Декоративно-прикладное искусство: история и значение
Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие истоки, уходящие в глубь веков. На протяжении всей истории человечества человек создавал предметы, имеющие высокую эстетическую ценность и отражающие его материальные и духовные интересы. В основном своем понимании, декоративно-прикладное искусство охватывает предметы, которые окружают человека на протяжении всей его жизни, такие как мебель, ткани, оружие, посуда, украшения и одежда. Эти предметы формируют среду, с которой человек постоянно взаимодействует. Они должны быть не только удобными и практичными, но и прекрасными.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью народной культуры и является одним из эффективных средств ее развития. Его целью является создание предметов, которые красивы и функциональны одновременно.
История выбранного объекта
В рамках данного курсового проекта внимание будет уделено истории декоративно-прикладного искусства в целом, а также конкретно одной его отрасли — вязанию. История вязания уходит во времена древних цивилизаций и бережно передавалась от поколения к поколению. Сохраненные народные поделки и находки археологов говорят о том, что вязание было неотъемлемой частью жизни людей на протяжении многих веков.
Значение вязания в русском народном творчестве
Особое место в истории вязания занимает его значение в русском народном творчестве. Вязание в России имеет долгую и богатую традицию, которая прочно входит в культуру и идентичность нашего народа. Вязаные изделия, такие как носки, варежки, шали и свитера, были не только необходимыми предметами одежды в холодные времена, но и являлись образом самовыражения и творчества для русской женщины. Узоры и орнаменты, используемые в вязании, имели своеобразную символику и отражали народные верования и обычаи.
Различные техники вязания
В рамках данного исследования также будет рассмотрено множество различных техник вязания. Вязание разнообразно и многообразно, и каждая техника имеет свою уникальность и неповторимость. Некоторые из популярных техник включают в себя ажурное вязание, косы, крючок и кружево. Каждая техника требует определенного набора навыков и предлагает различные возможности для творческого самовыражения.
Объект и предмет курсового проекта
Объектом данного курсового проекта является декоративно-прикладное искусство в целом, а предметом исследования — вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства. Проведение данного исследования позволит более глубоко понять и оценить историю, значение и разнообразие вязания, а также его место в русской культуре.
Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...
... скучный. Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. Искусство — художественное творчество в целом. Литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, ...
Исторические закономерности развития декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство прошло огромный путь развития — от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере и городе. Развитие это шло в нескольких направлениях или срезах.
Одним из направлений развития декоративного искусства является жанровое развитие. Декоративное творчество постепенно охватывает все более широкий круг объектов окружения и становится практически универсальным. Новые жанры возникают в нем не только при втягивании новых явлений, таких как кораблестроение, книгопечатание, садово-парковое дело, но и в результате развития технологий декоративной обработки материалов.
Социальное развитие общества также оказывает существенное влияние на жанровое развитие декоративного искусства. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной способствует развитию народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, уникальных для разных народов.
В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, включая самодеятельность детей и школьников. Оно проникло в общественный быт, производственные и учебные процессы, став неотъемлемым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий.
Особенностью развития декоративного искусства является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них временно забываются, однако вновь возрождаются и развиваются.
Строгой классификации жанров декоративного искусства не существует. Однако принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время основные жанры декоративного искусства включают оформление интерьеров, оформление музеев и выставок, садово-парковое искусство, оформление улиц, театрально-декорационное искусство, одежду, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические формы, декоративный плакат и стенгазету, станковую чеканку, монументальные виды чеканки, живопись и графику, гобелены, художественную мебель, ювелирное искусство и многое другое.
В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства [5; 56].
Готическое искусство: основные этапы развития
... основные этапы развития готического искусства, мы сможем ознакомиться с ним более подробно. 2. Глава 1. Ранний этап развития готического искусства Франция. В отличие от предшествовавших стилей можно указать время возрождения готики ... она становится ведущим жанром искусства к северу от Альп. Таким образом, рассматривая всю эпоху готики в целом, постепенно роль основного вида искусства перешла от ...
С развитием декоративно-прикладного искусства меняются и темы орнаментации, связанные с появлением новых жанров и стилей. В декоративном искусстве всегда отражались темы хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей. У кочевых племен памятники искусства представляют изображения животных, которые были предметом интереса человека. У земледельческих народностей орнаментация преимущественно содержит мотивы растительного мира и символику, связанную с природными циклами жизни и сельскохозяйственной деятельностью.
С течением времени тематическая структура декоративного искусства усложнилась, но все еще отражает главные интересы повседневной жизни. Национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вливаясь в композиции общеевропейского типа.
Современное декоративное искусство также затрагивает темы современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности. В изобразительных жанрах декоративного искусства, таких как монументальная живопись и графика, видно влияние индустриального производства, научных исследований, освоения космоса, борьбы за мир, сохранения памятников старины и др. Орнаментальные жанры также отражают современный уклад жизни, проявляющийся в лаконичности, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур и силуэтов произведений.
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся на Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий [2; 117].
Вообще разнообразие промыслов необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. В разных городах страны организуются выставки народного творчества. Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций [2; 121].
1.2 Виды и классификация декоративно прикладного искусства
Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения [4; 91]. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
Стиль модерн в журнальной графике, афише и декоративном искусстве рубежа веков
... Эжен Грассе, работавший одновременно и в иных видах искусства — ему принадлежат витражи, картины, произведения книжной графики, предметы прикладного искусства. И Шере и Грассе работали в последующие десятилетия, ... условиях, как бы подтверждая существование романтической традиции в модерне. Художники начали обращаться к декоративному искусству. Так, Моррис, будучи всю жизнь боровшийся за ...
Виды композиций в декоративно-прикладном искусстве
Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.
Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т.д.).
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство является особой областью художественной деятельности. Одной из главных особенностей декоративно-прикладного искусства является его функциональность. Эти произведения могут быть использованы в повседневной жизни и украшать интерьер помещения.
Материальная основа и композиция
Материальная основа декоративно-прикладного искусства важна для формирования композиции. Часто в композицию включаются орнаменты и различные узоры на тканях, металле, дереве и других материалах. В орнаментике может быть использован любой предмет, упрощенный в нередко плоскостном виде. Композиция также ограничивается функциональностью произведения, например, формой мебели.
Цвет в декоративно-прикладном искусстве также условен и зависит от меры насыщенности и количества красок. Важное значение придается яркости цветов, которая может быть как насыщенной, так и блеклой. Упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.
Группы произведений декоративно-прикладного искусства
Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть разделены на две относительно самостоятельные группы:
- Первая группа – это предметы обихода, такие как мебель, утварь, одежда. Здесь художественное начало прямо связано с выразительностью и целесообразностью формы предмета;
- Вторая группа – это предметы преимущественно декоративного назначения. Композиционные средства здесь могут быть использованы гораздо более широко и свободно.
Мозаика, панно, гобелены, декоративные статуи относятся к промежуточному между декоративно-прикладным и станковым формам и широко используются в архитектурной среде как самостоятельные художественные произведения.
Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...
... понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две части: теоретическую, которая дает ...
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. Следовательно, особенность композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы. При этом форма предмета как бы воспроизводит естественную пластику куска дерева и в то же время учитывает целевое назначение вещи. Композиция декора (будь это роспись или резьба, как правило, орнаментального характера) проявляет себя либо через ясное выделение центра среди периферийных элементов, либо через ритмичное чередование элементов узора в виде фриза, либо через сплошное покрытие поверхности при свободной игре пятен или размещении элементов узора. Анализируя особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветотоновых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов [1; 32]. Настоящее произведение декоративно-прикладного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.
1.4 Основные эстетические проблемы декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное искусство представляет собой отрасль, которая тесно связана с ремесленным трудом и функциональностью создаваемых в ней объектов. В процессе создания декоративных и прикладных объектов, особое внимание уделяется эстетическим проблемам их концепции и исполнения. Одним из основных вопросов, с которыми приходится сталкиваться в этой сфере, является проблема достижения гармонии между функциональностью и эстетическим качеством предмета.
Одним из ключевых аспектов, влияющих на эстетические проблемы декоративно-прикладного искусства, являются технические и художественные возможности материала, из которого создается объект. Композиция в декоративно-прикладном искусстве напрямую зависит от органической связи свойств материала, назначения предмета, его декора и формы. Форма предмета должна учитывать его назначение, а также воспроизводить естественную пластику материала.
Особую роль в декоративно-прикладном искусстве играет композиция декора. Роспись или резьба, как правило, имеют орнаментальный характер в декоративно-прикладном искусстве. Композиция декора может проявляться через выделение центрального элемента, через ритмичное чередование узорных элементов в виде фриза или через сплошное покрытие поверхности с игрой пятен или размещением элементов узора. Анализируя композицию в декоративно-прикладном искусстве, мы обнаруживаем действие композиционных законов целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как выразительного фактора линий и объемов, а также новизны мотивов [1; 32].
Эстетическое воспитание учащихся с использованием декоративно-прикладного искусства
В настоящее время, общество все больше осознает необходимость внедрения духовных и культурных ценностей в образовательную и личностную практику, чтобы стимулировать развитие личности учащихся. В этой связи, эстетическое воспитание играет важную роль, так как помогает формированию эстетического отношения к действительности у учащихся.
В язання гачком як вид декоративно ужиткового мистецтва
... мода певні час витиснула цей вид декоративно-прикладного з повсякденні. Через достатку ... >Вязание гачком Ще 30-40 роки XX в. наші бабусі в'язали гачком як і, як у давнину ... виконують з однотонним пряжі, прикрашаючиизнаночними петлями лицьове полотно. Адже араби ще ... гачком, оскільки оригінальні техніки сплетіння ниток не підвладні машинному виробництву. В'язані шедеври майстрів зізнаються мистецтвом ...
Целенаправленное эстетическое воздействие на личность становится основным фактором духовного, художественного и эмоционального развития учащихся сегодня. Его ключевую роль играет искусство, прежде всего народное, так как его особенности концентрируют национальное своеобразие. Именно в декоративно-прикладном искусстве выпучивается творческий потенциал, который помогает развивать чувство прекрасного и вкуса учащихся, овладение которыми очень важно для развития личности в целом.
Народное творчество демонстрирует огромный творческий потенциал, в котором выражена живая душа народа, исторически сложившиеся традиции, художественные критерии оценки и категории, что делает его доступным для восприятия школьниками. Такое творчество представляется лаконичным и понятным по своим изобразительным средствам, позволяя развивать художественный вкусоразвитие и способности к творчеству.
Однако, декоративно-прикладное искусство до сих пор не получило заслуженного места в учебных программах, и его творческий потенциал не всегда используется в эстетическом воспитании школьников. Педагогам необходим поиск наиболее эффективных путей, форм и методов для преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к национальной художественной культуре и создании необходимых педагогических условий для разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания.
Многие учёные выделяют эстетическое воспитание учащихся как одну из наиболее важных задачи современной школы. Данная задача направлена на формирование целостной творческой личности, которая включает в себя интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников и развивает их творческие способности, учит относиться к миру с гуманистических позиций. Изображение, которое в декоративно-прикладном искусстве часто является доступным для восприятия, во многом обогащает внутренние резервы и позволяет создавать красивые вещи.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью общей системы эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре и воспитанию у них правильного мироощущения в познании национальной культуры, развитию их изобразительных художественно-творческих способностей.
1.5 Современное состояние декоративно-прикладного творчества
На сегодняшний день очевидно то, что народное искусство является полноценной и неотъемлемой частью художественной культуры. Декоративно-прикладное искусство тоже является не менее важным видом творчества и существенным компонентом культуры. Произведения этого искусства являются отражением художественных традиций народа, а также сохраняют историческую память, и миропонимание. [1]
По Истории ИЗО «Декоративно-прикладное искусство»
... основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная ... Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель ... Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства. Резьба по дереву Рисование по фарфору, ... ажурной. Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой ...
Работа профессиональных и мастерских художников в области декоративно-прикладного творчества пользуется большим спросом не только среди людей, которые ценят искусство и красоту. В наше время наступило своеобразное возрождение народных художественных традиций, что сделало рынок декоративно-прикладных изделий еще более живым и красивым. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковым покрытием, гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса – все эти предметы, которые являются произведениями декоративно-прикладного искусства, не только украшают наш дом, но и являются связующим звеном между прошлым и настоящим, представляя национальную культуру и ее уникальные черты. [2]
2. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
2.1 Исторические объекты развития вязания спицами
Вязание на спицах принадлежит к традиционному народному искусству, которое развивалось на протяжении многих веков и имело промысловое значение. Этот вид рукоделия уже существовал в IV-V веках нашей эры. Например, был найден детский носок довольно сложного исполнения в одной из гробниц Древнего Египта. В перуанской культуре тоже присутствовали примеры вязания на раннем этапе ее развития — в это же время был связан пояс с орнаментом колибри. Еще в средние века, судя по портретам английских и французских королей, шитые чулки были заменены на вязаные, чтобы подчеркнуть достоинство форм ног. [6]
Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения — непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний. Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству [5; 147].
Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура. Существуют изделия с крупным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части — полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные — в Карпогорском районе, по реке Пинеге. Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX — начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии. Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.». «Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы [5; 156].
История России 7 класс КР
... Ответ: ____. Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите название, пропущенное в тексте. Войны требовали ... договора Прочитайте текст, в котором каждое предложение пронумеровано. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, ... постановивший принять Украину в подданство российского государя. 4) Художник передал радость ... войны… Заполните пропуск в схеме. КР-7. Вариант 2 . (транскрипт) ...
Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух — вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено, что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течение многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда [5; 171]. В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные — из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра. Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках.
2.2 Современное состояние вязания
В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы (Приложение 1).
Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры (Приложение 2).
Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и пользуются спросом среди людей.
2.3 Виды вязания спицами
Простые узоры спицами.
К простым узорам мы относим плоские вязки, состоящие только из лицевых и изнаночных петель.
Платочная вязка в два цвета. Можно выполнить платочную вязку в два цвета, провязывая каждым цветом по два ряда [7; 9]. Получится полосатый узор, но он будет выглядеть по-разному с лицевой и изнаночной сторон.
Количество «универсальных» символов..По А. Кондратову
... «средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову*) *Александр ... человеку, но и компьютерам. (10)«Информационный взрыв» — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до ...
Чулочная вязка. Это очень популярная и простая вязка. [7; 12]
Все нечетные ряды провязываем лицевыми петлями, все четные — изнаночными.
Резинка 1х1. Количество петель кратное 2
ряд — *1 лиц, 1 изн *
ряд — по рисунку (над лицевыми петлями провязываем лицевые, над изнаночными — изнаночные)
Путанка 1х1. Рисунок с двух сторон выглядит одинаково. Количество петель кратное 2.
ряд — *1 лиц, 1 изн *
ряд и все последующие вяжутся обратно рисунку-то есть над лицевыми петлями провязываем изнаночные, а над изнаночными — лицевые.
Во многих вязаных изделиях, таких как свитера, варежки, носки и др. используют всевозможные вязаные резинки. Резинки бывают продольные и поперечные, эластичные и декоративные, выполненные при помощи различных приемов вязания. Простые резинки, состоящие только из лицевых и изнаночных петель, обозначаются цифрами, показывающими количество петель, чередующихся в рапорте. например, 2х2 или 3х1 (первая цифра — лицевые петли, вторая — изнаночные).
Фасонные более сложные резинки обычно имеют свое название.
Простая резинка 2х2. Количество петель кратное 2.
ряд — 1 кром * 2 лиц, 2 изн * 1 кром
Простые резинки
Поперечная резинка
Ряд — *лицевые петли*
Ряд — *изнаночные петли*
Ряд — *лицевые петли*
Ряд — *лицевые петли*
Ряд — *изнаночные петли*
Ряд — *лицевые петли*
Ряд — повторить с первого ряда.
Английская резинка
Эта вязка прекрасно подходит для вязания шарфов и шапок, а также теплых свитеров.
Количество петель кратное 2.
Ряд — 1 кром * 1 лиц, 1 изн * 1 кром
Ряд — 1 кром * 1 лиц, 1 накид, изнаночную петлю снимите без провязывания* 1 кром
Ряд — повторить с 1 ряда.
Польская резинка
Польская резинка по способу вязки похожа на резинку 2х2, а по рельефу немного напоминает английскую резинку.
Количество петель кратное 4 плюс кромочные. Первые два ряда свяжите резинкой 2х2.
Ряд — снимите кромочную и определите центральную петлю первого рапорта — это лицевая петля, слева от которой стоит изнаночная. Это петля, которая будет вязаться только лицевыми петлями. Ее и следующую за ней изнаночную провяжите по отдельности лицевыми, следующие две петли — изнаночными. Так до конца ряда чередуйте 2 лиц, 2 изн.
Ряд — определите центральную петлю и вяжите также как 3 ряд.
Через несколько рядов центральная петля каждого рапорта начнет выделяться.
Сложная резинка
Узоры
Узоры, связанные на спицах всегда привлекали рукодельниц. Ведь невозможно вообразить то количество переплетений, которое получается при вязании спицами всего-навсего из двух петель — лицевой и изнаночной.
Польская резинка
Эта резинка похожа на предыдущую — «польскую резинку», но рапорт шире, он состоит не из четырех петель, а из 6. Эта резинка хорошо подходит для вязания шарфов, шапок и теплого зимнего трикотажа. Количество петель кратное 6 плюс 2 кромочные.
Ряд — * 2 лиц, 2 изн, 1 лиц, 1 изн *
Ряд — 1 изн * 2 лиц, 1 изн, 1 лиц, 2 изн* повторять рапорт между звездочками
Ряд — повторить с 1 ряда.
