Основные жанры и подстили научного стиля

Научный труд

Признаки научного стиля в конкретном тексте могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин:

  • жанра;
  • предмета рассмотрения (в работах по гуманитарным дисциплинам язык более свободен, чем в работах по техническим наукам);
  • адресата.

Под влиянием этих факторов сложились жанры НС, т.е. разные формы организации речевого материала. Принято различать следующие группы жанров.

1. Жанры «для своих»

Монография – научный труд, посвященный изучению одного вопроса, одной проблемы.

Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Доклад можно считать устным вариантом статьи (с поправкой на форму речи), поскольку он готовится заранее.

Особыми жанрами «для своих» являются рецензия и отзыв. В них дается оценка монографии, статьи, сборника докладов.

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к публикации, на соискание ученой степени и т. д.

2. Жанры «для себя»

Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике (статье, монографии), новые сведения, существенные данные. Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.

Аннотация – сжатая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения; это своеобразная реклама текста, поэтому в ней уместно подчеркнуть самые существенные и выигрышные стороны работы. Аннотация обычно состоит из двух-трех предложений. В заключение текста обычно указывается, для кого предназначена работа.

Показательная таблица с данными статистики объединения нескольких государств (в Римской империи. Выделяются также следующие текущие этапы:
— Экономический аспект (доходы, инфляция, безработица);
— Социальный аспект (образование, здравоохранение, социальное обеспечение);
— Политический аспект (партии, рейтинг власти, выборы).

Такие данные можно представить в виде таблицы:

| Показатель | Год 1 | Год 2 | Год 3 |
|—————|——-|——-|——-|
| Доходы | 100 | 150 | 200 |
| Инфляция | 5% | 4% | 3% |
| Безработица | 10% | 8% | 6% |
| Образование | 80% | 85% | 90% |
| Здравоохранение | 70% | 75% | 80% |
| Соц. обеспечение | 60% | 65% | 70% |
| Партии | 3 | 5 | 7 |
| Рейтинг власти | 6 | 8 | 10 |
| Выборы | Да | Да | Да |

Таким образом, представленные данные позволяют оценить динамику различных аспектов в разные периоды времени и провести соответствующий анализ.

Научно-учебный подстиль

Научно-учебный подстиль представляет собой особую форму научной коммуникации, которая направлена на передачу новой научной информации специалистам или будущим специалистам. Он предполагает, что адресат уже обладает некоторыми начальными знаниями по определенной области науки, необходимыми для усвоения новых знаний.

Главная цель научно-учебного подстиля — активизация логического мышления и обучение получателя. Данный стиль встречается в учебной литературе различных типов учебных заведений: учебниках, справочниках, методических пособиях, рефератах, лекциях, а также используется учителем на уроках с объяснительной целью.

Основное принцип «от незнания – к знанию» доминирует в научно-учебных текстах. Терминология вводится с ориентацией на уже известные понятия, а большое внимание уделяется объяснительной части. Новые и малоизученные в науке термины и понятия отсутствуют.

В научно-учебных текстах часто применяются различные средства, помогающие увеличить доступность научной информации. Это может быть большое количество примеров, иллюстраций, таблиц, схем, сравнений, пояснений, толкований и других подобных элементов. В речи научно-учебного стиля также можно использовать разговорную, образную и эмоционально-экспрессивную лексику для более яркого восприятия материала.

Ограничения и характеристики

Объем информации, передаваемой в научно-учебном стиле, ограничивается государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Способ изложения зависит от возраста обучающихся и уровня владения первичными научными знаниями. Он также соответствует уровню и степени получаемого образования, будь то начальное, основное или полное среднее образование, а также профессиональное специальное и высшее образование.

При этом следует отметить, что учебные пособия для вузов ближе к собственно научному подстилю, а материалы для начальной школы склонны к научно-популярному стилю.

Научно-популярный подстиль

Научно-популярный подстиль является особой формой научного изложения, предназначенной для неспециалистов с целью популяризации и доступного ознакомления с научной информацией. При написании научно-популярных текстов автору необходимо временно отказаться от специалистической точки зрения и рассматривать свою науку со стороны, чтобы рассказать о ней без упрощения и перегружения материала сложными терминами. Важно учитывать, что в научно-популярной литературе лежит основа научных фактов, изложенных простым языком без внешних признаков «учености».

Адресат научно-популярного подстиля обладает меньшей компетенцией по сравнению с читателями научных и учебных текстов, поэтому требуется специфическое оформление языка. Для передачи научного содержания используются средства, присущие собственно научному стилю, такие как термины, терминологические сочетания, морфологические формы, синтаксические конструкции и т.д. Однако, в научно-популярных текстах терминологическая лексика употребляется ограниченно, а научные понятия вводятся часто с использованием бытового сознания и практического опыта адресата. Также в таких текстах используются эмоционально-экспрессивные и образные средства, метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

Важно отметить, что научная информация в научно-популярных текстах не передается в полном объеме и не систематизированно, а выборочно. Доказательства приводятся без строгой строгости или могут быть опущены полностью. Это связано с тем, что научно-популярные тексты также включают авторскую позицию автора и непосредственное обращение к адресату, что научно-учебные или научные тексты не предусматривают. Вопросительные и восклицательные конструкции, междометия, обращения также используются для воздействия на читателя. Эти языковые средства придают научно-популярному подстилю черты публицистического и художественного стиля.

Соотношение строго научных средств передачи информации и эмоционально-экспрессивных и образных средств, направленных на популяризацию этой информации, связано с уровнем научной осведомленности адресата и используемым жанром – научные статьи в периодической печати, в научно-популярных журналах, научно-популярные книги, публичные выступления на научные темы по радио, телевидению, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией.