Эпоха возрождения в Европе и России

Курсовая работа

Возрождение предстает перед нами не столько как эпоха, сколько как конкретно-исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений. Италия –родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения началась в XIV-XV веках, а в масштабе Европы-в XVI веке. Проявилось это явление в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

Явлению Возрождения присуще использование античных традиций, античной эрудиции, античных языков. Использование античных истоков гуманистами, деятелями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре. Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры.

Возрождение предшествует реформациям и вытесняется ими, хотя именно гуманизм расчистил дорогу реформаторам и дал идейное и культурное «оснащение», без которого была бы невозможна их деятельность. Реформационными течениями были усвоены, переработаны и использованы навыки исторического мышления Возрождения, состоявшие в умении противопоставить древние традиции современным, сознательно обращаться за «поддержкой» к далекому прошлому.

Возрождение связано со стремлением повысить значение, восстановить искаженные древние ценности. Идея «возврата» связана с решительным отрицанием многих существующих традиций; борьба с основными тенденциями предшествующих эпох знаменует само начало Возрождения. Ренессанс, будучи в целом светским движением, осуществился тем не менее в рамках христианско-католических принципов, не порывая с ними, хотя во многом подрывая их изнутри. Возрождение «реформировало» традиции средневековой культуры и морали.

Возрождение и гуманизм

В своей борьбе за светскую человеческую культуру, проникнутую разумом, гуманисты вдохновлялись светом античной мудрости. Гуманизм обязательно связан со всем процессом Возрождения. Он представляет передовую идеологию того времени, утверждающую право на самостоятельное существование и развитие светской культуры.

Влияние христианской и языческой оболочек на формирование гуманизма

Великая мысль гуманизма формировалась в христианско-языческой оболочке как в Англии, так и в Италии. Это позволило установить новые взгляды на место и роль человека в мире, которые кардинально отличались от традиционных феодально-католических взглядов. Человек стал центром внимания.

2 стр., 575 слов

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» — требование времени

... и творческих поисках. религиозных ценностях религиозных культурах и светской этики И в завершение своего эссе хочу ... культуры . История духовного развития русского народа, становление его нравственности, культуры , семьи, быта, государственности всегда были связаны с православной христианской ... глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что призывать заново народную жизнь, а тем ...

Разносторонность гуманистического мировоззрения

Гуманистическое мировоззрение охватывало разные аспекты. Оно отражало убеждение в исключительных достоинствах человека как природного существа, величии его физических и нравственных сил, его творческих возможностей. Недопустимым для гуманистов был аскетизм, который был основой религиозной морали. Таким образом, гуманизм игнорировал основные христианские догматы о первородном грехе, искуплении и благодати. Он исходил из предпосылки, что человек может достигнуть совершенства не благодаря искуплению и особой божественной милости, а с помощью собственного разума и воли, направленной на максимальное развитие его естественных способностей.

Гуманизм как идеология и культурное движение

Гуманизм проявил значительную зрелость и свободу в ренессансной Италии. Однако он не стал идеологией открытой борьбы масс и не возглавил социальные сражения. Широко распространено мнение, что гуманизм был адресован элите и не являлся идеологией борьбы.

Роль гуманизма в формировании общества и личности в Ренессансе

Ренессанс сформировал определенное соотношение общества и личности. Возрождение стремилось формировать идеал активного и интеллектуально развитого человека, двигающего культурный прогресс общества. Ренессанс был системой, ориентированной на воспитание и приобщение индивида к культуре, а через него — к «окультуриванию» общества.

Истина гуманизма и его ограничения

Основной истиной гуманизма было достижение всестороннего развития человеком, однако это была слишком многогранная и неопределенная истина. Гуманисты не готовы были убивать или погибать ради красоты и изящной словесности.

Искусство в Ренессансе

Невозможно говорить о Ренессансе, не рассматривая его влияние на искусство. Возрождение стало эпохой великих художественных достижений и вдохновило множество творческих проявлений.

