Творческая мастерская ` лингвистической сказки`

Сочинение

МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма

Творческая мастерская в объединении «Лира»

Сочинение лингвистической сказки

(Лингвистические сказки как условие творческой адаптации теоретического материала, изученного на уроках русского языка)

Дата проведения:28.03.2013

Педагог дополнительного образования

Харитонова Галина Сергеевна

2013 г.

Сочинение лингвистической сказки

(Лингвистические сказки как условие творческой адаптации теоретического материала, изученного в школе на уроках русского языка)

Конспект занятия

ЦЕЛЬ: обучение написанию сочинений в жанре лингвистической сказки, направленное на формирование конкретных умений, в числе которых умение строить высказывание в двух планах – буквальном и иносказательном, умение конструировать свою речевую деятельность, умение выбирать сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала по русскому языку.

Важно учесть жанровое своеобразие лингвистической сказки и следующие принципы:

  • практической значимости жанра лингвистической сказки;
  • доступности;
  • коммуникативности;
  • усложнения мыслительной деятельности обучающихся: продвижение от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок;
  • эмоциональности, занимательности.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить ребят с основными композиционными особенностями ЛС.

2. Подготовить к созданию новых сказок на основе характерных особенностей того или иного сюжета ЛС.

3. Формировать умение выбирать композицию ЛС в зависимости от ее сюжета.

Тип занятия: творческая мастерская.

1. Вступительное слово руководителя.

Сказка – это зашифрованный в художественных образах мир, полный таинственных превращений, важных истин. Постичь этот иносказательный мир порой непросто, но если обучающемуся удалось его открыть, то он получает ключ к познанию реальной жизни.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в мастерскую ЛС. Страна ЛС необычная. Сегодня мы откроем еще один секрет сочинения ЛС. А вести нас по стране ЛС будет волшебный клубок. Давайте бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Но для того, чтобы клубок катился, необходимо произнести заклинание. А вот оно и на доске записано. Прочитайте его:

Мы идем, а клубок катиться.(ССП)

5 стр., 2433 слов

Теоретическая и практическая значимость исследования 2

... сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.      Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении сущностных и содержательных характеристик деятельности по социально-педагогической адаптации ...

Остановится он у ворот, где лингвистическая сказка живет. (СПП).

  • Но что же такое? Заклинание не действует. Почему?

(Неправильно написано) Исправьте ошибки, объяснив их и постановку знаков препинания.

  • Произнесём его хором. Вот клубок и покатился в страну композиции ЛС.

2. А) Работа с теоретическим понятием «композиция».

Ребята, вспомните из курса литературы определение понятия «Композиция».

Ответ: Построение произведения.

Руководитель сообщает о целях занятия

  • Итак, путешествие будет увлекательное, все примечайте, ничего не пропускайте.

Б) Знакомство с понятием «зачин».

Инсценировка.

* Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки.

* Мы вас в сказку заведем, о чудесных событиях речь поведем.

* В некотором царстве, в некотором государстве

* Нет, братец, совсем не так начинать нужно. Ну, что это за некоторое царство? Его только в волшебных фольклорных сказках встретить можно. А мы ведь зачины не простой сказки, а ЛС. Надо начинать: не в некотором царстве, а в стране Лингвистики…

* Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: «Жили — были…»

  • Хватит спорить, вы лучше расскажите, кто вы такие?

* Мы зачины ЛС. Очень часто повествование начинается с нас.

Руководитель: А ведь, действительно, ребята, зачины правы. И их секрет

кроется в самом названии.

Совместно с ребятами руководитель выстраивает понятийную цепочку.

Зачин (образовать инфинитив от данного слова) — зачинать

(синоним) = начинать.

Руководитель: Зачины помогают нам в сказочную страну попасть, а заодно и

напомнить, что события чудесные будут происходить, такие, какие в жизни не случаются. Давайте, теперь их в ЛС обнаружим.

