Урок литературного чтения «Литературная загадка. загадок. Презентация этапов работы над проектом «Составляем сборник загадок»»

Сочинение

Тема урока : Литературная загадка. Сочинение загадок. Презентация этапов работы над проектом «Составляем сборник загадок».

Цели урока

  • познакомить с литературными стихотворениями – загадками К. И. Чуковского, Ульяницкой Л., Яхнина Л., родителей учеников нашего класса;

  • попытаться выявить характеристики литературной загадки в сравнении с народной, учить разгадывать и составлять загадки;

  • развивать память, речь, мышление, воображение;

  • учить работать в паре и группе.

Планируемые результаты

  • учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова;

  • сравнивать загадки разных авторов, в том числе и свои; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения;

  • сочинять загадки на основе подсказки в учебнике и самостоятельно;

  • отгадывать загадки на основе ключевых слов загадки;

  • работать в группе; презентовать свои страницы сборника загадок;

  • оценивать свои достижения.

Оборудование:

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Сегодняшний урок чтения начнём с речевой разминки. Зачем нам это нужно?

2.Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

12 стр., 5921 слов

В чем загадка характера хлестакова

... к вящей его выгоде. Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина В чем загадка характера Хлестакова?В чем загадка характера Хлестакова? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…»«Хлестаков – первое ... поверхностно­сти Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» — это действительно ху­дожественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что ...

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, только шевеля губами (немое кино),шёпотом, выразительно с разными интонациями: весело, удивлённо, сердито, обиженно.

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

  • Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?
  • Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, подводим предварительные итоги работы над проектом « Сочиняем сборник загадок», узнавая новое о них, будем пробовать себя в роли авторов загадок.

    4.

Работа по теме урока.

  • Маршрутом нашего путешествия будут странички ваших сборников загадок,

раскрываю створки доски

1 ) Первый пункт путешествии я — ИСТОРИЯ ЗАГАДКИ ( на доске страницы книг с предисловиями).

  • Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же такое загадка?
  • Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).

  • Что вы знаете об истории возникновения загадки, её роли в жизни людей?

Свою страницу книги сейчас презентуют Вяликов С., Аникин А., Ермолаева Н.

  • Что могут добавить ребята из групп?

Вывод учителя : Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас — забава. Загадка — мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

2) .Второй пункт путешествия СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ .

  • Работаем с учебником на с. 68.
  • Прочитайте 1-ую загадку сначала про себя, потом классу выразительно.
  • Что это? Как догадались ? (в старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семена разносятся лёгким дуновением ветра).
  • Прочитайте следующую загадку. Кто автор? Откуда мы знаем Л.Яхнина?
  • Что это? Какие слова в загадках помогли разгадать их? ( Слова, употребляемые для описания предмета в переносном значении, они указывают на признаки и свойства предмета).

в них перечисляются наиболее характерные признаки предмета, о котором придумана загадка

5 стр., 2176 слов

Урок русского языка » загадок»

... Только брать в букет не стоит Украшение лесное – Ландыш, – он красив на вид. Но, представьте, – ядовит! Сочинение загадок про ландыш. Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что ... другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку? Д.: Признаки данного предмета. Как звучат последние слова строк? Д.: В рифму. Слайд 2, картинка одуванчика. б) ...

  • Именно это поможет нам сочинять свои загадки.
  • Эти загадки народные или авторские? Чем они отличаются от народных?

( вспомните отличия авторских и народных сказок).

С народными загадками мы работали часто и даже проводили КВН. Сегодняшний урок о загадках авторских.

про Марьюшку и копеечку

Мы пробовали сочинять загадки, работая над сборниками своих загадок и в классе, и дома; и самостоятельно, и с помощью родителей.

  • Сегодня продолжим эту работу.

