По картине Бориса Михайловича Неменского «Дыхание весны»

Сочинение

Разделы:

Цель урока:

Задачи урока., Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством Б. М. Неменского, историей создания картины “Дыхание весны”;
  • формировать умение определять главную мысль произведения;
  • формировать умение использовать выразительные средства для передачи своих мыслей и впечатлений.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность;
  • развивать литературную речь учащихся.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/dyihanie-vesnyipo-kartine-nemenskogo/

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и любовь к искусству,
  • воспитывать, любовь к Родине, природе, мужество;
  • воспитывать чувство уважения защитникам Родины.

Межпредметные связи:, Оборудование:

Тип урока:

Слайд 1.

Эпиграф:

“Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят!

Немного пусть поспят…”. А.Фатьянов

Ход урока

1. Организация класса.

2. Целевая установка.

Рассматривая и оценивая художественную картину, зритель невольно соединяет в своем сознании изображение со словом.

  • Какова наша задача на уроке? Наша задача состоит в том, чтобы мы могли передать свои впечатления от того, что создано художником на картине “Дыхание весны”. Будем беседовать по картине, собирать рабочие материалы к сочинению.

Слайд 2

3. Знакомство со словами.

Эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, набросок (бегло сделанное подобие будущей картины, пишется без натуры).

Этюд — рисунок, картина, выполненные с натуры, (то есть с живого цветка, с живого человека).

4. Знакомство с художником и его творчеством.

Слайд 3

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года. Его мать Вера Семеновна — врач, отец Михаил Ильич — финансист, долго работавший в Совнаркоме. Эти незаурядные люди принесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: неродная русская перешла через мать — дочь сельского священника, городская разночинная через отца. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. Первые шаги в мир искусства были сделаны в студии Дворца пионеров. Встречи и беседы с известными художниками, первая выставка в Третьяковской галереи оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После встречи с художником Константином Федоровичем Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище. Борис Неменский был принят на третий курс.

6 стр., 2982 слов

Роль учительницы в жизни мальчика (рассказ Уроки французского)

... времена уделялось достаточное внимание. Как в жизни, кино, так и в литературе. Автобиографический рассказ Валентина Распутина в произведении «Уроки французского начинается со слов: «Странно: почему ... добросердечнее, отзывчивее и благороднее. Другие сочинения: ← Характеристика и образ Петра Муромского↑ ДругиеХарактеристика и образ Заметова → «История – это учительница жизни» Из архива Пирязева. Даешь ...

Все планы жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове в 1942 году. Юноша вернулся в Москву и был определен для несения службы в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Борис Неменский стремился ехать на передовую, туда, где гремели бои. Из этой поездки художник привез этюды и наброски. Этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Борис Михайлович Неменский будет сожалеть, что за военной “экзотикой” атак и боев поначалу не мог разглядеть главного — солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет глубже наполнять мысли, сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества.

Борис Михайлович Неменский предложит: “Ни грамма чувств нельзя взять взаймы: ведь каждая картина- исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод”. Война и победный 1945 год будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского.

5. Выступление учащихся о творчестве Б.М. Неменского.

Слайд 4

Картина “Мать” (1945) займет особое место в истории отечественной живописи. Автор решил написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Желание написать о своей матери, окружавшей заботой художников до и после поездок на фронт.

Слайд 5

Картина “Земля опаленная” (1957), изрытая взрывами, изрезанная гусеницами танка, испепеленная земля. Художник стремится передать зрителям чувство усталости солдат и показать их стойкость, несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет тяга к миру, к труду, к родной земле.

Слайд 6

Картина “Безымянная высота”(1960-1995).

Показана смерть человека, совсем еще молодого, который мог совершить много прекрасного в мирной жизни. Но этой жизни ему не довелось увидеть, потому что в его жизнь вторглась война, и он защитил родную землю, женщин, стариков и детей.

Слайд 7

Картина “Машенька” (1956).

Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей.

1 стр., 449 слов

Педагогическое «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической ...

... понадобятся, чтобы создать эту картину? Красный цвет «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он ... для того, чтобы нарисовать образ новой школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно таким открыть его детям ...

Многие солдаты, прошедшие войну, уверяли, что на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Слайд 8

Картина “Солдаты — отцы”. Солдат — спаситель жизни, чувства солдат, как чувство отца —

Слайд 9

Ученик: Война…Она вырвала из мирной жизни, оторвала от любимой работы взрослых и совсем еще юных парней, почти мальчиков, со школьной скамьи. Они ушли на фронт.

Ученик: Вся страна брала в руки оружие. Все мысли людей были обращены к этой пылающей линии — к фронту. Каждый честный человек стремился быть там. Решалась судьба страны, судьба всех. Страшная опасность повисла над всеми. Рабство. Уничтожение. И врагу нельзя отдать на поругание своей Родины. А что такое Родина? Многие на войне поняли, что и дом твой, и улица твоя, и мать, и все родные, все друзья — это есть Родина, которую нужно защищать от врага, ради которой, если нужно, и жизнью можно пожертвовать.

Ученик: Картину “Дыхание весны” Борис Михайлович Неменский писал три года. Художник пишет: “Перепортил несколько холстов. Напишу картину, посмотрю, подумаю — и вижу: нет, не то. И — все заново: эскизы, этюды, холст. А это не день, не месяц — годы.

Ведь для того, чтобы написать так, как все это в жизни было, да еще так сделать, чтобы все это вы почувствовали так же, как и я,- мало просто вспомнить и захотеть.

Каждый весенний майский рассвет я встречал в березовом лесу около города Тарусы. Снова и снова смотрел, как распускаются первые подснежники, снова и снова писал и подснежники, и землю, и березки в утреннем тумане, и первые лучи солнца на их макушках. Этюдов накапливались сотнями. В это время много писал солдат. Я искал — и постепенно находил…”.

6. Работа по картине.

Рассмотрим картину Бориса Михайловича Неменского “Дыхание весны”.

Учитель: Какое время года изображено на картине?

Ученик: Весна.

Учитель: В чем чувствуется “дыхание весны” на картине?

Ученики: Туман. Холодновато.

Весенний предрассветный лес. Тишина.

На тонких хрупких березах появляются почки

На ветвях ольхи желтеющие сережки.

На вербе серебрятся пушистые барашки.

Сквозь прошлогоднюю листву пробился голубой подснежник, готовясь встретить первый солнечный луч.

Учитель: Красота… Но и война рядом.

  • Какие детали говорят о том, что рядом фронт?

Ученики: На заднем плане картины за березками видны танки, грузовые машины. Солдаты отдыхают.

Учитель: Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученики: Перед нами — три бойца. Они ночью спали под открытым небом, постелив душистые еловые ветки.

Учитель: Что можете сказать о пожилом солдате?

Ученики: Пожилой солдат укрыт шинелью. Он спит после боя, вытянув натруженные руки.

Учитель: Да, старый солдат спит богатырским сном. Как же не спать? Будет день, будет бой, и он, опытный солдат, не дрогнув, выполнит свой долг.

  • Обратите внимание, рядом с солдатом голубой подснежник на маленьком пушистом стебельке.
  • Как вы думаете, о чем хотел сказать художник, нарисовав голубой подснежник рядом с бойцом?

Ученики: Нежный голубой подснежник- это красота весны. Это символ хрупкой зарождающейся жизни.

3 стр., 1478 слов

Урок развития речи по картине Кустодиева

... картин Учитель: -Я приглашаю вас познакомиться с художественными полотнами Бориса Михайловича Кустодиева, записать их названия и выделить орфограммы. ( «Гроза», «Выходной», «Морозный день», «Осень», «Натюроморт с фазанами», «Портрет Шаляпина», «После грозы», ...

Учитель: Ведь завтра по этому прекрасному может пройти враг и уничтожить, растоптать, сжечь, побить снарядами. Врагу нельзя отдать на поругание не то что пяди земли — даже малого подснежника.

Учитель: Что можете сказать о солдате в шинели?

Ученики: Другой солдат, кутаясь в шинель, смотрит туда, где красуются белоствольные молоденькие березки. Он курит.

Может, вспоминает дом, березки около дома, может, думает о том, как кончится война, вернется домой и снова будет пахать землю, выращивать урожай….

Учитель: Обратите внимание на молодого бойца в центре картины. Опишите его.

Ученики: Сдвинув шапку на затылок, боец приподнялся с земли.

Не спится молодому солдату с пухлыми, еще детскими губами.

Его голубые глаза широко раскрылись.

Опершись на локоть, он восторженно вслушивается в музыку предрассветного леса.

Учитель: Какая музыка нарушила его сон? Может, эта музыка нарушила тишину предрассветную, разбудила молодого солдата?

Звучит свист соловья.

Учитель: Среди оружия, боевых машин, среди людей, опаленных войной, эта предрассветная музыка зачаровывает молодого солдата.

Вот верхушки берез золотились в первых лучах солнца, пение птиц в вышине, а внизу, на земле, все спало. Солдаты спят. Набирают сил перед новым близким боем. Пусть они спят.

Слайд 1

7. Прочитайте эпиграф урока.

Поэт Алексей Иванович Фатьянов, прошагавший трудные военные дороги, рассказал о рождении песни “Соловьи”. “Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей”.

Звучит песня “Соловьи”. (

Прошло уже много лет. Но эти солдаты живут в нашем сердце, в нашей памяти. Они спасли Родину. Спасли и город твой, и дом, и эти березки, и птичий гомон в твоем лесу. Спасли и подснежники.

8. Написать сочинение по картине Б. М. Неменского “Дыхание весны”.