Описание животного на основе личных впечатлений ( 5 класс, творческая мастерская)

Сочинение

«Сочинение -описание животного на основе личных впечатлений ( 5 класс, творческая мастерская) »

Никитина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Кумылженской СОШ № 1 имени Знаменского А.Д. Кумылженского муниципального района Волгоградской области

Урок развития речи (2 часа) 5 класс

Тема: «Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений»

Творческая мастерская «Мой преданный друг»

Цель:учить описывать животное, опираясь на художественные тексты и личные впечатления;

  • развивать мыслительную и творческую деятельность;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, экран, фонограмма песни: «Пропала собака»

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II. Сообщение цели темы урока

  • Сегодня у нас необычный урок – творческая мастерская. Вы будете работать в группах, творчески мастерить. Что значит «творчески мастерить»?
  • Чтобы дело спорилось, в любом ремесле существуют свои правила, свои законы. Давайте вспомним законы нашей мастерской. (Проекция «Законы мастерской»)

(Звучит фонограмма песни «Пропала собака»)

  • Можно ли по прослушанному описанию найти собачку?
  • Почему нельзя? (Таких встречается очень много).

  • Не прослеживаются индивидуальные особенности пропавшей собачки.
  • Я сейчас зачитаю сочинение вашего сверстника.

( Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.

Малыш-это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая. У неё длинные уши и коротенький хвостик, приплюснутый носик и большие темные глаза.

Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды. Я люблю свою собачку, мне нравиться наблюдать за жизнью моего четвероного друга.)

  • Нравится ли вам это сочинение? Можно ли говорить об оригинальности этого сочинения? Что такое «оригинальность»?
  • Оригинальность и заключается в том, что это творчество одного человека, который передает, свои чувства, свои эмоции.

Написано, так скажем, примитивно, т.е. так пишут все.

— Задача нашего урока будет заключаться в том, чтобы написать сочинение о своем четвероногом друге так, чтобы это было творение только одного человека, его индивидуальная работа и это будет очень ценно. Не бойтесь и не думайте об отметке, если не захотите я её не поставлю в журнал, но я думаю, что каждый из вас создаст такой шедевр, что оценить нужно будет каждого.

8 стр., 3764 слов

Творческая мастерская ` лингвистической сказки`

... занятия: творческая мастерская. 1. Вступительное слово руководителя. Сказка – ... спор между ними продолжается до сих пор. Сказка про –КОС- и –КАС-. Я расскажу вам сказку про ... мастерскую ЛС. Страна ЛС необычная. Сегодня мы откроем еще один секрет сочинения ... мотив удачно сложившейся судьбы Сказка о рождении и взрослении ее героя ... урока? Ответ: Это присказки и концовка. С какой целью автор вводит их в сказку? ...

III.Социоконструкция

  • На индивидуальных листах запишите цифру 1. Поиграем со словом собачка.

Можно переставить буквы, слоги так, чтобы получились новые слова, но они должны быть связаны лексически с этим словом. Запишите полученные слова

  • Первая группа, прочитайте записанные вами слова. Не забывайте закон мастерской-не повторяться. Все остальные: выбирайте представленный материал и записывайте на соих листах. (Лапочка, милашка, болонка, крошка…)
  • А теперь, подберите слова-синонимы.
  • Читает вторая группа. Все остальные собирают материал для сочинения.

(питомец, пес, преданный друг, любимец семьи….)

  • Вспомните об именах существительных собственных. Что вы о них знаете?
  • Запишите клички ваших питомцев. Объясните, почему вы их так назвали.
  • Читает третья группа.
  • Тема нашей мастерской: «Мой преданный друг» (проекция).

  • Обратите внимание, может быть и вы назовете свою творческую работу именно так.
  • Что значит преданный? Как сказать по-другому? Какая это часть речи? Чем помогает прилагательное в речи? Каким выразительным средством оно является?
  • Подберите и запишите эпитеты, словосочетания к словам собака, пес . Начните со слов: Мой пес….

— Читает первая группа, все остальные по закону мастерской занимаются сбором материала. (Похож на большую живую игрушку, уравновешенный характер, веселый и озорной, громкоголосый, глупый и доверчивый, боязливый, любимый всеми членами семьи, с ярким рыжим окрасом, забавный, гладкошерстный, с яркими живыми глазами, с мокрым озорным носиком…)

  • Вспомните и запишите, как он попал в вашу семью. Начните со слов: Мой Шарик попал в нашу семью….
  • Читает вторая группа, все остальные собирают материал.(Случайно нашли на улице, подкинули, подарили на день рожденье, был бездомным…..)
  • Что любит делать ваш питомец? Каковы его повадки? Запишите на своих листах.
  • Читает третья группа, все остальные собирают материал.(Любит играть в мяч, весь день спит в будке, катается по травке, Любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит;
  • отважно защищает своего хозяина;
  • лает на все, что видят его глаза…)
  • Вы набрали достаточно материала, чтобы получился мини-текст или маленькое стихотворение, или миниатюра. За 5 минут запишите 5-6 предложений.

IV.Социолизация

1.Чтение полученных текстов.

  • Зачитайте свои «шедевры» друг другу в группах. Выберите лучшее и зачитайте перед классом.

2.Работа с отрывком текста из рассказа А.Перфильевой о собачке Манюне.

Рассказ о Манюне (проекция)

Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать).Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.

10 стр., 4589 слов

О чём меня заставил задуматься рассказ Челкаш, Горький читать ...

... наживы. О чём меня заставил задуматься рассказ? Первое, о чем меня заставляет задуматься рассказ Максима Горького «Челкаш» (1895), - это о том, ... хищный взгляд отличали его от остального народа.Этот герой живет воровством, его ... их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», ... человеке? Читая произведение дальше, я понимаю, что образ Челкаша гораздо сложнее, чем это ...

Собака Манюня

  • Какую цель поставил автор в своем сочинении о Манюне? (описать, какая она по внешнему виду)
  • Описание повадок, характера нет. Не описаны и история отношений с хозяйкой, как она появилась в доме.
  • Какие детали «портрета» Манюни в центре внимания автора?
  • Какие наблюдения вам показались наиболее выразительными, художественными?

3. Составление плана сочинения

План

1.Краткая предыстория появления четвероногого друга в нашей семье.

2.Внешний вид (голова, глаза, окрас, туловище, хвост)

3.Повадки, характер (как ест, спит, играет)

4.Интересный эпизод из его жизни.

5. Чем мне дорог мой друг.

  • При письме сочинений можно воспользоваться планом.

4. Показ картинок животных (собак)

  • Какие ассоциации возникли у вас при виде этих замечательных псов. Запишите, начиная со слов «При виде этой собачки мне захотелось…., возникло желание…)

(Зачитывание по группам, сбор материала).

  • Поиграем в игру «Подбери рифму»

Собачка- (лапочка, мордочка…).

Песик – (черный носик, ….)

Дружок — (съешь пирожок, …)

V.Письмо сочинения

  • Напишите окончательный вариант текста, используя, весь накопленный материал, предыдущий текст, литературный текст, но и, может быть, еще что-то свое. Жанровые особенности текста могут быть различными.

VII. Афиширование

Чтение по одному тексту из каждой группы (самостоятельный выбор в группе).

VIII. Рефлексия.

  • Настал момент рефлексии, кода каждый из вас должен оценить, как помогла творческая мастерская создать свою неповторимую работу. Было трудно, было не интересно или наоборот: легко и интересно? Будьте честны, это должно быть не в угоду мне.

IX. Домашнее задание.

Еще раз проверить свои работы, отредактировать, выверить абзацы, а главное продумать основную мысль, идею сочинения.