Культура Возрождения и барокко

Курсовая работа

Развитие средневековой культуры и истоки Возрождения

Долгое время был распространен стереотип о резком противопоставлении средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средневековье считалось временем господства церковной догмы, отсутствия прогресса в науке и искусстве, а также мистики и мракобесия. Возрождение, наоборот, отсекало все эти аспекты «ночи» средневекового периода и обращалось к античности, ее свободной философии, скульптуре человеческого тела и свободе развития как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Однако последние исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на основе средневековой культуры Запада. Важно отметить, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской, и хотя существует дискуссия о том, является ли Возрождение европейским феноменом или оно присуще и Востоку, контекст нашего рассмотрения ограничен общеевропейской перспективой.

Фундаментом культуры Возрождения в историческом плане была перестройка феодальных социально-политических и идеологических структур, которым пришлось адаптироваться к требованиям развитого простого товарного производства. Глубина изменений, происходивших в то время в системе общественных связей в рамках феодальной системы производства, до сих пор является объектом исследования. Однако достаточно оснований для вывода о том, что перед нами стоит новая стадия развития европейского общества.

Фаза Возрождения (XIV-XV вв.) в политико-экономическом плане была связана с полным расцветом простого товарного производства. Общество стало более динамичным, произошло продвижение в области общественного разделения труда, осуществились первые шаги в секуляризации общественного сознания, исторический процесс ускорился.

Возрождение культуры: источники и перспективы

Эпоха Ренессанса была временем культурного пробуждения, которое стало переломным моментом в истории Европы. Оно увлекло за собой ряд социальных, политических, а также философских изменений, которые изменили общественное сознание.

Переоценка античного наследия

Одним из наиболее значимых источников культуры Ренессанса было античное наследие. Вместе с тем, ренессансные ученые и философы значительно переоценили значение античности, восхваляя старину и превосходство греческо-римской культуры над современностью.

  • Разрушение вассальной системы
  • Смена сюзеренитета
  • Формирование доктрины сословного государства

Ренессансные идеи переворачивали существующие политические и социальные устои. Они восстановили идеал демократии и гражданского общества. Также были проинициированы изменения в правовой системе, что отразилось на развитии правовой науки и оказало огромное влияние на европейское сознание.

6 стр., 2855 слов

Гуманизм — идейная основа культуры Возрождения

... основой культуры Возрождения стал гуманизм. Цель: разобраться в том, какую роль сыграли идеи гуманизма в становлении культуры эпохи возрождения. ... культуру эпохи возрождения; Предмет: Культура возрождения. Объект: Творчество гуманистов. Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения. ... производства, облегчалось ...

Ренессансная культура

Основанные на античном наследии и наследии средневековья, ренессансные оды для ройталингов, не исключали инноваций и оригинальности, отмечая свободность и независимость художника: свободу экспрессии. Расцвет битой культуры во многом был способен благодаря их стремлению на контакт с прошлым, но также — в силу постепенной секуляризации сфер культуры и знаний в целом, на обход границ, и заботу о преемственности, на передачу знаний последующим поколениям.

Визуальное искусство также было преобразовано принципами Ренессанса. Возвращение к радости бытия и природе было отражено в мастерстве лучших художников времени, они по-своему интерпретировали античное наследие, создавая красоту элизабетинской эпохи.

Гуманизм как проявление интереса к человеческим ценностям

Гуманизм – направление, на котором в равной мере был сконцентрирован особый интерес к человеческим ценностям, которые нужно признать ставя их в основу и смысл и общественной жизни. С одной стороны предметом восхищения стали люди, вызывающие восхищение своими заслугами- государственные деятели, ученые, но и богатые джентльмены, с другой — античные категории добродетельных действий. Основные формы деятельности гуманистов были связаны со всесторонним развитием человека. Они трудились над изучением истории, изобразительному искусству и шуточной литературе отправления.

Заключение

Ренессансная культура стала новым этапом развития европейского общества. Она позиционировала человека в центре всей культурной и социальной жизни. Эта эпоха оказала огромное влияние на формирование современных идей о культуре и искусстве, о политике и праве, о социальных процессах и культуре. Ренессанс представляет собой уникальный переворот в мировом мышлении и культуре.

Обращение к антропоцентризму в рамках ренессансной культуры

Антропоцентризм является основополагающим принципом новой системы культуры в эпоху Возрождения. Он является точкой отсчета для ренессансных ценностей, открывая глубинную суть связанных феноменов. В рамках ренессансной культуры произошли значительные изменения в понимании мира и человека, отличающиеся от умирающего средневековья.

Вместо ортодоксии христианства, где основным заботой верующего является вечный и потусторонний мир, гуманисты выдвинули сильное стремление человека к миру, славе в жизни и после неё. Хотя формально сохранялась традиционная христианская идея «великой цепи бытия» с богом в центре, на первый план в ренессансной культуре вышло творческое начало, истинно принадлежащее существованию человека. Эта замена традиционного теоцентризма антропоцентризмом стала центральной и пересекла все аспекты гуманистической философии.

Антропоцентрическое учение о человеке имеет три специфические черты. Во-первых, произошла «реабилитация» природы и признание человеческой природы гармоничным телесным и духовным соединением. Это привело к обожествлению природы и увидению человека как гармоничного единства. Во-вторых, уделяется преимущественное внимание личному и активному основанию понятий «достоинство» и «добродетель». В-третьих, гуманистические мыслители подчеркивают радостное восприятие мира и полноту жизни, стремление к гармонии разума и страстей. В контрасте с предыдущим представлением о жалости к условиям человеческого существования и презрении к миру, гуманистические идеи выдвигают красоту и гармонию мира, а также важность каждого индивидуального человеческого существования.

3 стр., 1263 слов

«Современный город» Я не перестаю удивляться, насколько человек ...

... людям наслаждаться своей жизнью и развиваться в сфере работы и образования. Современный город - это символ прогресса и развития человечества.Влияние городского образа жизни на комфортность ежедневной жизни человека Современный мир стремительно развивается, и ... результаты: Люди, живущие на природе, в целом ощущают больше комфорта и душевного спокойствия, чем люди, живущие в городе. Однако, люди, ...

Одним из первых развитых произведений такой мысли стало трактат Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека», опубликованный в середине 15 века. С тех пор эта идея о равной важности каждого индивидуального существования стала излюбленной темой гуманистической литературы и философии.

Регенерация времени в культуре Ренессанса

Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.

Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Парадокс архетипа юности

Культура Ренессанса, его искусство и прежде всего пластика позволяют сформулировать парадокс: архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен. Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры.

Принципиальное единство мира

Это положение в ренессансной культуре становится лейтмотивом в сочинениях писателей, философов и художников. Классическая формулировка Пико делла Мирандолы в «Речи о достоинстве человека» представляет собой выражение общепринятого представления о принципиальном единстве мира.

Регенерация социального времени

Наконец, Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления. На эпоху Ренессанса можно также взглянуть как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

Важной чертой эпохи Возрождения является отход от религиозной зависимости к светской жизни. С этим связано появление неоплатонического быта, в котором прослеживается признание платонических философских концепций об идеальном мире идеями и стремление применить эти идеи к реальной жизни. Для эпохи Возрождения характерно не только величие и возвышенность мысли, но и сильное влияние магических практик и астрологии на повседневную жизнь людей.

5 стр., 2457 слов

Идея человека эпохи Возрождения

... действительности, правда, источники эти были фальсифицированы, но люди эпохи Возрождения принимали их за подлинные. Они имели последствия ... инфильтрациями христианского характера. Кроме того, возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии ... человек будет нести сам. Во многом работа Гермеса Трисмегиста перекликается с другой работой “Халдейские Оракулы”, которая в эпоху Ренессанса ...

В этой связи нельзя игнорировать такую деталь быта как приключенчество и авантюризм, которые играли значительную роль в жизни общества того времени. Значительная часть обитателей городов того времени уделяла большое внимание раскрашиванию своего быта приключениями, зачастую это выражалось через азартные игры или даже кражи.

Смена сословий и социальных классов дала возможность появлению нового городского быта, который обозначал процесс гражданского развития народа и стремление к получению определенных, конкретных благ. Особые черты мещанского быта, свободу и личную инициативу, можно также отметить в данной эпохе.

