Задание 25. . Пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты

Сочинение

Выполняя задание 25, не нужно:

  • оригинальничать, самовыражаться любой ценой;
  • стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта;
  • вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями;
  • оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности;
  • пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
  • демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность;
  • писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Всё это можно делать в декабрьском сочинении, введённом в 2014—2015 учебном году.

Задание 25

Дельные советы. Как писать сочинение?

1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике. Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание работы:

  • внимательно, вдумчиво, если это необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
  • определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
  • продумай комментарий к проблеме;
  • определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме;
  • продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
  • подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое, непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют, объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.

2. Определив основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить содержание.

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... отношение Базарова к Одинцовой. ― Рассмотреть отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, ... Современника», сформулированную в ... к явлениям культуры. В наши дни, когда нигилистические веяния становятся типичными для молодежного движения Запада, когда проблемы ...

В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с «критериями оценивания» К1—К4.

Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.

Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Помни: эксперты читают большое количество работ каждый день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво, чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания. Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.

3. Заруби на носу: самые неудачные работы те, в которых не чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и логической связанности частей. Многие пишут как бог на душу положит: то долго топчутся на одном месте, то вдруг уводят читателя в сторону от основной темы, то скачут с пятого на десятое. Изложение должно быть последовательным и связным. За это тебе могут добавить два балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного членения текста. Запомни: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что осталось не выражено, недоформулировано, недообъяснено.

4. Особое внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества. Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе, можешь позволить себе и бо´льший объём. Учти, считаются все слова, включая «маленькие»: предлоги, союзы, частицы.

Дома при подготовке к сочинению обязательно подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма. Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.

5. Научись работать с черновиком. Черновик не для того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.

Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае, если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать альтернативные варианты оформления мысли.

6. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией. Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях. Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию — переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно, фиксируя взглядом каждую орфограмму.

12 стр., 5743 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные смысловые пласты. Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках ... искусства. Важно учитывать, что литературное образование не ограничивается простым чтением текстов, а направлено на развитие критического мышления, эмоциональной ...

Дельные советы. Что подготовить заранее?

Как понимает каждый, существенную часть работы по подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?

Вступление и заключение являются важными частями любой работы. Они должны быть связаны с основной частью работы и не отвлекать от ее главной идеи. Кроме того, они должны быть краткими и лаконичными, чтобы работать на автора, а не против него.

Некоторые могут сказать, что за вступление и заключение не ставятся баллы. Это действительно так, но… можно получить 2 балла за целостность работы, связность и логичность изложения, а также за коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.

Я считаю, что без вступления еще можно обойтись, но без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят незаконченными, прерванными на полуслове.

Второй совет — потренироваться в формулировании проблемы исходного текста. Для этого можно использовать образцы формулировок, которые есть в пособиях ФИПИ. Однако не стоит заучивать их и повторять. Лучше научиться создавать свои формулировки. Для этого можно составить список различных проблем и тренироваться в их формулировании. Заметно, что список проблем не бесконечен, так как они начинают повторяться с незначительными вариациями. Это полезная тренировка, которая поможет развить навык формулирования проблемы.

-проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества,

-проблема мужества и стойкости человека на войне,

-проблема исторической памяти народа и др. подобные.

ФИПИ: ЕГЭ — 2011 «Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов» (под. ред. И.П.Цыбулько, М. «Национальное образование, 2010);
«Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011.» (Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., «АСТ, 2010»)

Обрати внимание:

Вторая и третья формулировки достаточно корректны, т.к. содержат проблемный компонент содержания:
— мужество и стойкость могут быть, а могут не быть,
— историческая память тоже.

А первая формулировка никуда не годится: в ней не заложено проблемного содержания: Да, судьба защитника Отечества в ВОВ полна трагизма и величия. И что? В чём проблема? Проблемы нет. Потому что это не проблема, а тема. Тема есть у любого текста, а проблема только у проблемного. Пойми это. Тему и проблему не путай. Формулируй проблемы.

32 стр., 15810 слов

Уничтожение памятников культуры примеры из литературы. Проблема ...

... памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной. Взгляды на патриотизм Какие еще можно привести аргументы? Проблема ... исторической памяти Что такое историческая память? Сочинение по данной тематике можно написать на ... культуру, человек теряет свою индивидуальность. Этот русский аргумент проблем исторической памяти поддерживают и другие ...

Потратив незначительное время на составление подобного списка, вы окажетесь во всеоружии: определить тему исходного текста для вас уже не составит никакого труда. Кстати, подобный список, включающий примеры из пособий ФИПИ, может служить отличным доказательством правоты выпускника в случае, если эксперты не будут удовлетворены формулировкой проблемы. Для этого нужно только пометить страницы и выходные данные пособий, из которых вы отбирали образцы формулировок, и принести его с собой на апелляцию. См. статьи в рубрике, посвящённой подаче апелляций.

3. Более всего в домашних заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу точку зрения на проблему. К4 называет это «аргументацией экзаменуемым собственного мнения по проблеме». В статье я объяснила, что не стоит обманываться: лучше чётко осознавать, что никаким аргументом примеры, приводимые ребятами в сочинениях, не являются и являться не могут, что лучше понять: вы просто-напросто должны дать ссылку, демонстрирующую, что вы способны соотносить проблему текста с более широким общественно-историческим и культурным контектстом. Однако и эта, уже более корректно поставленная задача, может оказаться непростой для выпускников. Понятно, что материал для подобных ссылок нужно подготовить заранее. Как это сделать?

Очень просто. У вас есть список проблем. К каждому его пункту вы можете добавить информационную справку, содержащую необходимый вам материал.

Пример:

Проблема: Охрана памятников архитектуры.

Справочная информация:

1) Петр Барановский (не путать с Гавриилом Барановским, построившим Елесеевский магазин в Петербурге в XIX в.).

Архитектор, реставратор, подвижник, посвятивший жизнь охране памятников древнерусской архитектуры. Благодаря ему были спасены храм Василия Блаженного, храмы в Коломенском, в Андронниковом монастыре, Крутицкое подворье, многие памятники архитектуры Русского Севера. Основатель музея в Коломенском, его бессменный руководитель, основатель музея имени Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Провёл колоссальную по трудоёмкости и важности работу по обмерам памятников архитектуры. Уже после его смерти по его обмерам и чертежам в Москве на Красной площади была восстановлена церковь Казанской Божией Матери. В годы сталинских репрессий был осуждён, провёл три года в лагерях. Вся жизнь этого человека была подвигом.

2) Владимир Солоухин. «Письма из Русского музея» — небольшая книжка, пронизанная болью за судьбы русского искусства.

3) Дмитрий Лихачёв. Выступления в прессе, интервью, книги, например, «Письма о добром и прекрасном».

4) В наше время в центре Москвы были сломаны многие памятники архитектуры и простые здания XIX в., создававшие историко-архитектурную среду города. Кажется, не осталось ни одной улицы, ни одного уголка в центре города, не понёсшего утраты. Деятельность московского правительства противоречила федеральному закону об охране памятников архитектуры. Ни выступления специалистов, ни протесты общественности не принесли положительных результатов.

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... что нового», — вот еще устоявшиеся конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ... стрелочками – логичными вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен ...

Поверь, имея под рукой справочные материалы подобного рода, составляя их самостоятельно, ты окажешь себе неоценимую услугу. Слишком специальная и детализированная информация не нужна. Но факты должны быть точными, а примеры — годными для того, чтобы подтвердить выражаемую в сочинении точку зрения. Почему такие материалы стоит поискать и подготовить самим? Потому что:

  • при поиске ты наткнёшься на массу полезной и интересной информации, которую сможешь использовать в сочинениях с другой проблематикой,
  • ты избежишь несуразностей, ошибок, недоразумений, возможных при использовании чужих материалов, которые могут оказаться некачественными,
  • ты будешь активно владеть материалом, и тебе не понадобится время на специальное его заучивание.

Последний и самый бесспорный совет

Желаю тебе удачи! Да-да, хорошего тебе исходного текста!