Класс. Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра

Сочинение

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существи­тельное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргумен­тируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитан­ного текста.

Вариант 1

Человека окружают миллионы предметов и явлений, и каждому из них дано название, выраженное именем суще­ствительным. Существительное — основа языка, без него мы бы не понимали, о ком или о чем идет речь, а остальные части речи дополняют его и подстраиваются под него. Об этом точно сказал лингвист В.Г. Ветвицкий: «Имя сущест­вительное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и упо­добляются ему по форме, согласуются с ним».

Так, в тексте В. Надыршина с числом существительного подлежащего согласуется и глагол-сказуемое: «воздух… ре­жет», «кусты шевельнулись».

Мы также видим и примеры того, как с существитель­ными в роде, числе и падеже согласуются прилагательные: «героический поступок», «дурацкими вопросами».

Следовательно, без имени существительного невозможно грамматически правильно сформулировать мысль, построить текст. Лингвист В.Г. Ветвицкий верно определил роль этой части речи.

Вариант 2

Имя существительное — самая многочисленная, ведущая часть речи в грамматике. Формы и окончания других чле­нов предложения полностью зависят от него. Думаю, имен­но поэтому лингвист В.Г. Ветвицкий назвал существитель­ное «дирижером грамматического оркестра».

Докажем это утверждение, обратившись к тексту В. На­дыршина.

Например, в предложениях 4, 46 существительное син­таксически подчиняет себе согласуемое определение: «ду­рацкими вопросами», «последнего круга».

Кроме того, эта часть речи может выполнять различные синтаксические роли: например, она может быть подлежа­щим («бабушка»), и тогда сказуемое должно согласовывать­ся с ним в роде и числе.

13 стр., 6086 слов

Самостоятельные и служебные части речи

... действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными). К самостоятельным частям речи относятся: 1. имя существительное, 2. имя прилагательное, ...

Эти два примера служат доказательством справедливости высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого.

Вариант 3

У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению лингвиста В.Г. Ветвицкого, роль существительных в языке. «Имя существительное, — утверждал он, — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

Я понимаю эту мысль так: существительное, образуя с другими словами словосочетания, выступает в роли главного слова, подчиняя себе зависимые слова.

Так, существительное в словосочетании «последнего кру­га», построенном на основе подчинительной связи согласо­вание, подчиняет себе прилагательное «последнего», которое согласуется с ним в роде, числе и падеже. Или, например, в предложении 38 словосочетания «рулоны рубероида», «краешек пакета» построены на основе связи управление. Существительные % рулоны», «краешек» являются главными словами, требующими, чтобы зависимые слова в этих слово­сочетаниях стояли в родительном падеже.

Действительно, без существительного «грамматический оркестр» просто распался бы.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там по­слушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18) — Тебе чего?

(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — на­смешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) —А ты-то при чем?

(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?

6 стр., 2640 слов

«Сила слова»: рассуждения о влиянии слов на жизнь

... достигнет многого. Именно в этом и состоит сила слова. Основная характеристика выражения мысли Говорят, что слово обладает огромной силой и ... тепло и заботу. В сочинении о слове главным понятием называются предметы, признаки, действия. Речь прошла длительный этап ... в сердца бесстрашие и отвагу. Лаской и комплиментами можно исцелить душу несчастного человека. Словом можно подбодрить, выразить ...

(27)— Проходи…

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) — Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…

(34) — Ну, раз так, то пойдем…

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину )