Работа по подготовке к сочинениям разных жанров по литературе в 6 классе (1 полугодие) — Литература — Методические материалы — Каталог статей — МБУ ДПО «УМОЦ»

Сочинение

Основная часть исследовательской работы

В данной части работы мы рассмотрим несколько русских обрядов и выявим их особенности и значение. Один из самых интересных и уникальных народных праздников в России — Масленица.

Масленица — это неделя перед Великим постом, которую отмечают весело и гостеприимно. Главным символом этого праздника являются блины, которые пекутся и угощаются на протяжении всей недели. Блины символизируют солнце и встречу весны.

Одной из особенностей Масленицы является проводы зимы. Для этого сооружается большое чучело, символизирующее зиму. Сопровождаемое песнями, чучело носится на древке и затем обычно сжигается. Таким образом, происходит символическое прощание с холодным временем года и встреча красавицы-весны.

Масленица является уникальным праздником, который не имеет аналогов ни в одной другой стране. Его красота и мудрость заключаются в том, что он объединяет людей, подчеркивает важность семейных ценностей, радости и общения.

Еще одним интересным русским обрядом является Троица. Этот праздник отмечается в день Святой Троицы, который приходится на понедельник после Пятидесятницы. Троица считается одним из главных религиозных праздников в России.

Особенностью Троицы является освящение воды. В этот день люди собираются у водоемов, чтобы освятить воду и принять омовение. Освященная вода считается священной и имеет исцеляющие свойства. Также на Троицу принято устраивать праздничные гуляния и пикники с семьей и друзьями.

Троица является символом единства веры и семьи. Ее красота и мудрость заключаются в том, что она напоминает о значимости религиозных традиций и семейных связей.

Таким образом, русские обряды воплощают в себе красоту и мудрость народа. Они помогают сохранить и передать традиции, укрепляют семейные и общественные связи, а также придают особую значимость и радость праздничным событиям.

Еще один необычный обряд — это колядки. Начинались они в канун Рождества, 6 января. Ряженые обходили дома, пели песни, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, развивала творчество людей.

Заключение

Русские обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу. Это и придает особую прелесть и мудрость народным праздникам.

9 стр., 4499 слов

Как на масляной неделе в потолок блины летели

... приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. Проводы Масленицы символизировали проводы зимы и были похожи на карнавальные шествия. Интернациональные блины Из-за простоты выпечки на сковороде блины ...

Первая работа над таким сочинением вызовет трудность в написании, однако дальнейшая работа приведет к отработке написания сочинения –рассуждения.

После изучения басен И.И.Дмитриева и И.А.Крылова дается сочинение, опять содержащее проблемный вопрос и требующее рассуждения: «Что осуждается в русских баснях?»

К моменту написания сочинения ребята должны знать, что такое басня, мораль, «эзопов язык», имена русских баснописцев и их басни. Важно найти общее в баснях разных авторов. В ходе анализа басен, предлагаемых программой, учащиеся должны правильно определить их мораль. Уже на этом этапе ребята понимают, что высмеивают и осуждают баснописцы.

Учащиеся, работая над анализом басен, могут попутно заполнять таблицу, которая поможет в дальнейшем при написании сочинения.

Особенно это будет полезно «слабым» учащимся.

Басня, автор

Мораль (слова из басни)

Что осуждается в басне

«Муха» И.И.Дмитриев

«От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

Безделье, хвастовство, приписывание себе чужих заслуг.

«Листы и корни» И.Крылов

«Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас».

Самодовольство, эгоизм и социальное неравенство

«Ларчик» И.Крылов

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

Хвастовство, пустое мудрствование (в простом ищут сложное)

«Осел и соловей»

И.Крылов

«Избави бог и нас от этаких судей».

Глупость, невежество, неумение разбираться в настоящем искусстве

Конечно, в своих сочинениях ребята могут в качестве примеров приводить не только эти басни, но и ранее изученные.

Во вступлении учащиеся могут вспомнить русских баснописцев и показать, что объединяет их басни ( высмеивание человеческих пороков ).

После чего перейти к постановке проблемного вопроса «Что же осуждается русскими баснописцами?»

В основной части сочинения, конечно же, учащиеся должны показать несколько пороков, которые высмеивают и осуждают авторы, (например: лень, хвастовство, невеженство…) и подтвердить это примерами из басен.

В заключении сочинения можно сказать о роли басен.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений баснописцы подразумевают людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.

В конце 1 четверти после изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский» можно ученикам предложить сочинение «Прав ли Дубровский, встав на путь мщения?», что станет подведением работы по написанию сочинений, содержащих проблемный вопрос.

