Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе как подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Сочинение

10 класс

Литература в десятом классе

В ходе изучения программы по литературе в десятом классе ученики познакомились с произведениями разных эпох и жанров, от классики до современности, что позволило им ознакомиться с различными литературными традициями и наслаждаться разнообразием стилей и жанров. Кроме того, ученики получили возможность изучать не только литературные произведения, но и исторические, культурные и философские аспекты книжной культуры.

Основные тематические блоки

  • Историко-литературный процесс в России первой половины XIX века
  • Лирика А.С.Пушкина
  • Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»
  • Лирика М.Ю.Лермонтова
  • Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»
  • Произведения Н.В.Гоголя, в том числе «Петербургские повести»
  • Историко-литературный процесс в России второй половины XIX века
  • Произведения А.Н.Островского
  • Роман И.А.Гончарова «Обломов»
  • Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
  • Лирика Н.А.Некрасова
  • Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Лирика Ф.И.Тютчева
  • Лирика А.А.Фета
  • Произведения Н.С.Лескова, в том числе «Очарованный странник»
  • Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
  • Стихотворения и другие произведения А.К.Толстого
  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Произведения А.П.Чехова, в том числе пьеса «Вишневый сад»

Работа над перечисленными произведениями

В ходе исследования каждого произведения ученики изучали его основные идеи, сюжет, героев и стиль писателя. Кроме того, обсуждались исторические, философские и культурные контексты создания произведения.

В конце апреля ученики получили задание создать свою литературную «копилку» для написания итогового выпускного сочинения. Они распределили произведения по тематическим блокам и продолжили работу над этим проектом самостоятельно, распределяя книги по блокам, чтобы сделать их более удобными для использования при написании сочинения.

Благодаря прохождению программы по литературе в десятом классе, ученики получили академический подход к изучению литературы, познакомились с рядом классических произведений русской литературы и развили свои навыки анализа, критического мышления, письма и чтения.

24 стр., 11912 слов

Музыкальная интерпретация лирических произведений при изучении ...

... различные виды интерпретации литературного произведения; -проанализировать музыкальные интерпретации отдельных лирических произведений. А.М. Славская отмечает, что такое ... -провести анализ работ, посвящённых музыкальной интерпретации лирики различными композиторами; -провести анализ современных ... модель урока по теме «Музыкальные интерпретации стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне ...

Результаты промежуточной аттестации 10 класса по литературе

16 мая 2019 года в 10 «А» классе была проведена промежуточная аттестация по литературе, целью которой было повторение учебного материала за всю программу 10 класса, а также приобретение навыков по написанию сочинений в соответствии с критериями итогового выпускного сочинения.

Промежуточная аттестация состояла из двух частей: устный ответ на вопрос по билетам и защита собственной письменной работы (сочинения-рассуждения в формате итогового выпускного сочинения по одной из тем, предложенных для 11 класса Ростовской области в этом году).

Вопросы по билетам были составлены на основе программы по литературе 10 класса и ориентированы на проверку уровня подготовки учащихся, а также способности к их практическому применению. Возможность чтения поэтических произведений по заучиванию наизусть была предусмотрена в некоторых билетах, связанных с творчеством поэтов 19-20 веков.

На промежуточной аттестации учащиеся продемонстрировали глубину и прочность своих знаний, полученных в рамках учебного курса 10 класса по литературе. Их сочинения отличались высокой культурой изложения, умением анализировать литературные произведения и давать оценку действиям и поступкам персонажей.

В результате промежуточной аттестации учащиеся получили полезный опыт, который обязательно пригодится им при написании выпускной работы и в учебном процессе будущего. Отметим, что такие мероприятия, как промежуточная аттестация, способствуют улучшению учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности обучения и формированию умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Исследование знаний по литературе у учеников

Работа проводилась ученикам средней школы в рамках оценки полученных знаний по литературе. В работе принимали участие обучающиеся 9-10 классов, итогом которых является аттестат об окончании средней школы.

Первая часть: задания на проверку знаний литературы

  • Оценка понимания содержания текстов, соответствие ответа поставленным проблемам
  • Привлечение необходимого объема литературного материала со ссылками на источники и точность в передаче фактических данных
  • Аргументированность суждений, приводимых доказательств и обоснованность выводов
  • Использование литературоведческих терминов и понятий со знанием их смысла
  • Композиционная стройность ответа и умение выразительно читать наизусть
  • Ясность и точность выражения мыслей, речевая грамотность

Вторая часть: сочинение — размышление по одной из предложенных тем

Работа проводилась в течение нескольких месяцев. Вторая часть работы – сочинение рассуждение. Ученик должен был написать работу на листах формата А4. Кроме того, работа должна быть выполнена аккуратным почерком или на компьютере. К работе обязательно должен быть составлен сложный план на отдельном листе. Рекомендуемый объем сочинения примерно 150-200 слов. Оценивались следующие критерии:

3 стр., 1314 слов

Как оформлять список литературы дипломной работы

... -oformlenie-spiska-literaturyi-diplomnoy-rabotyi/ Примеры оформления списка литературы дипломной работы по ГОСТ Пример оформления книжных изданий в списке литературы Как правило, самым простым в оформлении является издание с одним автором. В ... ]: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с. Или: Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / ...

  • Соответствие теме
  • Аргументированность и привлечение литературного материала
  • Композиция
  • Качество речи
  • Грамотность

Итогом работы было получение оценки по двум частям. Несмотря на отличия в формате выполнения заданий, цель работы заключалась в том, чтобы посмотреть, насколько хорошо ученики усвоили литературные знания и как они могут применять их в реальном мире.