Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский в своей книги «Сердце отдаю детям» пишет: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А.Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г.Рыцарева, Б.М.Теплов, Т.В.Челышева и другие. В педагогике музыкального образования, проблемами, связанными с начальным этапом музыкального воспитания детей, занимались А.Д.Артоболевская, Ю.Б.Алиев, М.Г.Головина, Н.М.Черноиваненко и другие. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки оставили свой труд Т.А Колышева, Н.В.Соколова и другие.
Практическая значимость, Объект исследование –, Предмет —
Для успешного проведения исследования нами была сформулирована гипотеза : если систематически проводить работу по развитию активного восприятия музыки, то это будет способствовать повышению уровня музыкальной культуры младших школьников.
Проблема
Целью нашей курсовой работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и определение роли музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Выявить адекватные методы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
2. Определить средства формирования музыкального репертуара у младших школьников
3. Разработать и экспериментально обосновать методики работы по развитию музыкальной культуры младших школьников
4. Обобщить результаты исследования;
5. Сделать вывод по проблеме исследования.
Этапы работы:
следующие методы теоретического исследования:
- отбор и чтение методической литературы;
- сопоставление данных из различных источников;
- систематизация материала;
- обобщение материала.
— анкетирование
Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного ...
... темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на ... с детьми, ... музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную ...
База исследования –, Структура работы-
Музыкальная культура и музыкальное восприятие является неотъемлемой частью эстетического воспитания. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры.
В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:
- индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
— музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.
Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание — компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.
Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.
Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:
- потребность в музыке — отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке;
- возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде;
- развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
- эстетические эмоции, переживания — основа эстетического восприятия;
- объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
- музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой;
- не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
- оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.
Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей — искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» — вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.
«Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в ...
... и самопознанию личности, выступая особой формой «музыкальной» социализации человека. Сегодня, целью музыкально-эстетического воспитания младших школьников является формирование музыкальной и эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. На достижение данной цели направлен ряд ...
Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:
- уровень развития художественных предпочтений;
- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
- информированность в области художественной культуры общества.
Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:
- музыкальный опыт школьников;
- музыкальная грамотность;
- музыкально-творческое развитие школьников.
Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:
- уровень общей осведомлённости о музыке;
- наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;
- мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке — что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.
В современной литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению»
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.
Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста
... с музыкой в процессе музыкального восприятия. Цель исследования: обосновать необходимость организации игры, как формы музыкально-творческой деятельности младших школьников и как средства развития их музыкальных представлений. Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей ...
Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание-восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.
Таким образом, основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию музыкального вкуса.
Музыкальное восприятие характеризуется определенными свойствами. Некоторые из них специфичны именно для музыкального восприятия (эмоциональность, образность), другие являются общими для всех видов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность).
Свойства музыкального восприятия в настоящее время еще только исследуются как теоретически, так и экспериментально. Судить о них можно опираясь на высказывания музыкантов теоретиков, педагогов и на наблюдения за конкретными проявлениями этих свойств при восприятии музыки.
М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности
1.2 Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников
Воспитание и развитие личности ребенка – основная цель начального общего образования. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности.
С самых первых уроков необходимо воспитывать в детях умение слушать музыку и размышлять о ней. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.
Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников – развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке. Особенности развития восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.
Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки
... поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление - представляет для младших школьников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной ...
Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:
1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;
2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);
3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;
4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).
Об успешном развитии музыкального восприятия свидетельствует достаточный слушательский опыт и информационный базы. Особенностью восприятия музыки школьниками является отличие восприятия музыки у взрослого человека. Так, у взрослого человека музыка способна вызвать более жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное воспроизведение. Но при этом, уже в младшем школьном возрасте у детей наблюдаются значительные успехи в развитии музыкального восприятия, сравнивая с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия музыки целенаправленно не проводится.
М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.
В процессе восприятия музыки в младшем школьном возрасте мы можем выделить несколько этапов:
- этап возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,
- этап слушания,
- этап понимания и переживания,
- этап интерпретации и оценки,
Осознавая, что это деление условно, поскольку последовательность этапов может меняться, один период восприятия может сливаться с другим.
Выделяют 3 стадии восприятия, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры младших школьников. Которые характеры для формирования музыкальной культуры
Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.
Действительно, у учащихся младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется обычно эмоциональный отклик на музыку, чаще всего положительный. Но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у младших школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть очень неодинаков по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки (пусть подчас и односложных) дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного музыкального произведения. Воспринимаемый школьниками музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определённого содержания. Учащиеся младших классов школы не могут пока «адекватно воспринять всю систему средств, создающих музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ – настроение, характер произведения».
Сущность художественного образа в музыкальных произведениях
... ассоциаций, углубляют понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему» [2, с. 16]. Так, создание художественных образов в музыке реализуется при помощи средств музыкальной выразительности. Средства выразительности музыкального искусства весьма разнообразны по ...
Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.
При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызывать у слушателей-школьников «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в положительную сторону, выявить чувство притяжения к красоте и гармонии.
Эта стадия музыкального восприятия на уроках музыки часто связана не только с осознанием содержания произведения в процессе его прослушивания, но и с включением аналитических свойств восприятия. «Под основным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идеи, характера переживания и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ».
Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному.
Третья стадия музыкального восприятия — это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.