Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки

Курсовая работа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 поселка Коренево Курской области

Обобщение опыта работы

Гавриш Анна Сергеевна

Музыкальный руководитель МКДОУ № 2

п. Коренево 2014г.

Информация об опыте

Россия — Родина для многих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужно почувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней, принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение. патриотизм духовный фольклор

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Цель обобщения опыта

В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Курской области. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки — гордость нашего края — все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций. Главная цель моей работы — знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

24 стр., 11669 слов

Что для вас чувство Родины? «Что такое чувство родины Как вы ...

... делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына. И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой ... Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаем детей ...

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику — особый наряд. А за столом — хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура — полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день — день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.

Актуальность темы опыта

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

9 стр., 4213 слов

Народы и культуры развитие и взаимодействие

... явления наблюдаются. СодержаниеВведение Взаимодействие культур Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса Взаимодействие культур – диалог культур. Заключение Список литературы ВведениеОсобенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной ...

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народным культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура».

Предания на Курской губерни к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни народа. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Технология опыта

Работая над данной темой «Приобщении дошкольников к народной культуре посредствам музыки», я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально — образовательная, слушание, исполнительство и творчество. Дошкольников привлекает возможность проявить себя в инсценировании и исполнении песен, плясок, которые будут использованы в развлечениях, играх и праздниках.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

  • Воспитательные задачи;
  • поддерживать интерес к фольклорному искусству Курской губерни;
  • приобщать детей к общественно-полезной деятельности (организация развлечений, праздников, показательных выступлений);
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к родной земле, родному краю;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Обучающие задачи;

  • осуществляя индивидуальный подход к детям в процессе обучения, формировать навыки пения без сопровождения;
  • учить сопровождать пение движением, тем самым улучшая качество хорового звучания, отработку правильной дикции;
  • формировать осанку, правильное дыхание, подвижность;
  • учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;
  • учить играть на ударных и шумовых инструментах.

Развивающие задачи:

  • проведением занятий в фольклорном коллективе способствовать развитию необходимых вокально-хоровых навыков;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши;
  • воспитывать чувство ансамблевой согласованности;
  • развивать самостоятельность, инициативу, творческое начало и импровизационные способности у детей;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности;
  • расширять кругозор детей, используя для этого беседы, рассказы, экскурсии, проведение развлечений, праздников.

Для реализации этих задач важно умело сочетать наглядный показ произведений народного творчества (иллюстрации, картины русских художников, предметы быта и творения народных умельцев) с непосредственным восприятием фольклора (слушание в записи народных песенных образов в исполнении известных певцов и хоровых фольклорных коллективов).

39 стр., 19409 слов

Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа

... Такова связь детской литературы с эпохой, просвещением и знаниями. Детская литература тесно связана и с развитием науки. Тематика познавательных книг для детей зависит от ... эпохи, детская литература, являясь самостоятельной областью искусства, развивается в тесной связи, во взаимодействии и под влиянием других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, ...

В процессе занятий нужно стараться раскрыть дошкольникам удивительный мир красоты и гармонии фольклора, вобравший в себя все традиции народного творчества.

По мере необходимости проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия (в зависимости от сложности выполняемой работы при подготовке к праздникам, показательным выступлениям), предусмотренные перспективно — тематическим планом. Исходя из этого я ставлю следующие задачи по обучению детей народному пению:

1. Психологическая подготовка.

Способствовать воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни. Проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью людей. Использовать наглядный материал (предметы быта, иллюстрации, элементы костюмов).

2.Ознакомление с народной музыкой.

Расширять общий и музыкальный кругозор. Знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов.

3. Воспитание навыков пения без сопровождения.

Учить детей петь в умеренном темпе, добиваться напевного звучания и чистоты интонации. Разучивать песни с ограниченным диапазонов и ясным ладовым развитием. Задача педагога: выделить в песне своего «дирижера» — запевалу (он начинает песню, тем самым устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением).

Воспитывать у детей внутренний слух, то есть уметь как бы про себя слышать музыку и её отдельные элементы, тем самым обеспечивать стройность пения.

4. Музыкально-образовательная работа.

Учить детей осваивать нотную грамоту. Обучение музыкальной теории строить на самих песнях. Например, при ознакомлении с длительностями предлагать ритмические диктанты, построенные на известных детям мелодиях и ритмических рисунках: «Андрей-воробей», «Катилось яблочко по огороду» и др.

