Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки

Курсовая работа

Цель обобщения опыта

Обобщение опыта работы в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №2 поселка Коренево Курской области, направлено на разработку эффективных методов воспитания духовного и творческого патриотизма среди детей раннего возраста.

Патриотизм и его значение

Патриотизм — это чувство любви к Родине. Для развития этого чувства необходимо воспитывать осознанное отношение к своей истории и культуре. Именно духовный и творческий патриотизм являются основой формирования личности ребенка.

Воспитание духовного и творческого патриотизма среди детей раннего возраста

Для того, чтобы воспитать у детей духовный и творческий патриотизм, необходимо начинать с раннего возраста. Педагог, который сам является патриотом и владеет знаниями о культуре и истории своей страны, может пробудить это чувство у детей.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. В этом контексте, особенно важно использовать элементы народного творчества и народного фольклора в воспитательном процессе.

Возвращение государственной памяти

Сегодня в России происходит равномерное возвращение государственной памяти и по-новому начинается отношение к старинным праздникам и народному творчеству.

Вывод

Воспитание духовного и творческого патриотизма являются важной задачей в воспитании личности ребенка. Работа педагога направлена на разработку эффективных методов, в том числе использования элементов народного творчества и народного фольклора для формирования у детей любви к своей стране и ее культурным достижениям.

Воспитание любви к родной культуре

В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Знакомство с историей и культурой родного края

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Курской области. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране.

23 стр., 11380 слов

Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников ...

... детей к народной культуре, народному фольклору. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок ... русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей ... первые его работы носили народно-педагогический, национально ... детей. Народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь ...

Развитие чувства патриотизма

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки — гордость нашего края — все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Цель работы

Главная цель моей работы — знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику — особый наряд. А за столом — хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура — полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день — день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.

Актуальность темы опыта

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Приобщение к национальной культуре как актуальный педагогический вопрос

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Значимость приобщения к традициям народа в дошкольном возрасте

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

10 стр., 4578 слов

Внутренняя и внешняя культура

... уско- ренно пошла вперед. Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на внешние внутренние них ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру- шило присущее первобытности ... тем становится реальностью мировая культура, акку- мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа ...

Оптимальный период для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Отсутствие однозначного определения понятия «традиционная народная культура»

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура».

  • Ознакомить детей с основами музыкального искусства и народной музыкой Курской губерни;
  • развивать музыкальный слух и творческие способности;
  • обучать способам исполнения и инсценирования песен, плясок, и народных обрядов;
  • развивать познавательный интерес к истории и культуре родного края.

В процессе работы с детьми используются следующие методы:

  • Метод «Рассматривание произведений»;
  • метод «Обучающий процесс слушания»;
  • метод «Обучение исполнительской деятельности»;
  • метод «Изучение народных обрядов и игр»;
  • метод «Творческий процесс».

Основными результатами реализации данной программы будут:

Основной ответ:

В процессе обучения детей в фольклорном коллективе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку с целью формирования навыков пения без сопровождения, улучшения качества хорового звучания и отработки правильной дикции. Также важным аспектом является развитие осанки, правильного дыхания, подвижности, и научить детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, а также играть на ударных и шумовых инструментах.

Развивающие задачи включают воспитание чувства ансамблевой согласованности, развитие специальных музыкальных способностей, самостоятельности, творческого начала и импровизационных способностей, а также развитие эмоциональной сферы и сенсорных способностей ребенка. Для реализации этих задач важно использовать наглядный показ произведений народного творчества, сопровождаемый непосредственным восприятием фольклора.

Целью занятий является раскрытие дошкольникам удивительного мира красоты и гармонии фольклора, включающего в себя все традиции народного творчества.

По мере необходимости проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия (в зависимости от сложности выполняемой работы при подготовке к праздникам, показательным выступлениям), предусмотренные перспективно-тематическим планом. Исходя из этого я ставлю следующие задачи по обучению детей народному пению:

1. Психологическая подготовка.

Способствовать воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни. Проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью людей. Использовать наглядный материал (предметы быта, иллюстрации, элементы костюмов).

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ; ... Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное ...

2. Ознакомление с народной музыкой.

Расширять общий и музыкальный кругозор. Знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов.

3. Воспитание навыков пения без сопровождения.

