Урок-интрига по литературе в 8 классе «К нам едет Ревизор»

Сочинение

У театральной афиши

Слышны голоса

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка:

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в школьном театре!

Ученик раздает программки

Учитель:

Самые известные постановки комедии Гоголя «Ревизор»:

1908 год – Московский Художественный театр, постановка Станиславского

1926 год – постановка Мейерхольда.

1949 год — Малый театр, постановка В. Цыганкова. Хлестаков – Игорь Ильинский.

1972 год – Ленинградский БДТ, постановка Г. Товстоногова. Хлестаков – Олег Басилашвили.

1983 год – московский театр «Современник», постановка В. Фокина.

1982 год –

Экранизации

1933 год – «Ревизор», первая экранизация комедии.

1949 год – американский фильм «Ревизор».

1952 год – «Ревизор», режиссёр Владимир Петров.

1977 год – «Инкогнито из Петербурга»,

1982 год – «Ревизор (фильм-спектакль)»

1996 год — «Ревизор», режиссёр Сергей Газаров.

Давайте вспомним понятия, относящиеся к драматическому роду литературы.

Литературоведческий комментарий:

  • Драматургия – род художественной литературы, предназначенной для театра.
  • Пьеса, драма – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.
  • Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.
  • Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

Вывод: В пьесе

Вы все приготовили домашнее задание –принесли афишу.

А теперь давайте обратимся к нашей комедии и поразмышляем у театральной афиши.

Первая ситуация для размышления : представьте себе, что вы зрители

  1. Анализ 1 действия. «К нам едет Ревизор».

Учитель:

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».(стр 267)

12 стр., 5540 слов

М. Фокин и его постановки в Мариинском театре

... исходя из мирискуснической программы. Наивная аляповатость старых постановок должна была уступить место зрелищности совсем иного порядка. Все театральные средства использовались, чтобы воссоздать стиль искусства ... организовал один из основоположников «Мира Искусств» Сергей Павлович Дягилев. Европейский балетный театр в начале 20 века переживал кризис. Балет терял классическую основу, вырождаясь ...

Много раз мы слышим эти тревожные слова. Одна фраза: «К нам едет ревизор». Одна первая фраза, и пьеса начата. Дана фабула и дан импульс – страх. Слова Городничего о предполагаемом приезде ревизора имеют самый непосредственный интерес для всех присутствующих: они всех касаются и все приводит в движение.

— Как мы назовем эту часть в сюжете? (Это начало. Завязка. Оно обладает «взрывной силой», приводит в движение интересы, страсти).

Интрига-это развитие основного действия в драме. (Стр 267)

Чтение письма – это уже действие. Оно приоткрывает для зрителя нечто существенное и в героях, и в ситуации.

Каков же страх перед чиновником?

  • О чем хлопочет Городничий?
  • О чем помышляют чиновники? (Как провести ревизора, как «сухими выйти из воды»).

Все ли персонажи комедии испытывают страх?

Перед завершением 1 д. на сцене появляются Анна Андреевна и Марья Антоновна. В то время как мужчины суетятся испуганно, женщины тоже суетятся, но, так сказать, блаженно. (Чтение по ролям явл.6).стр.281

  • То, что наводит страх на одних, для других исполнено романтического интереса, т.к. город

И в каком же городе происходит действие?

  • Уездный город удален от центра.
  • Назовите основные черты жизни этого города?

(Запись в тетрадь)

1.Казнокрадство. (Деньги на строительство церкви).

2.Произвол. (Секут невинных, вскрывают письма)

3.Отсутствие необходимого контроля за порядком.

4.Невежество обитателей.

5.Грязь, неблагоустроенность.

6.Пьянство.

7.Взяточничество.

Учитель:

4 Работа с карточками. Чиновники уездного города.

ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности., В каждом уездном городе назначается городничий.

Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности . Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.…Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775

Карточка №2. ПОЧТМЕЙСТЕР

Из словаря В.Даля

Карточка №3. СУДЬЯ

Судебные должности были выборные., Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего., Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

Карточка №4. ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить , чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

15 стр., 7462 слов

Сообщение гоголь сатирик. Н. В. Гоголь писатель-сатирик. Знания ...

... театра в Петербурге, на которой присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесённый Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень. Вскоре после постановки «Ревизора», ... и духовными благами, где они ведут великую борьбу со злом – и вдруг, ... силе обобщения. Перед нами небольшой уездным город с харак­терными для него произволом ...