Таким образом, эпоха Возрождения представляла собой сложный синтез бытовых традиций разных культур и эпох. В контексте культурного и социокультурного развития эта эпоха стала основой для формирования отношений, ценностного менталитета, традиций и нравственности, присущей каждой из использованных сфер общественной жизни.

Возрождение и бытовые типы

Одним из наиболее ярких проявлений Возрождения было общежитие, которое было описано в документах Платоновской академии во Флоренции в конце XV века. Здесь были упоминания о различных развлечениях, таких как турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры. Были описаны прелести будничной жизни, такие как летнее времяпрепровождение, дачная жизнь, обмен цветами, стихами и мадригалами. Все это создавало атмосферу непринужденности и изящества как в повседневной жизни, так и в науке, красноречии и искусстве. Важным аспектом было обладание итальянским, греческим, латинским и другими языками, а также интерес к религиям всех времен и народов. Все это свидетельствовало о эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями и превращении собственной жизни в предмет эстетического восхищения.

Алхимия, астрология и магия в эпоху Возрождения

Помимо бытовой практики, алхимия, астрология и магия были широко распространены во всем возрожденческом обществе и не являлись просто проявлением невежества. Они были результатом стремления индивидуалистической природы человека овладеть таинственными силами природы. Даже известный приверженец индуктивных методов в науке, Фрэнсис Бэкон, не мог устоять перед этой жаждой. Интересно, что именно в эпоху Возрождения достиг расцвета священная инквизиция. Охота на еретиков и ведьм, террор и коллективные психозы, жестокость и низость были неотъемлемой частью Ренессанса. Они не противостояли великим достижениям духа и мысли, а были связаны с ними и выражали аутентичные стремления и потребности человека. Возрождение было пропитано суевериями, которые пронизывали все слои общества, включая ученых, философов, политиков и правителей.

Одной из интересных бытовых форм культуры Возрождения было приключенчество и авантюризм, что можно наблюдать в знаменитой поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» (1532).

В отличие от предыдущих периодов и возвышенных платонических теорий, возрожденческий индивидуализм открыл для человека больше возможностей проявления своих страстей и чувств без окончательной разнузданности и аморализма. Это явилось прогрессивной идеей в историческом контексте.

17 стр., 8225 слов

Культура эпохи Возрождения

... культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру. Цель настоящей работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения. 1. Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения ... основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Время, в которое указанные ...

Далее, городской тип культуры Возрождения, как видно из французских фабль и немецких шванков, а также из новелл, характеризуется натуралистическими описаниями пробивных и предприимчивых героев из плебейских слоев. В этих новеллах критикуются общественные недостатки, особенно злоупотребления и моральная расшатанность духовенства. Возрожденческая идея антицерковности была настоящей идеей, связанной с бытом, хотя атеизмом она не являлась.

Индивидуализм, который лежит в основе всей культуры Возрождения, в последующих мещанских теориях подвергается самоотрицанию. Мещанство, хотя и не является типом культуры Возрождения, способствовало измельчанию глубоко выраженного ренессансного индивидуализма. Это создало предпосылки для функционирования мелкой человеческой личности наряду с великими личностями в последующие века европейского развития.

Изучение истории Возрождения является очень важной частью исторических исследований. В рамках данного исследования были проанализированы данные, указывающие на различные аспекты общественной жизни во время этого периода. Проявление коварства, вероломства, убийств, а также различные типы разгула страстей и преступлений свидетельствуют о том, что общественная жизнь того времени была неблагополучной.

Особенно отчетливо эти черты проявлялись в Италии, где монастыри и церковные деятели оказывались причастны к различным преступлениям и разврату. Неограниченная власть некоторых личностей и внутренние раздоры в городах порождали беспощадную жестокость и неистовую ярость, что приводило к преступлениям и кровопролитию.

Исследование также выявило, что разгул страстей и преступлений затрагивал многих художников и гуманистов того времени, участие которых в общественной жизни демонстрирует сложность социальных взаимодействий и аморальность некоторых представителей общества. Данный период истории представляет собой сложную панораму общественных явлений, которые оказывали значительное влияние на художественную и культурную среду Возрождения.