Учить детей петь в умеренном темпе, добиваться напевного звучания и чистоты интонации. Разучивать песни с ограниченным диапазоном и ясным ладовым развитием. Задача педагога: выделить в песне своего «дирижера» — запевалу (он начинает песню, тем самым устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением).

Воспитывать у детей внутренний слух, то есть уметь как бы про себя слышать музыку и её отдельные элементы, тем самым обеспечивая стройность пения.

4. Музыкально-образовательная работа.

Учить детей осваивать нотную грамоту. Обучение музыкальной теории строить на самих песнях. Например, при ознакомлении с длительностями предлагать ритмические диктанты, построенные на известных детям мелодиях и ритмических рисунках: «Андрей-воробей», «Катилось яблочко по огороду» и др.

Воспитывать чувство ритма различными путями. Например, обучать детей стройно ходить в такт хоровой песне. Для этого можно использовать следующие упражнения:

— Ходьба по кругу приставным шагом, держась за руки.
— Сильную долю связывать с приседанием, слабую — с подъемом.
— Соединять движение шагом с четвертыми долями, а перебежку с восьмыми.

Воспитывать четкое ощущение ритма можно с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши. Например, можно провести игру, в которой дети должны закрыть свои уши руками после последнего слова песни. Побеждает тот, кто сделает это быстрее остальных.

Для общей вокально-хоровой подготовки детей необходимо активизировать их внимание. Для этого можно использовать народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал наиболее подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса и его тембра.

Пение необходимо сопровождать движением. Это оказывает большое влияние на качество хорового звучания, улучшает дикцию и воспитывает чувство ансамблевой согласованности.

Для создания большого интереса и повышения творческого стимула детей можно организовывать показательные выступления. Например, проводить выступления детей с небольшими программами народных песен на детсадовских утренниках и праздничных концертах.

В работе с детьми следует использовать разнообразные формы и методы. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства. Важно, чтобы воспитание основных понятий, формирование речи и мышления, развитие способностей, умений и навыков происходило на основе национального искусства, в частности народного музыкального фольклора. Этот фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и любовь к Родине в целом.

Роль музыки в патриотическом воспитании

Приобщение детей к нравственным традициям является важнейшим элементом патриотического воспитания. Оно способствует укреплению государственного самосознания, что необходимо для сохранения самобытности общества и истории Родины.

Народная музыка является одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания дошкольников. Она способствует знакомству детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора. Таким образом, музыка помогает детям сопереживать, упражняться в хороших поступках и внедрять патриотические ценности на неосознаваемом уровне.

Народная музыка как средство воспитания чувства любви к Родине

Народная музыка позволяет ярко выразить свои эмоции и любовное отношение к уголку Родины, где ребенок живет. Она создает условия для ощущения прекрасного и формирует глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и народу.

Выводы

Таким образом, патриотическое воспитание в детском возрасте необходимо для формирования патриотических ценностей, любви к Родине, гражданственности и глубокого уважения к национальным традициям. Народная музыка оказывает значительное влияние на формирование этих ценностей, и должна иметь почетное место в дошкольной и школьной программе обучения.

Родители как партнеры в воспитании

Взаимодействие с родителями имеет огромное значение во всех аспектах воспитания дошкольников. Семья является важным фактором в формировании и развитии личности ребенка. Дети стремятся поделиться с родными новыми знаниями и впечатлениями, полученными в детском саду, а родители, в свою очередь, стараются поддержать их во всех начинаниях.

Родители как единомышленники

Вовлечение родителей в жизнь детского сада позволяет им стать единомышленниками с детьми. Общие походы в музеи и парки, а также занятия с использованием предметов, находившихся ранее в семейном архиве, помогают родным лучше понять интересы и желания ребенка. Также взаимодействие с родителями способствует развитию отношений между детским садом и семьей.

Участие родителей в развлечениях и досуге

Родители не только присутствуют на развлечениях и досуге, но и активно участвуют в них. Они могут исполнять роли в спектаклях, петь и танцевать вместе с детьми, что позволяет ребенку чувствовать себя в центре внимания и укрепляет взаимоотношения в коллективе.

Фольклор в воспитании

Программа, основанная на использовании русского фольклора и традиций, играет важную роль в развитии творческой деятельности, музыкальных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Работа с фольклором не только позволяет раскрыться личности ребенка, но и привить ему основы патриотизма, трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим и заботы о младших.

