Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим…», 8класс)

Сочинение

2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим…», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы — размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

  • Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?
  • Почему им захотелось сложить песню?
  • О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?
  • Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?
  • По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского — это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар­варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильствен­ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест­ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

  • Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус­ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня — произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка­кой — либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

  • Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни — русская свадьба, где у каждого из действующих лиц — невесты, жениха, свахи, дружки — свои «ро­ли», создававшиеся народом веками.

14 стр., 6964 слов

Жанровая специфика лирической песни

... русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/. В данной работе мы остановимся на лирической песне. ... прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко ...

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

  • На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

  • Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната­шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко­нечно, теперь мне и «милешенек»).

  • Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?

(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).

  • Какие поэтические особенности в песне можно выделить?

(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених — человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно — ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба­тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по­целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).

  • Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?

(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)

Домашнее задание.

1.Завершить анализ песни.

2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).

3.Индивидуальное задание — сообщение «Русская историческая песня».

План-конспект изучения теории литературы.

Пролог. Жанры. (9 класс)

Содержание урока

1. Чтение «Пролога»:

  • а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;
  • б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».

2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:

  • а) жанры фольклора;
  • работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;
  • б) различия фольклора и литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

  • в) общие жанры для фольклора и литературы.

3. Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).

4. Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»

Домашнее задание (дифференцированное):

1. Жанры фольклора.

2. Литературные жанры.

11 стр., 5397 слов

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

... поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором. ⦁ Стилизация под русское народное творчество. Фольклорные ... Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 5 (3) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по жанру ...

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

3. Сказка народная и литературная.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

4. Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?

5. Составить памятку-схему «Приметы жанра…»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.

План-конспект изучения драматического произведения.

Мольер. «Тартюф» (9 класс)

Содержание урока

1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.

2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.

3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.

4. Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Два варианта выполнения (по усмотрению учи­теля):

  • а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;
  • б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи;
  • приемы и способы создания образов героев, авторское отноше­ние к ним;
  • сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.