в парах, и проявлять свои творческие способности.

2. Минутка чистописания и словарная работа.

Запишите в тетрадь число, классная работы. И начнём мы с минутки чистописания. Сегодня повторим написание большой и маленькой букв Зз, а также соединение с гласными и согласными:

зв, зо, за, зу, зе, зя, зм.

Звериный зоопарк – заяц, зубр, зебра, зяблик, змея., А каких ещё животных вы знаете, узнаем в словарной работе.

Посмотрите внимательно на экран, прочитайте, если затрудняетесь, посмотрите на рисунок, запишите словарное слово:

  1. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,, Скачет, на лету резвится,, Не орёл, а всё же птица. (слайд № 1) воробей

  1. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (слайд№2) заяц

  1. Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,, И питается он листьями –, Листьями деревьев. (слайд№3) жираф

  1. Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?, Летом ест малину, мёд,, А зимой сосёт он лапу. (слайд №4) медведь

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,, Птица говорливая,, Самая болтливая., Вертится, стрекочет,, Весь день хлопочет. (слайд № 5) сорока

  1. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (слайд № 6) собака

  1. Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (слайд № 7) корова

А теперь проверим, как вы записали, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте вашу работу, оцените по шкале достижений.

9 стр., 4479 слов

Описание зайца наводнение. -описание по картине А.Н. Комарова ...

... Сочинение 4 Я вижу на этой картине зайца на ветке. Вот уж странная ситуация! С чего бы это зайцу там сидеть, он ведь не птица ... сочинения. Чтение сочинений, 2-3 сочинения., Вопрос классу: Каким настроением проникнуты сочинения ... Описание ... длиннее, ... 2 (Слайд 7) Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к данным словам и запишите ...

  • На какие три группы можно разделить всех этих животных?
  • Молодцы, ребята!

3. Формулирование темы и целей урока.

  • Чем мы сейчас занимались? (отгадывали загадки)
  • А вы хотите научиться составлять загадки?
  • Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
  • Чему будем учиться на уроке?
  • Правильно, сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.
  • Мы должны ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?

4. Решение проблемы.

  • Что же такое загадка? (Слайд № 8) В толковом словаре русского языка говорится:

Загадка: 1) изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2) нечто необъяснимое, непонятное.

Понаблюдаем за нашей проблемой.

Угадайте, кто это? Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами, любит мёд? Медведь.

Есть множество загадок об этом животном., Перед вами на столах лист, где напечатаны два текста, они же на экране: (слайд № 9)

  1. Медведь в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной,, А зимой, под вьюжный вой,, Спит в избушке снеговой., Чем отличается первый текст от второго?, Сравните эти тексты, где здесь загадка, а где стихотворение? Отметьте загадку знаком +

Почему вы считаете, что первый текст – не загадка? (в нём называется герой – медведь, в ней нечего отгадывать.)

  • А называется ли предмет в загадке? (нет)
  • Называется ли другой предмет, на него похожий? (да)

— Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о ком или о чём идёт речь? (да, указаны)

  • Как звучат строки, что особенного в их концовках? (рифмуются)

Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?, Запишите получившуюся загадку. Выделите изученные орфограммы.

Ученики записывают получившуюся загадку и выделяют орфограмму «безударная гласная в корне слова» зимой – зимы, сосной – сосны, большущую – больше, весна – вёсны.

Физминутка, У медведя дом большой,, А у зайца – маленький., Наш медведь пошёл домой,, А за ним и заинька., Мы зверяток провожаем и урок наш продолжаем., Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, а вот этот пальчик – я, вот и вся моя семья!!!

Волшебный сон, Реснички опускаются, глазки закрываются., Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем., Дышится легко, ровно, глубоко., Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена., Губы чуть приоткрываются, всё спокойно расслабляется,, Дышится легко, ровно, глубоко.

5. Индивидуальная работа.

Ученикам предлагается карточка для индивидуальной работы, на которой предусмотрены задания трёх уровней: лёгкий (предполагается один вариант ответа), средний (несколько вариантов ответов) и самый сложный (дописать самим две строчки в рифму).

13 стр., 6296 слов

Птицы — наши друзья

... спасти наши сады и поля от нежеланных насекомых. Сочинение Жизнь птиц зимой Что для зимующих птиц важно в суровые морозы? Важно быть сытыми. Еда помогает выработать энергию. Благодаря этой ... Шилина Альбина. Слайд 6 Описание слайда: Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей) Воробьи зимой предпочитают держаться поближе к человеку. В сильные ...

Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому. (слайд №10)

Удивительный ребёнок!, Только вышел из _______________________(пелёнок) –, Может плавать и нырять,, Как его родная _________________________(мать).

Утёнок

С ветку на ветку, быстрый, как мяч, скачет по __________ (лесу), Рыжий _________________________________(циркач).

Белка.

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

_______________________________(похлопочет над цветком),

_______________________________(он поделится медком).

Пчела.

Проверка (выслушиваются различные варианты детей).

6. Работа с памяткой.

  • Вы работали с готовыми текстами, а теперь попробуем сами сочинять загадки.

Для этого давайте познакомимся с памяткой, которая нам поможет сочинять загадки. (слайд № 11)

ПАМЯТКА.

  1. Выберите предмет и рассмотрите его.

  2. На что (на кого) он похож?

  3. Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым его можно отличить от всех других предметов.

  4. Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.

Самостоятельная работа учащихся., Выберите предмет и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку., Учащиеся на листках творчества записывают получившиеся загадки.

  • Кто готов загадать нам свою загадку?

Обобщение

  • Какова особенность загадок?

— Какие секреты загадок вы узнали? (предмет, о котором загадывается, не называется. Говорится о похожем на него предмете. Называются признаки, по которым его можно узнать.)

Рефлексия деятельности., Отметьте на своих листах творчества условным знаком, если я:

научился

испытываю затруднения

не научился

  • Понравился Вам урок?
  • Что было самым интересным?
  • А что было для вас самым трудным?
  • А в жизни вам пригодится сочинение загадок?
  • С удовольствием ли вы будете выполнять домашнее задание?

Домашнее задание: сочините загадку при помощи памятки и нарисуйте отгадку., Резерв урока:

  1. Рабочая тетрадь. Упр. № 175

  2. Игра «Что у меня?» Ученики задают вопросы, что за предмет у меня в мешочке. – это съедобное? (да)

  • круглое?
  • красное?
  • сладкое?
  • это яблоко?

3. Какие ещё загадки про медведя вы знаете?

4. загадки бывают не только в стихотворной форме, но и выражены простыми предложениями. Используют их в кроссворде.

12 стр., 5921 слов

В чем загадка характера хлестакова

... не менее, к вящей его выгоде. Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина В чем загадка характера Хлестакова?В чем загадка характера Хлестакова? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…»«Хлестаков – первое из ... фаталь­ной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собствен­ных целей, производя такое впечатление, ...

  1. Медведь в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной,, А зимой, под вьюжный вой,, Спит в избушке снеговой., Удивительный ребёнок!, Только вышел из _______________________ –, Может плавать и нырять,, Как его родная _________________________.

Утёнок

С ветку на ветку, быстрый, как мяч, скачет по ___________________

Рыжий _____________________

Белка.

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

_____________________________________________,

_____________________________________________.

Пчела.