Принципы народного исполнительства

Дети в процессе занятий учатся принципам народного исполнительства, пению народных песен, ведению хороводов, а также обыгрыванию содержания песен театрализованными приемами, что способствует развитию их творческого воображения и музыкальных способностей.

Программа работы с детьми при обучении народному пению

Цель программы

Расширение и углубление знаний о родном крае, развитие у детей национального самосознания и уважения к своему народу через работу с фольклором.

Методика работы

1. Обучение опирается на виды деятельности: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность, чтобы освоить различные виды искусств.

2. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации и элементы русских народных костюмов. Организуются встречи с носителями народной культуры.

3. Каждое занятие должно быть интересным и содержать что-то новое, чтобы не утомлять внимание.

Внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, голосовых возможностей, душевного мира и потребностей детского возраста.

Каждое занятие — радость, которая ведет к импровизации, лучше влияет на жизнь ребенка и его способности, а также позволяет личности раскрываться.

Ценность детского народного хорового пения

В детском народном хоровом пении воспитывается любовь к народной песне, родному языку и поэзии. Дети учатся принципам народного исполнительства, ведению хороводов и обыгрыванию содержания песни театрализованными приемами. Народная песня развивает музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.

Продолжительность программы

Данная программа рассчитана на два года. За это время воспитанники должны овладеть вокальными, хоровыми и практическими навыками (пластикой и культурой движений).

Целью моей работы является учить детей помнить, беречь и уважать наследие своего народа. Я стремлюсь достигнуть этой цели, используя доступную, занимательную и игровую форму обучения. В ходе занятий я рассказываю детям о красоте родного края, народных традициях, обрядах, фольклоре. Мы изучаем историю развития края, народные ремесла, одежду и предметы быта.

Курская область богата народным творчеством, включающим песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. В них отражена поэтическая история народа, его уклад жизни, доброта и почитание отцов и дедов. Мы с детьми с удовольствием изучаем и заучиваем народные песни, прибаутки, пословицы и поговорки, используя их в своей речи, чтобы делать ее более яркой и эмоциональной.

Мы также обогащаем музыкальный опыт детей. Мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы и исполняем песни на наших праздниках и развлечениях. Дети также знакомятся с танцевальными элементами и играют на народных музыкальных инструментах, таких как ложки, бубенцы и трещотки.

Однако самой популярной темой для детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети узнают о характерных особенностях жизни предков и традициях православной веры, которые являются основой духовности и нравственности.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.

Моя задача, задача музыкального руководителя — познавать детей с истоками Курской губернии, возрождать традиции курского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/priobschenie-doshkolnikov-k-narodnoy-muzyikalnoy-kulture/

1. «А у наших у ворот развеселый хоровод» М.А. Михайлова. Ярославль, Академия Холдинг, 2001 г.

2. «Знай и люби свой край» учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Курской области, 2002 г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт — Петербург «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2008.

4. «Русские народный пословицы и поговорки». Ткаченко П.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2008.

5. «Моя страна» — Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005

6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.

7. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.

8. «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.

9. «Народные сказки с музыкой» составитель Н.А. Метлов. Государственное музыкальное издательство. Москва 1962 г.

10. «Сценарии народных праздников». Москва 1999 г.

Список литературы

  1. «Фольклор и этнография Кубани». Бондарь Н.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2009.
  2. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», Москва 2000.
  3. «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко. Линка-Пресс, Москва 2000 г.
  4. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Новикова Г.П. Изд. АРКТИ, Москва 2002.
  5. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997.
  6. Журнал «Музыкальная палитра». Изд. ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра».
  7. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999.
  8. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003.
  9. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000.
  10. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995.
  11. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004.

Приложение 1 — Тематическое планирование

Дата

Наименование праздников

Музыкальное занятие

Мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Спас

Беседа о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками.

Разучивание народных песен «Пошла млада за водой».

Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров.

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Кузьма — Демьян

Рассказ об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах

Исполнение песни «Прялица»

Лепка дымковского игрушки — петушка и его роспись.

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма — Демьян» (в избе)

Покров

Беседа о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы.

Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок»

Выставка работ «Дымковская игрушка»

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение «Веселые посиделки» (в избе)

Декабрь

Зимние Святки

Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

Рассказ педагога об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Знакомство педагога с хохломской росписью.

