Автор: Шашкова Олга Михайловна
Организация: МАОУ СОШ № 5 «Центр ИнТех»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Рассказово
На изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» по программе отводится 7-8 уроков. Конечно же, за такой короткий срок сложно освоить достаточно большое по объёму и очень глубокое по содержанию произведение, к тому же (будем реалистами), далеко не все учащиеся уже познакомились с произведением.
В настоящей статье предлагается система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», позволяющая заинтересовать учащихся чтением произведения и дать анализ поэмы.
Темы уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1 урок. Биография писателя.
2 урок. История создания поэмы «Мёртвые души».
3 -4 уроки. Образы помещиков в поэме.
5 урок. Губернский город и его жители.
6 урок. Образ Чичикова.
7 урок. Внесюжетные элементы поэмы. Образ автора в поэме.
8 урок. Второй том «Мёртвых душ».
9 урок. Сочинение по поэме «Мёртвые души». Темы сочинений.
1 урок. Биография писателя.
Интересно поговорить о творчестве писателя, совершив виртуальную экскурсию в
Музей-заповедник Николая Гоголя на Полтавщине , где Гоголь родился и провел детские годы и в Мемориальный музей «Дом Гоголя» в Москве, который находится в доме Талызина на Никитском бульваре. В этом доме 21 февраля 1852 года Гоголь умер и здесь же накануне сжег свои рукописи. Виртуальные экскурсии позволяют окунуться в мир писателя, более живо и глубоко представить себе, как жил автор. Далее вспоминаем произведения, которые уже известны учащимся.
В конце урока смотрим с детьми буктрейлер по поэме «Мёртвые души». Ссылка на буктрейлер:
Домашнее задание – подготовка сообщений по выбору учащихся:
История замысла поэмы.
Жанровая характеристика «Мёртвых душ» (что такое ПОЭМА, почему «Мёртвые души» — поэма).
«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. ( )
... Главный герой «Мёртвых душ» – Чичиков Сочинение на тему «Мёртвые души» можно начать с описания главного героя. Центральный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков. До 11 главы произведения Н. В. Гоголя неизвестно, откуда он ... то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с ...
Смысл названия произведения.
Истоки поэмы (на какие произведения ориентировался Гоголь при создании «Мёртвых душ»)
2 урок. История создания поэмы «Мёртвые души»
Эпиграф к уроку:
«Если совершу это творение так,
как нужно его совершить,
то…какой огромный,
оригинальный сюжет.
Какая разнообразная куча?
Вся Русь явится в нём!»
Письмо Гоголя В.А. Жуковскому
Учащиеся делают сообщения по домашнему заданию, дополняем информацию найденную детьми следующими цитатами:
«Книга названа поэмой не в шутку. <…> вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах…» «…Это поэзия нашей страны. <…> Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван «поэмой»?..» «…это удивительная поэма, поэма, названная поэмой совсем не для шутки, первая поэма в мире! Вы не читали визита Чичикова к Собакевичу и Плюшкину. Чудо как это остроумно и смешно! Настоящий лирический смех! Поэма в полном смысле слова!..»
О. И. Сенковский, журналист, ученый
души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие — вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
А. Герцен
«…Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья. <…> этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи ничего не было, а стояло только одно слово: ревизская душа; уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права…»
Д. П. Голохвастов, историк, член цензурного комитета
Далее класс делится на группы по 4-5 человек (эти группы будут постоянными на протяжении изучения произведения)
1 задание для групп: пройти квест по 1 главе поэмы.
Учащиеся в группах отвечают на вопросы квеста. Ответы на вопросы квеста учащиеся ищут, читая 1 главу поэмы. (Такая форма позволяет заинтересовать учащихся чтением поэмы, а также наметить основные пути анализа произведения).
За правильные ответы группе присваиваются баллы, по итогам квеста выставляются оценки.
Квест по 1 главе «Мёртвых душ»
Чичиков у Плюшкина анализ эпизода, визита в поэме Мертвые души Гоголя
... на бессмысленное накопление, очень точно подходит под понятие «мёртвые души». Также читают: Картинка к сочинению Чичиков у Плюшкина анализ эпизода, визита в поэме Мертвые души Популярные сегодня темы ... не наблюдалось. Чичикову только и повстречалась «ключница», направившая его в дом. Впоследствии оказалось, что эта «ключница» и есть хозяин поместья Плюшкин. Дом встретил гостя необыкновенным ...
(задания открываются на слайдах презентации)
Задание 1.
Найдите в 1 абзаце поэмы деталь-символ дороги, путешествия. («Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» – «Доедет», – отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» – «В Казань не доедет», – отвечал другой».)
Задание 2.
Найдите во 2 абзаце поэмы деталь-сравнение показывающую санитарное состояние гостиницы, в которую прибыл наш господин. («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…»)
Задание 3.
Чьими глазами мы «смотрим» на происходящее? Найдите в 4 абзаце подтверждение вашей версии. (Глазами рассказчика. Повествование ведётся от первого лица. «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, бог их знает, я никогда не носил таких косынок».)
Задание 5.
Какую странность в поведении господина, приехавшего в губернский город, вы заметили в 4 абзаце? ( «Накушавшись чаю, он уселся перед столом, велел подать себе свечу, вынул из кармана афишу, поднес ее к свече и стал читать, прищуря немного правый глаз. Впрочем, замечательного немного было в афишке… однако же он прочел их всех, добрался даже до цены партера и узнал, что афиша была напечатана в типографии губернского правления, потом переворотил на другую сторону: узнать, нет ли там чего-нибудь, но, не нашедши ничего, протер глаза, свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».)
Задание 6.
Какие черты можно отметить у Чичикова, читая 4-6 абзацы (был любознателен, вникал в мельчайшие подробности, не любил говорить о себе, «очень искусно умел польстить каждому и т.д.).
Задание 7.
Какое сравнение использует автор, говоря о «губернаторской вечеринке», на которую был приглашён Чичиков? Как вы думаете, почему автор использует это сравнение? (сравнение с мухами) (вспоминаем «Шинель» Н.В.Гоголя)
Задание 8.
Какое впечатление производит Чичиков в губернском городе? («Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».)
Возвращение к эпиграфу урока, обсуждение.
Домашнее задание.
Каждый из членов группы выбирает одного из героев и повторяет/читает в произведении главу, касающуюся этого героя. (Учащиеся по получении домашнего задания сразу договариваются, кто из участников группы берёт ту или иную главу.)
Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: характеристика, анализ, ...
... не видит. Средних лет Актуален ли образ Чичикова сегодня: сочинение, 9 класс Чичиков Гоголь обращает внимание читателя не только на несуществующих крестьян в виде «мертвых душ», но и на жизнь и устои людей. Последние ... денег больше ничего в этом мире не ценят. Актуален ли образ Чичикова сегодня ? Вот сочинение по этой теме для 9 класса : Героя невозможно назвать плохим, однако видно, что он стремится ...
МАНИЛОВ – 2 глава
КОРОБОЧКА – 3 глава
НОЗДРЁВ – 4 глава
СОБАКЕВИЧ – 5 глава
ПЛЮШКИН – 6 глава
Дополнительное задание по желанию. В ходе чтения 1 главы ребята обязательно обратят внимание, на то, что Чичиков много ест, а Гоголь с удовольствием описывает трапезу Чичикова. При этом Гоголь упоминает блюда, которые незнакомы современному читателю («бутылка кислых щей», пулярка).
Дополнительное задание состоит в том, чтобы узнать, что за блюда описывает Гоголь. Задание может быть выполнено в виде сообщения, презентации, книги рецептов и т.д.
3-4 уроки. Образы помещиков в поэме.
Эпиграф к урокам:
«Гоголь не пишет, а рисует…»
В.Г.Белинский
Урок начинаем с заслушивания дополнительного задания о блюдах, которые были на столе у Чичикова.
Затем каждой группе учитель даёт ½ листа ватманской бумаги. Задание: за время изучения поэмы нарисовать событийную карту поэмы, за эту работу выставляется отдельная оценка каждому участнику группы в конце изучения поэмы. (подробнее о событийных картах: …..)
Актуализация знаний через вопрос классу: какими средствами пользуется автор для создания образа героя?
Описание портрета.
Раскрытие характера через:
речевую характеристику героя;
описание жилища героя;
взаимоотношения с другими героями;
авторскую оценку героя.
Ребята вместе с учителем составляют план характеристики образов помещиков.
Затем учащиеся каждой группы по очереди характеризуют образы помещиков по составленному плану:
1 встреча помещика с Чичиковым;
Имение помещика (его состояние);
Портрет;
Увлечения;
Жизненная цель;
Речь;
Авторская характеристика;
Семья;
Как воспринято предложение продать мёртвые души;
Основные черты характера.
Выводы по 3-4 урокам, ответы на вопросы:
Почему Гоголем задана такая последовательность?
Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души)
... Чичикову (3 сочинение) У Гоголя имеется огромное количество разных произведений. И многие из них изучаются в школе. Одним из произведений является «Мертвые души», где главным героем стал Павел Чичиков. ... поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография ... иметь все что имеют ...
Что автор хочет сказать такой последовательностью? (Знакомство с понятием градации как литературного приёма)
Обращение к словам Гоголя «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».
Домашнее задание. Чтение/повторение 7 и 10 глав.
5 урок. Губернский город и его жители.
Актуализация знаний. Почему на дом было задано чтение 7 и 10 глав? Что объединяет эти главы? (описание чиновников губернского города, губернского общества).
Обсуждение этой темы можно построить через приём «Шапка вопросов». Учащимся раздаются небольшие листочки, на которых каждый записывает по вопросу, касающемуся обсуждаемой темы. Вопросы могут быть разноплановые от уточнения деталей произведения до проблемных вопросов. Затем все листочки сворачиваются, собираются в шапку; каждый учащийся по очереди достаёт листок и отвечает на попавшийся вопрос. Оценки выставляются не только за ответы, но и за хорошие вопросы (Умение поставить вопрос тоже очень важно и должно вырабатываться на уроках).
В оставшееся время возможна инсценировка или выразительное чтение эпизодов, характеризующих губернских жителей (по выбору групп учащихся)
Делаются выводы по уроку.
Домашнее задание. Составить план характеристики Чичикова. Найти значение имени и фамилии Чичикова.
6 урок. Образ Чичикова.
Проверка домашнего задания. Коллективное уточнение плана характеристики Чичикова:
Портрет;
жизненные цели и ценности;
речь;
семья;
отношение к женщине;
основные черты характера;
детство;
Чичиков в оценке других героев поэмы;
авторская оценка героя.
Обращаем внимание детей на то, как меняется статус героя в глазах губернских жителей и в авторской оценке: (Гоголь вместе с жителями города NN постепенно раскрывает нам героя).
В город въезжает «господин средней руки» и потом в глазах жителей он превращается в Наполеона.
Случай и соблазны Чичикова и их роль в сюжете. (Случайная встреча с Ноздрёвым в трактире (соблазн) оборачивается для Чичикова 1 разоблачением на балу. Встреча с девушкой на дороге (соблазн) Случайный приезд к Коробочке – 2 разоблачение Чичикова)
Какова авторская оценка героя? Подробно анализируем следующие абзацы:
«Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец?» Гоголь, делая вывод о нравственных качествах своего героя, сбрасывает его с пьедестала, на который Чичиков был воздвигнут губернскими жителями.
Н.В.ГОГОЛЬ Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод ...
... и смерти тоже усиливается по направлению от Манилова к Плюшкину. Однако на более глубоком уровне гоголевского ... героя и лирико-патетиче-ское отступление по поводу жалкой судьбу его, обращенное к юношеству. Гоголь намеревался «довести» этого персонажа до второго и третьего томов поэмы, ... другим человеком. В первом томе положительными чертами Чичикова можно считать живость характера, авантюризм, ум, ...
И тут же несколько оправдывает Чичикова, заставляя оглянуться нас по сторонам, посмотреть на себя:
«Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?..
…Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего».
Гоголь ясно говорит, что не столько сам Чичиков виноват в том, каков он есть, сколько его ложно поставленная жизненная цель (вспоминаем напутствие отца маленькому Павлуше Чичикову: «Береги копеечку…»).
Вот и ходит наш Павлуша Чичиков по кругу, каждый раз пытаясь разбогатеть и снова оставаясь ни с чем (вспоминаем колесо из первого абзаца произведения не только как символ дороги, но и как символ жизненного пути нашего героя).
7 урок. Внесюжетные элементы поэмы. Образ автора в поэме.
Актуализация знаний учащихся. Вспоминаем, что означает термин «внесюжетные элементы». (Внесюжетные элементы — вставные эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие всюжетное действие. Основная функция внесюжетных элементов — расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом.) Просим учащихся привести примеры внесюжетных элементов в поэме. Анализируем Повесть о капитане Копейкине, притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, лирическое отступление о птице-тройке. Говорим об образе автора в поэме (эту работу можно построить через игровые приёмы, например, предложить группам называть по очереди черты автора в поэме, подтверждая их цитатами).
Делаем выводы о роли внесюжетных элементов в поэме.
Домашнее задание: завершение работы групп над сюжетными картами, чтение начальных глав 2-го тома «Мёртвых душ»
8 урок. Второй том «Мёртвых душ»
Начинаем работу с представления результатов работ групп (сюжетные карты).
Пример работы одной из групп:
Читаем стихотворение П. Вегина:
Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своём сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мёртвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.
Женские образы в поэме мертвые души
... В поэме «Мёртвые души» можно выделить несколько групп женских образов по их месту в образной системе. Единственным самостоятельным образом оказывается образ Коробочки - помещицы, коллеясской секретарши. Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок в ... духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души». Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки ...
Вот так дело!
Как такое может быть,
если рукопись сгорела,
а герой остался жить?
Через дали, через годы
он заброшен на беду
катапультой дымохода
в современную среду.
Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мёртвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придётся с кресла,
Написать сожжённый том.
Говорим о том, что сожжение 2-го тома «Мёртвых душ» не было для Гоголя чем-то из ряда вон выходящим. Он частенько сжигал свои произведения, если оставался недоволен ими.
Вспоминаем первые уроки, ещё раз говорим о том, что Гоголь задумывал поэму как произведение в трёх томах, ориентируясь на «Божественную комедию» Данте Алигьери, но не успел завершить свой труд. Первый том «Мёртвых душ» должен был соответствовать «Аду», второй – «Чистилищу», третий – «Раю», От сожжённого второго тома остались только первые главы, где мы снова видим нашего героя путешествующим, он снова объезжает помещиков и снова мечтает разбогатеть. Предположительно, во втором томе наш герой должен был пройти некое «чистилище» и измениться к лучшему.
Дискуссия на тему: «Через какое «чистилище» Гоголь мог провести Чичикова, чтобы исправить своего героя?»
Выводы по уроку и изученному произведению в целом.
9 урок. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Примерные темы для сочинений по поэме «Мёртвые души».
Мёртвые и живые души в поэме Гоголя.
Почему душа становится мёртвой?
Мёртвые души сегодня.
Есть ли Чичиков во мне?
Источники информации
Н.В.Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями.- М. : Современная Россия, 1990. – 428 с.
Н.В.Гоголь. Духовное завещание. — М.: Издательство «Э», 2017. — 756 с.
Н.В.Гоголь. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т. 2 — М.: Художественная литература, 1984. — 495 с.
Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
... Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную ... снова контраст: от Коробочки – к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и « ... гораздо труднее договориться: она равнодушна к любым его аргументам, поскольку для нее главное – извлечь ...
И.П. Золотусский. Гоголь. — Изд. 4-е. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 485 с.
Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. — 2-е изд., доп. — М. : Художественная литература, 1988. – 412 с.
П. Вегин. Все стихи. [Электронный ресурс]. Сайт Параллель – режим доступа: https://45ll.net/petr_vegin/stihi/ свободный. – Загл. с экрана.
Приложения:
Опубликовано: 03.11.2020