Введение

Ренессанс – это эпоха истории, которая характеризуется значительными изменениями в области искусства, науки и культуры. Одним из ключевых аспектов этого периода является развитие творчества и его роль в формировании человеческой цивилизации. В данной статье мы рассмотрим влияние ренессансного искусства на общество и его значимость для развития культуры.

Титанизм и стихийный индивидуализм эпохи Ренессанса

Одним из ярких представителей ренессансного искусства был скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини. Он отличался своей вспыльчивостью, самообожанием и честолюбием, что приводило к конфликтам и насилию. Его жизнь была полна страстей и приключений, и он не признавал никаких законов или ограничений. Такие примеры свидетельствуют о связи между безграничными страстями и индивидуализмом эпохи Ренессанса.

Роль титанов в эпохе Возрождения

Как отмечал Ф. Энгельс, эпоха Возрождения была периодом величайшего прогрессивного переворота в истории человечества. Она требовала наличия «титанов» — сильных и смелых людей, которые могли бы привнести новые идеи и бороться за свои убеждения. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были характерными представителями этого времени — они были учеными, искателями приключений и активными участниками борьбы.

13 стр., 6294 слов

Европейская культура эпохи Возрождения

... в науке Нового времени. 2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – ... открытым противостоянием. Возрождение не было атеистической эпохой, оно скорее преобразовало само религиозное мировоззрение. В своем творчестве литераторы и художники Ренессанса стремились к ...

Возрождение греческой античности и расцвет искусства

Ренессансное искусство положило начало «возрождению» греческой античности и привело к уникальному расцвету искусства. Эта эпоха стала свидетельством силы и красоты человеческой цивилизации. Философский постулат о творческих возможностях человека, провозглашенный Пико делла Мирандола, нашел свое осуществление в ренессансном искусстве.

Заключение

Ренессансное искусство играло важную роль в развитии культуры и общества в период Возрождения. Оно было выражением красоты человеческой цивилизации и привнесло новые идеи и творческие возможности. Ренессанс стал периодом, когда титаны эпохи проявили свою силу и страсть в борьбе за свои идеалы.

Культура и искусство Флоренции XV века представляет собой идеальное воплощение жизни, соответствующей искусству. Город Флоренция стал украшением того времени, благодаря таланту великих художников и архитекторов. Именно в этом городе родился «идеальный» город, созданный великими творцами своим воображением и руками. Открытие перспективы, которая была очерчена Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также объединение пространственно-пластического и общественно-политического видения мира, сыграли ключевую роль в реализации этой идеи.

Этот «идеальный» город представлял собой новое, человеческое пространство, которое отчетливо контрастировало с природным пространством. В своей «Похвале флорентийцам» (1518), Ф. Меланхтон подчеркнул, что эстетическая культура Флоренции имела вдохновляющий характер, который вызвал необратимые изменения во всех сферах жизни и культуры, воспитании, политике и религии, знаменуя наступление новой эры в истории человечества.

Художник в этой эпохе был идеальным образцом творческого человека, причастного к искусству. Они были одарены продуктивным воображением и способными творить и преображать мир. Имена таких художников, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберта и других, символизируют величие флорентийского искусства.

Исследователь Ренессанса Я. Буркхард описал «Государство как произведение искусства» в своей книге, где он исследовал и анализировал культуру и искусство итальянского Возрождения. Концепция искусства, организующего мир, распространялась не только на предметный мир города, но и на общественную жизнь с ее играми, зрелищами и театром. Карнавальные фестивали, балы, турниры и уличные театральные спектакли были любимыми развлечениями флорентийцев. Искусство живописи передавало сцены церемоний и зрелищных событий, объединяющих актеров и зрителей в общем эстетическом и эмоциональном впечатлении.

Ренессанс стал эпохой, в которой достигнута гармония между общественным пространством и эстетическим опытом. В эту эпоху Флоренция процветала благодаря великим художникам, которые создали идеальное воплощение искусства в жизни города и общества. Это время ознаменовало новую эру в истории человечества и оставило неизгладимый след в культуре и искусстве.

