Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры

Сочинение

«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.»

Игорь Стравинский

Музыка — один из самых трудно поддающихся классификации видов искусства. Но все-таки никто не усомнится в том, что лирическая баллада и бравурный марш так же различаются для музыканта и слушателя, как пейзаж и портрет — для художника и зрителя.

Каковы же основные музыкальные жанры и как ориентироваться в их многообразии?

«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» (Джу Шин)

Что такое жанр музыки?

Приступая к классификации любого явления, сначала необходимо вывести и принять общие определения, иначе будет просто непонятно, о чем идет речь. И чаще всего затруднения возникают при попытке определить, что же такое музыкальный жанр, и отделить его от понятия музыкального стиля.

Жанр — это исторически сложившийся род музыки. Он сочетает в себе форму, содержание и цель музыкального произведения. Подробнее об этом мы поговорим ниже. Стиль же — это «кирпичики», из которых строится музыка,— гармония, мелодия, ритм — и то, как они используются в произведении. И точно так же, как и в других направлениях искусства, в музыке стиль определяется либо по эпохе (барокко, рококо, романтизм и т. д.), либо по композиторам, творившим в то время (музыкальные школы).

Стиль включает в себя идеи и выразительные средства музыки, которые выбирает композитор, исходя из своего мировоззрения и вкусов.

Но, безусловно, невозможно полностью разделить жанр и стиль. Они всегда тесно переплетались между собой, составляя единую систему. Каждая ситуация — обрядовая, культовая, бытовая — ставила перед музыкантами свои задачи, которые можно было решить только в жанрово-стилевом взаимодействии.

«Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать… Она — мощная сила, как для добра, так и для зла» (Герхард Хансен)

Классификация жанров

Однако даже после разграничения понятий жанра и стиля, пусть и условного, остается неясным, как определяется жанр музыкального произведения.

И снова мы сталкиваемся с трудным выбором критерия классификации. Если говорить очень широко, то самая простая классификация — по способу исполнения. Тогда мы получаем всего две большие группы:

78 стр., 38870 слов

Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей

... с использованием математических методов обработки выявить особенности воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы являются деятельностный подход, принцип системности (Ломов, ...

  • инструментальные жанры (такие как марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);
  • вокальные жанры (например, ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Если немного сузить понятийные поля, то в широком смысле можно говорить о жанре оперном, камерном, симфоническом, а в более узком смысле ввести нисходящую подробную классификацию, выделяя «жанры внутри жанров»: лирическая и комическая опера, симфония и симфониетта, ария и ариозо и т. д.

Существует другое деление музыки на четыре основных жанра по принципу обстановки исполнения:

  • театральные жанры (опера и балет, оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т. д.);
  • концертные жанры (симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т. д.);
  • массово-бытовые жанры (песни, танцы, марши);
  • культово-обрядные жанры (связаны с религиозными или праздничными обрядами: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.).

Но если исходить из того, что жанр — это своеобразная модель, по которой строится музыкальное произведение, то у него есть определенное предназначение. Так, военный марш заставляет кровь бурлить и поднимает дух солдат, а колыбельная помогает уснуть ребенку. Соответственно, от назначения зависит и построение сочинения, и инструменты, и аранжировка. В таком случае мы приходим к другой, тоже упрощенной, но вполне рабочей схеме, согласно которой можно определить жанр музыкального произведения.

Условно выделяются четыре критерия, по которым музыка относится к тому или иному жанру:

  • тип художественно-музыкального содержания;
  • стилевые особенности жанра;
  • прикладное (жизненное) назначение произведений конкретного жанра;
  • условия, при которых происходит исполнение и прослушивание (просмотр) произведений данного жанра. Давайте рассмотрим пример. Что такое камерная музыка? Название происходит от латинского camera — «комната». То есть подразумевается, что музыка этого жанра предназначена для игры небольшими ансамблями, в небольших помещениях и для небольшого числа слушателей (условия).

    Изначально такие произведения исполнялись в кругу семьи, для развлечения или музыкального образования детей (назначение).

    Стилевая особенность данного жанра заключается в исполнении каждой партии отдельным инструментом, в то время как в симфонической музыке несколько голосов звучит в унисон. Что касается типа художественно-музыкального содержания, то первоначально (в 1500-1700-х) термин «камерная музыка» применялся ко всей светской музыке, в противовес музыке церковной.

Это противопоставление давно утратило свою значимость, хотя деление оркестров на обычные и камерные осталось. И до сих пор камерные ансамбли, включающие до десяти музыкантов, носят именно такое название (струнный квартет, фортепианное трио и т. п.).

От молитвы богам до рока

Теперь необходимо рассмотреть, в какой последовательности рождались жанры. Самыми древними, разумеется, являются религиозные гимны. Вершиной развития этого жанра считается культово-обрядовая музыка Древнего Египта и Древней Греции.

Средневековье и Возрождение с их постепенным разделением церковного и светского дали начало таким вокальным и вокально-инструментальным жанрам, как опера и хорал, месса и мадригал, шансон и павана.

16 стр., 7542 слов

Воспитание школьников средствами классического джаза

... джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал; проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке; проанализировать результативность такого урока. Практическая значимость нашей работы, ... образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, ...

«Музыка — универсальный язык человечества.» (Генри Лонгфелло)

В 1600-1700-е годы, когда в Европе наблюдался расцвет симфонической музыки, в Северной Америке активно развивался своеобразный жанр сельской музыки — кантри. На конец 1800-х и начало 1900-х годов пришлось возрождение фольклорных ритмов Африки и Латинской Америки, в среде афроамериканцев появился блюз, а на его основе — джаз. Кстати, в одном только жанре джаза насчитывается более двух десятков стилей: новоорлеанский, диксиленд, свинг, вестерн-свинг, бибоп, хард-боп, буги-вуги, прохладный джаз, соул-джаз, босса-нова и даже электрический джаз. Оба этих жанра — блюз и джаз — стали родоначальниками такого песенно-танцевального жанра 1940-х годов, как ритм-н-блюз. Позднее началось развитие фанка и соула.

Чем дальше, тем больше ветвится жанровое музыкальное древо. Одновременно с расцветом афроамериканских стилей 1900-х годов зарождается поп-музыка, которая берет начало в уличных романсах и балладах. Одним из самых ярких «детей», рожденных в жанре поп, стало танцевальное направление. Наконец, 1950-е годы — это время возникновения рока, ответвлений и стилей которого просто не счесть. Два десятка лет спустя новое поколение выберет регги, потом рэп, а еще чуть позже в свои права вступит электронная музыка.

Даже этот краткий обзор позволяет понять, насколько многообразен мир музыкальных жанров, число которых продолжает расти и по сей день.

Совершенно ясно, что все музыкальные направления и жанры музыки охватить в одной статье просто невозможно. Но можно попробовать рассказать о самых популярных.

«Чем старинней наивность романса…»

Как вы думаете, когда возник жанр романса? Первое, что, наверное, приходит на ум, это романс русский, тот самый, что с такой экспрессией исполняли многие певцы в первой половине ХХ века. Но на самом деле романс старше на несколько веков.

Сам термин возник еще в XV — XVI веках, так в Испании называли небольшое камерное вокальное произведение, светскую песню на местном романском наречии, то есть не на латыни. Некоторые музыковеды проводят аналогию между испанским романсом и таким жанром, как баллада, и в этом есть определенный резон: ведь темой этих песен становились истории о жизни легендарных и полулегендарных героев, рассказы о войнах и сражениях, о бедствиях и подвигах и тому подобное. Создавались целые сборники таких произведений, нередко объединенных общим сюжетом, и постепенно за ними закрепилось название романсеро. Этот жанр проник и в литературу, где стал обозначать напевное лирическое стихотворение,— одно из самых знаменитых литературных романсеро было написано Ф. Г. Лоркой уже в начале ХХ века.

Во Франции этот термин стал употребляться наравне с термином «шансон» (фр. chanson — песня) в XVIII и в начале XIX века. (Не следует смешивать понятие французского шансона (лирической песни) и русского шансона, или, как его еще называют, «блатной песни». Это совершенно разные явления!) В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России же романсом первоначально называли небольшие вокальные произведения, написанные на… французский текст, даже если это было написано русским композитором.

15 стр., 7296 слов

Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века

... и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века. В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение ...

В чем же принципиальное отличие романса от обычной песни? Говоря простыми словами, в романсе мелодия связана с лирическим содержанием гораздо теснее, музыка подчеркивает не только общий поэтический размер, но и отдельные образы, их развитие, а инструментальное сопровождение нередко играет не меньшую роль, чем сам текст.

«Мы с полным правом можем назвать классический романс одним из самых демократических жанров» (Вера Васина-Гроссман)

Несмотря на то что романс начал достаточно активно развиваться еще в XVIII веке, одним из ведущих жанров он становится с наступлением эпохи романтизма, для которой были характерны обращение к внутреннему миру человека и разработка народных мотивов. Ранее, чем в других странах, романс сложился в австрийской и немецкой школе; его основными представителями считаются Ф. Шуберт, а также Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф. Довольно скоро начинают вспыхивать и другие яркие национальные школы этого жанра: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов).

Одновременно с романсом классическим развивался и романс бытовой, который чаще всего исполнялся певцами-любителями, а стилистически был очень близок к песне. Особенно ярко взаимодействие этих двух ветвей романса видно на примере романса русского. Следует отметить, что творчество великих мастеров романса в музыке нередко развивалось в тесной связи с поэтическими направлениями. В истории искусства имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова стоят рядом, а с русским романсом особенно тесно связано творчество «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина.

Русский романс как отдельный жанр формируется в первой половине XIX века, на волне роста популярности и развития такого направления, как романтизм. Основной вклад в его становление внесли А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилёв. Нередко в русском романсе обыгрываются цыганские мотивы. Постепенно складывается несколько поджанров русского романса, а его расцвет как отдельного жанра приходится на начало ХХ века, и с ним связывают творчество таких талантливых и самобытных исполнителей, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позже их традиции подхватили Петр Лещенко и Алла Баянова, а в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.

Совсем другим путем шло развитие французского шансона. Как мы уже сказали, не стоит путать глубоко лирическую, возвышенную и всегда наполненную высоким поэтическим смыслом песню французских шансонье, ведущую свою историю от средневековых труверов, с песней блатной, родственницей «арестантских», «каторжных», «кандальных» песен середины XIX — начала XX веков, а если смотреть глубже, то и наследницей «разбойных» песен, чья тематика так близка раннему негритянскому блюзу — тяжкая доля угнетенных и несбыточная мечта о свободе.

Французский шансон рождается в конце XIX века в стенах маленьких театров-кабаре. Здесь не только танцевали канкан, но и исполняли короткие скетчи, разыгрывали различные сценки, а также пели песни, зачастую исполняемые авторами, где музыка была неразрывно связана с текстом и сюжетом. Именно шансон становится воплощением пылкого галльского характера — взрывного и романтичного, язвительного и в то же время чуткого ко всякой несправедливости.

22 стр., 10544 слов

Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков

... музыки. Это «Лунная» соната, медленная часть симфонии Es-dur, которая проникнута образами ноктюрна, утончённой игрой музыкальных нюансов. История ноктюрна в XIX веке ускоряется и усложняется, история этого периода богата событиями и фактами. ... понимании определение жанра ноктюрна почти не изменилось со времён романтической эпохи: «Ноктюрн - 1) сочинение для фортепиано неопределённой формы, ...

Первыми шансонье (исполнителями шансона) в современном значении этого слова были Аристид Брюан и Мистенгет. Афиши к выступлениям Брюана, едко обличавшего буржуазные ценности своего времени, писал сам великий Тулуз-Лотрек! А Мистенгет, снимавшаяся в кино с Габеном и десять лет выступавшая со своим любовником Морисом Шевалье, придумала головные уборы с перьями, которыми славится теперь на весь мир Мулен Руж.

«Область русской протяжной песни действительно является одним из высших этапов мировой мелодической культуры, ибо в ней человеческое дыхание управляет интонацией глубоких душевных помыслов, на несколько веков вперед сохраняя силу воздействия» (Борис Асафьев)

Шансон изменялся вместе с миром. Предвоенный Париж был полон джазовых мотивов, исполняемых Шарлем Трене и Джонни Хессом, после войны комедийность и шутки отходят на второй план, уступая место серьезному диалогу между певцом и слушателем. Это эпоха прозаика и джазмена Бориса Виана, бельгийца Жака Бреля, большого поэта с голосом, сразу берущим за душу, Жоржа Брассенса, сочинявшего песни не только на свои, но и на чужие стихи, и чьи! — Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго… Кто не слышал имени «парижского воробушка» Эдит Пиаф — легенды и боли Франции, или Шарля Азнавура? А Сальваторе Адамо с его «Tombe la neige» или Сержа Генсбура? К середине ХХ века, когда во французской музыке окончательно складываются два основных направления, таких исполнителей назовут шансонье (chansonnier).

Второе направление — эстрадная песня, которую исполняют певцы (chanteur), и самыми известными представителями этого течения становятся Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер и многие другие.

Но грань между французским шансоном и эстрадой была и остается довольно условной, а традиции его продолжают развиваться, постепенно втягивая в свой круг и рок (Джонни Холлидей), и электронику (Бенжамен Бьолэ), и даже панк-рок (Мано Соло).

«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи» (Белла Ахмадуллина)

«Весь этот джаз»

В то время как Старый Свет развивал традиции, унаследованные еще от эпохи рыцарей и прекрасных дам, в Новом Свете зарождалась музыка, которая, наверное, не смогла бы появиться нигде более, а только в котле, сплавившем воедино музыкальное наследие практически всех континентов.

Далекий уже от нас XVIII век, густая южная ночь в долине реки Миссисипи, у бедной хибары, вокруг костра — горстка негров, напевающих мелодию, от которой веет тоской, одиночеством и страданием. Ритмы ударных и переливы духовых, неповторимые, которые не спутать ни с чем, наследие предков, чей прах остался по ту сторону океана, в Африке… Так зарождался блюз. Вывезенные с Черного континента рабы, могли ли они петь о веселье и радости? Что радостного было в их жизни, что ждало их в будущем? Blue devils — печаль, депрессия, тоска, так переводится это выражение с английского, от него и получила свое название музыка жанра блюз, уникальное смешение традиционных негритянских песен, религиозных песнопений Африки и библейских спиричуэлс.

11 стр., 5377 слов

История рок-музыки

... рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное ... рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно ...

Но с отменой рабства блюз не исчез. Напротив, бывшие рабы, по-прежнему не имевшие никакой уверенности в завтрашнем дне, хлынули в города, распространяя «черную» музыку среди белых.

«Блюз — индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира» (Эрик Клэптон)

В 1912 году выходит первая пластинка с блюзовыми записями, к этому времени относится и само название стиля. «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом, стал первой в истории полностью блюзовой композицией. Классический блюз представлял собой импровизацию, проследить можно было только основу композиции, вместе же голос, текст и музыка каждый раз составляли новый, неповторимый узор. Самыми популярными исполнителями того времени были Ма Рейни, Джимми Рашинг, Джон Слипи Эстес. Знаковой фигурой классики блюза навсегда останется Роберт Джонсон с культовой композицией «Crossroad» («Перекресток»), позже увековеченной не менее культовым, одноименным фильмом Уолтера Хилла 1986 года.

К сороковым годам на сцене начинает появляться электроника: электрогитары, электроорганы, бас-гитары. Это навсегда меняет облик блюза, в него все больше проникают джазовые ритмы, да и название становится другим — ритм-энд-блюз. Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Ти-Бон Уолкер и Альберт Коллинз — они не просто играли блюз, они жили им. И хотя классический блюз никогда больше не будет пользоваться такой популярностью, но останется жить в творчестве этих гениев, которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на рок-музыкантов последующих поколений.

Еще одним жанром, без которого мировая музыкальная палитра потеряла бы изрядную долю красок, — это джаз, смесь африканского фольклора и европейской музыкальной традиции. Музыка, появившаяся в начале ХХ века, взяла от первого прародителя импровизацию, ритмичность, многократное повторение основного мотива, а от второго — гармонию и равно правомерное звучание в миноре и мажоре.

Никто не скажет, где и когда точно родился джаз, как и откуда именно взялся термин, обозначающий его, но центром возникновения классического направления джаза считается Новый Орлеан, где в 1917 году коллективом Original Dixieland Jazz Band была записана первая джазовая грампластинка.

Есть несколько признаков, отличающих джаз от других музыкальных направлений,— это полиритмия, синкопированные ритмы, ритмичная пульсация контрабаса и ударных, свинг и преднамеренное отклонение от него, использование инструментов, имитирующих речь человека, своеобразный диалог между этими инструментами и специфический вокал, который интонацией напоминает разговор.

Каждое десятилетие американского джаза отмечено рождением нового стиля. Двадцатые годы — это биг-бэнды (ансамбли из трех групп инструментов: саксофоны и кларнеты, трубы и тромбоны («медные») и ритм-секция (фортепиано, гитара, контрабас, ударные).

Самые известные биг-бэнды — это оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратится к более крупным джазовым формам на основе негритянского и латиноамериканского фольклора. Тридцатые не только рождают свинг, но и привносят в джаз танцевальность, эстрадность, песенность, направление стремительно коммерциализируется. В противовес этому очень скоро возникает стиль «бибоп», открывающий современную эпоху джаза. Его яркие представители: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк. С 40-х по 60-е годы джаз развивался в двух основных направлениях: «cool» («прохладный») и «west coast» («западное побережье»).

10 стр., 4949 слов

Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры

... музыки, которую они исполняли, а также их умению расширить эстетические и стилистические возможности рока. «Битлз» способствовали формированию национального стиля «британского рока». ... образовался на основе синтеза эстрадной музыки и негритянского ритм-энд-блюза, популярность которого в Америке была ... имидж, приведший к мировому успеху, и становится началом и символом рок-музыки. В 1964 году ...

И оба включают в себя серьезные разработки классической музыки, постепенно усложняется размер, а еще позже делаются попытки создать джазовые произведения крупной формы, и отсюда ведет начало еще один джазовый стиль — симфоджаз («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина).

В 60-е снова вспыхивает интерес к импровизации и рождается стиль, который не ограничивается даже одной музыкальной темой — фри-джаз, но ладовый принцип все-таки берет верх, а в 70-е в джаз приходят электроинструменты и ритмы рок-музыки, рождая стиль фьюжн…

Сегодня, пожалуй, не найдется человека, хоть сколько-нибудь знакомого с музыкой и не слышавшего имен Луи Армстронга, Билли Холлидей, Чарли Паркера, Рэя Чарльза, Эллы Фитцджеральд или Фрэнка Синатры. А джаз и не думает уходить со сцены, это направление — одно из самых смелых в плане музыкальных экспериментов, живет и здравствует и поныне.

«Если вы спрашиваете, что такое джаз, то вам этого никогда не понять» (Луи Армстронг)

Ну и, наконец, совершенно невозможно представить себе разговор о музыке, рожденной за океаном, без народной музыкальной «белой» традиции Америки — знаменитого на весь мир кантри (англ. country music — сельская музыка).

Рожденное на юге и западе США, основанное на песенных и танцевальных мелодиях, которые привезли с собой переселенцы из Европы, опирающееся на англо-кельтскую музыкальную традицию, кантри очень долго сохранялось в почти нетронутом, первозданном виде в ряде горных районов штатов Теннесси, Кентукки и Северная Каролина.

Абсолютно узнаваемым с первых же аккордов жанром кантри становится к началу ХХ века, но есть исторические свидетельства, что самые первые кантри-мелодии относятся еще к XVII столетию. Долгое время именно обособленность и замкнутость некоторых районов Америки способствовали развитию этого оригинального направления, но в то же время и не давали ему популяризироваться. Стремительное распространение кантри получает с возникновением радио.

Одна из первых записанных кантри композиций — это «Arkansas Traveler» (Henry C. Gilliland & A. C. Robertson, 1922), однако первой «документально зафиксированной» песней в стиле кантри является «The Little Old Log Cabin in the Lane», написанная в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Харлен Говард, один из законодателей стиля кантри, как-то сказал: «Она состоит из трех аккордов и правдивости!» И был в этом совершенно прав. Отличительными чертами этого стиля являются задушевность, простота и близость к народу. Лирические баллады, обычные житейские истории, исполнитель которых — «человек из толпы», не особенный, обычный, твой сосед или даже приятель, простые незамысловатые инструменты, знакомые каждому (гитара, банджо, губная гармоника, скрипка),— и вот перед нами одно из самых популярных направлений в музыке. Кантри — это музыка глубокой провинции, ковбойских салунов и пограничной романтики Дикого Запада.

12 стр., 5577 слов

История Рок-музыки

... группы, создавая целостность и монолитность произведения. Хард-рок стал первым музыкальным направлением, ... рока (противостояние поп-рока и тяжелой музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей. В своем реферате, я попытался кратко описать тот огромный путь, который проделала рок-культура, описать гениальных музыкальных ... «Хард-Рок». Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ...

«Получив свободу» и выйдя за пределы замкнутого пространства малолюдных территорий, кантри-музыка стала просто невероятно популярна. И очень быстро почти вся ушла на эстраду. В конце 40-х на сцене царит Хэнк Уильямс, игравший хиллбилли и задавший имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперед, а также обозначивший основные темы жанра: любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Позже ему на смену приходят Боб Уиллс и его Texas Playboys, Билл Монро, игравший в стиле блюграсс, а в 50-х кантри становится — вместе с госпелом и ритм-энд-блюзом — одним из прародителей рок-н-ролла. С пограничного жанра рокабилли начинали карьеру Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш. Успех альбома «Gunfighter Ballads and Trail Songs» (1959) Марти Роббинса выводит в отдельную ветвь кантри-н-вестерн, в котором упор делался на сюжеты из жизни Дикого Запада. В 60-х на смену старому доброму кантри Уильямса приходит «нэшвиллский саунд», славившийся отшлифованным чистым звучанием и изумительными аранжировками. Его ярчайшими представителями становятся Джордж Джонс, Пэтси Клайн, Бренда Ли.

Дорожный кантри дальнобойщиков (Дейв Дадли), кантри-рок (Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт), кантри классическое (Лоретта Линн, Мерл Хаггард, Вилли Нельсон) и эстрадное (Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей), кантри с поп-музыкой и роком (Шанайя Твейн, Ричард Маркс, Бон Джови, Дон Хенли) и даже альтернативное кантри (Стив Эрл, Райан Адамс, «Дядя Тупело»)… Поджанры здесь невероятно разнообразны, эта музыка продолжает привлекать все новых и новых поклонников, и во всем мире ежегодно проводится не один десяток фестивалей кантри.

Рок-н-ролл жив?

В середине прошлого столетия рождается музыка, которая — в невероятно многочисленных своих проявлениях — будет определять в дальнейшем развитие массовой музыкальной культуры всего мира. Это рок-н-ролл.

Рок-н-ролл (англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись») стал итогом слияния трех жанров: афроамериканских национальных ритмов, ритм-энд-блюза и кантри. Специалисты спорят, какое из музыкальных произведений стоит считать первым исполненным в стиле рок, но к единому мнению на сей счет так и не пришли. Основными чертами жанра стали четкий ритм, быстрый темп и свободная, раскованная манера исполнения. Композиции строились на чередовании куплетов и припева, в середине исполнялось гитарное соло — инструментальная вставка, а мелодии базировались на «риффе» — достаточно простой последовательности гитарных аккордов, развивавших музыкальную тему. Направлений в рок-музыке насчитывается неимоверное количество, и здесь мы можем затронуть лишь основные.

Наибольшее влияние на развитие рок-н-ролла в ранний период оказали Билл Хейли, Фэтс Домино и Чак Берри. К слову, один из великолепнейших хитов Хейли — «Rock Around The Clock» — был потом многократно перепет самыми разными исполнителями рока. Практически с самого момента возникновения за позицию лидера в этом жанре стали бороться Америка и Британия. Но первым признанным королем рок-н-ролла еще при жизни был назван Элвис Пресли.

Свой первый сингл Чак Берри записал в 1955 году и положил начало рок-стилю в текстах, имидже и игре на гитаре. В 1957 году впервые на гитаре был использован эффект фузза (англ. fuzz), при записи композиции «Rumble» гитариста Линка Рея, и это стало началом рождения всех «тяжелых» видов рока, в частности хэви-металла и панк-рока.

14 стр., 6756 слов

Музыка во второй половине ХХ – начале ХХI века: основные стили и направления

... являлись частью того, что позже стало называться кантри [1,с.393]. С течением времени музыка кантри претерпела изменения, став к концу XIX века популярной в восточных, западных и южных штатах, ... упомянуть о Питере Тоше, начавшем свою карьеру вместе с Марли в составе группы «The Wailers», и о Линтоне Квези Джонсоне, придумавшем даб-поэзию, согласно которой создается ...

Расцвет рок-н-ролла был стремительным, но и падение началось почти сразу же. Литл Ричард оставил поп-музыку в 1957 году, всего два года спустя после своего успеха. Король рок-н-ролла был призван в армию, а спустя два года, по возвращении, занялся в первую очередь кинокарьерой. В течение всего двух лет, в 1959 и 1960 годы погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран, а Чака Берри приговорили к тюремному заключению. К началу 60-х рок-н-ролл как жанр был на грани исчезновения. Спасение пришло из Старого Света.

В середине 60-х на основе ритм-энд-блюза, соула и рок-н-ролла в Британии появилась новая танцевальная музыка — бит. Именно бит в исполнении The Beatles, а конкретнее, сингл «I Want To Hold Your Hand», впервые потеснил в американских чартах американских же исполнителей, тем самым начав так называемое «британское вторжение» (англ. British Invasion).

С его началом почти все хиты 50-х были перепеты британскими группами, а в обиход входит общий термин для всех направлений рок-н-ролла — рок.

Принято считать, что, по сути, рок начинается именно с The Beatles, но с другой стороны, многие музыковеды предпочитают не употреблять термин «рок» в отношении этой культовой группы, а также их музыкальных современников, творивших в середине 60-х годов. Их предложено квалифицировать как «бит», что в переводе с английского означает «ритм», и считать просто разновидностью, хоть и более жесткой и ритмичной, поп-музыки. Антиподом всемирно известных англичан принято считать группу The Rolling Stones, появившуюся примерно в то же время на музыкальной арене. Однако их противопоставление во многом преувеличено, обе группы — мощнейшие представители бит-направления, хотя «роллинги» очевидно более жестки в звучании.

В силу простоты бит довольно быстро себя исчерпал, и к середине 60-х рок совершает поворот в сторону психоделии, и это был важнейший этап в истории рок-музыки. Основой психоделического рока стали эксперименты так называемых «гаражных групп» с одной стороны, а с другой — фолк-рок, тоже переживавший период активного развития. Впервые термин «психоделический» был применен к гаражной группе, впервые же использовавшей слово «psychodelic» в названии альбома — The 13th Floor Elevators. Первым психоделическим хитом называют «Eight Miles High» The Byrds.

Психоделическая культура развивалась одновременно с субкультурой хиппи и массовым употреблением наркотиков, главным образом галлюциногенов (ЛСД, мескалин и марихуана).

Для этого стиля характерны «мистические» звук и текст песен, зачастую композиции строятся на философии хиппи (среди прочего, идеалы любви и пацифизм).

Развитие психоделии в Британии было во многом обусловлено влиянием индийской и другой этнической музыки. Индийские мотивы использовала группа The Yardbirds, позже их развила The Kinks. Ну а «Битлы» первыми использовали в своей музыке национальный индийский инструмент ситар, и их песни стали самым известным случаем использования этих этнических мотивов в психоделическом роке.

Годы с 1966 по 1969-й принято считать расцветом так называемого «классического рока», который включает в себя все основные направления музыки 60-х. Год же 1967-й считается лучшим в истории рока: именно в этот год один за другим появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, а также началось развитие раннего музыкального андеграунда. Это время таких групп, как Pink Floyd, Jefferson Airplane, The Doors с неповторимым вокалом Джима Моррисона и Vanilla Fudge, явно повлиявшей на все виды тяжелого рока и предвосхитившей стиль арт-рок. Музыка 60-х была социальна, она неразрывно связана с культурой хиппи в Америке, молодежной революцией в Европе, общественным движением против войны во Вьетнаме. Она заложила основы всего дальнейшего пути развития рока.

Психоделия становится почвой для зарождения нескольких стилей, которые будут развиты роком в 70-е. И первый из них — хард-рок, или тяжелый рок. Кому не известны названия Queen, Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin? Жесткий гитарный звук, сложный для исполнения, но очень четкий ритм, агрессивный вокал — вот основные признаки хард-рока. Именно хард возвел в абсолют такую музыкальную категорию, как драйв.

Одновременно зарождается и стиль арт-рока (прогрессив-рок), объединившего бит и психоделию с достижениями классической музыки, джаза и народными элементами. В сущности, постепенно прогрессив-группы уходят от собственно роковых корней, но тем не менее в истории музыки The Moody Blues, King Crimson, Genesis и Yes остаются рок-группами.

Серьезное влияние на развитие жанра оказали Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep пытались скрестить хэви-металл с симфонической музыкой, Montrose и Mountain экспериментировали в области блюз-рока, развивались глэм-рок, альтернатива и другие стили. Все они отличались от более раннего рока большей масштабностью и патетичностью. «Космический рок», скрещенный с классикой, вычурный тяжелый глэм, монументальный металл — все это во многом способствовало появлению такого жанра, как рок-опера, самой известной из которых является «Иисус Христос — суперзвезда», записанная в 1970 году.

Вторая половина 70-х становится для рок-музыки роковой. Два основных направления — хард-рок и арт-рок — постепенно исчерпали свои возможности. Эксперименты и поиски новых вариантов развития не приводят к успеху, а когда в конце 70-х на мировую арену выходит стиль «диско», для большинства рок-групп это становится фатальным.

Вразрез со всеми принципами классического рока возникает и стремительно развивается стиль панк-рок. Простейшая трехаккордовая система построения музыки, почти полное отсутствие мелодии, преувеличенная простота и агрессия — это своеобразный ответ виртуозности хард- и прогрессив-рока. Но панк, самыми яркими представителями которого в роке стали Sex Pistols, в чистом виде и как философия быстро сошел со сцены, хотя эстетику панка — эпатаж и агрессию в манере поведения и внешнем виде — использовать будут еще долго. Это была граница, которая отделила классический рок от рока новейшего времени.

Однако природа не терпит пустоты, и 80-е годы становятся для рока эпохой возрождения. Роберт Гордон, Дейв Эдмундс и Stray Cats поднимают на вершины хит-парадов обновленное рока- билли. Нео-рокабилли, а также его поджанр сайкобилли отличались драйвом, тяжелым грязным саундом и текстами, полными черного юмора (The Meteors, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital).

Поп-рок переживает тяжелые времена, но Пол Маккартни, Элтон Джон и The Kinks продолжают выпускать альбомы, а в конце 80-х на арену выходит The Traveling Wilburys, где принимают участие Джордж Харрисон и Боб Дилан.

Панк-рок, пост-панк, а потом и альтернативный рок провели четкий водораздел между рок- и поп-музыкой. Мейнстримом становится уже, скорее, не поп-рок, а именно поп, стоит вспомнить хотя бы таких его представителей, как Майкл Джексон и Мадонна. К середине 80-х хард-рок практически исчезает, на смену ему приходит хэви-металл. Самые известные группы этого направления — Metallica, Slayer и Megadeаth.

Альтернативный рок, пытавшийся совместить энергетику и агрессию панка, гитарные приемы и фолк-гармонии, подарил миру такого яркого представителя, как R.E.M. К концу 80-х манчестерская музыкальная сцена — мэдчестер — выводит на орбиту жанр брит-поп (The Stone Roses), хаус и техно (Happy Mondays), и это становится началом «музыки 90-х».

Такого расцвета, как в 80-е, стиль металл больше не переживет никогда. Зато в 90-е становятся чрезвычайно популярными направления, синтезирующие металл с другими стилями. Группа Pantera оказала огромное влияние на развитие грув-металл, невероятного коммерческого успеха достигло направление ставшего более мелодичным блэк-металла (Dimmu Borgir, Cradle of Filth).

Соединив фанк, рок и панк, сумела «оседлать волну» группа Red Hot Chili Peppers, популярная и в настоящее время. Ярко и шумно вспыхивает стиль гранж — в противовес успевшей изрядно надоесть молодым поп-музыке — и главная звезда этого направления Nirvana. Брит-поп ложится в основу творчества одной из самых интересных инди-групп десятилетия— Radiohead.

Европейский металл продолжает развитие темы классической музыки, в моду входит богатый женский вокал, так формируется своеобразный стиль симфоник-металл, главными представителями которого можно считать группы Therion, Nightwish, Within Temptation и Rhapsody. Думается, никому не придет в голову усомниться, что рок жив и продолжает процветать и развиваться и в XXI веке.

Конечно, даже краткий рассказ о роке будет неполон,если не упомянуть такое явление, как русский рок. Его формирование началось в 60-х годах ХХ века, на волне повального увлечения The Beatles. Первые советские бит-группы по сути своей и были первыми рок-ансамблями («Славяне», «Странники», «Мифы», «Авангард», «Лесные братья», «Песняры»).

Но западная музыка в то время хоть и была безумно популярной в народе, не пользовалась благосклонностью властей. «Тлетворное влияние Запада» — это были не просто слова, это были слова, которые могли поставить крест на существовании любого творческого коллектива. Поэтому в это же время начинается расцвет вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые «маскировались» под советскую эстраду, простую и разрешенную, такими были «Веселые ребята», «Поющие гитары» и многие другие.

Нет сомнений, что на становление русского рока в начальный период оказала влияние философия хиппи и стиль зарубежных рок-групп 60-х, отсюда было и мягкое акустическое звучание «Машины времени», «Воскресенья», «Аквариума». В 70-е до СССР докатывается волна хард-рока и арт-рока, но, увы,— как будто мало было цензуры— советские музыканты еще и испытывали немалые трудности с приобретением необходимых музыкальных инструментов, а хард к этому был весьма требователен. В музыкальной среде даже ходила шутка, что электрогитара «Урал» была разработана как оружие устрашения и выдерживает удар в несколько атмосфер. И тем не менее рок-группы, отдающие предпочтение драйву хард-рока, все-таки появлялись («Мифы», «Високосное лето», «Удачное приобретение»).

Начало 80-х становится временем расцвета тяжелого рока на Западе и появления в стране настоящего рок-движения, которое уже было не остановить. Один за другим возникают не только рок-коллективы, но и рок-клубы, и первым становится основанный в 1981 году Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум», «Секрет», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино», «Алиса» и др. Многие группы исполняли композиции в стиле, получившем название «New wave» («Новая волна»).

Более мягкий и мелодичный, менее тяжелый, чем хард-рок, ленинградский рок был вдумчив, философичен и глубок, словно в противовес року московскому, на первый взгляд более легкому, ироничному по отношению к существующим реалиям. Москвичи объединились в 1985 году в Московскую рок-лабораторию при ДК им. Горбунова (знаменитая Горбушка); туда вошли такие группы, как «Машина времени», «Звуки Му», «Бригада С», «Воскресенье», «Ва-банкъ», «Крематорий», «Браво» и другие. Годом позже в Свердловске также был основан рок- клуб, в него вошли «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Ассоциация», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя». Уральский рок очевидно испытывал влияние психоделии, для него были характерны сложные аранжировки с ведущей ролью клавишных.

Конец 80-х и начало 90-х становятся для русского рока временем выхода из подполья. Цензура уходила в прошлое, рушился железный занавес, открывались границы. О роке писали и говорили, его пели и о нем снимали культовые фильмы.

Современный русский рок потрясающе разнообразен — брит-поп («Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», «Сплин», Чичерина, «Танцы Минус», «Маша и медведи»), панк и гранж («Люмен», «Король и шут», «Тараканы!», «Пилот», «Наив»), фолк-рок («Мельница», The Dartz) и многие, многие другие.

Так как же соотносятся между собой эти направления и стили? Враг ли романс року, а панк — кантри? Противопоставлены ли джаз и шансон? Отнюдь нет. Все направления в музыке лишь оттеняют и подчеркивают достоинства друг друга, образуя единое органичное целое.

«Хиппи стремились к миру и любви. Мы, рокеры, хотели только Ferrari, блондинок и финские ножи. Даже не верится, что такие люди могли создавать такую глубокую музыку!» (Элис Купер)

Поделиться ссылкой