Народное художественное творчество в Курском регионе

Курсовая работа

Введение

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.

Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, народное творчество выражающиеся в материальных и духовных памятниках. Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения — часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями.

актуальность

В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. Традиции крестьянского искусства в силу известного консерватизма бытового уклада, особой приверженности к патриархальной старине развивались медленно, эволюционно. Многие из этих традиций ушли в прошлое вместе с породившей их средой и условиями жизни, например, традиции древней славянской мифологии, давшие жизнь образам многих видов крестьянского искусства и целому пласту орнамента народной вышивки.

Приоритетным вопросом в настоящее время становится вопрос об организации народного художественного творчества для современной молодёжи. В последние годы государство начинает уделять всё большее внимание развитию этого направления, создаются новые постановления и указы, направленные на развитие народного художественного творчества.

Цель курсовой работы

Объект исследования — организация народного художественного творчества. Предметом данного исследования являются коллективы, организации и иные учреждения, занимающиеся народным художественным творчеством в г. Курске.

6 стр., 2963 слов

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ...

... воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если:  использовать устное народное творчество, способствующее формированию интереса и уважительного отношения к культуре собственного народа, его жизни, родной природе, традициям. ...

Методологическая база, Теоретическая значимость

1. Определение народного художественного творчества

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.).

В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор.

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

51 стр., 25096 слов

Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков ...

... комплексный анализ и сопоставление английских народных баллад и баллад романтиков. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявить и сравнить основные особенности художественной формы англо-шотландских народных и литературных баллад начала XIX в. в творчестве английских романтиков. При этом ...

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в ней — намек: добру молодцу — урок”.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.).

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).

В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Точность мысли, и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М.А. Рыбникова писала: «Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

8 стр., 3981 слов

Пословицы и поговорки

... пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk lore». Оно значит «народная ... М., 1861-68). Бесценными сокровищем для толкователей пословиц и поговорок всегда будет русская художественная литература всех эпох, начиная с «Повестим ...

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь , гусляр, скоморох и др.).

Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, и вновь создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы).

Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

  • календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);
  • полевые работы (покосные, жатвенные песни);
  • рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
  • смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

36 стр., 17565 слов

Народный театр как средство воспитания школьников

... и младшем школьном возрасте. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало ... в эту деятельность. Чем старше человек, тем лучше у него сформирована система ценностей, тем он более ... народного театра, применимых в современной школе. 4. Выявление путей использования элементов народной театрализации в процессе воспитания школьников на ...

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.).

В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»).

Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.).

Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).

Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).

Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград).

21 стр., 10420 слов

Творческая деятельность учителя

... деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность». Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям школ со словами: « Если вы хотите, чтобы педагогический ... профессиональной готовности учителя к учебно-воспитательной работе в школе лежат педагогические умения. Это - системы педагогических действий, связанны между собой ...

В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.).

Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков).

Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка).

Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок).

Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Таким образом , богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искусства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

8 стр., 3731 слов

Гордость земли Курской

... водного пути. Талантливый ученый В.Г. Шухов (1853 - 1939), уроженец города Грайворона Курской губернии, еще будучи студентом Высшего технического училища проявил исключительные математические способности. Позднее он ... облик исторической личности. В 1868 году, живя в селе Белый Колодезь Щигровского уезда, художник работал над лучшей своей картиной «Вешний поезд царицы на богомолье при ...

2. Понятие «организаторская деятельность»

Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели. По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, участниками придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела. Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время — свое и своих подчиненных. Рациональное использование времени выступает в качестве важнейшей основы научной организации труда работников.

23 стр., 11256 слов

«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...

... 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; 3. Описать методику обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников; 4. Изучить опыт использования игры на детских музыкальных инструментах младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования, Предмет исследования ...

Организаторская деятельность руководителя предполагает, прежде всего, самоорганизацию его действий. Он должен сам постоянно показывать образец исполнительской дисциплины и требовательности, стремиться к тому, чтобы принимаемые им решения были четкими, конкретными и реальными. При этом необходимо учитывать, что совместная деятельность людей, организованных в коллективы, вызывает эффект совместного усилия, превышающий полезный результат суммы составляющих его членов. Отмечая позитивный результат коллективных действий, ученые замечают при этом, что результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут при создании индивидуальных условий каждому работнику, или может быть получен лишь в течение более продолжительного времени, или же может быть очень незначительным. Помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую, уже самый общественный контакт вызовет соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц, так что двенадцать человек в течение одного совместного рабочего дня за 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем двенадцать изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение следующих подряд двенадцати дней труда. Достигается это целенаправленной полезной деятельностью индивидуума, благодаря органической взаимосвязи индивидуальности и коллективизма, единства их при организации и развитии коллектива, поскольку только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Конечная цель организаторской деятельности состоит в обеспечении эффективности дела или комплекса дел. И что бы ни делал руководитель, он должен ясно осознавать конечную цель, видеть пути к этой цели, понимать свой статус, предоставленные ему права и возложенные обязанности, ответственность за действия, реализация которых приводит или не приводит к намеченной цели. Следует отметить к тому же, что для успешной организаторской деятельности нужны еще особые качества, свойства и способности человека. Если их нет от природы, они должны развиваться, формируя лидеров, имеющих особые свойства личности, которые обеспечивают успешное овладение той или иной деятельностью и эффективное ее осуществление. Руководителям следует учитывать, что структура личности, способной к организаторской деятельности, складывается из трех необходимых компонентов: общих способностей (они необходимы, но недостаточны), специфических свойств (без них нет организатора) и индивидуальных различий, позволяющих очертить типы организаторов. Исследователи считают, что только вместе эти три характеристики составят обобщенный портрет организатора как деятеля и, что связаны они с направленностью личности, подготовленностью ее к организаторской деятельности и рядом личных качеств, которые можно назвать общими. Они проявляются не только у способных людей, но и у тех, кто организатором может не стать. Эти общие качества следующие:

  • практичность ума — практическая сметка, способность применять знания, опыт в жизненной практике, в той или иной ситуации;
  • общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
  • глубина ума — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
  • активность — умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
  • инициативность — особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;
  • настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
  • самообладание — способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
  • работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
  • наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
  • организованность — способность подчинить себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;
  • самостоятельность — независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность.

Для руководителя весьма важно обладать специфическим организаторским свойством, которое можно представить, по мнению исследователей, как организаторское чутье. Под этим можно понимать способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее, умело меняя тон и форму обращения, средства и мотивы действия. Обладающий организаторским чутьем человек легко определяет, на что способен тот или иной работник, легко улавливает изменения взаимоотношений в коллективе, умело группирует людей в зависимости от их симпатий и антипатий, что является проявлением психологической избирательности руководителя. Весьма ценным руководителя является практически-психологический ум. И можно согласиться с исследователями, что чем напряженнее работа, чем сильнее утомление, чем сложнее ситуация, тем нужнее, насущнее эта практически-психологическая подготовка вожака, его умение соразмерить реальные возможности с поставленными задачами, привести их в соответствие друг с другом. В структуре индивидуального подхода в организаторской деятельности важным представляется выработка психологического такта. В частности, он выражается в способности найти подход к людям, во внимательном, чутком отношении к ним, умении выбрать единственно верный способ отношений с работником, в тонкости восприятия его индивидуальных особенностей. Если организатор проявил психологический такт, нашел нужный тон, прибегнул к известной доле иронии, чтобы сбить, погасить зарождавшуюся вспышку (и это была не обдуманная заранее форма поведения, а моментальная реакция, обусловленная целым комплексом мотивов), то именно такой человек может обеспечить единство организаторской деятельности в различных сложных и непредвиденных условиях работы. Психологический такт руководителя — это еще и умение всегда оставаться самим собой, сохранить качества, благодаря которым его понимают и ему доверяют. Для многих руководителей такие рассуждения могут показаться мелочными и примитивными по своей сути. Ведь здесь речь идет о вещах простых и естественных, которые знает, интуитивно осознает и которыми пользуется, быть может, неосознанно каждый выступающий в роли организатора. Задача руководителя состоит в том, чтобы интуитивное сделать осознанным. И немалую роль здесь играет эмоционально-волевое воздействие, выражаемое в способности влиять на других людей, объединяя их своей волей, мыслями, чувствами, мобилизуя и направляя их энергию. Таким образом , благодаря органической взаимосвязи индивидуальности и коллективизма, единства их при организации и развитии коллектива, достигаются наивысшие результаты, поскольку только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Следует отметить наряду с этим справедливость утверждения исследований о том, что позитивные результаты комплексного усилия не наступают автоматически. Чтобы этот результат можно было достигнуть, необходимо ещё, чтобы совместное усилие было надлежаще синхронизировано, чтобы не только цели, но и средства деятельности были согласованы, чтобы подбор участников совместной работы был правильным — короче говоря, чтобы коллективное действие было организовано, сформулированы и определены функционально связанные действия и причинные отношения деятельности. Именно поэтому организованным эффектом коллективной деятельности можно назвать тот дополнительный полезный результат, который получен при хорошо организованной коллективной деятельности, или положительную разность между прибылью от достигнутого при этом результате и той прибылью, которая может быть получена при простой сумме взаимных усилий.