Развитие позднего Возрождения в разных странах

Понятие позднего Возрождения охватывает сочетание разнородных художественных явлений, включающих в себя консервативные стремления в искусстве, попытки дальнейшего развития ренессансных черт и зарождение новых тенденций, которым предстояло полностью воплотиться в XVII и XVIII веках.

Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе в Византии, где гуманистическое направление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение.

При разработке проблемы Ренессанса одним из самых противоречивых участков является вопрос о русском Возрождении.

История русской культуры и Возрождение

Для истории русской культуры проблема Возрождения представляет первостепенный интерес. По охвату литературы, сложности и противоречивости концепций, входящих в состав историографических разработок сюжетов Возрождения на материале российской истории, эта тема безусловно заслуживает специального исследования.

Возможность и даже необходимость ставить проблему Ренессанса в России может определяться генетической близостью, христианской общностью, политическими, экономическими и культурными контактами России и Западной Европы начиная со времени Киевской Руси. Однако если речь не идет ни о частных аналогиях, ни о заимствовании возрожденческих мотивов и элементов или об импорте Ренессанса, то большинство подходов к этой теме объединяется идеей общности этапов, пройденных Россией и Западной Европой, пусть при полном понимании специфичности русской траектории.

6 стр., 2657 слов

Исторические концерты синодального хора как фактор возрождения ...

... искусства остается неосмысленной. Цель настоящей статьи состоит в раскрытии значения Синодального хора в возрождении древнерусских церковно-певческих традиций. Как известно привнесение в храмовое певческое ... И. Глинки, благодаря которому разнообразные источники информации о названном периоде русской истории, ранее доступные лишь ученым-историкам и посетителям архивов, становятся всеобщим достоянием ...

Ренессанс в России: трагически несбывшийся?

Дискуссия на тему ренессанса в России длится давно. Один из исследователей, Д. В. Сарабьянов, считает, что Россия в XIV-XV веках пережила что-то вроде «несостоявшегося ренессанса». Она достигала тех же уровней в культурном развитии, что и западная Европа, но это был другой этап в истории.

Некоторые ученые пришли к выводу, что вопрос о Ренессансе в России нельзя полностью привязывать к классическому западноевропейскому Ренессансу. Однако, специфика исторического развития России могла бы внести существенные изменения в эту модель. Вторая половина XVI века может быть названа русским Возрождением, со всеми особенностями и недостатками.

Значительное влияние на следующие эпохи оказало ренессансное движение того времени. Никогда раньше век не был таким предчувствием следующего как XVI век. Потребность в Ренессансе назрела, несмотря на препятствия к его развитию. Это была отличительная черта XVI века.

Дискуссии идут и о том, когда Россия получила Ренессанс. Некоторые считают, что это произошло только после Петра I и завершения периода средневековья, другие склоняются к мысли о том, что он произошел внутри этого периода. Возможно, эта концепция несколько отличается в содержании и темпе от европейской литературы, хотя прошла через то же самое развитие.

Была высказана мысль, что началом русского Ренессанса стали XVIII век и русская литература того времени. Она полностью соответствует западноевропейскому Ренессансу в многообразных его проявлениях от XIV до XVI века. Этот период продолжился от времен Кантемира до эпохи Пушкина.

Существует мнение, что трагически несбывшийся Ренессанс России XV—XVI веков оборвался до того, как достиг ожидаемых результатов. Однако, петровская эпоха справилась с обязанностями Ренессанса, используя послевозрожденческий европейский опыт, хотя и не в привычных формах.

Исследование о Возрождении в русской истории

Терминология, используемая при исследовании Возрождения в контексте русской истории, привлекает внимание своей необычностью. Ренессанс в России часто называют «неудавшимся», «несостоявшимся», «замедленным», «скрытым», «растекшим». Неважно, в какие исторические периоды мы помещаем его существование или отсутствие, этот Ренессанс все равно является довольно парадоксальным.

