День памяти П.И. Чайковского Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бесс

Сочинение

День памяти П.И. Чайковского

Из века в век , из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие.

Д. Шостакович

В 1865 г. Чайковский окончил консерваторию с отличием ( диплом и серебряную медаль получил в 1870 г. после утверждения этих форм в Уставе консерватории), однако его выпускное сочинение — кантата « К радости» для солистов, хора и оркестра ( на сл. Ф. Шиллера) — было встречено петербургской музыкальной прессой достаточно холодно. Лишь Г. А. Ларош отозвался о ней восторженно, увидев в этом сочинении задатки великой будущности Чайковского.

Кантата Чайковского — произведение новаторское , в какой-то степени открывающее новые пути в развитии жанра, но важность ее не стоит переоценивать. Эта кантата, написанная Чайковским при окончании петербургской консерватории, ставшая первой в России экзаменационной консерваторской кантатой, знаменует начало нового этапа в русской музыке — начало профессионального музыкального образования. Существенного влияния на развитие жанра кантата Чайковского « К радости» иметь не могла хотя бы по той причине, что она осталась в рамках ученического произведения, при жизни Чайковского не издавалась и после выпускного экзамена ни разу не исполнялась. В 1890 году Чайковский писал П. Юргенсону в ответ на предложение об издании этого произведения: «Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности».

Подлинная авторская рукопись этого сочинения по сей день хранится в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории.

Для Чайковского в дальнейшем жанр кантаты остался произведением « на случай», по заказу он создал кантату « В память двухсотлетней годовщины рождения Петра I» на открытие Политехнической выставки в Москве ( 1872) и Коронационную кантату « Москва» ( 1883).

В 1872 г. в Москве проходила Политехническая выставка , приуроченная к двухсотлетию со дня рождения Петра Первого. Для ее торжественного открытия П.И. Чайковскому была заказана кантата на текст Я.П. Полонского. Первое исполнение сочинения состоялось 31 мая 1872 г. При жизни автора кантата не публиковалась. Рукопись партитуры, находившаяся в библиотеке конторы императорских театров, не сохранилась. В 1896—1898 гг. ее восстановил по оркестровым голосам библиотекарь Большого театра А.К. Фарский. На основе этой партитуры дирижер Ю.Н. Померанцев в 1902 г. сделал фортепианное переложение. В Полном собрании сочинений П.И. Чайковского и партитура, и клавир произведения, изданного под названием Кантата в память двухсотой годовщины рождения Петра Великого, подверглись значительным редакторским переделкам.

4 стр., 1660 слов

Аннотация на хор гуляющих и сцену из оперы «Пиковая дама» ...

... Радости". Это было задание Совета профессоров Петербургской консерватории, которое получил молодой Чайковской при окончании Петербургской консерватории. Эта кантата стала его дипломной работой. Использование текста, ... подлинно интернациональной, завоевав мировое признание. Хоровое творчество П.И. Чайковского Всю свою творческую жизнь Чайковский работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об ...

8 ( 20) марта 1883 Чайковский получил заказ на кантату от Коронационной комиссии, подготавливавшей торжественную коронацию императора Александра III. Текст был написан Аполлоном Николаевичем Майковым ( 1821—1897), Майков обратился к истории Москвы. Работу требовалось сделать как можно быстрее, последний срок был назначен на 17 апреля, но Чайковский к своему удивлению закончил кантату к 24 марта. Очень помогло ему то обстоятельство, что стихи Майкова сами по себе красивы и поэтичны, и дали ему возможность « не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в музыку долю чувства». Сам Чайковский говорил, что « кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана».

Кантата « Москва» состоит из шести взаимосвязанных эпизодов: трех сольных и трех хоровых

Произведение написано в стилизованном русско-былинном характере. В ее содержании отражены реальные исторические события:

  • татаро-монгольское иго ( хор « С мала ключика…»)
  • становление Московского княжества ( ариозо « То не звездочка…»)

1.ХОР « С МАЛА КЛЮЧИКА…» — эпическое повествование о зарождении Москвы и периоде татаро-монгольского ига.

2. АРИОЗО МЕЦЦО-СОПРАНО « ТО НЕ ЗВЕЗДОЧКА».

3. ХОР « ЧАС УДАРИЛ» — приветственный хор в стиле виватных.

4. МОНОЛОГ И ХОР « УЖ КАК ИЗ ЛЕСУ». Оркестровое вступление, далее идет былинный рассказ.

5. АРИОЗО « МНЕ ЛИ, ГОСПОДИ» для меццо-сопрано с оркестром. Глубоко выразительное, с распевной мелодией удивительно широкого диапазона. После небольшого более взволнованного среднего эпизода, возвращается начальная мелодия. Эффектный хоровой финал славления воспринимается как торжественное и праздничное завершение всей композиции.

6. «ПО РУСИ ПОШЕЛ СТУК И ГРОМ БОЛЬШОЙ».

Москва представлена в кантате символом могущества , величия и единства Руси.

Музыка носит эпический , былинно-повествовательный характер. Хоровые и сольные номера имеют различные драматические цели и характеры. Баритон — главный рассказчик, меццо-сопрано — воин, аллегорический образ Москвы, освободительницы славянских народов.

4 стр., 1892 слов

Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»

... но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин". Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, ... исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Режиссер И.В.Самарин. ...

Б.Асафьев относил « Москву» к типу лирической ( лирико-эпической) кантаты, в одну линию с которой встает « Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова.

Как жив он в нас , он будет жив для внуков…

Игорь Северянин