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»

Развлечение «Пришла Коляда — отворяй ворота!»

«Пришла Коляда — отворяй ворота!»

Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания.

Разучивание колядок, песенок.

Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров.

«Слепой козел», «Два мороза»

Февраль

Март

Масленица

Беседа о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы.

Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание.

Подготовка к празднику «Масленица».

Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу.

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица» (на улице)

Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы.

Праздник «Широкая Масленица».

Март

Алексей — с гор потоки, «Сороки»

Знакомство с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек.

Разучивание песен о весне, Подготовка к празднику «Встреча весны»

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков.

Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Апрель

Вербное воскресенье

Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах связанных с ней.

Представление кукольного театра «Петрушка и доктор» разучивание песен о вербе.

Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала

Народные игры «Ерыкалице», «Заря — заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Пасха

Празднование Пасхи

На занятии была проведена беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Были раскрыты понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Дети познакомились с традициями и обрядами праздника.

  • Разучивание пасхальных песен.
  • Раскрашивание пасхальных яиц.
  • Народные игры «Вербочка», «Солнышко — ведрышко».

Празднование Красной горки

Был проведен рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки.

  • Красная горка
  • Раскрашивание пасхальных яиц.
  • Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.
  • Развлечение «Красная горка».

Празднование Троицы

Была проведена беседа воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок».

  • Разучивание хороводов, песен о березке.
  • Рассказ об основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров.
  • Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной».
  • Праздник «Березки».

Празднование Ивана Купалы

Информации о данном празднике не предоставлено.

Отчет по мероприятиям в детском саду

Празднование Ивана Купалы

  • Рассказ воспитателя о праздновании Ивана Купалы. Знакомство с обрядами этого праздника.
  • Подготовка к празднику «Ивана Купалы»
  • Рисование хохломских узоров, оформление выставки рисунков.
  • Народные игры «Ручеек», «Горячее место»
  • Праздник «Ивана Купалы»

Развлечение «Масленица»

Действующие лица:

  • Хозяйка
  • Первый скоморох
  • Второй скоморох
  • Дрема
  • Гости, дети, родители, сотрудники детского сада

Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. В углу комнаты на лавке сидит Дрема. Появляются гости, рассаживаются на одну сторону стола. Входит Хозяйка, вносит на подносе стопку блинов, потчует гостей.

Хозяйка: «Угощайтесь, гости дорогие. На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. У нас блины на диво, а воду кладите себе в сани, годится для бани, инда и вода отсюда не близко, и ходить к ней склизко, пируйте, сидите, да других не тесните. Кто хочет, — веселися, хоть с лавки свалися!»

Входят скоморохи.

Скоморохи (вместе):

Здравствуй масленица годовая!
Гостья наша дорогая.

Хозяйка: «Проходите, блинками угоститесь, вместе с нами повеселитесь. Да мой рассказ о былом послушайте. На Руси Масленицу называют честной, широкой. Справляли ее неделю, называли ее сырной. Все дни сырной недели имеют свои названия.»

Понедельник зовется «встреча». В этот день народ справлял встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходили на улицу, строили снежные горы, приговаривая. Ну — ка, детки, вспомните, что говорили тогда?

Дети (скороговоркой).

Звал, называл честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: «Душа — ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор — на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Первый скоморох

Тише, тише, не галдите,

Дрему вы не разбудите.

Звучит русская народная мелодия. Дети инсценируют песню «Дрема». Дрема выполняет плясовые движения, дети повторяют их.

Второй скоморох. Хозяйка, а как второй день сырной недели называется?

Хозяйка. Вторник называли заигрышем. С утра принимались девицы и молодцы кататься с горок, и есть блины. Не ходить на горы, не потешаться над скоморохами значило в старину «жить в горькой беде».

Первый скоморох. Молодец хозяйка, и про нас рассказать не забыла.

Хозяйка. Я — то вас не забыла. А вот вы забыли свою первейшую обязанность — народ веселить.

Скоморохи (вместе).

Выходите, ребята! Мы научим вас играть в старинную игру «Крыночка».

Игра «Крыночка»

Дети встают со своих мест, подходят к скоморохам. Вот вам крыночка с молоком. Один из вас будет котом, другой — его бабушкой.

Дети выбирают кота и бабушку.