2 стр., 554 слов

Описание по картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»

... чертами. Однако беспристрастного изображения жизни в картине нет. В ней, скорее, отражены взгляды художника на жизнь. Картина И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии была представлена на 11 ... передвижнического духа в содержании картины. Художника больше волнует социальное неравенство. Вера народа показана невежеством, глупостью, а других сословий — ханжеством. Понравилось сочинение? А вот ...

3. Организация народного художественного творчества в Курском регионе, Народные промыслы в Курской губернии.

В 70-х гг. прошлого столетия кожевенно-сапожное производство охватил кризис, вызванный отменой крепостного права, проведением железной дороги, проникновением на рынки тверских, московских сапог, белопольских и московских обделанных кож, кимрского и варшавского товара. Курские сапожники стали терять монополию на украинских рынках. К началу ХХ века кожевенное производство во многих местностях губернии утратило характер кустарничества и существовало в виде более или менее значительных предприятий с наемными рабочими. На территории Курской губернии были распространены различные промыслы по изготовлению одежды, в том числе овчинный, шорный, шубный, шерстобитный промыслы. В селе Снагость Рыльского уезда, хуторе Городище Корочанского уезда, г. Мирополье Суджанского уезда существовало войлочное производство: изготовляли валенки, войлочные колпаки, подхомутники. Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготовляли в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда. В с. Виногробль Курского уезда пояса плели из шпагата. Из-за развития капитализма погибло производство кушаков в Фатежском, Щигровском и Курском уездах. Существовало в Курской губернии и ювелирное дело, хотя и в очень малом объеме. Так, роговое производство было зарегистрировано в г. Мирополье Суджанского уезда, с. Званном Рыльского уезда. Там изготовляли большей частью гребни. А в заштатном городе Хотмыжск Грайворонского уезда делали крестики, серьги, кольца. Курская губерния славилась своими деревянными изделиями. Кустари, работавшие с деревом, изготовляли довольно широкий ассортимент предметов, которые можно условно разделить на три группы: средства для транспорта, орудия сельскохозяйственного труда, предметы домашнего обихода, в том числе и иконы.