Воспитывать чувство ритма различными путями. Например, обучать детей стройно ходить в такт хоровой песне:

  • ходьба по кругу приставным шагом, держась за руки;
  • сильную долю связывать с приседанием, слабую — с подъемом;
  • соединять движение шагом с четвертыми долями, а перебежку с восьмыми.

Воспитывать четкое ощущение ритма с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши. Кто с последним словом песни скорее закроет руками свои уши, тот побеждает.

5. Общая вокально-хоровая подготовка.

Активизировать внимание детей. Брать для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра.

Сопровождать пение движением. Оно оказывает большое влияние на качество хорового звучания, на улучшение дикции, воспитывается чувство ансамблевой согласованности.

6. Показательные выступления.

Создавать большой интерес и повышать творческий стимул детей первыми выступлениями. Организовывать выступления детей с небольшими программами народных песен на детсадовских утренниках и праздничных концертах.

Разнообразие форм и методов работы

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка — необходимый душевный атрибут человеческого существования», -так говорил Аристотель. «Дело искусства — сохранять душу», — это слова нашего современника В. Распутина.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мы посетили краеведческий музей, где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта казак. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями — родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

Основным материалом для занятий коллектива являются подобранные из взрослого фольклора, доступные из всех жанров русские песни, танцы, игры. Они способствуют развитию творческой деятельности, позволяют личности раскрыться и являются сутью фольклорной традиции.

Эта программа имеет большое значение в развитии творческого воображения, музыкальных способностей и эстетического вкуса дошкольника. Работа с фольклором — это путь к пониманию, что народное творчество — чуть ли ни единственная возможность привить человеку с самого раннего возраста любовь к Родине, воспитать трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших.

Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.

Предполагаемая в данной программе работа с фольклором позволяет расширить и углубить знания о своем родном крае, а также способствует развитию у детей национального самосознания, а значит, и уважение к своему народу.

Мною была разработана методика работы с детьми при обучении их народному пению:

1. Обучение опирается на такие виды деятельности, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально- образовательную деятельность. Благодаря неразрывной связи музыки, слова и движения происходит освоение различных видов искусств ребенком.

2. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации; элементы русских народных костюмов; организации встреч с носителями народной культуры.

3. Для поддержания интереса каждое занятие должно заключать в себе что-то новое, чтобы не утомлять внимание.

Внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, голосовых возможностей, душевного мира, потребностей детского возраста.

Каждое занятие — радость. Она лучше влияет на жизнь ребенка, на развитие его способностей, позволяет личности раскрываться, ведет к импровизации.

Ценность детского народного хорового пения в том, что в нем воспитывается любовь к народной песне, к родному языку и поэзии. Дети обучаются принципам народного исполнительства; учатся водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Народная песня помогает развивать в детях музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.

Выполнение данной программы рассчитано на два года. За это время воспитанники должны овладеть вокально-хоровыми навыками и практическими навыками (пластика и культура движений).

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы — учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа — действительно очень важна.

Результативность опыта работы

Цель моих занятий — в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями, обрядами, фольклором. Дать представление об истории развития края, ознакомлении с одеждой, познакомить с интерьером хаты, с предметами быта и народными ремёслами.

Богата наша Курская область традициями народного творчества. Частью этого богатства являются песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них — уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские песни, прибаутки, пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

Обогащая музыкальный опыт детей, мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.

Моя задача, задача музыкального руководителя — познавать детей с истоками Курской губернии, возрождать традиции курского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/priobschenie-doshkolnikov-k-narodnoy-muzyikalnoy-kulture/

1. «А у наших у ворот развеселый хоровод» М.А. Михайлова. Ярославль, Академия Холдинг, 2001 г.

2. «Знай и люби свой край» учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Курской области, 2002 г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт — Петербург «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2008.

4. «Русские народный пословицы и поговорки». Ткаченко П.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2008.

5. «Моя страна» — Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005

6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.

7. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.

8. «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.

9. «Народные сказки с музыкой» составитель Н.А. Метлов. Государственное музыкальное издательство. Москва 1962 г.

10. «Сценарии народных праздников». Москва 1999 г.

11. «Фольклор и этнография Кубани». Бондарь Н.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2009.

12. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», Москва 2000.

13. «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко. Линка-Пресс, Москва 2000 г.

14. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Новикова Г.П. Изд. АРКТИ, Москва 2002

15. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997.

16. Журнал «Музыкальная палитра». Изд. ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»».

17. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999

18. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003

19. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000

20. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

21. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004

Приложение 1

Тематическое планирование

Дата

Наименование праздников

Музыкальное занятие

Мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Спас

Беседа вос о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками.

Разучивание народных песен «Пошла млада за водой».

Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Ноябрь

Кузьма — Демьян

Рассказ об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах

Исполнение песни «Прялица»

Лепка дымковского игрушки — петушка и его роспись.

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма — Демьян» (в избе)

Покров

Беседа о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы.

Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок»

Выставка работ «Дымковская игрушка»

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение «Веселые посиделки» (в избе)

Декабрь

Зимние Святки

Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

Рассказ педагога об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Знакомство педагога с хохломской росписью.

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда — отворяй ворота!»

«Пришла Коляда — отворяй ворота!»

Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания.

Разучивание колядок, песенок.

Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров.

«Слепой козел», «Два мороза»

Февраль

Март

Масленица

Беседа о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы.

Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание.

Подготовка к празднику «Масленица».

Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу.

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица» (на улице)

Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы.

Праздник «Широкая Масленица».

Рассказ педагога о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Март

Апрель

Алексей — с гор потоки, «Сороки»

Знакомство с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек.

Разучивание песен о весне, Подготовка к празднику «Встреча весны»

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков.

Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Апрель

Вербное воскресенье

Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах связанных с ней.

Представление кукольного театра «Петрушка и доктор» разучивание песен о вербе.

Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала

Народные игры «Ерыкалице», «Заря — заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Пасха

Беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Раскрыть понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Познакомить с традициями и обрядами праздника.

Разучивание пасхальных песен.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры «Вербочка», «Солнышко — ведрышко»

Красная горка

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Май

Троица

Беседа воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок».

Разучивание хороводов, песен о березке.

Рассказ об основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров.

Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

Июль

Иван Купала

Рассказ воспитателя о праздновании Ивана Купалы. Знакомство с обрядами этого праздника.

Подготовка к празднику «Ивана Купалы»

Рисование хохломских узоров, оформление выставки рисунков.

Народные игры «Ручеек», «Горячее место»

Праздник «Ивана Купалы»

Приложение 2

Развлечение «Масленица»

Действующие лица

Хозяйка

Первый скоморох

Второй скоморох

Дрема

Гости, дети, родители, сотрудники детского сада

Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. В углу комнаты на лавке сидит Дрема. Появляются гости, рассаживаются на одну сторону стола. Входит Хозяйка, вносит на подносе стопку блинов, потчует гостей.

Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие. На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. У нас блины на диво, а воду кладите себе в сани, годится для бани, инда и вода отсюда не близко, и ходить к ней склизко, пируйте, сидите, да других не тесните. Кто хочет, — веселися, хоть с лавки свалися!

Входят скоморохи.

Скоморохи (вместе)

Здравствуй масленица годовая!

Гостья наша дорогая.

Хозяйка. Проходите, блинками угоститесь, вместе с нами повеселитесь. Да мой рассказ о былом послушайте.

На Руси Масленицу называют честной, широкой. Справляли ее неделю, называли ее сырной. Все дни сырной недели имеют свои названия.

Понедельник зовется «встреча». В этот день народ справлял встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходили на улицу, строили снежные горы, приговаривая. Ну — ка, детки, вспомните, что говорили тогда?

Дети (скороговоркой).

Звал, называл честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: «Душа — ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор — на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Первый скоморох

Тише, тише, не галдите,

Дрему вы не разбудите.

Звучит русская народная мелодия. Дети инсценируют песню «Дрема». Дрема выполняет плясовые движения, дети повторяют их.

Второй скоморох. Хозяйка, а как второй день сырной недели называется?

Хозяйка. Вторник называли заигрышем. С утра принимались девицы и молодцы кататься с горок, и есть блины. Не ходить на горы, не потешаться над скоморохами значило в старину «жить в горькой беде».

Первый скоморох. Молодец хозяйка, и про нас рассказать не забыла.

Хозяйка. Я — то вас не забыла. А вот вы забыли свою первейшую обязанность — народ веселить.

Скоморохи (вместе).

Выходите, ребята! Мы научим вас играть в старинную игру «Крыночка».

