В XIX веке палочка дирижера заменила смычок и нотный свиток в оркестре. Дирижеры начали её использовать, став профессионалами в этой области, и даже поворачивались спиной к публике. Гектор Берлиоз или Рихард Вагнер, вероятно, были первыми. Для больших симфонических оркестров был необходим специальный человек-регулировщик, так как дирижер уже не мог играть музыку самостоятельно. Дирижер стал символом романтической традиции, управляя звуком и эмоциями слушателей. Его задачи включали задавание ритма, сигнализацию вступлений и управление исполнением. Также он формировал темп и настроение и трактовал музыку по-разному на репетициях, чтобы достичь желаемого звучания и смысла в произведении. Это особенно важно, когда традиция исполнения старых композиторов восстанавливается после долгого перерыва.
Дифференциация интерпретации в музыке
Если современный композитор может разобрать с дирижером всю партитуру, объясняя, как именно нужно исполнять его сочинение (хотя и тут у дирижера есть право голоса и свобода воли), то на вопрос «Как правильно сыграть сочинения Баха, Вивальди или Люлли» однозначного ответа нет.
Ноты того времени крайне скупы на пояснения, а множество деталей, не указанных в нотах, но очевидных музыкантам того времени, для нас, возможно, утеряны навсегда. Просто «сыграть по нотам» в этом случае невозможно: проблема дешифровки барочной партитуры сродни сложному музыковедческому детективу.
Достаточно прочитать любую книгу , чтобы в этом убедиться — фактически, он говорит о том, что нужно изучить все известные источники того времени, а затем, одновременно учитывая и игнорируя то, что написано в нотах, попытаться понять не букву, но дух произведения.
«Верным произведению в настоящем понимании этого слова будет лишь тот, кто найдет в нотах замысел композитора и в соответствии с ним сыграет эти ноты. Если композитор пишет целую ноту, имея в виду шестнадцатую, то верность не нотам, а произведению сохранит тот, кто сыграет шестнадцатую, а не тот — кто целую»,
- Арнонкур.
То есть звучание одного и того же сочинения зависит от того, кто дирижирует?
Именно. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже (хотя и никогда — идентично), а могут — совершенно по-разному.
На примере сочинения Баха, можно услышать разницу в интерпретации, если сравнить дирижирование Карлом Рихтером и Николасом Арнонкуром.
ТЕСТЫ «И.С.БАХ» — МУЗЫКА — ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ...
... звание «придворного композитора»? А – 49 В – 50 С – 51 13. Какое произведение стало последним сочинением Баха? А – «Гольдберг-вариации», В – «Токката и фуга» ре минор, С – «Искусство фуги» ... Кому посвящено сочинение Баха «Музыкальное приношение»? А - композитору Георгу Фридриху Генделю, В - прусскому королю Фридриху II, С – композитору Антонио Вивальди 13. Какой недуг омрачал последние годы жизни ...
Всегда ли дирижеры – страшные тираны?
Дирижеры играют ключевую роль в оркестре, и их влияние на звучание музыки неоспоримо. В XX веке многие дирижеры использовали диктат, давление и страх, чтобы управлять оркестром. Великие дирижеры, такие как Герберт фон Караян, Вильгельм Фуртвенглер и Артуро Тосканини, были известны своими жесткими методами работы, которые вызывали у музыкантов страх и трепет.
Одним из примеров агрессивного поведения был случай с Артуро Тосканини, который время от времени впадал в ярость. Даже самые воспитанные дирижеры способны устрашить музыкантов только одним взглядом.
Однако, необязательно быть эмоциональным и махать руками, чтобы оркестр слушался дирижера. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого дирижера и его стиля. Некоторые дирижеры могут быть очень сдержанными, в то время как другие могут проявлять активность и энергию на пульте. Оба подхода могут быть эффективными и не гарантируют хорошего или плохого исполнения, это просто разные манеры работы.
Уже к началу XX века дирижеры стали настоящими звездами, с гастролями и высокими гонорарами. Развитие транспортных средств, особенно самолетов, позволило дирижерам управлять несколькими оркестрами в разных странах, летая с одной репетиции на другую. Примером такого дирижера является Валерий Гергиев, который способен провести два концерта в разных странах в один день.
В итоге, роль дирижера в оркестре очень важна, и их стиль работы может сильно влиять на музыкальное исполнение. Однако, нет одного правильного подхода к дирижированию, и каждый дирижер развивает свой уникальный стиль, сочетая в себе техническую мастерство и харизму.
В мире музыки можно встретить оркестры, которые функционируют без дирижера. Один из знаменитых примеров такого оркестра — это оркестр Персимфанс, существовавший в СССР с 1922 года по 1932 год. Этот коллектив, состоявший из выдающихся музыкантов, поставил перед собой задачу действовать без единого дирижера. Все важные решения в оркестре принимались коллегиально, а музыканты рассаживались не лицом к зрителям, а в круговую формацию. Хотя в начале им приходилось проводить больше репетиций, чем обычно, система была отточена со временем. Несмотря на отсутствие дирижера, качество исполнения оставалось на высоком уровне, и оркестр Персимфанс завоевал хорошую репутацию. Даже известный композитор Сергей Прокофьев высоко оценивал их музыкальное мастерство.
Стоит отметить, что история оркестра Персимфанс остается весьма экзотическим примером в мире музыки. Однако в 2008 году музыкант Петр Айду возобновил деятельность этого оркестра, и сейчас все желающие могут увидеть их выступления, где музыканты действуют без дирижера.
Методическая разработка открытого музыки «Писатели и поэты о ...
... Учитель: Попробуйте вспомнить сказки, в которых бы рассказывалось о музыке или музыкантах? Где музыка играла бы главную роль в сюжете сказки. («Бременские музыканты» Гримм, сказка – былина «Садко», ... деятельности: беседа; слушание музыки; анализ музыкальных произведений по средствам музыкальной выразительности; вокальная работа; выполнение творческих заданий; игра; пение; сочинение на заданный ...
Такие эксперименты в музыке подчеркивают важность коллаборации и коллективной работы среди музыкантов, а также демонстрируют, что качественное исполнение музыки возможно и без единого руководителя.