Сначала выполним задание в парах

____________________________________________________________

Слетает белой стаей, сверкает на лету, тает на ладони и во рту., Белый дед, старый, горбатый, лежит всю зиму — никто не поднимет. Весна придёт — сам уйдёт., Деревянные друзья, на которых можно лететь стрелой, но не летом , а зимой., Колючая, как ёж. Зимой ходит в летнем платье. Все готовят ей наряды., Пластмассово — железный. Говорить с ним бесполезно, а все с ним часто говорят., Хобот резиновый, желудок парусиновый. Любит глотать пыль и мусор., Стоит на столе молчком, задрав носишко. Если попросят, то сразу кланяется.

Ездит медленно и чинно по полотняному полю. К нему идут с морщинами и складками, а уходят красивые и гладкие.

Петушок без хвоста и гребешка. Весь день молчит, только утром кричит., Светится окошко, в нём живёт вся вселенная, но понарошку., Ночью всё преобразилось, засверкало серебром., Что за чудо то светило, что нам с неба светит мило? (, С ним нельзя дружить, потому что оно не живое., Оно повторяет все твои движения. (, Летит в окно на сладкий запах. Жужжит, кружит и всем надоедает. (, Летает, но не бабочка. Светится, но не лампочка. Маленький, но не муравей. (, Кисточка в его руке, белый холст на столе., Зиму превратит он в лето, ну, скажите, кто же это? (, Он несётся и пыхтит, он дымит и тарахтит., Возит грузы и людей по дороге из жердей. (, Он родом из жарких стран, его обожают мартышки (, Высоко живёт. От него всё растёт. (, Следующая задача обратная

3).

ПРИВАЛ с литературной загадкой

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literaturnaya-zagadkazagadok/

Её нам сочинили родители Марины Шулики, она нам её и проведёт.

Раз, два, три, четыре, пять,

Собрался некто погулять.

Одел кафтан неброский с коричневой полоской,

С серым жилетом, что носит зимой и летом.

Пригладил вихорок и вышел за порог.

Увидел голубей круг,

Расхаживающих важно вокруг.

Хотел пройтись точно так,

Да понял быстро, что ходить не мастак.

Может только летать и прыгать,

Да хвостиком ловко дрыгать.

5 стр., 2217 слов

Чудо - имя, которому книга

... книга это не только форма переплета или печатное издание, книга - это ... книге содержится; раздел, отдел в обширном письменном сочинении. Со времени изобретенья печатанья, свитки заменились книгами» [1]. «Книга ... открывает идейно-эстетические задачи поставленные автором. К художественным элементам композиции ... Книга действительно, настоящий друг и настоящее чудо, на любой вопрос можно найти ответ в книге, ...

Подскакал к голубям, хлеб клюющим,

И стащил у них кусок пребольшущий.

Голуби кричат: « Держи вора скорей!!!»

  • ???????????( хором).

4). Следующий этап путешествия: СОВЕТЫ СОЧИНИТЕЛЯМ.( страницы висят).

Авторы страниц с советами сочинителям презентуют свои страницы (Ваня, Еркеназ, Анна).

Что могут добавить ребята?

  • Сравните с советами в учебнике на с. 69.Читаем по цепочке.

5). Творческий этап : Мы – авторы ( висят обложки книг и чудо-дерево).

  • В среду в начальной школе — конкурс стихов К. И. Чуковского. К нему Еркеназ с мамой «вырастила» чудо- дерево. Сегодня на нём выросли книжки с загадками.
  • А мы подошли к последнему этапу: творческому. Вот обложки ваших книг

( авторы встают).

Сегодня добавим ещё страницу в ваши книги.

  • Пересаживаемся для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над этим проектом. Прошу гостей дать слово, на которое дети будут придумывать загадку.
  • А гостям мы тоже дадим слово. Выберите сами того, кто вам его придумает

если не захотят, раздаю страницы детских книг).

  • Проверка работы. Загадки доработать в группах и оформить в книжку.

8. ИТОГ УРОКА.