Некоторые исследователи обращаются к классической модели европейского Возрождения и не обнаруживают его «в чистом виде» в России. Тем не менее, они видят его влияние в определенных временных исторических контекстах или считают эту концепцию неразрывно связанной с нескольким веками русской истории. Даже если Ренессанс не произошел в чистом виде, существует определенная потребность в нем, в его восприятии и обсуждении, по мнению ряда авторов.

Все вышеперечисленное заставляет задуматься о некоторых аспектах интерпретации русской культуры. Указанные и многие другие исследовательские подходы к проблеме Возрождения видят специфику духовного развития России в том, что, несмотря на в целом одинаковые этапы развития с Европой, российская культура прошла их в иных темпах и условиях. Это привело к отличиям в содержании и наполнении этих этапов по сравнению с Западной Европой, но эти этапы занимали примерно одну и ту же последовательность. В отношении России такие этапы, фиксируемые в европейской модели, оказываются в изначальной заданной форме. Таким образом, обязательным следующим этапом должен быть «ренессанс», даже если русская культура его не достигла. В сложных условиях нашей истории место для Ренессанса по-прежнему зарезервировано, хотя оно остается неиспользованным, так как сам Ренессанс не наступил. Только в таком контексте возможны понятия «неудавшегося», «растекшегося» и «скрытого» Возрождения. Именно из-за этого возникают парадоксы Предвозрождения без Возрождения, а также ренессансных элементов и черт, предшествующих Ренессансу и присутствующих в российском барокко.

2 стр., 512 слов

Вклад русской эмиграции в мировую культуру

... и вновь быть полезными в родной Мало того, что иностранцы в какой-то мере приобщались к русской культуре, так еще и ... после революции оказались почти все выдающиеся отечественные авиаконструкторы. Особые места в мировой науке занимали философия и социология, ... России. Эта тоска и нашла отражение в замечательных стихах и произведениях о родине. Они насквозь пропитаны патриотизмом; читая их, человек ...

Интерпретация русской культуры

Расписание, составленное по европейскому образцу, не соответствует реальности. Грузы перевозятся с опозданием и не в той последовательности, что было предусмотрено. Все это вызывает вопросы и проблемы, связанные с историческим развитием России и ее культурой. Существует несколько подходов к истолкованию истории русской культуры, предлагающих альтернативные возможности исследования.

Метод историко-типологических сопоставлений для изучения русской культуры

Метод историко-типологических сопоставлений – один из подходов, который ставит своей целью выявить особенности русской и западной истории и исследовать их взаимосвязь. Ольга Державина, исследовательница русской литературы, предлагает проводить анализ русской литературы, учитывая ее собственное, последовательное и оригинальное развитие, а затем проводить сопоставление с явлениями и стилями других народов. Этот подход позволяет более глубоко понять специфику и место русской литературы в контексте мировой литературы, а не только в рамках сравнения с Западом.

Этот подход имеет важное значение для понимания не только русской культуры, но и культур европейских народов в целом. Он предлагает рассматривать культурные явления в широком мировом контексте, что позволяет полноценно осмыслить общие и индивидуальные черты развития духовной культуры России.

Основание европейской модели в рассмотрении русской культуры

Важную роль в историческом рассмотрении русской культуры играет европейская модель, будь то сильная или ослабленная. Вопрос о заимствованиях, влияниях и контактах в российском развитии должен быть отчетливо отделен от интерпретации формирования отечественных механизмов развития. Пока эта грань не будет ясно обозначена, вопрос о наличии или отсутствии российского Ренессанса в различных его модификациях останется актуальным для историографии.

Россия имеет огромное значение как страна с богатой культурной традицией, но она не имела явных связей с какой-либо из древних цивилизаций.

Неоднозначность историографии российского Ренессанса

Интересно отметить, что историография российского Ренессанса состоит из ряда противоречивых концепций, авторы которых вступают в полемику не только с оппонентами Ренессанса или Превозрождения в России, но и с теми, кто критикует их с позиции частичного или полного признания этой эпохи, предлагая иной хронологический или содержательный подход.

6 стр., 2762 слов

Русская Православная Церковь и возрождение культуры

... в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, ... вдохновляет к аскетизму". Православие оплодотворило собою все важнейшие творческие движения, созидавшие русскую культуру и придавшие ей неповторимый характер. Именно исихастское умное, безмолвное, молитвенное делание ...

Если в некоторых восточных странах вопрос о Ренессансе является искусственным, то в исследованиях русской истории он не только актуален, но и представляет существенную координату в изучении русской культуры.

Русский Ренессанс, рассматриваемый с историографической точки зрения, оказывается весьма увлекательным предметом исследований. С начала XX века историки, охватывая различные аспекты культуры, стали применять понятие Ренессанса к российской истории. В то время они чаще всего использовали термин как метафору для обозначения расцвета, духовного подъема и культурных достижений, а также как престижную аналогию, подчеркивающую развитие России на фоне Европы.

В современной перспективе Ренессанс стал не просто термином, а целым семейством концепций, лежащих в основе обобщенных интерпретаций российской культурной истории от XIV до первой половины XIX века и даже дальше. Но стоит отметить, что ни один исследователь не ставит точных временных рамок для русского Ренессанса, и никто не утверждает, что он совпадает с временными пределами европейского Возрождения.

В контексте обширности хронологии и важности России становится очевидным, что одной универсальной концепции Ренессанса недостаточно. Возникает необходимость пересмотра темы «Ренессанс в России», с акцентом на анализ особенностей и парадоксов историографии этого вопроса.

Множественность ренессансов

В отличие от некоторых восточных стран, где Ренессанс рассматривается как общее направление, в России выделяются различные ренессансы с разным историческим содержанием. В рамках одной концепции можно выделить несовместимые и непривычные положения, такие как Возрождение без античности, предвозрождение без реального Возрождения, а также Возрождение, которое казалось «не произошедшим», но оставалось присутствующим «скрытым» образом.

Барокко как альтернатива Ренессансу

Заметно, что в XVII веке в России существовала другая эпоха и культурная система — барокко, которая, хотя не стала настоящим Ренессансом, выполнила роль несостоявшегося, но обязательного этапа развития. Это представляет интересное противоречие и дополнительный аспект для изучения.

Элементы Ренессанса в XVI веке

Несмотря на то что настоящего Ренессанса в России не было, в XVI веке можно выявить некоторые элементы этого движения. Это предоставляет дополнительные пласты для анализа и понимания влияния Ренессанса на культурное развитие страны в указанный период.

В исследовании рассматривается роль итальянских гуманистов и их влияние на социальную жизнь и культуру в XVI веке. Гуманисты стремились автономизировать сферу светской культуры и облагораживать общество через усовершенствование личности и самовозделывание с помощью изучения древнегреческой и древнеримской классики.

В отличие от русских мыслителей и писателей XVI века, гуманисты не оказывали активное сопротивление основам общества и государственной власти, но предлагали улучшение социальной жизни посредством образования и применения умственных способностей. Их идеи и ценности отличались от идеологии русских мыслителей.

8 стр., 3578 слов

Культура Возрождения в Западной Европе

... средневековой культуре В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм ...

Гуманисты обладали иную систему ценностей и иные традиции прочтения традиционной классической литературы. Они не разделяли реформационный запал северных гуманистов, не стремились к перестройке институтов. Однако, и хотя крупнейшие гуманисты, такие как Эразм, Мор, Рейхлин, остались католиками, они критически относились к Реформации Лютера. Они считали, что Реформация привела к искажению духовного самоусовершенствования и упрощению истинных путей изменения мира и трансформации людей в соответствии с высшими духовными идеалами.

Таким образом, прямые аналогии и сравнения между русскими мыслителями-радикалами и европейскими гуманистами требуют более внимательного рассмотрения статуса их взглядов, учета различий в традициях и культурной среде. Принимая это во внимание, остается недопустимым интерпретировать найденные сходства как элементы Возрождения.

Возрождение в русской культуре

Возможно, одним из последних шансов сохранить ценные элементы Возрождения в русской культуре была бы возможность непосредственного контакта с произведениями, созданными отечественной культурой в этот период. Однако никто не может указать на икону, фреску, книгу или рукопись и сказать: «Вот, это вот именно ренессансное отечественное произведение». Элементами Ренессанса в русской культуре могут быть отдельные черты, идеи, различные аспекты различных произведений, их могут быть трудно идентифицировать.

Таким образом, Возрождение — это дух, ощущаемый в русской истории, который становится все более заметным в XVI веке и проявляется в различных формах в последующие века. В первой половине XIX века этот дух приобретает конкретную форму в творчестве Пушкина и раннего Гоголя, но затем постепенно угасает.

Это отражает серьезную потребность истории русской культуры в обретении собственной идентичности, которая была бы сопоставима с европейской, но при этом не теряла бы национальной индивидуальности. Ренессанс, как осевое время европейской культуры, может помочь России выразить свою неповторимость в контексте европейской культуры.

Исследование Предвозрождения без Возрождения в России

Мы рассмотрели концепцию Предвозрождения без Возрождения в России, предложенную Д. А. Лихачевым. Он отмечает, что Русь достигла Предвозрождения, но не смогла перейти к полноценному Возрождению из-за особых факторов, искажающих культурно-политическое развитие страны.

Причины несостоявшегося Возрождения

Лихачев указывает, что внутренние причины, такие как подавление гуманистически настроенных ересей, ликвидация независимости городов-республик Пскова и Новгорода, а также сверхцентрализация власти, сыграли решающую роль в подавлении ренессансных тенденций. Однако, эти причины не могут полностью объяснить, почему Россия сбилась с пути Возрождения и почему развитие XV–XVI веков не было закономерным продолжением Предвозрождения.

Противоречие концепции

Идея Лихачева о типологическом различии «Проторенессанса» и «Предвозрождения» может не совсем убедительно объяснить ситуацию с Россией. «Проторенессанс» представляет раннюю стадию развития Ренессанса, зарождающую его черты, в то время как Предвозрождение имеет просто хронологическое значение и подобно рецидиву готики.

По мнению Лихачева, именно второй феномен имел место в России. Однако, этот парадокс сочетания Предвозрождения без Возрождения остается неразрешенным без ответа на вопросы о причинах отклонения от ренессансного пути, о некорректности органической связи и продолжения тенденций предыдущего периода.

7 стр., 3446 слов

Проблемы культуры в России

... проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Культура в России ... и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и ... ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, ...

Заключение

Рассмотрение концепции Предвозрождения без Возрождения в России позволяет нам понять сложности и причины несостоявшегося развития страны. Однако, данная концепция вызывает множество вопросов и парадоксов, требующих более глубокого исследования и объяснения.

Русское Предвозрождение, хотя и называется так, не имеет ничего общего с действительным ренессансом или предвозрождением. Не являясь ни Ренессансом, ни Проторенессансом, оно не обладает культурным содержанием, функцией или долгосрочным историческим воздействием, typolgy-sostaviaushei svoei s sostoian imperativom.

Однако данный термин и все понятие ренессансности, которое с ним связано (хотя оно и кажется обоснованным), не имеют реального смысла. Крыльцо считается крыльцом только тогда, когда оно ведет в сени, а затем в комнаты.

Поэтому необходимо найти другой термин и разработать новую типологическую концепцию для описания данного периода.