Также, для дальнейшего развития навыков анализа стихотворений, предлагается изучить стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Перед проведением урока, ученикам можно дать следующие задания:

1. Составить рассказ (устно или письменно) о своих зимних впечатлениях. Главное условие — передать свое настроение от встречи с зимней природой.
2. Нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

На уроке ученики комментируют свои рисунки, зачитывают миниатюры или устно рассказывают о своих впечатлениях от прихода зимы. Затем, переходим к знакомству со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Используем прием антиципации и задаем вопрос классу: какие ассоциации возникают у вас, слыша словосочетание «зимнее утро»? Записываем ответы на доске.

Даем установку на восприятие стихотворения: «Давайте вслушаемся в стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт». Прослушиваем аудиозапись или осуществляем выразительное чтение стихотворения учителем.

После прослушивания делаем небольшую паузу и просим учеников поделиться своими впечатлениями. Записываем высказывания учащихся.

Обращаем внимание учеников на слова, которые могут быть им непонятными, и предлагаем найти их значения.

— Существительное «лежанка» — от какого глагола происходит? (Лежать.) В прошлом в деревенских домах печи нередко делались с лежанкой — невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печи.

— «Вечор». Какие слова могут быть родственными слову «вечор»? С какими современными словами оно созвучно? (Вечер, вчера.) Устаревшее наречие «вечор» означало «вчера вечером».

— Слово «взор» знакомо вам? Сейчас это слово означает взгляд. Слышали такие выражения: «потупить взоры», «устремить взоры»? Что означает здесь существительное «взоры»? (Глаза)

Продолжаем анализировать стихотворение и обсуждать его содержание, используя полученные знания и понимание лексических значений слов.

Существительное Аврора — русское слово? Аврора — слово из латинского языка; в римской мифологии это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты XIX века в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини.

Нега-наслаждение (слово устаревшее)

Нынче-сейчас (устар.)

Запречь-запрячь (устар.)

Не захотелось ли вам побывать зимой в деревне? Если такое желание возникло, значит, вам передалось то радостное чувство, которым охвачен… кто? Пушкин? (Не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

лирическим

(Учащиеся должны уяснить: необходимо проводить грань между понятиями «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и то же лицо.)

  • Каким показан лирический герой? (Человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне)

Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов.

  • Какие настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом.
  • Создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор. (Ответы учащихся)

Анализ строф

  • Найдите слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).

Можно вести анализ стихотворения одновременно с работой в таблице. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.

1 строфа- настроение радостного ожидания, утренняя бодрость.

средства выразительности

примеры

Восклицательные предложения

Первое и последнее предложения в строфе.

эпитеты

День чудесный, друг прелестный

глаголы в повелительном наклонении

«проснись», «открой», «явись»

обращение

Друг прелестный, красавица

Аллитерация звука Р ( 14 раз)

“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”.

2 строфа- настроение печальное, тревожное («И ты печальная сидела»).

Контраст по отношению к картине солнечного утра.

олицетворения

«вьюга злилась », «мгла носилась », «тучи мрачные ».

сравнение

Луна, как бледное пятно

метафоры

Луна желтела

эпитеты

На мутном небе

3 строфа- рисуется образ «великолепной » русской природы, которую герой может наблюдать из окна.

Контраст продолжается.

эпитеты

«Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес».

Повтор однокоренных слов

Блестя, блестит

сравнение

Великолепными коврами…снег лежит

4 строфа- продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему.

эпитеты

Веселым треском, янтарным блеском

Аллитерация (повтор звуков Т,Н,Р)

5 строфа — настроение порывистого движения и манящего простора.

эпитеты

Берег милый, утренний снег, леса густые

обращение

Друг милый

  • Каким настроением окрашена 1 строфа? С помощью каких средств выразительности это достигается?

первая строфа

  • Какое настроение передает 2 строфа? Оно такое же , как в первой строфе? Приведите примеры из текста в подтверждение.

(Вторая строфа

  • Какие слова задают тревожный тон, создают мрачное настроение? («злилась», «мутном», «печальная», «тучи».)

-С какой целью автор использует контрастное описание природы? ( Картина вечерней, «вспоминаемой» вьюги открыто контрастна по отношению к картине солнечного утра. Тем самым еще более подчеркивается великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. )

антитезой.

  • Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. )
  • И ты печальная сидела (пауза)-

А нынче…(пауза) посмотри в окно…

-Какую роль играют паузы в этих местах? (подчеркивают переход от грустных воспоминаний к радости. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор… а нынче… погляди в окно…” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Если бы не было мрачного, печального вечера, разве можно было бы оценить всю прелесть утра?)

  • Что вы скажете о настроении героя в 3 строфе? Какой видится герою природа? Найдите слова, передающие красоту природы.

третьей строфе

  • С какой целью автор использует однокоренные слова «блестя», «блестит»?

( Поэт повторяет однокоренные слова « блестя », «блестит », чтобы акцентировать внимание на праздничности изображенного мира.)

