По методике преподавания ИЗО

Курсовая работа

С рисунка начинается всякое изображение формы, он лежит в основе всех видов изобразительного искусства. Ещё Микеланджело писал: «Рисунок… есть наивысшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

Рисунок присутствует во всех видах изображения – в наброске, зарисовке, гравюре, в живописном полотне, в скульптурном изображении и т.д. Более того, рисунок является необходимым средством деятельности художника-преподователя.

Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими. Уроки ИЗО имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Для этого учителю необходимо знакомить учащихся с основными принципами эстетики, а в практической работе следить за тем, чтобы рисунки соответствовали критериям красоты.

Художник наших дней может рисовать, как ему захочется, порой пренебрегая обучению основам художественной грамоты, считая это ненужным и неважным, якобы даже искажающим «художественное» видение автора. В свою очередь я считаю не только важным , а необходимым для работы каждого художника знать основы классического рисунка, перспективы, композиции. Только владея и постоянно обращаясь к этими знаниям можно развивать и обогащать современное художественное искусство. Художественной грамоте может овладеть каждый желающий, искусству можно и нужно учить, учить практическим вещам, объективным знаниям о красках, техниках, анатомии человека, перспективе.

В Основе правильной организации занятий лежит методика преподавания, то есть особенность работы педагога с учениками. Большое значение имеют способы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи учебно-воспитательного процесса в целом.

Целью написания данной курсовой работы является значение и роль педагогического рисунка в работе учителя изобразительного искусства.

Глава 1. Цели и задачи изобразительного искусства.

Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно- нравственное и эстетическое развитие школьников. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.

14 стр., 6911 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... новом подходе в занятиях обучении детей изобразительному искусству. Структура исследования: моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. дошкольник творческий способность рисование Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей старших ...

В общую систему общеобразовательных школ введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству.

Тем не менее, в условиях вариативного образования по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства.

Изобразительное искусство призвано обеспечить:

приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;

формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры народным художественным традициям.

Таким образом, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

1) формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

2) формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

3) овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами(гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... по декоративному искусству, связанный с созданием композиции, свободно заполняющей плоскость листа. декоративное творчество старший школьник Именно поэтому мы выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". ...

4) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;

5) приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников предметом «Изобразительное

искусство», рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Глава 2. Теоретические основы рисунка.

2.1. Основы обучения рисунку.

Рисунок все еще остается одним из самых эффективных способов прямой передачи визуальной информации, несмотря на возрастающую роль фотографии. Научиться рисовать, способен каждый, если выработать для себя правильный подход.

В основе графики, как и всех видов изобразительного искусства, лежит рисунок . Леонардо да Винчи в своем “Трактате о живописи” писал: ”Юношам, которые хотят совершенствоваться в науках и искусствах, прежде всего надо научиться рисовать”.

Рисунок — действенное средство познания и изучения предметного мира. Выполняя рисунки с натуры, художник вырабатывает в себе умение четко выделять главное в явлении, отбрасывая или, наоборот, акцентируя отдельные детали. Он выявляет верные соотношения различных частей предмета, прослеживает распределение света и тени на его поверхности, влияние световоздушной среды и т.д. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессионального обучения художника

Академический рисунок

Предмет «Рисунок» — один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического отображения действительности, он является средством художественного, образного выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к миру. Главными задач ами предмета являются формирование основ изобразительной грамоты, раскрытие перед учащимися принципов реалистического изображения, получение знаний и навыков, необходимых для самостоятельной творческой работы, а так же развитие художественной культуры и вкуса. Научить юных художников видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их объёма, формы, материала, фактуры, их положения относительно друг друга в световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном; уметь эти средства правильно выбирать в зависимости от поставленной задачи выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к миру.

31 стр., 15401 слов

Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения ...

... Использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.) Работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе ... Объектом был определен процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, предметом — средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. В ходе работы ...

Главная задача при обучении рисунку

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Занятия по академическому рисунку тренируют глазомер, умение как ВИДЕТЬ, так и ПЕРЕДАВАТЬ на плоскости реальный мир.

При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

2.2. Виды рисунка.

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, мифологический рисунок и др.).

Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия. Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, , разнообразные мелки, техника сухая кисть ), краски, наносимые кистью и пером ( тушь , чернила ) карандаши , капиллярные и прочие пишущие предметы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные заведения по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2.3. Выразительные средства рисунка.