Среди кустарей-деревянщиков были следующие специальности: плотники, столяры, бондари, колесники, тележники. Традиционный русский народный промысел — роспись деревянных изделий — не обошел и курских кустарей. Особо славились курские расписные сундуки и дуги. На Курской земле были и естественные красители. Например, охру добывали в с. Шахове, Сажном и Лесках Корочанского уезда. Телеги, сани из Обоянского, Суджанского, Тимского уездов были известны во всем крае. В Обоянском уезде изготовляли также ободья и полозья, а в с. Бобрышове — вожжи. В присеймских селениях Рыльского уезда делали лодки. Кустари-деревянщики производили широкий ассортимент предметов для сельскохозяйственного труда: дуги, сита, лукошки, ручки для кос…, бороны, сохи, веялки, молотилки, лопаты, оглобли, ручки для грабель (которые большими партиями отправляли в Екатеринославскую, Симферопольскую, Харьковскую, Херсонскую губернии, землю Войска Донского).

Особо выделялся дужный промысел… Готовая расписанная дуга была продуктом сразу двух промыслов — дужного и росписи по дереву.

В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии — села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода — ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы — особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Роспись сундуков наравне с росписью дуг называлась малярным промыслом. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением — производством водки. С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда.

Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря в память Полтавской победы над шведами с благословения и при содействии графа Б.П. Шереметева, благодаря которому крепостное право в этом уголке Курской губернии никогда не было отягощающим ярмом. Граф Б.П. Шереметев ценил таланты в среде крестьян и давал им развитие, отправлял талантливых крестьян на учебу в столицу. В сл. Борисовке были также построены две церкви — Тихвинской Божьей Матери (1714 г.) и церкви во имя Преображения Господня (1719 г.).

В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Борисовцы писали свои иконы в строгановском, византийском стиле, в соответствии с киевской, новгородской, московской школами. Самые популярные темы икон — Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровитель скота и защитник от поветрий), Козельщанская Божья Матерь. Изготовление икон соединяло в себе несколько промыслов: непосредственно написание иконы, изготовление киотов, обряжение икон. Последний вид деятельности предполагал украшение иконы с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса … профессиональное начало этому делу заложила игуменья Августина в местном Тихвинском монастыре. Обозы с обряженными иконами уходили в Киев, Рыльск, Харьков, Белгород. Из среды борисовцев вышло много талантливых иконописцев. Примечательно, что художник В.Л. Боровиковский тоже учился здесь живописи. В 1902 г. в Борисовке открылась иконописная мастерская, куда принимались мальчики 10-14 лет после начальных училищ на четыре года бесплатного обучения. К началу ХХ столетия художественные достоинства борисовских икон стали ниже, осложнилось положение и с древесным материалом. Все это вызвало упадок промысла. Гончарный промысел — один из самых старейших на курской земле. Промысел был развит в западной и восточной частях Курской губернии.

Великая Михайловка была центром и главным пунктом горшечного производства во всей восточной половине губернии. В горшечном производстве наблюдалось большое разнообразие ассортимента, так как варьировались цвет, форма. Кроме глиняной посуды, труб изготовляли кафли в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда, Линове Путивльского уезда. Центры народной глиняной игрушки были в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда. Работа с камнем различных пород — это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. В Курском уезде добывали самород и мел, в Путивльском уезде — брусяной камень, в д. Берюхово и Моисеевке, Петуховке и Романовке Путивльского уезда добывали жерновой камень. В Белгородском, Корочанском и Льговском уездах выжигали уголь. Кирпичное производство особенно было развито в Щигровском, Обоянском и Тимском уездах.

Как свидетельствует краеведческая литература, каменщики начали объединяться в артели уже к 1887 г. Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые … В Фатежском уезде изготовляли металлическую изгородь. Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня, д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье. Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов. Самые распространенные рисунки на скатертях были «клеточками» и «шашочками» (шестиугольниками), на дорогих скатертях были узоры «колпаки» и «теремки». Производство скатертей было сосредоточено в центральном районе Курской губернии, слободе Борисовка Грайворонского уезда, деревне Крутая Щигровского уезда, в Фатежском и Курском уездах. Курские скатерти продавались на ярмарках и местных базарах южных уездов Курской губернии, в Харькове и Харьковской губернии. Один из самых молодых промыслов — корзиноплетение (плетение корзин) — был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии. Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику — неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

Организация народного художественного творчества в Курске.