Вам, ребята, будто хочется молока, но кот и бабушка его сторожат. А вы попытайтесь крынку с молоком добыть.

Дети. Бабушка, где твой котик?

Бабушка. Пошел глодать кости на чужой двор.

Дети. Бабушка, хочешь ли в нашу баньку?

Бабушка. Какая у вас банька? Идите себе прочь!

Дети. Не сердись, бабушка, банька у нас каленая, топили молодцы семь дней, а пару в ней для семи деревень.

Бабушка. А какой веничек?

Дети. Веничек — то из шелку шамаханского.

Бабушка идет в «баню», а дети берут крынку с молоком и разбивают ее. Подбегает кот, мяукает. Прибегает бабушка. Дети убегают. Бабушка и кот начинают их ловить. Первый пойманный становится бабушкой, второй — котом. Игра повторяется. После игры хозяйка приглашает детей к столу.

Хозяйка. А третий день Масленицы, среда, называется лакомкой. На лакомку теща приглашает зятя на блины, а для того, чтобы им было веселей, сзывали и всех своих родных.

Четверг на сырной недели называли «разгул», «перелом». В этот день устраивали катанье на тройках по улицам деревни и кулачные бои.

Первый скоморох. А давайте, и мы проведем соревнование. Была на Руси игра «Взвешивание соли».

Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетают руки, согнув их в локте. Когда один нагибается, другой оказывается лежащим на его спине. Потом оба выпрямляются. Затем наклоняется другой ребенок и т.д. действия продолжаются, пока играющие не устанут. Таким образом, меряются силой несколько пар мальчиков.

Хозяйка. Ай — да молодцы! И сильны, и удалы. Любят ребятушки показать свою силушку. Ну — ка, кто у нас хороший?

Дети инсценируют русскую народную песню «Кто у нас хороший».

Хозяйка. Пятница называется «тещины вечерки». На этот раз зятья угощают тещ блинами. Приглашения к обеду бывают почетные, со всею роднею, или ужин «запросто». Продолжались гулянья, игры. Вот сейчас нам ребята исполнят еще одно масленичное причитание. А мы послушаем.

Дети.

Наша Масленица годовая,

Она хозяйка дорогая!

Она пешей не ходит, —

Все на конях разъезжает.

Все на конях разъезжает.

Кони — коники вороные,

Слуги, слуги, все молодые…

Здравствуй, Масленица!

Здравствуй, Масленица!

Первый скоморох. Каковы гости, таков и обед!

Хозяйка. Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

Скоморохи (вместе)

Ну — ка, гости, выходите,

Нас потешьте

И себя повеселите.

Дети исполняют русскую народную прибаутку «Тень — тень — потетень» затем исполняют под русскую народную мелодию пляску.

Хозяйка. Суббота называется «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных в гости. Девушки созывали своих подруг. Все веселились, играли, пели.

Скоморохи (вместе).

Пора и нам повеселиться!

Дети инсценируют русскую народную песню «Пошла млада за водой». Затем садятся на свои места.

Хозяйка. Воскресенье называется «проводы Масленицы», «провожанье», «Прощеное воскресенье». Продолжались гулянья, игры, забавы, катанья на лошадях и на санках с горок. Вечером, после гулянья и забав, выходили женщины и мужчины, молодцы, девицы и дети из своих дворов, несли с собой солому. Складывали ее в одну кучу, связывали и делали куклу — «Масленицу». Под пение солому сжигали «Масленицу. Было такое поверие, что вместе с «Масленицей» нужно сжечь все старые и ненужные вещи. Так как этот день называли «Прощеным воскресеньем то: просили в этот день вечером друг у друга прощение. Дети клялись родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и знакомые, также просили прощения.

Скоморохи (вместе).

Ой, хозяйка, засиделись мы что то. Пора и нам разгуляться. Айда на улицу!

Все выходят на улицу, праздник продолжается: скоморохи проводят с детьми и их родителями соревнования и игры.

Например, игра «Дядюшка Трифон».

Дети встают в круг, берутся за руки. В его центре стоит водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

  • У дядюшки Трифона было семеро детей,

Они не пели, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становится водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположную сторону.

Затем скоморохи предлагают прокатить всех ребят на санях запряженных лошадями, с бубенцами, с песнями. Под конец праздника вывозили «Масленицу» и сжигали ее на костре. Дети, взявшись за руки вместе с родителями и гостями, ходили вокруг костра и пели прощальную песню «Проводы Масленицы».