линии, штриха, пятна

Главное выразительное средство рисунка – линия . Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает линии быть предельно разнообразной. Линии обладают эмоциональным воздействием на человека. Горизонтальная линия вызывает чувство покоя, так как ассоциируется с линией горизонта. Вертикальная линия передает стремление подниматься вверх, наклонная вызывает иллюзию неустойчивости положения. Ломаная линия ассоциируется с неуравновешенностью настроения, некоторой агрессивностью. Волнообразная, в свою очередь,- это струящаяся линия движения. В зависимости от направления ( вертикальное, наклонное, горизонтальное ) линия передает скорость движения. Спиральная линия вызывает впечатление вращательного движения в развитии. Существуют и такие определения линии: ”вялая”, “напряженная”, “динамичная” и др.

9 стр., 4123 слов

Композиция рисунка и последовательность его выполнения. Понятие перспективы

... композиции учебного рисунка, - уравновешенность расположения изображаемых предметов на листе. Предположим, что на столе поставлена уже знакомая группа предметов (кувшин, картонная коробка и яблоко) ниже горизонта рисующего. Компонуя рисунок ... тонового рисунка. Тени создают впечатление глубины намеченного рисунка. «Разрушая» плоскость листа, ... точки зрения. Вначале легкими линиями, чтобы их можно было ...

2.4.Элементы формообразования. Простые и сложные формы.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько .

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно – пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей.

2.5. Пропорции

Любое правдивое изображение какого-либо предмета передает в рисунке или картине его основные, характерные признаки, понятные зрителю.

Если задать себе вопрос, по каким внешним особенностям зритель узнает изображение, долго искать ответ на него не придется. Каждому из нас понятно, что «узнавание» изображения происходит благодаря переданным художником в произведении именно основным, характерным признакам предметов или явлений. Безусловно, такой передаче признаков способствуют многие факторы реалистического изображения: перспективные построения, светотеневые отношения, фактура поверхности и т.д.

Что же такое признаки предмета? Это свойства предмета, его приметы. На языке изобразительного искусства отличительные черты объектов рисования называются пропорциями и конструкцией.

Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнивания. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

34 стр., 16737 слов

Творческие особенности рисунков Рембрандта

... жизни. Такой метод работы свидетельствует об ином понимании проблемы цельности формы по сравнению не только с итальянцами, но и с Рубенсом. Рисунок Рембрандта предполагает более глубокие ... различными видами рисующих или красящих материалов, главным образом по бумаге. Старейший и простейший способ изображения - рисунок - обладает собственной, глубоко специфической выразительностью, недоступной другим ...

Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.

Но пропорции есть не только в соотношении величин предмета. В каждом светотеневом рисунке нужно передать еще и пропорциональные натуре отношения в тоне. Известно, что правдивого изображения натурной постановки рисовальщик достигает на основе передачи как раз взаимных отношений по светлоте. Вы уже знаете, что самая светлая на предмете в натуре часть или точка во много раз светлее самой белой бумаги, не говоря уже о карандаше, не способном проложить темного пятна, адекватного пятну в натуре. Что же должен делать в этом случае рисовальщик? Правдивости в тоне добиваются выдержанностью в рисунке тонального масштаба.

2.6. Перспектива.

Перспектива способствует выработке навыков такого изображения предметов и явлений видимого мира, которое соответствует нашему зрительному восприятию. Она относится к разделу начертательной геометрии и поэтому довольно сложна, требует специальной подготовки. Для изучающих основы изобразительной грамоты вполне подходят самые общие законы перспективы.

В окружающем нас мире мы на каждом шагу сталкиваемся с явлениями так называемой наблюдательной перспективы.

В художественном опыте переживание пространства играет важную роль. Знание законов перспективы помогает создавать реалистические изображения, однако в творчестве важно, чтобы теория не заслоняла чувства, переживания и образы.

Перед художниками всегда стояла очень трудная задача — изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмерное пространство.

2.7. Линия горизонта.

Слово «горизонт» всем, конечно, знакомо. Все мы этим словом называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Условно можно считать, что перспективный горизонт и знакомый нам горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Если мы вообразим бесконечно большую плоскость, горизонтальную и находящуюся на высоте зрачков наших глаз, нетрудно представить себе, что вся эта плоскость будет нам видна в виде бесконечной линии. Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.

10 стр., 4742 слов

Доклад (на педагогический совет школы) «Что такое гравюра?» ...

... В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. На неё свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полёту мысли художника. Гравюра имеет много общего с рисунком. Она также оперирует штрихом ... лишь вспомогательную роль. Однако основное различие между гравюрой и рисунком заключается в том, что гравёр не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую ...

Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.

Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.

Точка зрения – есть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Очень трудно понять эту самую «точку зрения», потому что она– великая условность искусства.

А. Сапожникова

Например, уменьшение предметов, видимых в перспективе, доказывается наблюдением трех одинаковых проволочных рамок, укрепленных на дощечке одна за другой. Посмотрели мы на них в специальный глазок(«точку зрения») одним глазом и видим: первая рамка– самая большая, а третья– самая маленькая. Перевернули рамки – и все стало наоборот.

Существуют правила линейной перспективы. При выполнении работы нужно учитывать их и уметь ими пользоваться:

1. Все предметы по мере их удаления от зрителя уменьшаются в его восприятии. То, что ближе к нам, то кажется выше, шире, больше; то, что дальше, ниже – уже меньше.

2. Параллельные между собой горизонтальные и вертикальные линии, удаляющиеся от нас, кажутся сближающимися между собой и уменьшающимися, а на линии горизонта они превращаются в точку, называемую точкой схода.

3. Все горизонтальные направления(грани предметов, шпалы и т. д.), параллельные картинной плоскости, сохраняют на рисунке горизонтальное направление.

4. Все вертикальные направления(углы домов, столбы, деревья и т. д.), параллельные картинной плоскости, на рисунке остаются вертикальными.

5. Если прямоугольный предмет находится под углом к картинной плоскости, то на рисунке получаем две точки схода. В таком случае мы называем перспективу угловой.

6. Если прямоугольный предмет расположен фронтально к картинной плоскости, то на рисунке такой предмет будет иметь одну точку схода. В таком случае мы называем перспективу фронтальной.

2.8. Свет и тень

В истории изобразительного искусства свет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие: светотень, в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени.

Изображение градаций светотени помогает художнику выявить объем изображаемых тел на плоскости листа бумаги, картона, холста.

Свет и тень (светотень)

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

21 стр., 10467 слов

Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного ...

... дошкольников с книжной графикой, направленных на развитие выразительных графических образов в рисунках детей; анализ данных, полученных в ... образов. Копирование в рисовании – воспроизведение структуры графических построений образца. Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период. В раннем детстве ребенок учиться наносить карандашом штрихи на бумагу, ...

2.9. Художественные материалы и техники работы ими.

Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге, но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.

Знание художественных материалов и техник работы ими поможет вам наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке. Чем тоньше вы научитесь понимать особенности техник рисунка, овладеете ими, тем полнее почувствуете особенности их художественной выразительности.

Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку наиболее употребительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихо- вого и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.

Хорошо выглядят рисунки карандашом на бумаге, пожелтевшей от времени. Вообще, если говорить о бумаге, то попробуйте для ваших рисунков разнообразные ее сорта. Не смущайтесь, если что-то у вас не получится. Главное, вы приобретете бесценный опыт, который сможете использовать в своем творчестве.

При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.

Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

16 стр., 7515 слов

«Развитие творческих способностей на х трудового обучения ...

... и становления творческих способностей учащихся осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела Исследование состояния творческой деятельности учащихся Способность творить заложена ...

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, , специальным угольным карандашом «Ретушь».

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала – красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать сангиной не рекомендуется. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению.

При работе пером на листе большого формата надо следить за тем, чтобы линия и штрих были разнообразны. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги(серым, голубым, желтым, зеленоватым и т. п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Художники могут выбирать только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромная живопись – гризайль широко применялась у старых мастеров. Полезно выполнять задания гризайлью по рисованию с натуры натюрмортов и пейзажей в учебных целях.

Поскольку акварель так же, как и пастель, можно отнести и к графике, и к живописи, то будьте внимательны при классификации произведений, выполненных этими материалами, во многом полагайтесь на интуицию и здравый смысл, следите за тем, что предпочитает художник – линию или тон, один цвет или богатство цветовых оттенков.

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки – хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный

эффект мягкости и точности тональных переходов. Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше предохранять красочный слой пастели от осыпания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель сохраняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику. Но можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.

2.10. Передача фактуры предметов.

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вырисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.

Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.

А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.

Очень часто рука художника распоряжается штрихами свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает ему необходимые средства.

Глава 3. Значение и роль педагогического рисунка в работе учителя изобразительного искусства

3.1. История методика преподавания изобразительного искусства.

Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом

В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования. Обучение рисованию строилось на заучивание выработанных правил и канонов.

Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутреннюю подвижность. Статуя «Дорифор» служила наглядным пособием.

сикионская, эфесская и фиванская.

Фиванская ш. -основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала «светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии». Эфесская школа, зачинателем которой считается Эфранор из Коринфа, а по другим источникам — Зевксис, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была небезукоризненна в рисунке.

Сикионская ш. -придерж. научных данных естествознания и законов природы,стремилась приблизить и научить чтить ученика закономерности строения природы. основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка». Оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства.

Художники научились передавать на плоскости не только объем (трехмерность) предметов, но и явления перспективы, Обучаясь рисованию с натуры, греческие художники изучали и анатомию.

Изобразительное искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Впервые у греков рисование как учебный предмет получает нужное направление.

При обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников-педагогов все больше и больше отходить от методов обучения, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

В техник рисунка римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину (красивый красновато-коричневый оттенок) — податлива в работе, лучше закреплялась на гладкой поверхности чем уголь.

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изо искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности.

В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку . Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством.

Трактат о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Альберти рассматривает рисование как серьезную научную дисциплину, обладающую столь же точными и доступными для изучения законами и правилами, как и математика.

Особую ценность труд Альберти представляет с педагогической точки зрения, В своем трактате он дал целый ряд методических положений и установок для обучения рисунку. Он пишет, что эффективность обучения искусству заключается, прежде всего, в научном обосновании. Большое значение Альберти уделяет изучению анатомии. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры

Справедливые методические установки дает Леонардо да Винчи и для рисования предмета с натуры. Он указывает, — что рисунок надо начинать с целого, а не с частей. Особое внимание Леонардо уделяет рисунку фигуры человека. Представляет интерес и метод закрепления пройденного материала путем, рисования по памяти

Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, немецкому художнику Альбрехту Дюреру принадлежит видное место. При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения предметов на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу. Сам художник очень много времени уделил изучению перспективы. Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера — «Учение о пропорциях человека» — плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научную разработку, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей. Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты

Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером

Метод рисования с натуры при помощи завесы основан на принципе строгого соблюдения законов перспективы. Чтобы художник имел возможность строго соблюдать постоянный уровень зрения, а в рисунке — постоянную точку схода, Альберти предлагал пользоваться специальным прибором — завесой.

В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования.век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания — академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

Болонская академия художеств

До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века

Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам.

В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты

К концу ХУШ века рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать.

Появляется целый ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета.

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике была сформулирована в XVIII в.

В России первая Академия художеств была образована в 1757 в Петербурге как «Академия трех знатнейших художеств» — живописи, ваяния и зодчества. В 1764 была создана Императорская Академия художеств с Воспитательным училищем при ней. На протяжении всей своей истории Петербургская Академия была главным российским центром художественного образования. Крупнейшие русские архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы прошли строгую, взыскательную выучку в Академии.

Для России конца 19 начала 20 века был характерен повышенный интерес к методам преподавания рисования как в специальных так и в общеобразовательных учебных заведениях

Таким образом, роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое.

3.2. Методика как предмет

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принципы и способы обучения.

Под словом методика мы имеем в виду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.

Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

В этом смысле методика может быть общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Она реализуется приемами, конкретными действиями учителя и ученика, различными формами их общения.

Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся Метод обучения (от др. -греч. путь) — процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала).

    2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

    3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

— Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т. к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Пассивный метод — это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методовИнтерактивный метод (Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Глава 4. Методы и приемы обучения рисунку в детской художественной школе.

4.1. Развитие художественно — творческих способностей учащихся на занятиях по рисунку в ДХШ

Актуальной и приоритетной задачей образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся, креативно мыслящих, самостоятельных, свободно ориентирующихся в реалиях насыщенной и разнообразной картины мира. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира.

К числу ключевых характеристик творческой личности следует отнести интуицию, фантазию, оригинальность, инициативность, упорство, работоспособность и высокую самоорганизацию. Творческая личность, обладающая данными качествами, находит удовлетворение не столько в результатах, сколько в самом процессе творчества. В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся творческих способностей на занятиях рисунком в детских художественных школах. Обновление современной системы детского художественного образования, связанное с гуманизацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика. Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике.

Следует отметить, что на сегодняшний день структура способностей еще не в полной мере раскрыта, хотя с уверенностью можно сказать, что без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека способности не имеют возможности реализоваться в полной мере. Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

  • личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;
  • деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;

— социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества. Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования.