В минувшем году отметило свое пятилетие отделение народного художественного творчества Суджанского музыкального училища, сделавшее первый выпуск будущих руководителей и педагогов, которые, несомненно, станут продолжателями и пропагандистами замечательных народных традиций соловьиного края, создаваемых веками. Им есть на кого равняться. В области работают 17 человек, кто носит высокое звание «Народный мастер России», четверо из них являются членами Союза художников Российской Федерации. Среди них Ю.С. Спесивцев, В.В. Ковкина — лауреат премии Министерства культуры России 2002 г. «Душа России», Л.М. Мартыненко, О.И. Дериглазова. Щедро и мудро они десятилетиями передают свои знания, умения, отношение к дорогому сердцу делу подрастающему поколению. Немалый вклад в развитие творчества народных умельцев вносит историко-культурный Центр «Коренная пустынь», филиал областного Дома народного творчества, где постоянно действует выставка-продажа изделий талантливых курян. Большим стимулом для таких людей стали передвижные ретроспективные выставки, проводимые с областным и районными краеведческими музеями в рамках программы «Истоки». В 2003 г. за участие во Всероссийской тематической выставке «Наши дети — будущее России» железногорская школа «Артель» и ее руководитель, Народный мастер, член Союза художников Российской Федерации — Л.М. Мартыненко удостоены диплома, а наставник награжден грамотой Министерства культуры Российской Федерации и признан академией менеджмента и рынка Лауреатом выставки оригинальных работ народных художественных промыслов.

К тому же, замечательный педагог участвовал со своими работами в групповой выставке курских художников. В немецком городе Виттене, вместе с Н.Я. Цыбиной стал лауреатом IV Международного фестиваля народного творчества. Заслуженную известность и почитание получил далеко за пределами Курской области Саморядовский Дом ремесел из Большесолдатского района, отметивший недавно свое 10-летие. Воистину здесь и стар, и мал — мастера на все руки. Чего только не увидишь в крохотном интерьере: камышевые кугиклы, из коровьего рога — пыжатки, пеньковые лапти, изумительные тканые тонкой работы рушники языческой архаики. Вот фамилии некоторых народных мастеров — подвижников: Г.Ф. Косинова, Г.И. Комаревцева, Л.Я. Карачевцева, Н.Ф. Карпенко, В.С. Ананьев, В.А. Малышкина — все они участники международных выставок в Пловдиве и Марселе, участвовали в I Московской оптовой ярмарке товаров «Ладья — 2002». И что самое отрадное, при Доме ремесел работает школа для детей и юношества, вовлекающая их в замечательное, старинное, исконно курское искусство.

Наш край в силу своей истории и особенностей ландшафта не мог не дать миру многовековой музыкальной культуры. Курские песни собирались и записывались столетиями. Они вошли даже в один из первых известных нам сборников В.Ф. Трутовского, издававшихся в 1776-1795 гг. Песни, собранные фольклористкой профессором А.В. Рудневой (1903-1983), легли в основу известной теперь всему миру кантаты Г.В. Свиридова. Руднева — участник многочисленных фольклорных экспедиций, в том числе по Курской области. Изучив народные музыкальные инструменты, инструментальные наигрыши, тексты песен под пляску, связь хореографии с музыкой … Руднева написала статью «Русские народные хороводы и пляски», сборники «Курские народные хороводы и танцы», «Курские танки и карагоды», «Таночные и карагодные песни», а также фундаментальный труд «Народные песни Курской области». Более полутораста обрядовых, любовных и свадебных, семейных и бытовых, хороводных и плясовых, сатирических и шуточных, ямщицких и солдатских, исторических, природных миниатюр, распеваемых в Курской области, собрали П. Бульбанюк и П. Лебедев в 1962 г. Один этот перечень жанров показывает, как разнообразна палитра народных мелодий. В любовных песнях воспевается сильное, чистое и постоянное чувство счастливой и верной любви, а еще чаще — любви несчастной, которая вызывалась различными причинами: разлукой, изменой, желанием родителей выдать за «неровнюшку», за нелюбимого и т.д.