Возникновение современной литературы в эпоху Ренессанса

Эпоха Ренессанса, которая пришла на смену средневековью, принесла с собой не только новые идеи и открытия, но и новую форму литературы. В заметке Ф. Энгельса, под названием «Различие положения в конце древнего мира (ок. 300 г.) и в конце средневековья (в 1453 г.)», он отмечает «могучий литературный подъем XIV века», а также указывает на Данте как на рубеж между средневековой и ренессансной культурами.

10 стр., 4519 слов

Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

... противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взгляд на средневековье как на эпоху мракобесия, «темные ... В философии господствуют апологетика и схоластика, в искусстве – «варварский» стиль, в котором сочетались элементы раннехристианской художественной культуры с элементами языческими, ...

Ренессансная литература сталкивалась с особенностями времени, в котором она возникла. Она переплетала героический энтузиазм, титаническую энергию и разносторонность с чертами феодальной эпохи и «первоначального накопления». Художники Возрождения, такие как Кристофер Марлоу и Шекспир, создали галерею персонажей, которые отражали разнообразие и противоречия того времени.

В произведениях Марлоу и Шекспира можно увидеть необузданный индивидуализм, перерастающий в злодейство. Такие персонажи, как завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марлоу, и короли от Иоанна до Ричарда III у Шекспира, а также другие персонажи, например, Эдмунд, Яго и Шейлок, отражают жестокость времени и злодейские умыслы, которые ранее не были характерны для средневекового общества.

Эпоха Возрождения была периодом исторического прогресса и одновременно «первоначального накопления». Литература этого времени отражала исторические и социальные изменения, а также сложные моральные и этические дилеммы, с которыми сталкивались люди того времени.

В контексте философии Возрождения интересно отметить значение и влияние работ Галилея Галилея. Он использует принцип инерции в своем исследовании движущихся тел, который позже эпохально пришел на смену церковному учению о постоянстве и статичности Вселенной. Вначале он использовал этот принцип как обоснование для монгеизма, затем распространил его и на вопросы динамики невоздушных тел и явлений в небесных сферах.

У другого яркого представителя возрожденческой философии, Николая Кузанского, мы имеем докерикевские точки зрения, которые под пером этого мыслителя вырастают в остроумную философию вечного возвращения, без начала и конца, без начала и решения. Этот апофатический подход Кузанского предшествует работам Платона и других античных философов.

В свою очередь, Денье Дидро, французский iluminist, преподаватель теологии и права в сорбонне, в своих работах отвергает теологическое объяснение сущности и причин света, как и других явлей природы, а указывает на необходимость научного исследования и экспериментирования. Несмотря на своё естественнонаучное образование, он тем не менее применяет принцип каузальности и к духовным тайнам, таким как душа, молитва, сакраменты, что ставит его далеко от разделяемого в царствующей философии Возрождения тезиса об отдельности природы и материи от духовного и трансцендентного.

Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI в. в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, — это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом. Таким образом, протестантизм. появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.

12 стр., 5961 слов

Анатомическое знание в эпоху высокого Возрождения

... в возрасте старше 40 лет. Становление анатомии и медицины в эпоху Возрождения. Конец XIV начало XV века парадигмальный сдвиг в ... произведений (рис., 12, 13), подкрепленных тщательным изучением анатомии и названных впоследствии историками искусства Высоким Возрождением. ... Рис. 21 Питер Брейгель,Триумф смерти(1562) Тема аномалий развития интересовала и представителя антверпенской школы живописи Квентин ...

В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но она претерпела серьезные уточнения. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Как почти все великие мыслители эпохи Возрождения, Макиавелли был подлинным художником. В своей классической характеристике Возрождения Ф. Энгельс поставил его имя рядом с именем Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и Мартина Лютера. «Мандрагора» — одна из лучших комедий XVI в., а «Сказка о Бельфагоре» не уступает весьма красочным рассказам Банделло. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий «Государь». Музой Макиавелли была политика, причем реализм политических концепций органически у него сочетался с реализмом художественного метода. В его «Государе» политическая идеология и политическая наука сплетаются в драматической форме «мифа», своеобразной антиутопии.

В рамках своего учения, Макиавелли четко обозначает разрыв между политикой и моралью. В его книге «Государь», главный персонаж, созданный по образу и подобию кентавра, являет собой синтез природы зверя и человека. Это символизирует, что править необходимо с применением обеих сторон медали, включая безжалостность и стремление к власти.

