Урок развития речи. 7 класс, Сочинение-характеристика литературного персонажа., Алеша Пешков – герой повести М.Горького «Детство».
Цели: 1) систематизировать и обобщить изученное по повести «Детство»;
2) развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение характеризовать литературного героя;
3) развивать наблюдательность, любознательность к жизни других людей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование: виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки литературы в 7 классе; иллюстрации к повести «Детство», мультимедийный проектор, повесть М. Горького «Детство», аудиозапись песни «Детство».
Ход урока.
Эпиграф урока
Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь – скорлупа одна, ядра- то нет, съедено.
М. Горький. «Детство»
-
Слово учителя.
К сегодняшнему уроку мы с вами прочитали несколько глав из повести М. Горького «Детство».
Чем привлекла вас эта книга? Какие герои вам особенно запомнились, почему?
Почему рассказ о чужом детстве, чужих незнакомых людях так интересен?
Чему он вас научил?
-
Работа с тренажером по мультимедийному уроку.
*Определите, какому герою соответствует данная портретная характеристика?
* Каких героев тут нет? ( дядьев Якова и Михаила.)
* Чей портрет хотелось бы воссоздать после прочитанного произведения? (Портрет Алеши)
Цель нашего урока – воссоздать портрет Алеши Пешкова, какой он человек? Какие черты характера его отличают, чем он нам интересен? Итогом наших наблюдений станет сочинение – характеристика литературного персонажа.
-
Лексическая работа.
На доске записаны прилагательные, определяющие характер человека. Выберите те, которые соответствует характеру Алеши.
Капризный
Завистливый
Поэтичный
Жалостливый
Жестокий
Добрый
Дружелюбный
Черствый
Чуткий
Справедливый
Легкомысленный
Сообразительный
Внимательный
Включите прилагательные в предложения, доказывающие верность вашего выбора. Например: Алеша поэтичный человек, он умеет замечать красивое, яркое в жизни: любуется бабушкиным танцем, ее речью, нравится кудрявый огонь пожара.
Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Горького Детство
... Сочинение про Деда Каширина Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Писатель рассказывает о трудном детстве мальчика, Алеши Пешкова, который рано остался без отца. Мать уехала, оставив ребенка в доме своих родителей. Главными людьми в жизни Алеши ... на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку. В истории жизни деда ...
-
Работа с примерным планом сочинения.
Алеша Пешков.
1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».
11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.
1) Наблюдательность и одаренность Алеши.
-
2) Протест против жестокости и несправедливости в доме Кашириных, против «свинцовых мерзостей дикой русской жизни».
-
3)Доброта и чуткость Алеши «ко всякой боли, своей и чужой»
4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.
111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».
- Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
- В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
- Кто оказал хорошее влияние на Алешу?
-
Соотнесите данные цитаты из повести с пунктами плана сочинения.
Какую цитату можно использовать во вступлении?
Какую в основной части, какую в заключении сочинения?
Цитаты.
1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)
2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)
3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.
Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)
4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)
-
Осмысление эпиграфа урока. Как вы понимаете слова деда Каширина. А у Алеши есть «ядро», какое? Можно задуматься и о себе, правда? Есть ли во мне ядро или так, «скорлупа» одна, оболочка, а внутри – пустота?!!
-
Написание сочинения на черновике.
3 стр., 1161 словАлёша в семье Кашириных
... дружба Алёши с "первым человеком из бесконечного ряда людей, чужих в родной стране своей - лучших людей её..." И это изречение Горького - правда! Таких людей, как хорошее Дело, ... было великое множество, непонятых и незаслуженно забытых... Понимая, что впереди [его (зачёркнуто)] жизнь будет тем ... а теперь уж совсем выставили на улицу. Алёша протестовал против всего этого, но этот протест ...
-
Домашнее задание: дописать сочинение.
Алеша Пешков.
1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».
11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.
1) Наблюдательность и одаренность Алеши.
-
2) Протест против жестокости и несправедливости в доме Кашириных, против «свинцовых мерзостей дикой русской жизни».
-
3)Доброта и чуткость Алеши «ко всякой боли, своей и чужой».
4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.
111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».
- Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
- В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
- Кто оказал хорошее влияние на Алешу?
Алеша Пешков.
1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».
11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.
1) Наблюдательность и одаренность Алеши.
-
2) Протест против жестокости и несправедливости в доме Кашириных, против «свинцовых мерзостей дикой русской жизни».
3)Доброта и чуткость Алеши «ко всякой боли, своей и чужой»
4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.
111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».
- Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
- В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
- Кто оказал хорошее влияние на Алешу?
Цитаты.
1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)
2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)
3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.
Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)
4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)
Цитаты.
1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)
2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)
3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.
Формирование характера Алеши — главного героя сказки «Черная ...
... Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, ... литературы. Внутренний мир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность, опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливается исподволь. По пути в Подземное царство Алеша ... о неблагополучии внутренней жизни ребенка, сигнализирует о ...
Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)
4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)