Прощай, Масленица

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Схема подготовки и проведения праздника

Цели и задачи:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • продолжать знакомить детей с традициями своего народа через праздники, обряды, народный календарь и игрища;
  • Развивать эстетический вкус, творческие способности, любознательность и артистизм;
  • Воспитывать интерес и любознательность к народному фольклору.

Совместная деятельность с детьми:

Ш Чтение художественной литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.)

Ш Рассматривание альбома «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», а так же «Резьба по дереву» и др.

Ш Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта.

Ш Использование примет, поговорок и пословиц во время прогулок

Ш Мастер — класс по изготовлению игрушек — матрешек и кукол — пеленашек.

Ш Выставка рисунков и поделок по теме: «Пасхальные яйца».

Работа с родителями:

Изготовление родителями атрибутов к развлечению «Веселые посиделки».

Мастер — класс с родителями по изготовлению народной игрушки — пеленашки из ткани.

Выставка фотографий и совместных творческих работ родителей и детей из природного и бросового материала.

Консультации на тему: «Как приобщать дошкольника к традиционной народной культуре», «История появления матрешки», «Широкая Масленица», «Светлое Рождество», «Пасха» и др.

Подборка и рекомендации родителям для прочтения дома художественной литературы (пословицы, поговорки, приметы, сказки и др.) к занятиям.

Русский масляничный фольклор

Как на масленой неделе

Из трубы- блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои! —

***

Пришла маслена неделя.

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица.

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И… блины-то все поели!

***

Тин-танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Ах ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь!

***

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

***

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

***

Прошли дворы,

Наполнили сумы.

Ах, Масленица, обманщица!

С конями пошли,

Со двора свели,

Ах, Масленица, обманщица!

Надели зипуны,

По гостям пошли,

Кати домой,

Шевели ногой,

Шевели ногой,

Вовсю рысцой!

***

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Народные игры на Масленицу «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого).

Парана «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

«Ходули»

Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.

«Русская метла»

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

«Кто быстрее на метле»

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

«Метла на лбу»

А теперь попробуйте как можно дольше поносить на лбу.

«Русская красавица»

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

«Русская баня»

Банным сухим веником «попарить» противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Русские пословицы

  • Блин добро не один
  • Блины брюхо не портят
  • Блин не клин, брюхо не распорет
  • Не все коту масленица, будет и великий пост.

Русский фольклор на Рождество

Пришла коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку!

Дай бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И жильем и бытьем и богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того!

Овсень, Овсень, давай блин совсем!

Подавай, не ломай, будет сын Николай!

Отломи немножко, будет Ермошка!

Отломи горбушку, будет Андрюшка!

Не подашь коляду, я корову уведу!

Уж ты бабушка, подай!

Таусень, таусень!

Ой, коляда, коляда!

Посконная борода!

Открывай ворота,

Выноси — кА пирога!

Кто подаст лепешки —

Золоты окошки.

Кто подаст каши, золоты каши.

Кто даст свежины — золотые чугуны.

Сею — вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

Сею — вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка,

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили1

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал!

Ходи народ, солнышко встречать

Мороз прогонять!

Наша Масленица годовая,

Она гостийка дорогая,

Она пешей не ходит, —

Все на конях разъезжает,

Кони — коники вороные,

Слуги — слуги все молодые…

Здравствуй Масленица»

Здравствуй, Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красивые, ее состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

Масленица? «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

Ай, да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече.

Народные подвижные игры к праздникам

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма — Демьян» (в избе)

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение «Веселые посиделки» (в избе)

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда — отворяй ворота!»

«Слепой козел», «Два мороза»

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица» (на улице)

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Народные игры «Ерыкалице», «Заря — заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Народные игры «Вербочка», «Солнышко — ведрышко»

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

Народные игры «Ручеек», «Горячее место»

Праздник «Ивана Купалы»

«Ярмарка»

Сценарий для подготовительной группы

ЯРМАРКА

Сценарий для подготовительной группы

Ведущая — взрослый

Осень — взрослый

Девочки — русские красавицы

Мальчики — скоморохи, коробейники.

Под русск. нар. музыку выбегают скоморохи весело.

1-й скоморох.