Пышная резинка
Эта вязка прекрасно подходит для вязания шарфов и шапок. Этой вязкой также можно связать свитер-шарф. Расход пряжи в два раза больше, чем на простую вязаную резинку 1х1.
Количество петель кратное 2. Первые два ряда — резинка 1х1.
Во всех последующих рядах изнаночные петли вяжите изнаночными, а при вывязывании лицевой петли спицу введите в петлю рядом ниже и вытяните новую петлю, сбросив при этом верхнюю.
Французская или фигурная резинка «змейка»
Количество петель кратное 3 + 2 для симметрии.
Ряд — * 2 лиц, 1 изн*
Ряд — 1 кром * 1 лиц, 1 накид, изнаночную петлю снимите без провязывания* 1 кром
Ряд — повторить с 1 ряда.
Косая резинка
Количество петель кратное 3.
Ряд — 1 кром * 2 лиц, 1 изн * 1 кром
Ряд и все четные вяжутся по рисунку
Ряд — 1 кром * 1 лиц, 1 изн, 1 лиц * 1 кром
Ряд — 1 кром * 2 изн, 1 лиц * 1 кром
Ряд — 1 кром * 1 изн, 1 лиц, 1 изн* 1 кром
Ряд — повторить с первого ряда
Вязаное полотно может быть гладким или структурированным, детали могут быть плоскими и трубчатыми, иметь четкую геометрическую форму или приобретать причудливые очертания. Для вязания применяются схемы с общими условными обозначениями. (Приложение 4).
Схемы всегда читают снизу вверх. Ряды читают попеременно сначала справа налево, затем слева направо, или соответственно ориентируясь на номер ряда. Круговые ряды всегда читают справа налево. Раппорт или соответственно раппорты повторяют в ширину. В высоту повторяют ряды так, как указано в инструкции рядом со схемой. Если на схеме не приведены кромочные петли, то для выполнения края «узелками» или «цепочкой» их нужно набрать дополнительно. Если на сетке схемы выделены толстые вертикальные линии, то между ними находится раппорт, который следует повторять. Петли вне линий являются крайними для соответствующего узора, их нужно вязать только в начале и конце ряда [7; 44].
2.4 Особенности технологии выполнения вязания спицами
Для вязания используются спицы разных номеров — от 1 до 10. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 — 2 раза тоньше. Вещи с ажурными
рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми — ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком [7; 28]. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным — шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки
Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.
Вязание является одним из самых популярных видов рукоделия. Начинается оно с набора петель, количество которых зависит от плотности вязания. Существует несколько видов набора петель, но наиболее простыми и распространенными являются набор из 2-х нитей и 1-ой нити.
Основу вязания составляют лицевые и изнаночные петли. Они являются основными и используются для создания различных узоров и рисунков. Комбинируя эти два вида петель, можно получить множество вариаций для вязания шарфов, свитеров и платьев.
Во второй главе исследования была рассмотрена история развития вязания, его актуальность в современном мире, разнообразие видов вязания на спицах и особенности их выполнения. Также были приведены наглядные примеры вязания на спицах, а также схема для изготовления сложных узоров.
Заключение
Вязание на спицах является одним из древнейших и интереснейших видов декоративно-прикладного искусства. За последние годы оно приобрело большую популярность, и это неудивительно. Из клубка ниток можно создать красивую и удобную одежду, которая подходит для ношения в любое время года. Вязаные изделия не только красивы и изящны, но и позволяют каждой женщине проявить свой вкус и фантазию.
Вязаные вещи должны соответствовать моде и внешнему виду человека. Подбор цвета нитей, узора, фасона и отделки изделия — все это требует чувства гармонии и творческого подхода. Вязание также дает возможность воспользоваться старыми вещами, превратив их в новые модные изделия.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vyazanie-kak-vid-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/
1. Амирова Э.К. Искусство. Издательство Академия, 2006 г. — 133 с.
2.Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Издательство Феникс. Ростов — на — Дону, 2002 г. — 326 с.
3.Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир. Издательство Реклама, М — 1973 г. — 289 с.
.Рондели Л.Д. Народно декоративно-прикладное искусство. Издательство Просвещение. М., 1984 г. — 144 с.
5.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. Высшая школа. М., 1992 г. — 257 с.
.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Издательство Просвещение. М., 2003 г. — 176 с.
.Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. Для тех, кто вяжет. Издательство Астрель, Москва, 2005 г. — 83 с.