Используя идею Предвозрождения, мы обратили внимание на то, что Дмитриев применяет ее в своем тексте скорее формально. В то же время у Прохорова вопрос о Предвозрождении приобретает более конкретное и переосмысленное значение по сравнению с подходом Лихачева. Исследователь склонен рассматривать Предвозрождение в первую очередь как православное возрождение: «Церковное православное возрождение XIV—XV вв. можно считать Предвозрождением на Руси, потому что русская культура Нового времени, прежде всего литература, своими лучшими качествами, своей человечностью обязана ему в не меньшей мере, чем западноевропейскому Предвозрождению и Возрождению. В XVIII—XIX вв. Россия стала наследницей двух взаимодополняюще-взаимоисключающих традиций». Прохоров стремится сохранить сам термин в своем исследовании, однако ясно, что «церковное православное возрождение» вряд ли можно считать Предвозрождением в том смысле, который Лихачев вкладывал в это понятие. Прохоров справедливо отмечает, что исихастское влияние было одним из ключевых факторов формирования национальных духовных и культурных традиций наряду с более поздним и переработанным европейским влиянием. Однако непонятно, в какой степени можно считать, исходя из этого правильного тезиса, что основное значение Предвозрождения заключается в его церковно-православном характере, и невозможно выбрать что-то одно. Особенно учитывая, что Предвозрождению последовал период Средневековья. Другими словами, один период Средневековья заменился другим, а термин «Предвозрождение» в данном случае, скорее всего, является продуктом сложившейся традиции. Интерпретация этой эпохи как возрождения православия со стороны Прохорова, принимая во внимание, что он понимает возрождение не как термин, а как принцип и сделанные указания, направлены более чем на терминологические отражения Ренессанса, а также давая ему характер неизбежно произошедшего исторического явления, отвечает характеру и направленности духовного восстания, испытываемого Россией.

Преобразование общности Предвозраждения и Ренессанса в культуре Восточной Европы

Как отмечено, общность Предвозраждения и Ренессанса в культуре Восточной Европы начинается от общих христианских корней, идеалов и символов, которые имели своё начало в византийско-русских и западноевропейских культурных средах. Тем не менее, это единство претерпевало преобразования по мере развития культурных общностей, их исторических путей и взаимодействия с различными традициями.

9 стр., 4106 слов

Культура Возрождения и барокко

... значимых источников культуры Ренессанса было античное наследие. Вместе с тем, ренессансные ученые и философы значительно переоценили значение античности, восхваляя старину ... культуре Ренессанса Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения ...

На западе этот процесс привел к возникновению Ренессанса, выделяющегося своим уникальным синтезом античных и христианско-католических традиций. Ренессанс стал новым этапом в духовной эволюции, олицетворяя собой переосмысление и синтез наследия прошлого.

Сравнивая это с развитием восточноевропейской культуры, особенно в России, становится ясно, что здесь отсутствовало нечто аналогичное. Отсутствие «русской идеи» в конце XIV — первой половине XV века, влияло на развитие культуры, препятствуя её подобному духовному синтезу. Однако, проявления тенденций национального возрождения начались в этот период через стремление к культурной консолидации, освобождению от внешнего влияния и возрастающему интересу к домонгольской старине.

Национальное возрождение в России XIV–XV веков можно рассматривать как ранний этап в длинном ряду подобных явлений в культуре Восточной Европы. Сравнение с более поздними эпохами, такими как движения в XVIII—XIX века, позволяет увидеть эти тенденции как часть общего движения за национальным восстановлением, сопротивлением инонациональному угнетению.

Однако несмотря на соблазн именно так интерпретировать в России период так называемого Предвозрождения, нельзя быть полностью уверенным в справедливости предложенной характеристики. Но еще в большей степени можно усомниться в истолковании культуры XIV–XV вв. как русского Возрождения на том основании, что за отсутствием возможности прямо обратиться к собственной античности Россия начинает возрождать национальные традиции своей домонгольской культуры. Но, как справедливо подчеркивает Лихачев, период домонгольского расцвета русской культуры в деле созидания истинного Возрождения не может заменить настоящей греко-римской античности. Да и интервал между XIII и началом XV в. на Руси не столь выражен, чтобы обращение к столь недавним традициям могло решительно переустроить культуру. Конечно же, решающими оказались византийские и южнославянские влияния.

Ренессанс и его влияние на русскую культуру

В одних случаях эллинская классика как бы интуитивно прозревается и добывается в концентрированном виде в произведениях такого гения, как Андрей Рублев. В других работах, чтобы указать на общий источник с культурой Запада, пишется о том, что при всей ограниченности знакомства русского общества с памятниками античной мысли «кое-что было известно», что позволяло русским людям сознательно находить отложения античной мысли.

