По творчеству П.И.Чайковского «Сила музыки»

Сочинение

Контактный телефон: 8 920 420 94 31

2015 год

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя

распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

П.И.Чайковский

. Я благодарна творению Чайковского: оно вернуло меня к жизни, помогло поверить в себя.

Пётр Ильич Чайковский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист — считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале, в г. Воткинске, в семье горного инженера, директора металлургического завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала мама, которая показала ему ноты и научила играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки…».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург. В 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

1 стр., 381 слов

Исследовательская работа по музыке «П. И. Чайковский музыка ...

... Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" ... в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной ...

В 1859 году Чайковский, окончив училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание — музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. Написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической выставки кантату «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского.

К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других сочинений.

Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы (цикл «Времена года»).

В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворённость жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869).

Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро»(1877).

Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия».

12 стр., 5739 слов

Оперы Чайковского и развитие музыкального театра

... действующих лиц, что так любили, например, Вагнер или Верди. Расцвет русской оперы. Чайковскому приходилось преодолевать много различных препятствий, чтобы поставить свои произведения на сцене. ... века. "Иван Сусанин", поставленный в 1836 году, положил начало важнейшей отрасли русской классической оперы - героико-историческому жанру. "Опера,- писал Чайковский в одном из своих писем,- имеет ...

Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь — и лирико-бытовая драма (по Островскому) «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина» (на сюжет, переведённый Жуковским), историко-бытовая опера «Опричник» (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных произведений «доонегинского» периода — лирико-комическая опера «Кузнец Вакула» по повести Гоголя.

Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин».

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создаёт в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина. Следующая опера этого десятилетия — «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского — лирико-трагическая и одновременно народно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина. В музыке он раскрывал смысл происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа «Пиковой дамы».

В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888).

Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888).

В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал своё известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвящённое памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал более 100 романсов: «На нивы желтые…», «Снова, как прежде, один», « Средь шумного бала», «Ночь», «Благословляю вас, леса», а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен: «Травка зеленеет», «Колыбельная в бурю», «Мой садик».

В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица». Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.

6 стр., 2921 слов

Произведение П.И. Чайковского «Времена года»

... Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме (не сохранилось), очевидно, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на ... сочинения цикла сведений крайне скудны. Известно, что в момент начала работы над ним в конце ноября 1875 года, Чайковский ... раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого ...

В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. Наконец, в 1893 году появилась Шестая симфония — вершина его симфонического творчества. «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал её одним из «наиискреннейших» своих произведений.

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижёрской) деятельности, работал музыкальным критиком.

Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры 19 века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы 20 века. Всё своё творчество П.И.Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с тёмными силами зла. Любой слушатель может сказать о музыке Чайковского – о чём бы ни говорил Чайковский, он всегда правдив и искренен. В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания, чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу .