2008 – 2009 учебный год
В 2008 – 2009 учебном году государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе проводилась по следующей модели:
² часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам;
² часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания , пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях);
² часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Данная методическая разработка содержит 4 варианта заданий, позволяющих подготовиться к выполнению второй части (тестовых заданий) единого муниципального экзамена по новой модели. В каждый вариант включены все задания типа В (с кратким ответом) и одно задание типа А (с выбором ответа) на выявление изобразительно-выразительных средств, используемых в данном тексте. Все варианты выдержаны в соответствии со спецификацией экзаменационной работы по русскому языку государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г., разработанной ФИПИ.
Важность методической разработки определяется тем, что предложенные задания позволяют проверить знания учащихся по основным разделам курса русского языка и адаптироваться к структуре экзаменационной работы, а также являются важнейшим этапом в подготовке учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку в .
Задание с развёрнутым ответом — задание № 25. — рассуждение
... предложения, которые могут содержать и риторические вопросы. Схематичная структура вашего сочинения: Советы и рекомендации к каждой части Проблема ... автора) Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения Сочинение ученика – Текст должен члениться на абзацы (отступы, красная ... проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. Предлоги В силу жизненных обстоятельств ...
Материалы могут быть использованы как на этапе обучения, так и для организации системы текущего контроля.
Вариант 1
(1) Главное для писателя – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ. (2) В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя – ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, ни оглядка на критика и редактора.
(3) Во имя работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.
(4) Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.
(5) Писателем может быть только тот человек, который видит больше остальных, который может сказать людям новое, значительное и интересное.
(6) Что касается меня, то, написав свой первый рассказ, очень скоро я понял, что могу сказать до обидного мало. (7) И что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. (8) Слишком небогат и узок был запас моих житейских наблюдений.
(9) В то время книга стояла у меня над жизнью, а не жизнь над книгой. (10) Нужно было наполнить себя жизнью до самых краев.
(11) Поняв это, я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушел в люди», начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми.
(12) Но это не была искусственно созданная жизнь. (13) Я не был профессиональным наблюдателем или сборщиком фактов.
(14) Нет! (15) Я просто жил, не стараясь хоть что-нибудь записывать или запоминать для будущих книг.
(16) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно: рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости я начну писать. (17) Я буду писать вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало мое существо. (18) И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире.
(По К. Паустовскому)
1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 10: «Нужно было наполнить себя жизнью до самых краев».
1) олицетворение;
2) гипербола;
3) метафора;
4) сравнительный оборот.
2. Замените слово УГАСНУТЬ из предложения 7 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Из предложений 5 – 10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Из предложений 3 – 13 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном с суффиксом -ЕНН- пишется НН ».
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...
... сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? ... правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1,2 2)1,4 3)1,2, 4 4) 1,2,3,4 А ... на месте которых впредложении должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми ( ...
5. Из предложений 1 – 5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Я жил,(1) работал,(2) любил,(3) страдал,(4) надеялся,(5) мечтал,(6) зная только одно: рано или поздно,(7) в зрелом возрасте или,(8) может быть, (9) даже в старости я начну писать.
7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Человеческое мышление формируется с помощью языка, (1) оказывается с ним прочно связанным. Я шел наугад, (2) не узнавая дороги,(3) и опоздал на поезд. Блеснула огненная молния,(4) и густой лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.
8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Главное для писателя – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, (1) даже в маленьком рассказе, (2) и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя – ни ложный стыд перед читателями, (3) ни страх повторить то, (4) что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, (5) ни оглядка на критика и редактора.
9. Замените словосочетание ПОРЫВ К ТВОРЧЕСТВУ (предложение 7), построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.
11. Среди предложений 10 – 15 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.
12. Среди предложений 4 – 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
14. Среди предложений 11 – 18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 3 – 10 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
(1) Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето.
Счастливый случай. 15.2. Напишите -рассуждение. Объясните, как ...
... Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл названия рассказа — «Счастливый случай». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения ...
(2) Я думаю, что слово «великий» применимо не только к событиям и людям, но и к некоторым местностям нашей страны, России.
(3) Мы, очевидно, не любим пафоса потому, что не умеем его выражать. (4) Что же касается протокольной сухости, то в этом отношении мы пережимаем, боясь, чтобы нас не обвинили в сентиментальности. (5) А между тем многим, в том числе и мне, хочется сказать не просто «поля Бородина», а «великие поля Бородина», как в старину, не стесняясь, говорили: «Великое солнце Аустерлица».
(6) Величие событий накладывает, конечно, свой отблеск на пейзаж. (7) На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы и слышим ее звенящую тишину. (8) Она вернулась сюда после кровавых боев последней войны, и с тех пор никто ее не нарушал.
(9) То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут.
(10) Для меня это название звучит не хуже, чем Бежин луг или Золотой Плес около Кинешмы.
(11) Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы. (12) В этом отношении оно, как принято говорить, «типично» и даже «классично».
(13) Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. (14) Если бы не опасение, что меня изругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостны, успокоительны и что в них есть нечто священное.
(15) Имел же Пушкин право говорить о «священном» сумраке царскосельских садов. (16) Не потому, конечно, что они освящены какими-либо событиями из «священной истории», а потому, что он относился к ним как к святыне.
(17) Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой.
(18) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому увалу. (19) И как бы вы ни торопились поскорей дойти до воды, все равно на спуске вы несколько раз остановитесь, чтобы взглянуть на дали по ту сторону реки.
(20) Поверьте мне: я много видел просторов под любыми широтами. (21) Но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.
(22) Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира и вместе с тем странное желание: если уж суждено умереть, то только здесь, на слабом этом солнечном припеке, среди этой высокой травы.
(По К. Паустовскому)
1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 7: «На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы и слышим ее звенящую тишину».
1) антитеза;
2) гипербола;
3) оксюморон;
4) сравнительный оборот.
2. Замените слово УВАЛУ из предложения 18 стилистически нейтральным
1) синонимом. Напишите этот синоним.
3. Из предложений 17 – 22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Из предложений 13 – 20 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратком причастии с суффиксом -ЕН- пишется Н ».
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...
... лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации. ...
5. Из предложений 9 – 15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Поверьте мне: я много видел просторов под любыми широтами. Но такой богатой дали, (1) как на Ильинском омуте, (2) больше не видел и никогда, (3) должно быть, (4) не увижу.
7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Она вернулась сюда после кровавых боев последней войны, (1) и с тех пор никто ее не нарушал. То место, (2) о котором я хочу рассказать, (3) называется скромно, (4) как и многие великолепные места в России: Ильинский омут.
8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Одно из неизвестных, (1) но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, (2) где я живу каждое лето. Я думаю, (3) что слово «великий» применимо не только к событиям и людям, (4) но и к некоторым местностям нашей страны, (5) России.
9. Замените словосочетание ПРОТОКОЛЬНОЙ СУХОСТИ (предложение 4), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 10.
11. Среди предложений 11 – 15 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.
12. Среди предложений 3 – 8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
14. Среди предложений 15 – 21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 5 – 15 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.
Вариант 3
(1) Имя собственное «принадлежит себе», потому что в СОБЬ (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»).
(2) Чужое имя – другая судьба. (3) Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4) Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
(5) История же такова. (6) В древности личных имен накапливалось у каждого человека достаточно. (7) Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Петр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8) Одна дочь – Румяна, вторая – Беляна, хороша и та, и другаяИменем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.
(10) Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11) Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12) Корень — зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13) Зовом призывают человека, зовут его. (14) Важнее приставка про-. (15) Про — – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16) Про — в движении (поэтому всегда при глаголе).
(17) Того, что в будущем, нужно еще достичь. (18) Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19) Поэтому имена давались хорошие, светлые, добрые.
(20) Потом появилось отчество. (21) Слово то же, что и отечество. (22) Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23) У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24) У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25) Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26) В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27) Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28) Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29) Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30) Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31) Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, еще позже – именитых купцов. (32) Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» XVIII века.
(33) Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твое, с ним ты личность, и чего заслуживаешь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это все разные имена.
(34) Сегодня мы во многом подражаем деловитым . (35) Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36) Так и с именем. (37) У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38) Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или еще кто?
(39) Не имя, конечно, создает личность. (40) Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41) Я убежден в этом.
(По В. Колесову)
1.
1) антитеза;
2) гипербола;
3) эпитет;
4) сравнительный оборот.
2. Замените слово РАЧИТЕЛЬНО из предложения 22 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Из предложений 1 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Из предложений 20 – 29 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном с суффиксом -ЕНН- пишется НН ».
5. Из предложений 30 – 41 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке НЕ пишется гласная Е , если приставка ударная».
6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Следовательно, (1) прозвище – то, (2) что дают впрок, (3) на всякий случай, (4) чтобы не только звать человека,(5) но и призвать на него все добрые силы. Не имя, (6) конечно, (7) создает личность.
7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Отчество – по отцу, (1) фамилия – по роду, (2) и только личное имя всегда твое, (3) с ним ты личность. Старое слово дало две формы, (4) и каждая рачительно использована.
8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Отчество от имени отличается, (1) посредством отчества человек показан прилагательным, (2) которое как бы прилагается к человеку, (3) ему полагается по статусу, (4) выделяя в принадлежности не его самого, (5) а весь его род.
9. Замените словосочетание по отцовской линии (предложение 30), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
11. Среди предложений 22 – 29 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.
12. Среди предложений 28 – 35 найдите предложение с обособленными определениями . Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
14. Среди предложений 17 – 27 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 1 – 9 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.
Вариант 4
(1) Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2) Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (3) Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4) Но ничто не рождало здесь звука.
(5) Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны. (6) Посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (7) Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (8) Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (9) Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (10) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
(11) Так вот он, зимний дуб!
(12) Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что ее тысячекратно повторенное изображение глядит на нее с каждой ветки. (13) И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своем зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
(14) Савушкин продолжал водить ее по своему мирку. (15) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (16) Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (17) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (18) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (19) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
(20) И она-то считала себя умелой учительницей! (21) Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (22) Да и где он лежит, этот путь? (23) Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца.
(24) Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. (25) И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (26) Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.
(По Ю. Нагибину)
1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 10: «Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках».
1) антитеза;
2) гипербола;
3) метафора;
4) сравнительный оборот.
2. Замените слово СШИБАЛИ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Из предложений 9 – 13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии с зависимым словом пишется НН ».
5. Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Казалось, (1) деревья почтительно расступились, (2) чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Быть может, (3) и одного шага не сделано ею на том пути, (4) для которого мало целой человеческой жизни.
7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Тропинка обогнула куст боярышника, (1) и лес сразу раздался в стороны. Отойдя недалеко, (2) Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, (3) бело-розовый в закатных лучах, (4) и увидела у его подножия небольшую темную фигурку.
8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, (1) что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, (2) а маленький человек в разношенных валенках, (3) чиненой, (4) небогатой одежке, (5) сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», (6) чудесный и загадочный гражданин будущего.
9. Замените словосочетание ЗАКАТНЫЕ ЛУЧИ (предложение 24), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 23.
11. Среди предложений 20 – 24 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.
12. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленными обстоятельствами . Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.
14. Среди предложений 14 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.
Ответы
Задание |
Номер варианта |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
исчезнуть |
склону |
старательно |
сбивали |
3 |
касается |
умереть |
подбирали |
блестел |
4 |
внутреннему |
освящены |
общественных |
груженные |
5 |
рассказе |
изругают |
некоторую |
расступились |
6 |
8, 9 |
3, 4 |
1, 6, 7 |
1, 3 |
7 |
4 |
1 |
2, 4 |
1 |
8 |
4 |
2, 3 |
2 |
1 |
9 |
творческий порыв |
сухость протоколов |
по линии отца |
лучи заката |
10 |
я не был наблюдателем или сборщиком |
название звучит не хуже |
имена давались хорошие, светлые, добрые |
не легко и не просто отыскать |
11 |
11, 13, 15 |
11, 12, 14 |
25, 27, 28 |
23, 24 |
12 |
6 |
5 |
32 |
3 |
13 |
3 |
5 |
4 |
5 |
14 |
16 |
20 |
23 |
16 |
15 |
5 |
14 |
4 |
2 |