Комедия Мольера построена на высмеивании желания представителей деловых кругов, становящихся все более богатыми и влиятельными, приобщится к дворянскому образу жизни и стать частью привилегированного сословия. Однако представляется, что господин Журден не единственный смешной персонаж произведения.
Мольер рисует образ Журдена в комических тонах. Сцены с учителями музыки, танцев, фехтования и философии должны были показать зрителям множество забавных ситуаций, в которые попадает главный герой в силу своих необразованности и невежества. Однако представляется, что человек, оказавшийся «не на своем поле» все же не более смешон, чем живущий в долг и, по сути, занимающийся мошенничеством граф Дорант. В отличие от последнего – дворянина, который должен был мечом служить своей стране и королю, Журден, по крайней мере, в своей области достиг успехов, став человеком, имеющим возможность покупать все, что ему захочется.
Эпизоды с неловкими положениями, в которые попадает главный герой комедии, перед женой и служанкой, показывающие ненужность ему приобретенных знаний и плохо освоенные основы фехтования, опять же показывают смешными не только невежество Журдена, но и косность и въевшееся преклонение перед вышестоящими тех, кто, по мысли драматурга, должен играть роль положительных персонажей.
В эпизоде, когда Журден выдает дочь за мнимого сына султана, под маской которого скрывается ее избранник, равный по социальному положению, и получает вымышленный титул, он не более смешон, чем любая другая жертва обмана. Действия с побоями посвящаемого в мамамуши, для нас выглядят нелепо, а для современников драматурга казались веселой пародией, но реальные ритуалы посвящения в рыцари уже тогда были малопонятными и не вызывали подобной реакции лишь потому, что были освящены традицией и властью.
Представляется, что, несмотря на явные старания автора комедии, предназначенной для высшего общества, сделать Журдена максимально нелепым и смешным, образ получился неоднозначным. Конечно, главный герой постоянно показывает незнание вещей, которым его никогда не учили, и становится жертвой мошенников, но ряд персонажей выглядят ничем не лучше. Обманутый деловой человек, обладающий приличным состоянием и рвущийся наверх ничем не смешней аристократа-попрошайки, потерявшего представления о чести, или купленной тем, за чужой счет, маркизы.
Литературный герой
... Герой – это актер в маске, а персонаж одна только маска. 2. Персонаж и характер Персонаж легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное, личностное ... определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви (в литературе христианских стран). Поступки и ... офицера: «Он (Печорин – П.К.) был среднего роста; стройный тонкий стан его и широкие плечи доказывали ...
Сочинение 2
Мольер в своих пьесах высмеивает различные человеческие недостатки, следуя собственному принципу «исправлять людей, развлекая их». Ярким примером этого является комедия «Мещанин во дворянстве», где центральное место занимает господин Журден. Слова и поступки данного персонажа часто вызывают искренний смех.
Он – зажиточный буржуа. Самостоятельно сколотил приличное состояние. Имеет прекрасный большой дом, семью, однако одержим желанием получить дворянский титул. Это желание граничит с манией. Из-за него он презирает людей из своей среды, не уважает собственную жену, а дочь стремиться выдать замуж только за дворянина. Правда, о способе жизни аристократов ему известно мало, потому он доверчиво воспринимает все поучения своих многочисленных учителей.
Прежде всего Журден стремиться походить на дворянина внешне и заказывает себе новомодную одежду. Но и зелёный камзол, и красные бархатные штаны, и узкие чулки, и даже тесные башмаки выглядят на нём нелепо и смешно. К тому же в новом наряде ему неудобно двигаться, обувь жмёт пальцы, однако он мужественно терпит.
Но всегда ли господин Журден вызывает смех? Нет. В некоторые моменты ему даже хочется посочувствовать. Например, учителя, с помощью которых он планирует изучить хорошие манеры, а также научиться танцевать, фехтовать и галантно кланяться, без всякого стыда тянут из него деньги, так и не дав ему существенных знаний. Да ещё и насмехаются над своим невежественным учеником за его спиной.
Немолодой Журден пытается ухаживать за маркизой Дорименой. Самостоятельно сочиняет послание для неё и в качестве подарка отправляет через графа Доранта, которому нередко одалживает деньги, перстень. Но интриган Дорант, ведущий двойную игру, преподносит презент от своего лица, в очередной раз обманув наивного мещанина. В этом эпизоде глупость Журдена вызывает возмущение. Почему он позволяет себя дурачить? Неужели не видит, что за маской друга скрывается расчётливый лгун? Вероятно, именно всепоглощающее стремление к обладанию дворянским титулом так сильно ослепляет его и не даёт возможности проявиться природным позитивным чертам характера.
`