Макиавелли верил, что христианская мораль подавляет общество и делает его более уязвимым для врагов. В то же время, он не отвергает мораль полностью, утверждая, что новому правителю просто невозможно соответствовать всем общепринятым добродетелям в полной мере. На этом пути будут возникать противоречия, истребление которых может оказаться слишком затратным.

В заключительной части «Государя», автор призывает к облегчению страданий нации, призывая высшую касту общества, представленную домом Медичи, освободить себя от моральных устоев и сосредоточиться на защите страны. Этот призыв имеет весьма патетическую окраску, поскольку он украшен цитатами из работ Петрарки.

Таким образом, Макиавелли придал понятию добрых дел новое значение, развив его до границ звериной природы человека и його желания захватить власть. Это представление стало основой для формирования его уникального взгляда на политику и управление, отраженного в «Государе».

Хотя скептики могут рассматривать Макиавелли как аморального циника, он безусловно унял многие противоречия между естественными и человеческими побуждениями, которые до сих пор отмечались теоретиками политики. Это свидетельствует о непревзойдённой значимости Макиавелли как центральной фигуры в изучении политических процессов.

Эпоха барокко и ее особенности

Эпоха барокко, сформировавшаяся в эмбриональном виде во времена Ренессанса, является одним из самых ярких периодов в истории культуры. Она наступила после глубокого духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В это время произошло изменение взгляда на человека и появилось пристрастие ко всему театральному, что привело к возникновению уникального образа — «весь мир — это театр».

8 стр., 3578 слов

Культура Возрождения в Западной Европе

... является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в ... государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, ... из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в ...

Этот образ, связанный с именем Шекспира, пронизывает все крупные произведения европейской литературы. Он символизирует особенности эпохи барокко и отражает ее философию. Городской театр, открытый в Амстердаме в 1638 году, стал ярким примером применения театральной метафоры в архитектуре. Над его входом можно было прочесть строки из произведения голландского поэта Вондела, которые гласили: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам». В Испании, соперничавшей с Голландией, Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр «Великий театр мира», который представлял мир как сцену в истинно барочном смысле.

Самоуважение и стремление к яркой жизни

Люди эпохи барокко всегда ощущали на себе внимание всего мира и присутствие божественного глаза. Однако, вместо того чтобы вызывать у них страх или тревогу, это наполняло их чувством самоуважения и стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представлялась в искусстве. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи барокко отражали представление их создателей о самих себе. Они были своего рода панегириками в камне, превозносящими добродетели тех, кто в них жил.

Произведения эпохи барокко прославляли великих людей и их свершения, поражая нас своим вызовом и одновременно демонстрируя попытку заглушить тоску их создателей. Однако, тень разочарования всегда присутствовала в искусстве барокко. Любовь к театру и сценической метафоре отражала осознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев в произведениях французских драматургов, английских поэтов и немецких писателей было, возможно, попыткой отсрочить забвение, которое грозило поглотить всех, даже самых великих.

Многоцветность и противоречивость

Литература эпохи барокко была изначально многоцветной, сверкающей и жизнерадостной. Однако она могла быть и темной и пронзительной. Произведения, созданные в этот период, часто выражали тоску и разочарование. В трагедии Корнеля «Тит и Береника» римский император Тит говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти». Эти слова стали символом понимания барокко того, что жизнь временна и неизбежно приводит к смерти.

Итак, эпоха барокко отличалась особыми чертами, такими как пристрастие к театральности, стремление к яркой жизни и саморефлексия. Она была противоречивой и многообразной, отражая как светлые, так и темные стороны человеческого существования.

Желание человека разгадать загадки вселенной несмотря на ее бесконечность и изменчивость было сильно влияно на развитие культуры в эпоху барокко. Эта эпоха связана с идеей динамизма, гармонии сфер и постоянного движения. Открытие астрономом Кеплером законов движения планет и постоянного расположения небесных тел нашло соответствие в формах и образах барочной архитектуры, живописи и литературы.