Анализ стихотворения «Зимнее утро»

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина характеризуется прекрасной метафорикой, которая помогает передать настроение и чувства героя.

Яркая картина ликования и восторга

Одним из основных художественных приемов, подчеркивающих яркую картину ликования и восторга, является использование сравнения «снега» с «великолепными коврами». Это прекрасная метафора, которая помогает передать чувства и эмоции героя.

Настроение героя в 4 строфе

В 4 строфе стихотворения мы можем заметить изменение настроения героя: от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера помещения и передаче ощущения домашнего покоя. Он чувствует себя счастливым и комфортным в доме, где звучит веселый треск затопленной печи. Треск дров в печи передаётся с помощью согласных Т, Р, С — это звуки, которые чувственно передают ощущение уюта и гармонии с окружающим миром.

Однако, к концу строфы, мы можем ощутить, что герою всё же не хватает движения и бодрящего простора. Он готов на мгновение оставить уютный дом и отправиться на улицу.

Мечта героя в 5 строфе

В 5 строфе герой продолжает стремиться к движению и простору. Он мечтает о стремительном беге коня, который даст ему ощущение воли, свободы, простора. В этой строфе возникает ощущение, что герой не может остановится — он всегда в поиске новых ощущений и приключений.

Настроение в конце стихотворения

Последняя строфа стихотворения «Зимнее утро» выражает проникновенный лиризм. В заключительных строках звучит и любовь к берегу, который для героя является милым и родным местом. Однако, природа и мир пейзажа охватывают его душу и превращают очаровательные места в «пустой» мир. Контраст между самим собой и окружающим миром порождает грусть, которая характеризует одиночество героя.

Общее настроение стихотворения

Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина характеризуется доминирующими чувствами счастья, ликования, блаженства и восторга, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Но одновременно герой испытывает грусть, вызванную соприкосновением хрупкой души с бесконечной и вечной блистающей природой. Пушкинский герой любит весь мир, но его душа и сердце сильнее требуют приключений, свободы и бодрстора.

Что можно сказать о таком человеке?

  • Что же изображает поэт в стихотворении? (картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания)

Учитель: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. В стихотворении «Зимнее утро» автор показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к радости воспоминаний.

  • На протяжении стихотворения у лирического героя было разное настроение, по-разному изображена и природа. А что вы скажете о цветовой гамме в стихотворении? Одинакова она или нет? Почему?

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры …» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет).

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота).

  • Какова же тема стихотворения? (А.С.Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня)

-Идея произведения? (Автор показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением.)

Конечно, не все из анализа ребята возьмут в свои сочинения. Для них главное передать настроение, атмосферу, царящее в стихотворении. А вот обращение к средствам выразительности должно быть только тогда, когда это увязано с содержанием.

По аналогии проходит работа и по подготовке к сочинениям-анализам стихотворений М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Приложение, Памятка ученику

план работы.

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.

    1. Узнай сведения об авторе стихотворения.

    2. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

    3. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

    4. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

    5. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

    6. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой).

      Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения).

      Запиши в черновик.

    7. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

    8. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа стихотворения (смотри ниже).

      В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

    План сочинения анализа стихотворения.

    1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. ( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

    2. В стихотворении представлена картина, которая описывает определенную сцену или образ. Автор использует детали и цветовую гамму, чтобы создать яркое и наглядное представление. Названные особенности изображения можно увидеть по словам в стихотворении, которые описывают детали и цвета. Настроение и чувства, передаваемые автором, могут быть различными в начале и в конце стихотворения. Они могут изменяться от позитивных к негативным или наоборот, от грустных к радостным.

    3. В стихотворении могут быть главные образы, которые являются ключевыми элементами произведения. Автор может использовать различные выразительные средства, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, чтобы усилить впечатление от произведения. Синтаксические фигуры, такие как антитеза, обращение и восклицание, также могут быть использованы для создания эффекта и привлечения внимания читателя.

    4. Стихотворение может вызывать различные чувства у читателя, в зависимости от его восприятия и интерпретации. Оно может вызывать радость, грусть, восторг, умиление или другие эмоции. Собственное отношение к прочитанному стихотворению может быть субъективным и зависит от личного опыта и восприятия каждого читателя.

    Речевые клише.

    Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

    В стихотворении… (автор, название) говорится о…

    В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

    В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

    Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к… . Настроение стихотворения подчеркивает…

    Лирического героя пронизывает чувство…

    Стихотворение можно разделить на …части, так как…

    Композиционно стихотворение делится на…части.

    Короткие (длинные) строки подчеркивают…

    В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

    Поэт хочет запечатлеть словами….

    Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).

    С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

    Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

    Сделать картину живой, одухотворенной помогают олицетворения: …(например)

    Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

    Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

    Стихотворение вызывает у меня чувство…