Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, чётко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляют к сочинению.
Научиться этому вполне в ваших силах при соблюдении определённых условий:
Первое из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных црограммой. Опыт показывает, что распространённое представление о том, что для успешного написания сочинения достаточно овладеть некоей универсальной схемой или запастись набором детально разработанных планов сочинений, несостоятельно. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.
Второе условие. В работе над сочинением вам, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Повторить этот материал можно по справочным изданиям различного типа: «Словарь литературоведческих терминов», энциклопедический словарь «Юному филологу», энциклопедический словарь «Литературоведение».
Овладев этими теоретическими знаниями, вы будете более уверенно чувствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.
Общие рекомендации
Сочинение по литературе — это показатель вашего интеллектуального развития, вашего эстетического вкуса. Это — итоговый вид работы, результат всего того, чего вы, изучая художественное произведение, достигли. Сочинение свидетельствует о знании текста художественного произведения, о котором вы пишете, умении его анализировать, зрелости ваших суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения и критической литературой обеспечивает проникновение в авторский замысел, постижение объективного смысла произведения.
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме, быть основано на знании текста.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которую вы используете. Если приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо про- слеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
Подготовка к сочинению. Работа над комментарием
... к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? ... и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он ... произведении картину мира «глазами автор»; во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения ...
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также на литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо придерживаться соответствия стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идёт речь: вы пишете не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Композиция сочинения
- Вступление;
- основная часть;
- заключение.
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф в сочинении возможен, но не обязателен.
Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
- быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть к нему отсылка («Как вы понимаете смысл названия…»);
- содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
- быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («Тема судьбы…», «Образ героя…»).
Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно нарушает композиционно-логическую стройность.
В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или даёт краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая стоит в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения.
Урок в 8 классе «Подготовка к сжатому изложению с элементами ...
... изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение. 2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах. 3. Беседа по тексту О чем текст? Какова его основная мысль? ... объединение ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, ... Основная мысль (микротема) 1-го абзаца? Основная мысль 2-го абзаца? - Основная мысль 3-го абзаца? 1 Грубость в языке ...
- Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
- пересказа литературного произведения;
- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ispolzovanie-literaturnyih-ponyatiy-v-sochinenii-eto/
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
- короткой, но ёмкой;
- органически связанной с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.
Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.
Этапы работы над сочинением
Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определённым углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора.
I. Обдумывание и уяснение темы, определение её границ , выявление её содержания
Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. п. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, то есть сделали набросок плана сочинения.
II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы.
III.Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса
Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывают тезис (общая мысль), потом называют частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия.
Методическая разработка «Учимся писать — рассуждение. ...
... Цель – убедить в чем – либо, укрепить или изменить свое мнение. Схема рассуждения Тезис – Аргументация – Вывод Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, ... исследования. Проблеме можно определить, как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. ...
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке).
IV.Подбор фактического и цитатного материала
Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой.
Как писать сочинение
— Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не торопиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя.
— Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы.
- Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.
- Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения
- Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.
- Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
- Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
- Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.
— Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
Рекомендации по оформлению черновика
1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите вставку.
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению ...
... уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из ... простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. - Синонимы к слову «милосердие»: жалость, сострадание, гуманность, благостыня, сердобольность, сострадательность, сердоболие, благоутробие, благосердие. ...
3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.
5. При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.
6. Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.