Отметим, что интегративное качество личности объединяет признаки, свойственные творческим способностям: 1) устойчивый интерес к изобразительной деятельности; 2) изобразительная грамотность; 3) изобразительная культура; 4) создание художественного образа; 5) эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств; 6) зрительная память.

Научно-педагогическая система развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, с учетом организации образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень развития способностей к изобразительной деятельности. Структура способностей к изобразительной деятельности — явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства.

К ведущим свойствам художественно — творческих способностей относят:

  • свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;
  • память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;
  • эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

— волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов. Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, ритма, гармоничного тона, перспективных сокращений объёмных предметов, движения.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

  • свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов — мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.;
  • сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке.

Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчёркивая исключительно важную роль одних свойств и способностей, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественно-творческие способности со знаниями, умениями и навыками. Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры.

Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, метафоричность, аллегоричность мышления, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. Творческие способности детей в данном реферате рассматриваются, как интегративное личностное образование, которое проявляется в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске, и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области. Таким образом, рассматривая базовые принципы развития творческих способностей в процессе художественно-изобразительной деятельности, мы исходим из следующих общеизвестных положений:

  • во всех сферах современной общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные;
  • творческие способности определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;
  • в развитии творческого потенциала личности существенных положительных результатов можно достичь именно на начальном этапе обучения, потому что, во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью, во-вторых, в школьном возрасте совершенствуется воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества;

— способности чаще всего относятся к тем видам деятельности, которым он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.).

Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

2.2. Методические рекомендации к проведению занятий по рисунку в ДХШ.

Рисунок – ведущая дисциплина в детской художественной школе. Рисунок является основой изобразительного искусства, без него не может существовать ни один вид изображения.

Цель – научить учащихся реалистически грамотно отображать окружающую действительность графическими средствами, создавать выразительное художественное изображение на картинной плоскости. Задача обучения рисунку состоит в усвоении метода построения объемной формы на плоскости, приобретении опыта изображения на основе индивидуального восприятия, анализа окружающей действительности и научных основ реалистического рисунка. Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного к общему, от простого к сложному.

Процесс обучения проводится на основе изучения натуры. Основы грамотного рисунка — это:

  • гармоничная компоновка изображения на листе;
  • точность пропорционального и перспективно го построения;
  • квалифицированная передача светотеневых отношений штриховой техникой.

Практические занятия рисунком должны развивать у учащихся детской художественной школы умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, способность видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги.

Обучение рисунку дает не только графическую грамотность, но и воспитывает художественную культуру.

Заключение

Целью написания данной курсовой работы являлось написание значение и роли педагогического рисунка в работе учителя изобразительного искусства.

Рисование – это путь познания реальной действительности, сложный процесс усвоения законов строения форм предметов реального мира, процесс живого, эмоционального отображения их в рисунках.

Задача обучающегося – понять и усвоить те законы, которые помогают правильно видеть и отображать природу, овладеть методом, который облегчает и упрощает путь познания мира.

Рисунок как учебная дисциплина, раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, воспитывает художественную культуру и дает знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы, которая, в свою очередь, приобщает к художественной культуре в целом, формирует знания и умения.

рисование с натуры

Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практическим изучением перспективы, пластической анатомии и законов распределения светотени на объемной форме. В процессе исследовательской работы были созданы методические рекомендации по обучению рисунку в детской художественной школе. Созданные методические рекомендации могут использоваться преподавателями художественных школ, а так же студенты художественно-графического факультета, проходящие педагогическую практику в сфере дополнительного образования.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/yi-po-metodike-izo/

  1. Ермолаева — Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов/ — М.: Академический проект, 2003

  2. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.

  3. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1982

  4. Ростовцев Н.Н. Рисунок, живопись, композиция [Текст]: учебное пособие для студентов / Н.Н Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов. — М.: Просвещение, 1989.- 199с.

  5. Ли Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.: ил. 2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.

  6. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1955. — 240 с. 8.

  7. Кириенко В.И. Психология способностей и изобразительной деятельность

  8. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.

  9. Изобразительное искусство: Рисунок,1-11 кл.Живопись,1-11 кл. Основы живописи,5-9 кл. Основы дизайна,5-9 кл. Основы народ.и декорат.-прикл.искусства,1-8 кл.;Для шк.(кл.) с углубл. — 4-е изд., — М. : Дрофа, 2002.

  10. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб.пособие для вузов/-М.: Академический проект, 2003