Карточка №5

Постановление «Об устройстве училищ (24 января

В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат . В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

Учитель:

Заполните таблицу:

Класс

Гражданский чин

Должность

Фамилия героя

Форма

титулования

6

Коллежский советник

Городничий

Сквозник- Дмухановский

Ваше высокоблагородие

7

Надворный советник

Почтмейстер

Шпекин

Ваше высокоблагородие

7

Надворный советник

Попечитель богоугодных заведений

Земляника

Ваше высокоблагородие

8

Коллежский асессор

Судья

Ляпкин -Тяпкин

Ваше высокоблагородие

9

Титулярный советник

Смотритель

училищ

Хлопов

Ваше благородие

-Все приходит в судорожно — лихорадочное движение. “Успеть, успеть, успеть! Привести в порядок город

  1. Работа в группах. Дамы и господа. Действие 2,3

Учитель:

Дамы : 2 действие«О,тонкая штука!..Какого туману напустил!» (стр.290 по уч.) “Миражная интрига” – ситуация заблуждения, где принимают не того человека за ревизора

Господа: 3 действие «Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия» ( стр 301по уч.)

За несколько минут в сцене вранья Хлестакова мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чинов ­ ников Хлестаков делает головокружительную карьеру.

Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием. Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.

Мираж

О чём Хлестаков врёт?

  • Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
  • Его хотели сделать коллежским асессором.
  • Сторож бежит за ним почистить сапоги.
  • С Пушкиным на дружеской ноге.
  • Много насочинял.
  • Дом у него первый в Петербурге.
  • Он бывает на великолепных балах.
  • Играет в вист с разными посланниками.
  • Живёт в бельэтаже.
  • Управлял департаментом.
  • Его сам государственный совет боится.
  • Его приняли за главнокомандующего.

“Признайтесь, господа”.

Мало лестного могут сказать друг о друге герои комедии. Ваша задача — назвать действующее лицо пьесы, о котором идет речь, и того, из чьих уст мы слышим эти слова.

  • Глуп как сивый мерин. (Хлестаков о городничем).
  • Свинья в ермолке (Хлестаков о Землянике).
  • Оно конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать? (Городничий об учителе истории).
  • Сплетники городские, лгуны прокл я тые, сороки короткохвостые, трещотки прокл я тые. (Городничий о Добчинском и Бобчинском).
  • Он ведь тоже любит часто переезжать с квартиры и не доплачивать. (Хлестаков о Тряпичкине).
  • В детстве его мамка ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о заседателе уездного суда).

4 действие –« Мне нигде не было такого хорошего приема»(стр 335)

Картина 1.

  • совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке;
  • признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
  • судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”;
  • Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей;
  • Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу;
  • Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля;
  • Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне;
  • Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
  • Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье;
  • Осип советует ехать.

Картина 2. Хлестаков и жалобщики.

  • Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.

Картина 3.

видеофайл Ухаживание. По уч.стр 330-331)

Инсценировка : Монолог Чацкого (стр.314)

(Я , кажется, всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин? Даже вспотел. Кажется, они вчера мне подсунули чего-то за завтраком: в голове до сих пор стучит. Здесь, как я вижу. Можно с приятностию проводить время. Я люблю радушие, и мне , признаюсь. Больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что можно бы.. нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь…)

5 действие «Какие-то свиные рыла вместо лиц»

«Немая сцена»

Прежде чем говорить о финале и концепции автора, выраженной в ней, давайте восстановим событийный ряд комедии, чтобы понять логику финала и через неё замысел автора.

Почтмейстер

(стр 344) Затем он читает письмо Хлестакова(стр 345)

(Во-первых, городничий — глуп, как сивый мерин… Надзиратель над богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке». Смотритель училищ протухнул насквозь луком». Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон… А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Пиши ко мне в Саратовскую губернию

(Реакция на письмо)Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки).

Как же это, господа?Как это, в самом деле, мы так оплошали?Городничий; Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! (стр 348)

Городничий:

«Ничего не вижу.

Городничий (бьет себя по лбу).

Как я — нет, как я, старый дурак?, Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец,

ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох

и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех

губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить

про губернаторов… тряпку принял за важного человека!

Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему

свету историю. в комедию тебя вставит. Вот что’ обидно! Чина, звания не

пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши.

Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.)

Входит Жандарм

Произнесенные слова поражают как громом всех.

«Сколько бы веревочке ни виться, а конец будет».

Немая сцена длится

Учитель: Что объединяет и разъединяет развязку и завязку комедии

(Развязка, как и завязка «обнимает все лица, но только уже производит не переполох в уездном городе, а священный ужас, заставляет героев не саморазоблачаться, как при завязке, а в ужасе онеметь от содеянных грехов. )

— Почему такой священный ужас вызвал образ Жандарма у чиновников?

-Обратимся к афише «Ревизора». Подумайте, почему жандарм оказывается незаявленным в афише?( Жандарм – представитель государственной власти, которая призвана карать пороки. В то же время жандарм – посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. — Это честное, благородное лицо был смех».

  • Кто же является главным героем комедии?

Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, заставляет человека быть человеком.

Улыбнитесь, друзья!, Спектакль закончился! Занавес! «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Мир его не похож ни на какой мир.

Он один жил в нём.»

Василий Розанов о Гоголе

Домашнее задание.

Спасибо всем участникам урока.

Выставление оценок