Игра «Крыночка»

Дети встают со своих мест, подходят к скоморохам. Вот вам крыночка с молоком. Один из вас будет котом, другой — его бабушкой.

Дети выбирают кота и бабушку.

Вам, ребята, будто хочется молока, но кот и бабушка его сторожат. А вы попытайтесь крынку с молоком добыть.

Дети. Бабушка, где твой котик?

Бабушка. Пошел глодать кости на чужой двор.

Дети. Бабушка, хочешь ли в нашу баньку?

Бабушка. Какая у вас банька? Идите себе прочь!

Дети. Не сердись, бабушка, банька у нас каленая, топили молодцы семь дней, а пару в ней для семи деревень.

Бабушка. А какой веничек?

Дети. Веничек — то из шелку шамаханского.

Бабушка идет в «баню», а дети берут крынку с молоком и разбивают ее. Подбегает кот, мяукает. Прибегает бабушка. Дети убегают. Бабушка и кот начинают их ловить. Первый пойманный становится бабушкой, второй — котом. Игра повторяется. После игры хозяйка приглашает детей к столу.

Хозяйка. А третий день Масленицы, среда, называется лакомкой. На лакомку теща приглашает зятя на блины, а для того, чтобы им было веселей, сзывали и всех своих родных.

Четверг на сырной недели называли «разгул», «перелом». В этот день устраивали катанье на тройках по улицам деревни и кулачные бои.

Первый скоморох. А давайте, и мы проведем соревнование. Была на Руси игра «Взвешивание соли».

Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетают руки, согнув их в локте. Когда один нагибается, другой оказывается лежащим на его спине. Потом оба выпрямляются. Затем наклоняется другой ребенок и т.д. действия продолжаются, пока играющие не устанут. Таким образом, меряются силой несколько пар мальчиков.

Хозяйка. Ай — да молодцы! И сильны, и удалы. Любят ребятушки показать свою силушку. Ну — ка, кто у нас хороший?

Дети инсценируют русскую народную песню «Кто у нас хороший».

Хозяйка. Пятница называется «тещины вечерки». На этот раз зятья угощают тещ блинами. Приглашения к обеду бывают почетные, со всею роднею, или ужин «запросто». Продолжались гулянья, игры. Вот сейчас нам ребята исполнят еще одно масленичное причитание. А мы послушаем.

Дети.

Наша Масленица годовая,

Она хозяйка дорогая!

Она пешей не ходит, —

Все на конях разъезжает.

Все на конях разъезжает.

Кони — коники вороные,

Слуги, слуги, все молодые…

Здравствуй, Масленица!

Здравствуй, Масленица!

Первый скоморох. Каковы гости, таков и обед!

Хозяйка. Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

Скоморохи (вместе)

Ну — ка, гости, выходите,

Нас потешьте

И себя повеселите.

Дети исполняют русскую народную прибаутку «Тень — тень — потетень» затем исполняют под русскую народную мелодию пляску.

Хозяйка. Суббота называется «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных в гости. Девушки созывали своих подруг. Все веселились, играли, пели.

Скоморохи (вместе).

Пора и нам повеселиться!

Дети инсценируют русскую народную песню «Пошла млада за водой». Затем садятся на свои места.

Хозяйка. Воскресенье называется «проводы Масленицы», «провожанье», «Прощеное воскресенье». Продолжались гулянья, игры, забавы, катанья на лошадях и на санках с горок. Вечером, после гулянья и забав, выходили женщины и мужчины, молодцы, девицы и дети из своих дворов, несли с собой солому. Складывали ее в одну кучу, связывали и делали куклу — «Масленицу». Под пение солому сжигали «Масленицу. Было такое поверие, что вместе с «Масленицей» нужно сжечь все старые и ненужные вещи. Так как этот день называли «Прощеным воскресеньем то: просили в этот день вечером друг у друга прощение. Дети клялись родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и знакомые, также просили прощения.

Скоморохи (вместе).

Ой, хозяйка, засиделись мы что то. Пора и нам разгуляться. Айда на улицу!

Все выходят на улицу, праздник продолжается: скоморохи проводят с детьми и их родителями соревнования и игры.

Например, игра «Дядюшка Трифон».

Дети встают в круг, берутся за руки. В его центре стоит водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

  • У дядюшки Трифона было семеро детей,

Они не пели, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становится водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположную сторону.

