«Рисование человека» является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально — историческое значение произведений изобразительного искусства.
Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.
Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить.
В свою очередь, изображение человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства. Количество и качество изображения детьми людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его изображение выполнено не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих лиц.
Поэтому, важное значение приобретает целенаправленное обучение детей изображению лица человека в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными способностями.
На практике многие педагоги пасуют и зачастую отказываются от рисования с дошкольниками лица человека, не понимая, что данная тема очень обширна и интересна.
Над вопросом методики рисования человека впервые задумались художники эпохи Возрождения. Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер оставил теоретические труды, представляющие большую ценность в области методики обучения. Много ценных мыслей о методике рисования человека высказал Иоганн Вольфганг Гете. В отечественной дошкольной педагогике проблеме изображения дошкольниками человеческой фигуры впервые уделила внимание Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Н.Н.Ростовцев, Н.А. Горяева и т.д.
Обучение детей дошкольного возраста изображению лица человека процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества.
Развитие творчества детей в рисовании
... размышления по поводу развития творчества детей в рисовании : развивающей среды детей рисование на смятой творческого 4. Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения. творческому замыслу развивать развивать творчество в рисовании творчества Список использованной ...
и ее тему : «Методика обучения изображению портрета детей дошкольного возраста».
целью является выявление и занятий обучению изображения портрета, при развитие у детей дошкольного возраста .
Объект : изображение портрета на рисования в дошкольном возрасте.
Предмет : методические обучения изображению портрета детей дошкольного возраста.
В решить следующие задачи:
- Раскрыть и и портретной в жизни дошкольников;
- Раскрыть методику обучения портрету при первоначальном знакомстве на примере средней группы;
- Рассмотреть понятие портрета, его виды и принципы развития этого жанра;
- Методически разработать занятие обучению изображения портрета детей дошкольного возраста.
Для решения задач следующие : изучение, анализ и — и литературы ; изучение рисования в дошкольных учреждениях; выделение портретной как жанра живописи, изучение вида , её .
Практическая заключается в для методических материалов по портретной живописи в дошкольных учреждениях.
Структура . из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения изображению портрета детей дошкольного возраста
1 Ознакомление дошкольников с портретной живописью
Портретная живопись — один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет — сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.
Первое — это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление — постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе — на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине.
Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания.
Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства.
Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.
Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...
... выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем исследовании мы попытаемся решить проблему ... интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство знакомит детей с культурой ...
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию.
Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже — глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете — «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.
Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали.
Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна.
С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного, нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.
Принципы отбора.
Средства художественной выразительности живописи
... антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей ... работами, выполняемыми акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения [4, с.131]. 3. Выразительные средства живописи Художественными средствами изобразительного искусства в разных
Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.
В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.
Этапы работы.
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж).
Дети рассматривают портрет — лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).
Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам
Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.
Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов.
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Русская портретная живопись XVIII века
... деяний времени Петра Первого. В живописи это с наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства. При Петре Первом ... мечтали о развитии естественного человека, о разумной монархии, в России сильны были патриотические настроения. Впервые в России сложился круг передовой интеллигенции. В Москве был организован университет, ...
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».
Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения, дети обращают внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.
Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Нравственный портрет маленького человека в комедии ревизор ( ...
... маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет». В ... Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления: Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания. Социальная, обоснованная происхождением. Морально-нравственная, заключающаяся в ...
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором.
Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
1.2 Первое знакомство с портретом (на примере средней группы дошкольников)
В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:
- Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать;
- эмоциональный отклик на настроение изображенных людей;
- осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника;
- соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.
Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему;
- Не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа;
- Учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность;
- Обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника;
- Подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, погрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.
На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.
Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.
В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, понимание и осознание проявлений эмоций у сверстников и взрослых (внешнее выражение состояний).
Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: «Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!» Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: «Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к нему, пожалеем его и утешим!»
По картине Тропинина Портрет сына 7 класс
... Тропинина множество портретов детей разного возраста с самых необычных ракурсов, но портрет Арсения можно узнать из тысячи, автор вложил в него всю свою душу. Описание картины Портрет сына Портрет сына, ... ребенок находится совсем рядом. Очевидно, что портрет создавался в момент творческого вдохновения. Лицо ребенка ... по-взрослому серьезным и глубоким, отображающим духовную красоту ребенка. Картина ...
Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых — родителей, воспитателей, помощников воспитателя. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешне: как в речи, интонациях, так и в мимике, пантомимике (жестах, позе, движениях).
Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз.
Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.
Так, вместо слова «нельзя» можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки («Ну и ну!»).
«Иди сюда!» — пригласить рукой. «Помолчи!» — палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.).
Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда — грустно», «Что значит «испуганный», «удивленный»?», «Угадай, что я говорю» (использование мимики и пантомимики).
Цель таких занятий — подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на эмоциональность настроения, чувство, которое выражает произведение или персонаж повести, сказки.
Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты косолапый мишка. Здесь могут помочь просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам про животных и человека. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации о ее героях. Как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову и т.д. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры.
Например, «Кто смеется, кто плачет» или «Кому весело, кому грустно», «Убери лишнюю» (дети сравнивают изображенные на карточках яркие эмоциональные состояния людей и разбирают их по общности на группы).
Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает».
Таким образом, мы выяснили, что имеется большое количество средств и методов ознакомления и обучения портрету в средней группе дошкольников. Далее мы рассмотрим понятие портрет, его жанры и принципы развития.
Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета
... портретов только лестью «сильным мира сего» и идеализацией дорогих и близких сердцу людей. Рубенс создаёт обширную портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют дети, ... а отец художника юристом. Живопись захватила Рубенса целиком. Всё остальное стало сопутствующим его главному занятию- постижению тайн изобразительного искусства. Его учителями были Тобиас Ферхарт, Адам ...
Глава 2. Понятие портрета, его жанры и принципы развития
Что такое портрет (рortrait — франц. более старый — portraire — значит изображать)?
Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей — внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.
Рисование лица человека в портрете это самое сложное направление в изобразительном искусстве. Художник должен обнаружить главные акценты личности, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный нрав портретируемого.
В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост.
Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль.
Творческий портрет это креативная картина, особый жанр живописи, относящийся к созданию чего-либо нового в изображении человеческой личности.
Основы портрета. Основным и главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер, цветовые оттенки головы, жест и мимика, относящиеся к определенному персонажу, художник находит черты большей жизненности, естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь то одежда фон, запечатление на холсте деталей определенного антуража, считаются более условными, так как сходство от этого не зависит.
Сходство в портрете занимает основную и доминирующую роль, если сходство сильно хромает это перевешивает в минус все остальные положительные достоинства классического портрета, в результате это может быть красивая в проработке и по цвету но безликая картина.
Жанры портрета подразделяются: камерный, интимный парадный портрет, и также автопортреты, где, как правило, художники изображают самого себя. Жанр портрета в изобразительном искусстве это естественный не нуждающийся в конкретном обосновании самостоятельный жанр живописи.
Поджанры портрета: границы жанра портрета отражают различные направления взаимосвязанные с элементами других жанров. Например, исторический портрет: изображение человека в одежде прошлых веков, создается по воображению и по доступным материалам, воспоминаниям того времени. Картина портрет — персонаж представлен в окружении природы, архитектуры с сюжетом мира вещей и предметов быта. Костюмированный портрет персонаж изображается в исторических театральных костюмах, красивых для восприятия и различной взаимосвязанной с сюжетом атрибутикой.
Основные принципы развития. Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности.
На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...
... и новые формы. Все то,... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, характеристик ... Повесть Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком Чарткове, увидевшем портрет старика в каком... В словаре С. И. Ожегова языку дается несколько определений: ...
Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской скульптуре. (Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт).
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков).
Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.
Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.
Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. «Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя».
Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).
Самый известный портрет в мире — «Мона Лиза» кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху.
Первые произведения русской портретной живописи XVI-XVII были парсуной. «Парсуна» означает то же, что и «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединены черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры. Представители русской парсуны — Симон Ушаков, Карп Золотарев и др. — портретисты царского двора.
Прорыв в портретном жанре в России, как и во многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров так и способствовал обучению отечественных. В конце сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров. Это Иван Никитин, Алексей Матвеев, Алексей Антропов, Иван Аргунов, Иван Вишняков.
Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. «С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается» в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры».
К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре — Федот Шубин. Образцы портретного жанра в русле реализма создают художники-передвижники. Василий Перов и Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко и особенно Илья Репин.
Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи. «Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова).
Таким образом, рассмотрев понятие, жанры и этапы развития портрета, мы можем предложить в следующей главе Методическая разработка занятия обучения изображению портрета детей, которые можно провести в любом дошкольном учреждении.
Глава 3. Методическая разработка занятия обучения изображению портрета детей дошкольного возраста
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»
Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос).
Продолжать учить правильно располагать части лица. Воспитывать любовь и нежное отношение к маме.
Словарная работа: Портрет, погрудный, жизнерадостная, доброжелательная длинноволосая, круглолицая, чернобровая, большеглазая.
Материал: Плакат с женским погрудным портретом, мел. У детей лист бумаги (А-4), простой карандаш, цветные карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание разных портретов, рисование простым карандашом портретов.
Дидактические игры: » Какая», » Скажи ласково».
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет мамы, самого любимого для вас человека.
Будто бирюза, мамины глаза-
Ясные и чистые, добрые, лучистые.
Словно звёздочки все вокруг, и со мною говорят.
Мама — мой любимый друг!
Прежде, чем рисовать, мы с детьми вспоминаем, какой формы голова? (обводим пальцами голову), вспоминаем, где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба и они овальной формы с острыми уголками).
Рисую мелом на доске овал и посередине его глаза. Затем объясняю детям, что надо рисовать только кончик носа, а от кончика носа до конца лица находятся губы. Напоминаю, что шея уже, чем лицо, а плечи шире, чем голова.
Дидактическая игра «Какая?»
Если мама радуется жизни, то она какая? — жизнерадостная;
Если мама желает добра, то она — доброжелательная;
Если у мамы длинные волосы — длинноволосая;
Если у мамы большие глаза — большеглазая;
Если у мамы чёрные брови — чернобровая;
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Мама- мамочка, нос- носик, губы- губки, глаза — глазки, брови- бровки, щека — щёчки, лоб- лобик.
А теперь, ребята, вспоминайте мамины глаза, мамин цвет волос, мамин взгляд, мамину улыбку, мамины любимые бусы и начинайте рисовать. Звучит детская песня про «Мамонтенка».
Кто затрудняется, оказываю помощь.
В конце занятия выставляю все детские рисунки на доске и дети анализируют свои рисунки.
Заключение
Изучив методическую литературу и последние современные новинки в области изобразительной деятельности, мы пришли к выводу, что в современных методиках обучения изобразительной деятельности определены задачи, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми — дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей изображению мира людей и ознакомление с жанром портрета в искусстве.
Следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию портрета в дошкольном возрасте является систематическая работа с использованием разнообразных приемов.
Залогом успешной работы над выразительностью человеческого лица является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.
Работа по обучению детей рисованию начинается с развитием ручной умелости, включающей технику изображения, формообразующих движений, обобщённых способов действий и регуляции изобразительных движений. Обучение изображению портрета начинается с рисования головы.
Для того чтобы в полном объёме дать детям представление о портрете, не перегружая ребёнка и сохраняя у него интерес к занятиям, необходимо грамотно организовать педагогический процесс:
. Занятия проводить небольшими подгруппами.
. Дети бывают очень разные: это и одарённые дети, дети с хорошими изоспособностями и дети, требующие особой поддержки и заботы. И очень важен индивидуальный подход и создание на занятии ситуации успеха ребёнка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чувства. Улыбка, ласковое слово, похвала и посильная задача, поставленная перед ребёнком, приносит раскрепощённость, уверенность в своих силах и помогает проявиться творчески.
. Важна на занятиях смена видов деятельности, т.е. чередование умственной и мышечной нагрузки.
. Максимальное использование игровых сюжетов помогает сохранить заинтересованность в течение всего занятия.
Еще одно необходимое условие — установить доверительные отношения с родителями, по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
В результате систематической и планомерной работы у детей появится потребность в общении с прекрасным при ознакомлении с изобразительным искусством, появится желание и умение качественно и выразительно изображать лицо человека в изобразительной деятельности, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях. Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/znakomstvo-doshkolnikov-s-iskusstvom-portretnoy-jivopisi/
1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 8-11.
. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., «Педагогика», 1994.
. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 1997. — 224 с.
. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. — 208 с.
. И. Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», — М., АСТ-издательство, 2007.
. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» Москва, Карапуз — Дидактика, 2006.
. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М.: Просвещение, 1996.
. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 2005. — 146 с.
. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: «В. Шевчук», 2006. — 208 с.ил.
. Методические рекомендации Т. Комаровой и Н. Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», — «Дошкольное воспитание», №№3-5, 2005 г.
. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. — 242 с.
. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1978.
. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Педагогика, 1965.
. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 2003. — 208 с.
. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 «Преподавание черчение и изобразит. искусства». — М.: Просвещение, 1985. — 288 с.: ил.