10 класс
Литература в десятом классе
В ходе изучения программы по литературе в десятом классе ученики познакомились с произведениями разных эпох и жанров, от классики до современности, что позволило им ознакомиться с различными литературными традициями и наслаждаться разнообразием стилей и жанров. Кроме того, ученики получили возможность изучать не только литературные произведения, но и исторические, культурные и философские аспекты книжной культуры.
Основные тематические блоки
- Историко-литературный процесс в России первой половины XIX века
- Лирика А.С.Пушкина
- Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»
- Лирика М.Ю.Лермонтова
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»
- Произведения Н.В.Гоголя, в том числе «Петербургские повести»
- Историко-литературный процесс в России второй половины XIX века
- Произведения А.Н.Островского
- Роман И.А.Гончарова «Обломов»
- Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- Лирика Н.А.Некрасова
- Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Лирика Ф.И.Тютчева
- Лирика А.А.Фета
- Произведения Н.С.Лескова, в том числе «Очарованный странник»
- Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
- Стихотворения и другие произведения А.К.Толстого
- Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Произведения А.П.Чехова, в том числе пьеса «Вишневый сад»
Работа над перечисленными произведениями
В ходе исследования каждого произведения ученики изучали его основные идеи, сюжет, героев и стиль писателя. Кроме того, обсуждались исторические, философские и культурные контексты создания произведения.
В конце апреля ученики получили задание создать свою литературную «копилку» для написания итогового выпускного сочинения. Они распределили произведения по тематическим блокам и продолжили работу над этим проектом самостоятельно, распределяя книги по блокам, чтобы сделать их более удобными для использования при написании сочинения.
Благодаря прохождению программы по литературе в десятом классе, ученики получили академический подход к изучению литературы, познакомились с рядом классических произведений русской литературы и развили свои навыки анализа, критического мышления, письма и чтения.
Музыкальная интерпретация лирических произведений при изучении ...
... различные виды интерпретации литературного произведения; -проанализировать музыкальные интерпретации отдельных лирических произведений. А.М. Славская отмечает, что такое ... -провести анализ работ, посвящённых музыкальной интерпретации лирики различными композиторами; -провести анализ современных ... модель урока по теме «Музыкальные интерпретации стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне ...
Результаты промежуточной аттестации 10 класса по литературе
16 мая 2019 года в 10 «А» классе была проведена промежуточная аттестация по литературе, целью которой было повторение учебного материала за всю программу 10 класса, а также приобретение навыков по написанию сочинений в соответствии с критериями итогового выпускного сочинения.
Промежуточная аттестация состояла из двух частей: устный ответ на вопрос по билетам и защита собственной письменной работы (сочинения-рассуждения в формате итогового выпускного сочинения по одной из тем, предложенных для 11 класса Ростовской области в этом году).
Вопросы по билетам были составлены на основе программы по литературе 10 класса и ориентированы на проверку уровня подготовки учащихся, а также способности к их практическому применению. Возможность чтения поэтических произведений по заучиванию наизусть была предусмотрена в некоторых билетах, связанных с творчеством поэтов 19-20 веков.
На промежуточной аттестации учащиеся продемонстрировали глубину и прочность своих знаний, полученных в рамках учебного курса 10 класса по литературе. Их сочинения отличались высокой культурой изложения, умением анализировать литературные произведения и давать оценку действиям и поступкам персонажей.
В результате промежуточной аттестации учащиеся получили полезный опыт, который обязательно пригодится им при написании выпускной работы и в учебном процессе будущего. Отметим, что такие мероприятия, как промежуточная аттестация, способствуют улучшению учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности обучения и формированию умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Исследование знаний по литературе у учеников
Работа проводилась ученикам средней школы в рамках оценки полученных знаний по литературе. В работе принимали участие обучающиеся 9-10 классов, итогом которых является аттестат об окончании средней школы.
Первая часть: задания на проверку знаний литературы
- Оценка понимания содержания текстов, соответствие ответа поставленным проблемам
- Привлечение необходимого объема литературного материала со ссылками на источники и точность в передаче фактических данных
- Аргументированность суждений, приводимых доказательств и обоснованность выводов
- Использование литературоведческих терминов и понятий со знанием их смысла
- Композиционная стройность ответа и умение выразительно читать наизусть
- Ясность и точность выражения мыслей, речевая грамотность
Вторая часть: сочинение — размышление по одной из предложенных тем
Работа проводилась в течение нескольких месяцев. Вторая часть работы – сочинение рассуждение. Ученик должен был написать работу на листах формата А4. Кроме того, работа должна быть выполнена аккуратным почерком или на компьютере. К работе обязательно должен быть составлен сложный план на отдельном листе. Рекомендуемый объем сочинения примерно 150-200 слов. Оценивались следующие критерии:
Как оформлять список литературы дипломной работы
... -oformlenie-spiska-literaturyi-diplomnoy-rabotyi/ Примеры оформления списка литературы дипломной работы по ГОСТ Пример оформления книжных изданий в списке литературы Как правило, самым простым в оформлении является издание с одним автором. В ... ]: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с. Или: Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / ...
- Соответствие теме
- Аргументированность и привлечение литературного материала
- Композиция
- Качество речи
- Грамотность
Итогом работы было получение оценки по двум частям. Несмотря на отличия в формате выполнения заданий, цель работы заключалась в том, чтобы посмотреть, насколько хорошо ученики усвоили литературные знания и как они могут применять их в реальном мире.