Не менее характерны и обратные стремления – снизить культуроформирующую роль античного наследия в европейском Возрождении, чтобы подчеркнуть общность с Россией, где значимость греко-римской классики не сравнится с влиянием средневековой культуры. Я. С. Лурье противопоставляет роль восстановления древности в европейской культуре XV–XVI веков значимости таких факторов, как развитие городов, светские тенденции и, прежде всего, роль народного творчества, массовой литературы на национальных языках. Именно параллели с северными странами, с северным Возрождением, позволили ему сделать вывод: «В России не было эпохи Возрождения, как на Западе, но обнаруживались возрожденческие явления, растянувшиеся на весь XVII и XVIII век – своего рода «заторможенный Ренессанс».

6 стр., 2855 слов

Гуманизм — идейная основа культуры Возрождения

... способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм. Цель: разобраться в том, какую роль сыграли идеи гуманизма в становлении культуры эпохи возрождения. Задачи: 1. Изучить и проанализировать ... принципы гуманизма. Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (от ...

Различные подходы к роли античности в европейском Возрождении

Исследователи академик Д. С. Лурье и ученый В. В. Кожинов представляют различные подходы к проблеме роли античности в европейском Возрождении. Лурье считает, что роль античного наследия имела определяющее значение только для итальянского Возрождения, в то время как фольклор играл более значительную роль в формировании общеевропейской ренессансной культуры. Он подчеркивает связь культуры со средневековой городской жизнью и ценностью человеческой личности.

С другой стороны, Кожинов утверждает наличие отдельного русского Ренессанса, который проявляется в уникальных чертах и категориях. Он считает, что Возрождение было универсальным явлением для всех стран, включая Россию, и отмечает, что многие европейские страны, включая Россию, не знали античности как определенной культурной стадии и усваивали античные ценности через «посредницу» — Италию.

Таким образом, Лурье сосредотачивается на связи ренессансных явлений с фольклором, в то время как Кожинов подчеркивает универсальность Возрождения и отдельные черты русского ренессанса. Оба исследователя предлагают новые взгляды на роль античности в европейском Возрождении, что наводит на размышления о разнообразии и многогранности этого исторического периода.

В данном исследовании рассматривается точка зрения автора относительно становления нации и его связи с формированием абсолютистской национальной государственности. Согласно автору, абсолютная монархия в XVI веке Западной Европы играла роль цивилизирующего центра и объединяющего фактора общества, вдохновляя деятелей Ренессанса и создавая иллюзию единства интересов абсолютистского государства и нации.

В связи с тем, что автор выделяет государственность и нацию как ключевые элементы в ренессансных процессах, он не признает Ренессанс как общеевропейское явление. Он подчеркивает, что литература и культура Франции, Испании, Англии и даже России представляют различные, национальные «ренессансы».

Автор разделяет точку зрения Лихачева относительно средневекового характера русской культуры XIV-XVI веков и соглашается с тем, что термин «возрождение» применяется к этим явлениям в ином смысле, чем к «настоящему» Возрождению. Он утверждает, что русская литература XIV-XVII веков обращается к средневековой культуре и ее ценностям, не затрагивая проблем Ренессанса. Согласно автору, задачи Ренессанса русская литература решает в период XVII-XIX веков.

Таким образом, автор призывает к глубокому изучению национальной специфики, выраженной в художественном решении задач эпохи Возрождения в России. Это изучение следует проводить после четкой установки хронологических рамок, чтобы понять особенности русского Возрождения.

Не умаляя важности воздействия античности на формирующиеся черты европейского ренессансного движения, авторы исследования подчеркивают народно-демократические и фольклорно-массовые тенденции (Лурье), а также акцентируют внимание на национально-государственном строительстве (Кожинов).

Оба подхода, по мнению автора, разрушают региональное единство европейского Возрождения в поисках аналогичных прецедентов в российской истории. Однако, согласно автору, оба взгляда являются недостаточно обоснованными.

В своем исследовании я рассматриваю вопрос о национальной специфике ренессансного движения, отмечая, что в Европе возникли национальные варианты общего ренессансно-гуманистического движения с центром в Италии. В отличие от представления о разделении католической Европы, ренессанс связан скорее с ее объединением.

Также я пришел к выводу, что Россия, особенно после монголо-татарского ига, принадлежала к иному культурному миру, чем католический Запад. Русский Ренессанс отличался от западноевропейских вариантов и не может служить им аналогией.

Также я анализировал трактовку Кожинова о спаянности ренессансной личности и идеи абсолютистского государства, пришел к выводу, что она основана на исторических несоответствиях и несостоятельна.

В своем исследовании я также обсуждаю парадоксы типичные для анализа ренессансного движения в России, а также отмечаю необходимость прочувствовать как специфику России, так и специфику Запада, без примеривания их друг к другу, а скорее в контексте всемирно-исторического процесса и соответствующих ему критериев сопоставления культур.

Исследование доказывает, что проблема русского Ренессанса закономерна. Вопрос о Возрождении в России имеет не только важное значение, но и драматическую окраску, поскольку он связан с русским абсолютизмом, феодализмом, капитализмом, спецификой русского интеллектуального и духовного наследия. Стремление заявить о наличии русского Ренессанса свидетельствует о постоянных поисках, но пока еще не находках.

Потребность в Ренессансе становится явной для русской культуры, не в смысле следования европейскому Ренессансу, а потребности компенсации отсутствия полноценного фонда традиций, особенно на ранних этапах развития. Эти компенсации были осуществлены неренессансным способом из-за отсутствия у России собственной мощной древности. Именно это отсутствие национальной античности сыграло ключевую роль в дальнейших судьбах русской культуры.

Все духовные элементы, связанные с эллинством и дошедшие до Древней Руси через византийскую культуру, — лишь отзвуки, преобразованные последующим развитием. Они не имели влиятельной национальной легенды или реальных письменных, культурно запечатленных традиций, к которым можно было бы непосредственно обратиться для их открытия заново.

Если на Востоке незачем было возрождать древность, то и Древней Руси нечего было возрождать. Достаточно­го, масштабного культурного фонда национальной древ­ности на Руси не было. Византийское наследие не могло его заменить. «Не свое» возрождать нельзя. Это уже что-то иное и соответственно должно иначе называться. Но с ренессансной проблематикой Древнюю Русь сближает постоянная потребность возмещения недостач и потерь, обретения полноценных основ для дальнейшего куль­турного развития, тем более актуальная, что после монго­ло-татарского ига (да и до него) она была остро насущ­ной. Мы здесь, может быть, и сталкиваемся с потребно­стями Ренессанса, но лишенными почвы, способной его породить как реальное историческое явление, равно как и вызвать к жизни любые разрозненные ренессансные элементы (Ренессанс без ренессанса), о наличии которых в культуре XVI в. часто пишут.

Сознательное присвоение чужого при условии на­циональной созидательной переработки заимствованно­го — процесс для любой культуры необычайно плодот­ворный, обогащающий ее. Но, не имея возможности обратиться к собственной культурной древней традиции и компенсируя эти трудности усвоением «чуждых на­чал», Россия дала чрезвычайно своеобразный, не менее всемирно значимый, чем Индия и Китай, путь развития. Там, где одни страны варьировали наличное богатство традиций, другие по необходимости их восстанавливали, третьи боролись за их выживание, там Россия, будучи с XV в. сильной и независимой страной со своеобразной идеологией, могла себе позволить «прорубать окна в Ев­ропу» по мере надобности, брать по свободной воле нужный ей опыт, творчески его перерабатывать, компен­сируя тем самым трудности своего развития и не испы­тывая особой боязни духовного или политического по­рабощения в результате такого рода контактов.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/russkoe-vozrojdenie/

1. Возрождение: культуры, образование, общественная мысль. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново. 1985 г.

2. Культура эпохи Возрождения и Реформация. /Ред. В. И. Рутенбург. Л. Наука. 1981 г.

3. Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л. Наука. 1987 г.

4. Типология и периодизация культуры Возрождения. М. Наука. 1978 г.