Работа в группах:

Ученикам предлагаются тексты сказок. Их задача найти и подчеркнуть зачины в данных ЛС.

«Сварливые принцессы»

«Сказка про кос — и — кас -»

«Город глаголов»

Проверка выполненного задания.

Руководитель: Ну вот, мы и попали благодаря зачинам в сказочную страну.

Каких только чудес не происходит здесь!

Герои сказок и отношения выясняют, и спорят: кто из них главнее и важнее в русском языке, и проказничают, и находят верных друзей. А сказочникам помогают рассказать обо всем этом его помощники: Завязка, Кульминация и Развязка.

В) Работа с понятием «завязка».

Руководитель: В завязке рассказывается о возникновении основного события. Так, например, в сказке «Сварливые принцессы» завязка связана с мотивом зарождением спора: «И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее».

3адание: Продумайте и запишите завязку к сказке (дается начало)

Проверка выполненного задания.

Г) Введение и работа с понятием «кульминация».

Руководитель: А теперь, ребята, давайте вспомним, какой композиционный

элемент следует в фольклорных сказках за завязкой — момент максимального напряжения, обострения противоречий в жизни героев?

Ответ: Кульминация.

Руководитель: Верно, ребята, но вот какая задача стоит перед нами. Один мой знакомый сказочник, написал интересные ЛС, но прислал он мне их, разделив сказки на части. Соберите их и, пользуясь таблицей сюжетов и мотивов ЛС, определите сюжет ЛС.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... и др. Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ...

«Сказка о знаках препинания»

«Фантазер»

Работа по группам. Проверка и корректировка выполненного задания.

Д) Выявление своеобразия развязки в ЛС.

Учитель: Но любые события рано или поздно завершаются. Момент, завершающий течение событий в сказке, — это развязка. Пользуясь таблицей сюжетов, давайте вместе определим, какие мотивы связаны с развязкой. Отчего зависят мотивы?

Ответы учеников.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну композиции ЛС. Но что же это? Какое удивительное дерево! Вместо листочков и цветочков на нем растут какие — то предложения. Прочитайте их и определите: как они связаны с темой нашего урока?

Ответ: Это присказки и концовка.

С какой целью автор вводит их в сказку?

Задание: запишите наиболее понравившуюся присказку и концовку.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание: продолжить ЛС, включив в нее все композиционные элементы, обозначив их на полях.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Дидактический материал

БУДЕТ СКАЗКА ЗАНИМАТЕЛЬНА,

СЛУШАЙТЕ ЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО,

УШИ РАСКРЫВАЙТЕ,

А КТО УСНЕТ, ТОТ НИ С ЧЕМ И УЙДЕТ.

СКАЗКА БУДЕТ УВЛЕКАТЕЛЬНА,

СЛУШАЙТЕ ЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО,

ВСЕ ПРИМЕЧАЙТЕ, НЕ ЗЕВАЙТЕ

Сказка вся, более врать нельзя.

Вам — сказку, А мне — бубликов связку.

И попробуйте прожить хоть без одного правила русского языка! Не проживете, не сможете!

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки.

Название сюжетов

Мотивы

Сказка — спор

Житие — бытие героев — зарождение спора, выяснение отношений «кто же главнее» — мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Сказки — проделки

Мотив сговора — мотив вредительства, переманивания — мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников — появление доброго помощника — исправление ошибок

Сказка — чудесное знакомство

Мотив встречи — путешествие — жалоба на свою судьбу — нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) — мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Мотив рождения — получения подарков (каких — то качеств, признаков) взросление — герой набирается житейской мудрости — мотив самостоятельной жизни

Сказки — неожиданные события

Житие — бытие героев (описание города, его жителей) — мотив ссоры (разделение героев на «положительных» и «отрицательных») — неожиданное (неприятное) происшествие — мотив победы над противником – примирение

Сказка — ссора

Житие героев — мотив дружбы — совместная деятельность (игра) — мотив обмана — ссора — не примирение

2 стр., 667 слов

Про выпалывание баобабов… психологическое по мотивам сказки ...

... очень велика – вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. «Дети! – говорю я. – Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их ... ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. – Есть такое твердое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. ...

Сказка — жалоба

Житие — бытие героев — мотив обиды — мотив жалобы

Сказка -путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну — мотив знакомства — путешествия — мотив прощания — возвращение в реальный мир

Сказки — задания

Знакомство читателей с жителями той или иной страны — мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях — мотив задания

Сказка — чудесное превращение

Характеристика героя — превращения — значение героя.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

Сварливые принцессы.

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, — самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, — в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Сказка про –КОС- и –КАС-.

Я расскажу вам сказку про –КОС- и –КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом?

Оказывается очень просто. У корня –КАС- есть друг суффикс А, а у –КОС- нет такого друга. И поэтому корню –КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.

А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.

Город Глаголов.

В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится царство Русского Языка. Проберемся мысленно туда.

На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении.

Король приказывает: «Принесите мне мою мантию!» А слуги отвечают: «Принесли бы, да не выспались.»

Так и течет время в этом городе.

Фантазер.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

2 стр., 664 слов

Рассуждение: “Смысл высказывания известного лингвиста Л. А Новикова: ...

... (32) Но главное, конечно, музыка! (33) Он будет музыкантом! “Слово в речи обладает способностью обобщать и в тоже время обозначать индивидуально неповторимое” – это высказывание принадлежит известному лингвисту Л. ... образом, можно сделать вывод, что, действительно, слово в русском языке обладает способностью не только обобщать явления и предметы, но и делать их неповторимыми, индивидуальными. 1 ...

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания.

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

  • Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

— Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: «Я самая нужная часть речи». Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: «Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол». Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: «Мы, ты, я лучшие друзья». Затем пришла очередь знакомиться с Числительным это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: «Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу». Подошла последняя гостья её звали Междометие. Она сразу заохала: «Ах, какие прекрасные дети».

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных самостоятельные части речи.

Как появляются орфограммы.

Пришли к принцессе Орфографии на бал известные пары русского языка: ча-ща, чу-щу, жи-ши. Принцесса познакомила их с гостями и предложила потанцевать. «Ч» и «щ» пригласили букву «а», «ч» и «щ» пригласили букву «у», а «ж» и «ш» пригласили букву «и». Они начали танцевать, После танцев принцесса Орфография хотела поблагодарить гостей, но «ча» и «ща» перебили её и сказали: «Можете не говорить, мы знаем, что мы танцевали лучше всех. Ведь мы самое главное ошибкоопасное место. Если бы нас не было, дети бы написали вместо «а» «я», так что мы самые главные и самые красивые сочетания букв».

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... эмоционального воздействия. В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как правило, цитируется ...

Но вдруг, недовольно воскликнув, стали возражать «чу» и «щу»: «Нет, мы самые главные!»

Перебив их недовольным тоном сказали «жи» и «ши»: «Да без нас не обойдется не один человек ни в одной стране, так что мы самые главные».

На балу поднялся такой шум, такой гам, что пришлось вмешаться принцессе Орфографии. Она объявила, что в стране Орфографии все главные.

Вы все помогаете людям писать грамотно, С тех пор они все дружат: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

На балу у принцессы Морфологии.

В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И назывался он Морфология. Правила в этом городе принцесса Морфологии.

Задумала принцесса устроить бал и пригласила на него все части речи.

Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.

Тут вмешалась принцесса Морфологии и сказала: «Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре».

Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Встала принцесса Морфологии с трона и сказала: «Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!»

С тех пор все части речи в городе Морфология стали жить дружно.

В стране Морфологии

Жило-было существительное одинокое,

На короля Русоведа

Исправно оно служило.

Вот однажды явилось к нему прилагательное-

Змей — Гороныч Трехглавый Всезнательный.

Тут каждая глава начала хвастать,

О свойствах своих рассказывать.

Вот первая глава гласит,

Всему миру говорит

Я всем всегда принадлежу,

Работой очень дорожу.

И вторая решила глава,

Что на свете живет не зря,

Доложит она всегда

О месте и весе,

Сколько времени, из чего

Состоит существительное уж давно.

Третья глава от них не отстает

И речь на приеме такую ведет

Я сравниваюсь всегда, во всем,

Превосходную степень имею притом.

Выслушало существительное прилагательное,

Заключило договор соглашательный.

Прилагательное теперь по нему

Существительному предаст красоту,

Будет признаки оно называть,

Существительному в окончаниях угождать.

А головы Змея в разряды образовали

И имена ему странные дали

Одно назвали притяжательным,

Другое относительное,

А третье – качественное.

И зажили они прекрасно,

И в Русиче стало все ясно.

Чудесные превращения.

Жил – был корень –земл- в стране Морфемике. Наскучило ему одиночество и отправился он в страну Словообразования. Обрадовался ему король Русич и подарил на радостях волшебный сундук, а в том сундуке было великое множество нарядов.

15 стр., 7245 слов

«Слово о полку Игореве» — золотое слово русской литературы

Антокольского, " вечноцветущий ствол". "Слово о полку Игореве" интересно ещё и тем, что является первым в своём роде достижением ... мирное население русских сёл и городов. Бескрайнее "дикое поле", "страна незнаема" была готова поглотить в приливах и отливах многочисленные ... в первую очередь к укреплению своего княжества. Вместе с тем на каждого из князей, стремившихся к единству Руси, находилось до ...

Решил –земл- их примерить. Пошел он работать в огород, взял с собой корень –дел-, а в качестве перчаток одел соединительную гласную Е. Не успел –земл- оглянуться, как превратился в ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Решил корень –земл- встретиться с друзьями, одел он на себя суффикс –ЯК- и превратился в слово ЗЕМЛЯК.

Понял тогда –ЗЕМЛ -, что каждая морфема-одежда имеет свое определенное назначение и значение.

И если теперь он падал, то подкладывал приставку ПРИ-, и мягко приземлялся. А если он отправлялся в другие страны или на бал, то надевал приставку НЕ-, и все восклицали «Ах, какой он НЕЗЕМНОЙ красоты!»

А вы, ребята, много знаете слов с корнем –ЗЕМЛ- Какие наряды он надевает в ваших словах?

ОЛОфей и ОРОфей.

Давным — давно на Русн жили два брата. Одного звали Олофей, другого Орофей. Выросли они и стали собирать русские слова. Один собирал с сочетанием -ОЛО-, а другой с ОРО-. Каждый набрал по большому мешку своих слов. Пошли они но Русн и стали сеять эти слова. Кинет Олофей слово с -ОЛО- и появится огромное бОЛОто, запоет на ветке сОЛОвей, вырастет в лесу кОЛОкольчик. За это прозвали его в народе мОЛОдцом! А щедрый Орофей зашел на крестьянский двор и подарил хозяевам кОРОву, которая стала давать молоко и твОРОг. Много они разбросали русских слов, которые мы сейчас пишем с-ОЛО-и -ОРО-.

А, ну-ка, вспомните эти слова, ребята!

Русский язык.

В одной стране жил король со своими помощниками. В честь него и страну назвали -Русский язык. В один прекрасный день пришли к нему в замок окончания и стали жаловаться:

  • Дети нас постоянно путают, вместо “и” могут написать “е” и наоборот! Король и говорит им в ответ:
  • А Вы поделитесь на группы и выберите себе командира!

Пошли окончания домой и стали держать совет, как им разделиться, чтобы был порядок в городе. Одни ушли в 1-ое склонение, другие во II-ое и III -е. После долгих споров выбрали себе командиров, на кого можно всегда положиться.

В первом склонении ими стали слова “земля”, “зима”, во втором “конь” и “слон”, а в третьем “ночь” и “степь”. После этого, равняясь на командира, ученики стали писать окончания правильно, и на душе у окончаний стало спокойно.

