2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим…», 8класс).
Учащиеся отвечают на вопросы — размышления, предложенные после рассказа М. Горького:
- Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?
- Почему им захотелось сложить песню?
- О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?
- Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?
- По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?
VI. Слово учителя.
Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского — это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на варварское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильственный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.
В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.
Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совместной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).
- Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?
(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня — произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно какой — либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).
- Назовите обрядовые песни.
(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).
Самая совершенная форма обрядовой песни — русская свадьба, где у каждого из действующих лиц — невесты, жениха, свахи, дружки — свои «роли», создававшиеся народом веками.
Жанровая специфика лирической песни
... русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/. В данной работе мы остановимся на лирической песне. ... прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко ...
VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).
- На какие части условно можно разделить данный текст?
(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).
- Как построена песня с позиции содержания?
(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Наташу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, конечно, теперь мне и «милешенек»).
- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?
(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).
- Какие поэтические особенности в песне можно выделить?
(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених — человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно — ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «батюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «поцелует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).
- Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?
(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)
Домашнее задание.
1.Завершить анализ песни.
2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).
3.Индивидуальное задание — сообщение «Русская историческая песня».
План-конспект изучения теории литературы.
Пролог. Жанры. (9 класс)
Содержание урока
1. Чтение «Пролога»:
- а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;
- б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».
2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:
- а) жанры фольклора;
- работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;
- б) различия фольклора и литературы;
- в) общие жанры для фольклора и литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/
3. Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).
4. Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»
Домашнее задание (дифференцированное):
1. Жанры фольклора.
2. Литературные жанры.
Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)
... поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором. ⦁ Стилизация под русское народное творчество. Фольклорные ... Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 5 (3) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по жанру ...
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/
3. Сказка народная и литературная.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/
4. Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?
5. Составить памятку-схему «Приметы жанра…»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.
План-конспект изучения драматического произведения.
Мольер. «Тартюф» (9 класс)
Содержание урока
1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.
2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.
3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.
4. Анализ комедии Мольера «Тартюф».
Два варианта выполнения (по усмотрению учителя):
- а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;
- б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи;
- приемы и способы создания образов героев, авторское отношение к ним;
- сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.