Ощущение бегущего времени и тщетности человеческой жизни, которое проповедники и поэты Европы неустанными страстными словами объявляли, не могло не отразиться на барочной культуре. Парадоксально, что эти мотивы стали фундаментом необыкновенного жизнелюбия, которое утверждает, что жизнь стоит того, чтобы радоваться ей и наслаждаться многоцветным маскарадом окружающий мир.

Культура барокко представляет литературные произведения, которые не только трактуют бренность всех существующих вещей, но и эмансипируют жизнь, давая ей божественный смысл. Это заметно в творчестве художников и писателей, которые три века назад смело описывали мир, полный радости, чудес ирреальной красоты, и завершали эту картину мироздания идеей божественного начала.

Барокко на Востоке и в Восточной Европе

Исследование предоставляет весомые аргументы в пользу идеи о том, что барокко как мироощущение не ограничивалось только Западной Европой, но также имело своих сторонников и в других регионах мира. На примере Ирана эпохи правления шаха Аббаса 1, начала правления династии Цин в Китае и времен великого японского драматурга Тикамацу, а также его влияние на русскую и украинскую культуру XVII-XVIII веков, можно увидеть, что барокко проникло и на Восток, влияя на искусство и культуру этих регионов.

Необходимо отметить, что период, являющийся переходным этапом развития культуры, не ограничивается только эпохой Возрождения. В странах Восточной и Юго-Восточной Европы этот переход от средневековья к Новому времени происходит, в основном, в XVII-XVIII веках, то время, когда в Западной Европе расцветает культура барокко. Поскольку в данных регионах не было развитого Возрождения, барокко берет на себя роль ренессанса, наполняя искусство земными и человеческими содержаниями.

Киев: крупнейший центр культуры барокко на Украине

Одним из крупнейших центров культуры барокко на Украине является Киев, где особую роль играла Киево-Могилянская академия. В академии было уделено большое внимание изучению философии. Студенты знакомились с античными философами, начиная от Гераклита и до Боэция, а также изучали труды средневековых схоластов, мистиков и мыслителей Нового времени, таких как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Д. Локк и другие.

Особое место в программе обучения занимали курсы поэтики и риторики, которые основывались на трудах гуманистов итальянского Возрождения. Киевские поэты и риторики ознакомились с понятиями и принципами западноевропейской литературно-теоретической мысли XVI-XVII веков, а также с образцами литературного творчества. Это способствовало перестройке украинской, русской и других славянских литератур в европейском стиле и зачастую приводило к развитию новых художественных направлений — барокко и классицицизм.

Подобный процесс развития искусства происходил также в России.

Основным характером русской художественной жизни в XVII веке было слияние традиционных русских форм с элементами позднеготического, ренессансного и барочного искусства, которые часто были заимствованы из стран Северной Европы. В то время как этот период был склонен к декоративному и динамичному стилю, живопись часто создавала впечатление барокко, что нашло свое отображение в понятии «нарышкинское барокко». Многие называют этот период русским Возрождением в стиле барокко. Но во время петровских преобразований в России возникло новое искусство, которое не было ренес-сапсным, а определенно принадлежало европейской культуре Нового времени. Уникальность искусства XVIII века в России следует искать не только в сохранении традиций, но также в стремлении двигаться новым путем. Новое и старое взаимно влияли друг на друга, как отметил Ключевский.

Одна из проблем в русском искусстве XVIII века связана с взаимоотношениями двух стилей: барокко и рококо. Ученые А. Сидоров и А. Греч предложили концепцию последовательной эволюции от барокко петровской и послепетровской эпохи к рококо середины века, а затем к классицизму. По мнению Греча, барокко, рококо и классицизм соответствовали трем царствованиям: «Суровый Марс, Ветреная Диана и Мудрая Минерва, символизируя три важных этапа». Однако, хотя в русской культуре слияние барокко и рококо и действительно произошло, этот вопрос все еще хранит неясность. Это свидетельствует о особой ситуации, ставшей для России наглядным примером соединения двух стилей. В середине XVIII века, когда абсолютизм оказался запоздалым по сравнению с Францией, породился барочный пафос, который совместился с гедонизмом классического рококо, доступного русской культуре благодаря ее зрелости. Характерной особенностью русской культуры было сочетание разных этапов европейской культуры в одном периоде.