Превращения.

Жил-был заяц. Идет он как-то раз по тропинке, а навстречу ему муравей: «Ой, какой огромный зайчище!»- воскликнул он. Возгордился зайчище, плечи расправил и с высоко поднятой головой отправился дальше. Идет он, идет, а навстречу ему волк. Думаете испугался наш заяц? Нет! Ведь он зайчище теперь. Поравнялись они с волком. Волк как щелкнет зубами и говорит: «Какой, наверное, вкусный этот зайчик, жалко только что маленький.»

Удивился заяц, и только он хотел что-то сказать, как волк щелк зубами — и съел его.

Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец.

Только вот до сих пор не понятно: кто же занимался превращениями зайца. Может быть вы, ребята, объясните.

Богатыри слов.

Приехали в страну Морфемика три богатыря, а как их зовут никто не знал. Посмотрели они вокруг, понравилась им эта страна и решили поселиться в ней. Тут откуда ни возьмись, появился король. Представился он богатырям и говорит: «Я король Русского языка, а государство, в котором вы находитесь, называется Морфемика, вот только жителей нет у него, необжитое это место в моей стране. Может быть, вы станете его главными жителями? »

2 стр., 652 слов

Щелкунчик и мышиный король

... хорошо, и я думала, что он плохой герой. Но потом Фриц исправился, стал помогать Мари победить Мышиного короля. Крестный Мари – Дроссельмейер. Это именно его племянника превратили в Щелкунчика. ... что он злой, но на самом деле – добрый. Еще в сказке были родители Мари и Кондитер из Конфетенбурга, который мне очень понравился. Это настоящий волшебник – он ...

Подумали богатыри и согласились.

  • Только вот имен у нас нет, — пробурчали богатыри.

— Не беда, — обрадовался король. — Вот ты, могучий богатырь, ты будешь КОРНЕМ, потому что ты большой и сильный, на тебе все государство держаться будет, в словах ты будешь самой главной частью. А ты — будь приставкой, потому что ты пристаёшь к корню, все норовишь впереди него встать. Вот и в словах твое место будет перед корнем, а звать тебя будут ПРИСТАВКОЙ. А уж ты будь СУФФИКСОМ, потому что ты всё время хочешь быть позади корня, там твое место в словах и будет. А работа ваша в словах будет следующая: будете вы новые слова образовывать.

Обрадовались богатыри, что наконец-то они нашли свое место в словах и принялись за работу. Но как они не старались, чего-то все равно не хватало в словах. Вдруг незаметно приплыло маленькое облачко и сказало: «Я тоже хочу быть кем-нибудь. » На что король ответил:

  • Выбери себе место.

Облачко подумало, подумало и скромно встало позади суффикса и сказало:

Я хочу заканчивать слова.

Вот видишь, ты само себе и имя придумало, будешь окончанием. А так как ты скромное, поэтому и образовывать будешь только формы слова, значения слов при этом не изменяя.

Вот так в Русском языке появились части слова: Приставка, Корень, Суффикс, Окончание. Знайте их, ребята, и запомните их роль в словах

Разрешению этой проблемы – комплексному обучению языку и речи может способствовать использование лингвистической сказки не только как средства творческой адаптации и обобщения теоретического материала на уроках русского языка, но и как своеобразной творческой среды, позволяющей ученикам реализовать языковые и коммуникативные умения.

Система уроков обучения написанию сочинений в жанре лингвистической сказки должна быть направлена на формирование конкретных умений, в числе которых умение строить высказывание в двух планах – буквальном и иносказательном, умение конструировать свою речевую деятельность, умение выбирать сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала по русскому языку.

Важно учесть жанровое своеобразие лингвистической сказки и следующие принципы:

  • практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся;
  • доступности;
  • коммуникативности;
  • усложнения мыслительной деятельности учащихся: продвижение от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок;
  • эмоциональности, занимательности.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

15