К любовной лирике примыкают свадебные и семейные песни. В нашей области существовало несколько разновидностей свадеб, но все они обладали общими чертами, характеризовавшими южный тип русской народной свадьбы. Играли ее несколько дней (во многих курских районах, в частности, в Михайловском — три дня).

Сама церемония состояла из последовательно сменяющихся циклов или частей: сватовство, сговор (в некоторых местах сговор называют «образованием»), девичник, поезд жениха, венчание, «обливание» (игра у колодца — была распространена, например, в селах Петраковка и Генеральшино Дмитриевского района), пир и гуляние в доме жениха. К любовным и семейно-бытовым примыкают песни хороводные, игровые и плясовые.

Очень часто в Курской области хоровые песни именуются «вулишными». Среди курских народных песен много шуточных и сатирических. В этих насмешливых, задорных песнях чаще всего высмеивается ленивая, нерадивая, избалованная и гулящая жена, бесстыжая вдова, старый муж, лютая свекровь и т.д. Значение старинных крестьянских песен определяется не только их содержанием, но и высокой поэтичностью, музыкальностью. Следует отметить, что некоторые курские варианты общерусских песен стали хрестоматийными. Они включены в школьные и вузовские хрестоматии, а также в популярные сборники. На территории Курской области к первой половине XVII в. были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. До нас дошел Указ Соборного Уложения о запрещении «сатанинских игрищ, скакания и плясания». С древними формами театра и народной хореографии связаны хороводные песни. В хороводах Курской области различают два вида — танки и карагоды. Танки — хороводы преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия — карагоды — род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Часто при этом аккомпанируют музыканты. Танки посвящаются определенной дате, преимущественно к пасхальной неделе, к Рождеству, к дням Зеленых святок (на Троицу), а также к постам на Благовещенье (25 марта ст. ст.), к Великому посту (март — апрель).

Фольклорный ансамбль «Тимоня» села Плехово получил широкую известность в 1957 г., когда принял участие в IV Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. С тех пор этот самобытный коллектив — непременный участник областных, российских и международных фольклорных фестивалей.

Самодеятельные артисты достойно представляли традиционную культуру Курского края в Польше и США, а совсем недавно выступали на сцене Государственного Кремлевского Дворца в концерте творческих коллективов Центрального Федерального округа «Золотые ключи России». Фольклорную эстафету от старших подхватили дети. Ансамбль «Родничок» — участник областных и региональных конкурсов и фестивалей. 60 лет существует фольклорный ансамбль села Бегичево Обоянского района. Бегичевцы отличаются искусным исполнением традиционных курских хороводов. «Бурю восхищения вызвал Бегичевский народный хор, — писала о них воронежская пресса, — с задором и высоким мастерством он исполнил красочный «Танок с поясами», кружевной «Восьмиконечный танок». На одном из концертов в Москве каждый участник Бегичевского ансамбля был награжден памятным рушником с надписью «Хранителю русского самобытного хореографического фольклора». Бережно сохраняют свою певческую и инструментальную традицию фольклорные коллективы Беличанского и Ильковского сельских Домов культуры Беловского района. Им тоже не раз приходилось выезжать за пределы области и демонстрировать свое самобытное искусство, а беличанам посчастливилось стать участниками I Международного фестиваля фольклора в Москве в 1988 г. Не властно время над такими фольклорными коллективами, удостоенными высокого звания «народный», как «Родники» Глушковского, «Сеймичане» Курчатовского, «Сударушка» Рыльского, «Селяночка» Октябрьского, «Будановский досуг» и «Сударушки» Золотухинского, «Истоки» Железногорского, «Селяночка» Обоянского районов. Широкое распространение получило в области молодежное и детское фольклорное движение.