Затем скоморохи предлагают прокатить всех ребят на санях запряженных лошадями, с бубенцами, с песнями. Под конец праздника вывозили «Масленицу» и сжигали ее на костре. Дети, взявшись за руки вместе с родителями и гостями, ходили вокруг костра и пели прощальную песню «Проводы Масленицы».

Прощай, Масленица

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Схема подготовки и проведения праздника

Цели и задачи:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • продолжать знакомить детей с традициями своего народа через праздники, обряды, народный календарь и игрища;
  • Развивать эстетический вкус, творческие способности, любознательность и артистизм;
  • Воспитывать интерес и любознательность к народному фольклору.

Совместная деятельность с детьми:

Ш Чтение художественной литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.)

Ш Рассматривание альбома «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», а так же «Резьба по дереву» и др.

Ш Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта.

Ш Использование примет, поговорок и пословиц во время прогулок

Ш Мастер — класс по изготовлению игрушек — матрешек и кукол — пеленашек.

Ш Выставка рисунков и поделок по теме: «Пасхальные яйца».

Работа с родителями:

Изготовление родителями атрибутов к развлечению «Веселые посиделки».

Мастер — класс с родителями по изготовлению народной игрушки — пеленашки из ткани.

Выставка фотографий и совместных творческих работ родителей и детей из природного и бросового материала.

Консультации на тему: «Как приобщать дошкольника к традиционной народной культуре», «История появления матрешки», «Широкая Масленица», «Светлое Рождество», «Пасха» и др.

Подборка и рекомендации родителям для прочтения дома художественной литературы (пословицы, поговорки, приметы, сказки и др.) к занятиям.

Русский масляничный фольклор

Как на масленой неделе

Из трубы- блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои! —

***

Пришла маслена неделя.

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица.

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И… блины-то все поели!

***

Тин-танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Ах ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь!

***

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

***

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

***

Прошли дворы,

Наполнили сумы.

Ах, Масленица, обманщица!

С конями пошли,

Со двора свели,

Ах, Масленица, обманщица!

Надели зипуны,

По гостям пошли,

Кати домой,

Шевели ногой,

Шевели ногой,

Вовсю рысцой!

***

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Народные игры на Масленицу «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого).

Парана «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

«Ходули»

Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.

«Русская метла»

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

«Кто быстрее на метле»

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

«Метла на лбу»

А теперь попробуйте как можно дольше поносить на лбу.

«Русская красавица»

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

«Русская баня»

Банным сухим веником «попарить» противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Русские пословицы

  • Блин добро не один
  • Блины брюхо не портят
  • Блин не клин, брюхо не распорет
  • Не все коту масленица, будет и великий пост.

Русский фольклор на Рождество

Пришла коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку!

Дай бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И жильем и бытьем и богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того!

Овсень, Овсень, давай блин совсем!

Подавай, не ломай, будет сын Николай!

Отломи немножко, будет Ермошка!

Отломи горбушку, будет Андрюшка!

Не подашь коляду, я корову уведу!

Уж ты бабушка, подай!

Таусень, таусень!

Ой, коляда, коляда!

Посконная борода!

Открывай ворота,

Выноси — кА пирога!

Кто подаст лепешки —

Золоты окошки.

Кто подаст каши, золоты каши.

Кто даст свежины — золотые чугуны.

Сею — вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

Сею — вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка,

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили1

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал!

Ходи народ, солнышко встречать

Мороз прогонять!

Наша Масленица годовая,

Она гостийка дорогая,

Она пешей не ходит, —

Все на конях разъезжает,

Кони — коники вороные,

Слуги — слуги все молодые…

Здравствуй Масленица»

Здравствуй, Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красивые, ее состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

Масленица? «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

Ай, да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече.

Народные подвижные игры к праздникам

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма — Демьян» (в избе)

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение «Веселые посиделки» (в избе)

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда — отворяй ворота!»

«Слепой козел», «Два мороза»

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица» (на улице)

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Народные игры «Ерыкалице», «Заря — заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Народные игры «Вербочка», «Солнышко — ведрышко»

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

Народные игры «Ручеек», «Горячее место»

Праздник «Ивана Купалы»

«Ярмарка»

Сценарий для подготовительной группы

ЯРМАРКА

Сценарий для подготовительной группы

Ведущая — взрослый

Осень — взрослый

Девочки — русские красавицы

Мальчики — скоморохи, коробейники.

Под русск. нар. музыку выбегают скоморохи весело.

1-й скоморох.