Европейская культура эпохи Возрождения

Курсовая работа

Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса. Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.

Экономические и социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италии ренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивался экономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в котором достойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг. Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранее проявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались в процессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового, нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность, неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей и обогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий, создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественного вмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая в культуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу ряда демиургических функций от Создателя человеку-творцу.

Развитие нового типа культуры в Италии

Итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти, сыграли ключевую роль в развитии нового типа культуры в эпоху Возрождения. Они отвергали «естественное право» сеньора, предлагая взамен сознательное социально-политическое соглашение равноправных горожан. Равенство возможностей, предлагаемое этими коммунами, не уничтожало социальные различия, но стимулировало индивидуальную инициативу, самостоятельную активность и предприимчивость, направленные на увеличение богатства.

Духовные истоки культуры Возрождения

Культура Возрождения черпала свои духовные истоки из античности, но при этом не отрицала религиозного, интеллектуального и художественного опыта средневековья. Итальянские гуманисты выступали против умозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии, однако они не отказывались от возвышенных и одухотворенных категорий. Христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе, и отношения между деятелями Возрождения и церковью развивались по-разному, иногда сотрудничество сменялось открытым противостоянием.

6 стр., 2762 слов

Русская Православная Церковь и возрождение культуры

... служения, пробуждающие в душе глубокое покаянное чувство. "Вся духовная культура, богословская начитанность гражданина Святой Руси, кажущаяся сынам гордой европейской культуры чем-то диким и мрачным, - по словам ... - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это ...

Возрождение не было атеистической эпохой, оно скорее преобразовало само религиозное мировоззрение. В своем творчестве литераторы и художники Ренессанса стремились к возвышенному и устремленности к нему, что задавало тон их работам.

Стремление к научному познанию природы

Важной предпосылкой развития ренессансных представлений стало стремление к научному познанию природы. Это научное стремление было идейно обосновано доктриной двойной истины. Одна истина – веры, источником которой может быть только религиозное откровение. Другая истина – знания, основанная на опытно-экспериментальном исследовании и теоретическом обобщении.

Введение

Возрождение — это эпоха в истории человечества, которая охватывала период с XIV по XVI века. Это было время, когда произошли значительные изменения в мировоззрении, науке, искусстве и культуре. Возрождение представляло собой переход от средневековья к новой эпохе, в которой человек стал центром всего сущего.

Развитие научного мышления

Возрождение было временем, когда научное мышление начало развиваться и преобразовываться. Люди стремились понять природу и мир, чтобы использовать их в своих интересах. Хотя знания, полученные опытным путем, еще не были полностью систематизированы, они отражали стремление человека к всестороннему исследованию природы.

В ренессансном мировоззрении человек занимал особое положение, находясь между миром земным и миром небесным. Все сущее сосредоточивалось вокруг него. Движущими силами, пронизывающими мировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. Это представление о мире привело к идее единства Вселенной и человека.

Философские представления ренессансной эпохи были насыщены метафорами и символами. Язык науки того времени был метафоричным и полон смысла. Он еще не освободился от магических практик и алхимии, но уже стремился к постижению универсума.

Возвращение к античности

Возрождение привнесло с собой новые ценности и идеалы, отличные от средневековых. Деятели культуры этой эпохи стремились вернуться к античным идеалам. Они видели в античности универсальный образец для подражания, который мог вдохновить на создание новых форм и языка.

Античность стала не только источником вдохновения, но и зеркалом, через которое эпоха Возрождения могла увидеть и распознать саму себя. Античные идеи взаимодействовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, что привело к новому видению мира.

Возрожденная античность стала неотъемлемой частью культуры и искусства эпохи. Она помогла выявить своеобразие Возрождения на фоне традиционных христианских представлений.

10 стр., 4840 слов

Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

... в ренессансной культуре Италии. Этот полицентризм способствовал многообразию Возрождения. Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также ... принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, ... воздействие на гуманистическую мысль Италии более поздней эпохи. Данте выступил решительным сторонником разграничения сфер ...

Заключение

Возрождение было эпохой перемен и преобразований во многих сферах жизни. Научное мышление начало развиваться, а идеи античности стали источником вдохновения для создания новых форм в искусстве и культуре. Возрождение оставило глубокий след в истории человечества и продолжает вдохновлять нас до сегодняшнего дня.

Роль гуманизма в эпоху Возрождения

Экономические и социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокие идеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренчески переосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явился человек как свободная, деятельная, творческая индивидуальность. Антропоцентризм – доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только в связи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом от средневекового теоцентризма ренессансный человек был поставлен перед необходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось как проблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.

Важно заметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центр мироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивал божественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смысл возрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственным основанием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритета теологизированных норм и ценностей.

Среди неотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан той ценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии и средневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в. окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также для ретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения.

Верность человеческому разуму и отрицание монополии теологии

Важными чертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральной оценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаяся на свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала, служащая благу других людей.

В возвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чем полнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развит и более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая черта мировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.

Энциклопедизм был характерен для культуры Возрождения, которая объединяла научную и художественную сферы. В средневековье наука входила в систему «семи свободных искусств». Ренессансное искусство, в отличие от ремесленной деятельности, использовало методы точных наук и стремилось к целостному познанию мира через объединение всех форм творчества.

Особое внимание в ренессансной культуре уделялось анатомии, которая позволяла понять внутреннее строение человека. Математика и геометрия считались дисциплинами, через которые можно понять объективную сущность красоты. В средние века наиболее совершенными способами познания считались слух и умозрение, но художники Возрождения полагали, что зрение дает самую точную информацию о мире. Леонардо да Винчи отмечал, что только натренированный глаз художника может увидеть массу деталей, скрытых от умозрительной теории. Это и другие носители интегрального знания повлияли на развитие опытно-экспериментального изучения природных процессов в науке Нового времени.

28 стр., 13975 слов

Архитектура эпохи Возрождения

... но и в классической пропорциональности, в развитии центрического типа построек в архитектуре тамплиеров с хорошо заметным внутренним пространством. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более ...

2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, которое активно развивалось в городах Италии. Все больше людей становилось грамотными, и возник интерес к естественным и гуманитарным наукам, которые только начинали развиваться.

Возрождение античности в ренессансной культуре Италии

Античные традиции играли важную роль в становлении ренессансной культуры на Апеннинском полуострове. Итальянцы, считая себя прямыми потомками древних римлян, находили в античности своеобразное историческое оправдание национального единения. Богатое наследие Древней Греции и Древнего Рима, а также сохранившиеся античные памятники напоминали о славном прошлом этих земель.

Важное значение для развития ренессансной литературы имели творчество Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Данте, автор первой западноевропейской автобиографической повести о любви «Новая жизнь» и бессмертной поэмы «Божественная комедия», использовал художественно переработанный вольгаре, что сделало его одним из создателей итальянского литературного языка. Поэт преобразил средневековый жанр странствий, приблизив его к реальной жизни.

Франческо Петрарка, в свою очередь, был заинтересован в античности и реабилитации языческой литературы. Он полагал, что христианская мудрость станет богаче, если будет обогащена античными идеями. Петрарка был не только основателем ренессансной филологии, но и создателем самой большой библиотеки произведений древних авторов своего времени.

Искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии

В период Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии произошли значительные изменения в искусстве, литературе и науке. Этот период характеризовался переосмыслением средневековых концепций и развитием новых идей и творческих подходов.

Искусство Проторенессанса

Одним из ведущих художников Проторенессанса был Джотто ди Бондоне. Его работы, такие как фрески церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе, существенно изменили представление о живописи в средневековом искусстве.

В творчестве Джотто появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображение фигур на плоскости. Его произведения уже не просто отражали абстрактные идеи, а стали ближе к повседневным историям и рассказам о жизни святых, Христе и Марии, которые были наполнены искренними человеческими чувствами.

Искусство Джотто ди Бондоне стало отправной точкой для развития ренессансной живописи и внесло значительный вклад в изменение концепции искусства в Италии.

5 стр., 2342 слов

Италия. Возрождение

... Искусство перестало быть анонимным — вот самое резкое отличие искусства эпохи Возрождения от средневекового.» Хотя в средневековье искусство ценилось гораздо выше, чем в эпоху Возрождения. ... государственный самый посещаемый музей в Италии, в который может попасть любой желающий. ... искусством стала архитектура ренессанса, своими правильными классическими формами. Живопись вошла в новую фазу, так раньше ...

Раннее Возрождение и гуманистическое движение

В XV веке в Италии произошло мощное развитие гуманистического движения, которое сформировало новую светскую интеллигенцию. Гуманисты, такие как Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини и Марсилио Фичино, внедряли в интеллектуальную среду гуманитарные науки и разрабатывали ренессансное мировоззрение.

Гуманисты оттачивали концепцию, в которой религия ставилась на службу человеку. Они обогащали идеи Петрарки и Боккаччо и развивали гуманистическую философию, этику и эстетику.

Развитие музыкального искусства

В период Раннего Возрождения происходило дальнейшее развитие музыкального искусства. Одним из важных достижений было появление полифонии, которая связала камерные, простонародные и религиозные жанры.

Музыканты и композиторы этого времени, такие как Джованни Боккаччо, вносили свой вклад в развитие музыки и создавали произведения, которые отражали высокие человеческие чувства и идеалы.

В итоге, Проторенессанс и Раннее Возрождение в Италии принесли с собой значительные изменения в искусстве, литературе и науке. Этот период стал отправной точкой для развития ренессансной культуры и сформировал новые ценности и идеалы, которые продолжили развиваться в последующие века.

Искусство Раннего Возрождения в Италии

В XV в. в искусстве Италии произошли значительные изменения, связанные с окончательной победой ренессансного мировосприятия. Экономическое и культурное развитие различных регионов Италии способствовало появлению множества художественных школ, сформировавшихся в различных культурных центрах. Особенно продуктивной была творческая деятельность художников Флоренции, которая ярко демонстрировала универсальность возникшей культуры.

Архитектура

Архитектура в этот период приобрела неповторимый ренессансный стиль. Особенно полно этот стиль проявился в творчестве зодчих Брунеллески и Альберти.

Филиппо Брунеллески (1377–1446), обращаясь к античности, тщательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники и делал зарисовки. Однако, позаимствовав отдельные античные элементы, он создал совершенно оригинальный стиль – светскую архитектуру, изящную в своей простоте и гармонически пропорциональную. Примерами его работы являются купол собора Санта Мария дель Фьоре и Палаццо Ручеллаи.

Леона Баттиста Альберти (1404–1472), по своей многогранности и разнообразию деятельности, можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В своих трактатах и произведениях он поднимал проблемы красоты и гармонии, а также математического измерения этих понятий. Альберти сыграл значительную роль в развитии архитектуры Раннего Возрождения.

Искусство

Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, которая получила полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Они создавали величественные конные памятники и развивали жанр портрета. Пластика опережала живопись в освоении реалистических изобразительных средств и активно использовала античное наследие. Наиболее известным скульптором этого периода считается Донателло, автор таких произведений, как «Давид», «Святой Георгий» и конная статуя кондотьера «Гаттамелата».

4 стр., 1987 слов

Образцы античности и возрождения в искусстве классицизма

... к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются ...

Живопись Раннего Возрождения

Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.

Мазаччо

Мазаччо (1401–1428) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательны фрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви Санта-Мария дель Кармине. Фигуры на них отличаются совершенством и материальной мощью телесных форм, а художественный язык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччо разработал и широко использовал принципы математически выверенной прямой перспективы, в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло («Битва при Сан-Романо»).

Боттичелли

Искусство Сандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.

Изменения в искусстве второй половины XV века

Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).

Высокое Возрождение

Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.

Экономика и политика в Италии в первой половине XVI века

В первой половине XVI века Италия играла важную роль в торговле со странами Востока. Однако из-за войн инвестиции в мануфактурно-ремесленное производство и торговый обмен ослабевали, а конкуренция с Германией возрастала. Падение Византии также негативно сказалось на итальянской экономике, которая в значительной степени зависела от торгового капитала.

Великие географические открытия, совершенные Христофором Колумбом в 1492 году и Васко да Гама в 1497-1499 годах, привели к появлению новых торговых путей у морских стран Европы и положили конец монополии итальянцев на посредничество в торговле с Востоком.

В сельском хозяйстве Италии наметилась тенденция к аграризации. Кризисные корпорации начали вкладывать свои деньги в покупку земли, что привело к перекачиванию капитала в аграрный сектор.

Политическое раздробление и регламентация в Италии

В первой половине XVI века Италия столкнулась с политическим раздроблением, ставшим ареной борьбы между Францией и Испанией за владение ее территорией. В итальянских городах и областях, втянутых в междоусобные войны, устанавливались формы правления, близкие к деспотическим. Только Венеция сохранила развитые формы городского самоуправления, так как она оставалась независимой купеческо-аристократической республикой.

12 стр., 5692 слов

Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура

... распространившейся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком ... мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура России своеобразна, как и сама «русская ...

Культурным следствием этого процесса стала тенденция к унификации и регламентации моды, художественного быта, проведения праздников и других аспектов жизни.

Влияние Реформации и Контрреформации

Реформация и Контрреформация оказали огромное влияние на духовный климат Италии XVI века. В 1540-х годах орден иезуитов стал главным орудием католической реакции в Италии. Иезуиты влияли на культурную жизнь и сферу образования. Их школы и коллегии в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования.

Суды инквизиции возобновили свою деятельность, преследуя научные изыскания, магию и алхимию. В течение Позднего Ренессанса в кострах инквизиции сгорали люди и книги. В 1559 году папа Павел VI впервые опубликовал список запрещенных книг.

Италия в эпоху Высокого Возрождения

Высокое Возрождение – это период истории Италии, который начался в конце XV века и продолжался до конца XVI века. Это была эпоха великих изменений в искусстве, культуре, науке и философии. Важнейшими городами Высокого Возрождения были Флоренция, Рим, Венеция и Болонья.

Экономический спад и социальная дифференциация

Несмотря на процветание культуры и искусства, экономический спад стал причиной резкой социальной дифференциации в Италии. Безработица и обезземеливание крестьян привели к тому, что нищие и бродяги заполнили улицы городов. Некоторые квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить свои семьи.

Влияние на культурную жизнь

Изменившиеся социально-экономические условия существенным образом повлияли на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций.

Философия

Никколо Макиавелли является одним из самых известных представителей общественно-политической мысли Высокого Возрождения. В своей наиболее известной работе «Государь» Макиавелли предлагал новый реалистический подход к политической деятельности, считая идеальной формой правления республику. Однако, он ратовал за сильное процветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия и признавал государственное насилие как средство достижения политических целей.

Литература и театр

В эпоху Высокого Возрождения творили многие известные итальянские писатели, такие как Людовико Ариосто, Анджело Полицьяно, Пьетро Бембо. Это была эпоха становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания.

Отдельный жанр представляло театрализованной буффонада, являвшаяся комической формой спектакля с использованием элементов клоунады и циркового искусства.

Литературный язык

Также именно в этот период были усовершенствованы литературный итальянский язык и грамматика, что стало важным вкладом Италии в мировую культуру.

Театр

На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.

19 стр., 9233 слов

Возрождение в Италии

... - экономическое состояние Италии. Сделать краткий обзор достижений итальянских ученых, художников, скульпторов, живописцев эпохи Возрождения. Иллюстрировать наиболее выдающиеся и известные произведения искусства эпохи Возрождения. Источниками информации для написания курсовой работы послужили труды ...

Музыка

Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).

Архитектура и искусство

Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.

В Риме развернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.

Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Исследование о Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти

Деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.

Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564).

Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-

Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра).

Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.

3 стр., 1004 слов

Жизнь подражает искусству

... "Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни." И, возможно, Жизнь когда-нибудь создаст мир Оскара Уайльда. Время на это еще есть... ведь Искусство бесконечно. * Все цитаты, использованные в эссе, ... Уайльд учился в Тринити-Коллежде в Дублине, где изучал античную историю и культуру, а затем в коллежде Магдалины в Оксфорде. Он мог бы стать прекрасным ...

Венеция – город, уникальный по многим причинам. Одной из таких причин являются художественные особенности, вызванные природой местности и своеобразной культурой города. Венецианская художественная школа, отражающая эти особенности, выделяется высоким уровнем и оригинальностью в искусстве.

Особенности венецианской художественной школы

Особенности венецианского искусства связаны с местностью, на которой был построен город. Венеция окружена морем, поэтому солнечные блики на водной глади придавали эфирность окружающей обстановке. Марево, создаваемое влажным климатом, служило источником вдохновения для художников, помогая создавать образы с немного мистической аурой. Кроме того, жизнь города тесно связана с торговлей, тем самым способствуя прагматичному подходу и пониманию рынка и коммерции за непрерывное время работы кувшинов со стороны художников.

Население Венеции отличаясь высоким социальным статусом, любовалось веселыми карнавалами и давало предпочтение роскошным пировам. Этот образ жизни оставался незыблемым в художественном сознании венецианцев, нашедших свою отдельную тропу развития в искусстве. Тесные культурные и иноязычные связи с Византией оказали значительное влияние на процесс формирования художественной традиции Венеции. В частности, византийский стиль, готика, арабский стиль и древнеримский стиль были ввезены в искусство города и обратимы в венецийскую художественную традицию.

Искусство Венеции направило течение истории оформления на протяжении многих лет. Наиболее известными художниками венецианской колористической живописи считаются Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.

Тициан

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) – художник, наиболее полно воплотивший оригинальные черты венецианской художественной школы. Его мировосприятие было особенным, он обладал глубиной и многогранностью мышления, что в полной мере проявлялось в его работах, покрывающих множество жанров – от лирических до драматических. Тициан в своем творчестве пренебрег традиционными правилами композиционного построения, организуя связующую роль цвета.

Тинторетто

Уравнительно-коммунистические утопии, в главном своем аналогичные «Городу Солнца» Кампанеллы в Венеции стали реакцией на обострение социально-экономических противоречий Позднего Возрождения. Их идеологи пропагандировали обязательное имущественное равенство и необходимость ручного труда, унифицированного образования. Предшествовала «Утопии» Томаса Мора.

1. Ренессанс в Италии

Ренессанс в Италии – это период в европейской культуре, который связывают с XIV – XVII веками.

Бурное развитие экономики и политики превратили Италию в главный центр эпохи Возрождения. Центры культурного развития Италии – это города Флоренция, Рим, Венеция, Болонья, Падуя, Пиза, Сиена, Урбино.

Характерной чертой ренессансного искусства являлось обращение к античным образцам и культуре. Восторженным откликом на классицизм стали произведения ренеcсансной архитектуры. Именными представителями этого направления стали Джакомо ДаВинчи, Филлипо Брунеллески и все лучшие мастера Италии эпохи Возрождение.

1.1 Литература

Литература той поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическое развертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучные лирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространение получил жанр автобиографии. Вершиной поэзии Позднего Возрождения считают творчество Торквато Тассо.

В театре Позднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали (идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) и комедия дель арте.

В середине XVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм как течение, отразившее кризисные явления в культуре Позднего Возрождения и обозначившее отход от ренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человек понимался как совершенное творение природы.

1.2 Живопись

Живописи маньеристов были присущи деформация композиции и фигур, драматические образы, необычайная выразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо «Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо «Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр и Павел». В дальнейшем подчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция, определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение в стиле барокко.

2. Северное Возрождение

Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытных европейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил в Северной Европе медленнее и труднее, чем в Италии. Видимо, поэтому для Северного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых и ренессансных мировоззрений, стилей.

В культуре Северного Возрождения детерминирующую роль играл экономический фактор – зарождение капиталистического производства. Новые культурные тенденции отражали интересы, бюргерского сословия.

Развитие Северного Возрождения и его влияние на религиозную и культурную сферы

Северное Возрождение, происходившее в XVI веке, сопровождалось усилением роли религии в европейских странах. Эти изменения в духовной культуре были вызваны Реформацией, которая представляла собой широкое обновленческое религиозное и культурно-цивилизационное движение, охватывающее разные социальные слои общества.

Учение Лютера, Цвингли и Кальвина, возникшее в контексте религиозного спора, стало опорой для национально-освободительной и классовой борьбы. Оно придало высший религиозный и этический смысл образу жизни и мировосприятию зарождающейся буржуазии. Следует отметить, что протестантизм сыграл важную роль в развитии капитализма, возвысив дух капиталистического предпринимательства в ранг этического принципа.

Высокий статус мирской жизни, который протестантизм придал, кардинально изменил отношение человека к труду, придавая ему особую религиозную ценность. М. Вебер, немецкий философ, отмечал, что протестантизм стал освобождением духа капитализма.

Изобретение печатного станка и его влияние на просвещение

В середине XV века И. Гутенберг изобрел печатный станок, который стал эпохальным изобретением и имел огромное значение для общества. Однако перед появлением печатного станка произошли изменения в сознании людей.

Польза от этого изобретения трудно переоценить. Типографское производство, ориентированное на массовое потребление, быстро распространилось по всей Европе. Печатная продукция стала эффективным средством связи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новых социокультурных групп.

Книгопечатание также способствовало популяризации идей Реформации и созданию предпосылок для развития рационального мышления и теоретического познания. Оно стало инструментом просвещения и удовлетворяло потребность бюргерства в массовом, конкретном знании, связанном с практикой.

Нидерландское Возрождение и его особенности

В Нидерландах, где уже в XIV веке складывались капиталистические отношения и зарождался новый класс буржуазии, происходило особое Возрождение. Этот регион стал центром развития культуры и искусства на Севере Европы.

Нидерландское Возрождение характеризовалось развитием капитализма, экономического и социального партнерства, а также культурной консолидации. Богатые и автономные торгово-ремесленные города стали центрами развития мануфактур и создания новых предпринимательских и культурных инициатив.

Нидерландское Возрождение в искусстве

Процесс формирования ренессансной культуры в Нидерландах происходил более медленно по сравнению с Италией. Однако нидерландское Возрождение стало синтезом модифицированных средневековых и ренессансных идей. Оно нашло свое воплощение в демократической культуре, которая впитала в себя фольклор. Произведения нидерландских художников отличались аллегоричностью, фантастичностью, гротеском и даже сатирой.

Изменения, происходившие в культуре Нидерландов, неравномерно отразились в различных видах искусства. Архитектура и скульптура до сих пор испытывали влияние готических традиций. Однако наиболее интенсивное развитие прошло в живописи, которая стала ярким примером реализма. Художники удивительно живописно изображали мужские и женские лица, фигуры, детали костюмов, предметы быта, животных и растения. Нидерландские художники стали основателями таких жанров, как пейзаж, натюрморт и бытовая живопись. Братья ван Эйки внесли свой вклад в развитие искусства, представив миру масляную живопись, которая позволяла передавать богатство окружающего мира, индивидуальные и социальные характеры людей более свободно и точно.

Нидерландское Возрождение в живописи началось с «Гентского алтаря» братьев Губерта и Яна ван Эйков. Картины объединены общей темой прославления Бога и его творений, а также размышлениями о судьбе человечества. Хотя нидерландские художники уступали итальянским коллегам в передаче перспективы, анатомических деталей и изображении тел, они с особой тщательностью выписывали бытовые детали и создавали живописные подробности.

Северное Возрождение и его особенности

Со второй половины XV века северные провинции Нидерландов, особенно Голландия, стали очагом художественной жизни. Здесь художники нашли связь с народными поверьями и фольклором, стремясь объять все сферы человеческого опыта — не только прекрасное, изящное и возвышенное, но и мистическое, мрачное и низменное.

В этом контексте особое место занимает творчество Хиеронимуса Босха (1460–1516), чье символическое искусство открывало грозное царство зла и отражало пороки погрязших в разврате людей. В его произведениях «Сад наслаждений», «Воз сена» и «Искушение святого Антония» Босх рассказывает о греховности жизни людей и выявляет всеобщее разложение мира.

На картинах Хиеронимуса Босха можно увидеть легионы маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых существ с добавлением растительных и неорганических элементов. Иногда даже обнаруживаются человеческие части тела, что придает произведениям еще более жуткую атмосферу, как отмечает искусствовед Н.А. Дмитриева.

Творчество Яна ван Эйка после смерти брата

После смерти своего брата Ян ван Эйк продолжал активно работать, создавая разнообразные произведения. Он изображал мадонн, писал портреты, отличающиеся точностью и правдивостью. Художник стремился показать органичное единство человека и окружающего его мира.

Одним из вершинных достижений мастерства Яна ван Эйка стал портрет супругов Арнольфини, в котором он обратился к приемам, свойственным бытовому жанру. В исполнении Ван Эйка портретируемые стали олицетворением частной жизни, что стало новацией в портретной живописи. На картине изображены не только мужчина и женщина сами по себе, но их внутреннее единство, ощущение тепла семейного очага и бесконечной заботы друг о друге. Даже предметы интерьера здесь не случайны, они являются знаками семейной укорененности и супружеской верности, противостоящими открытому пространству публичной жизни.

Именно в Северном Возрождении формируется то, что позднее получило название «эстетизация повседневности».

С XVI в. в искусстве Нидерландов усилилось новое течение, решительно порывавшее со средневековым мировоззрением. В русле этого течения появились замечательные произведения Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530–1569), прозванного «Мужицким» за любовь к изображению простых крестьян и горожан, их праздников и повседневных занятий на фоне реалистических пейзажей («Крестьянский танец», «Охотники на снегу»).

Практически любой предмет, животное, человек на полотнах Брейгеля имеют некий потаенный смысл. Искусство Брейгеля глубоко афористично и метафорично. В нем присутствуют и философские раздумья, и едкая критика негативных социальных явлений. Горечь, ирония, гротеск пронизывают работы художника. Проникновенной заботой о будущем родины и обостренным сознанием людской недальновидности, пассивности, нежелания признать очевидное отмечена последняя картина мастера «Слепые». «Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах, их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. Но им всем быть там же – и это неизбежно. А пейзаж дышит миром и спокойствием, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться бедным слепым», – так комментирует полотно Н.А. Дмитриева.

Возрождение в Германии. В XV–XVI вв. Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.

К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.

В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).

Эразм Роттердамский, Себастьян Брант

Деятельность немецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколения гражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этим объясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К. Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но и преимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям о средневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III).

Осознав самостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлого германцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.

Культурное своеобразие Возрождения в Германии нашло художественно-образное отражение в искусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.

В течение своей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471–1528) работал в жанре портретной живописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография) и на меди. В творчестве художника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498).

Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в его интерпретации приобрели злободневный смысл. От гравюр «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачной экспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость и отступить от края пропасти.

Французское Возрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.

В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.

В «Опытах» Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.

Претендовавшая на роль законодательницы вкусов и модных течений культура Франции XV–XVI вв. создавалась под покровительством монархов. Изящная, утонченная, аристократическая культура стала примерным образцом для многих европейских королевских дворов. Она была воплощением радости, изысканности и красоты жизни, вдохновляла на строительство чудесных дворцов и замков. Двор стал центром притяжения искусства и литературы. Желанными гостями здесь были ученые и философы. Сами короли – меценаты и знатоки искусства – нередко занимались сочинительством. Наконец, при дворе на самый высокий пьедестал была возведена женщина и сформировался идеал нового рыцарства.

В ренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры. Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, который в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальной смеховой культуры с гуманистическими идеалами и культом телесных удовольствий. Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.

Процесс формирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел ряд особенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций, подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафос придворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицали аскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французского Возрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь с младенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («Портрет Франциска I»).

Если в XV в. архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в. она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единства планировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки, зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчих прославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил и украсил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (который позднее достраивался и реконструировался).

Развитие музыки во Франции было связано как с влиянием зарубежной (итальянской) полифонической школы, так и с утверждением самобытного песенного жанра (шансон), в котором прослеживалась тенденция к подчинению музыки стихам. Становление театрального искусства долгое время сдерживалось средневековыми традициями мистерий. Однако во второй половине XVI в. появилась французская комедия в прозе, трансформировавшая элементы античной драматургии и средневекового фарса. Чуть позже на сцене появились трагедия и балет.

Возрождение в славянских государствах Средней Европы

Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.

Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей давние и тесные культурные связи с Италией. В Далмацию постоянно приезжали известные итальянские гуманисты, а далматинцы учились в итальянских университетах. Отчетливее всего ренессансные особенности здесь проявились в поэзии и историографии. Поэты творчески использовали в произведениях местный славянский фольклор и народный язык. Гуманисты Далмации ценились современниками за высокую эрудицию. Трудно выделить среди них творческую личность мирового масштаба. Тем не менее до нас дошли имена образованнейшего дипломата Я. Баничевича, естествоиспытателя и теоретика оккультизма Ф. Петришича, инженера-изобретателя Ф. Вранчича. В XVI в. многие далматинские художники были популярны даже в Италии. Так, непревзойденным мастером книжной миниатюры считался Ю. Клович.

В Чехии идеи гуманистов с середины XV в. распространялись сначала в узком кругу гуманитарной интеллигенции и затронули в основном литературу. Но спустя век они были восприняты в среде рядовых горожан и мелких дворян. В культуре долго сохранялось разделение: существовали, с одной стороны, элитарная латинизированная гуманистическая традиция, с другой – ее рецепция в более широкой социальной среде, демократическая и где-то опрощенная. Чешским гуманистам более всего оказались близки такие черты ренессансного мировосприятия, как высокая ценность знания и образования, национальный патриотизм. Для некоторых деятелей чешского Возрождения образование представлялось даже более ценным, чем художественная культура. Антропоцентризм не был в полной мере воспринят чешскими гуманистами. Они считали, что главным для человека является служение обществу – будь то в практической или духовной деятельности. Чешская педагогика и система среднего образования к концу XVI в. слыла передовой в Европе. Впоследствии широкую известность завоевала просветительская деятельность выдающегося педагога XVII в. Яна Амоса Коменского (1592–1670).

Народный гуманизм был тесно связан с идеями Реформации, что определило морализаторский характер чешской литературы. Несмотря на то, что идеи Яна Гуса (1371–1415) – идеолога чешской Реформации – еще несли на себе печать переходного мировоззрения (в них не было места для автономной личности), движение гуситов являлось демократичным, опиралось на язык и традиции народа. Благодаря гуситам чешский язык одним из первых в Западной Европе стал национальным языком богослужения. Однако рост самосознания народа порой сопровождался националистическими уклонами. Последние проявились в изгнании большинства иностранных преподавателей из Пражского университета и последовавшем крене к провинциал изации этого очага культуры европейского значения.

В Польше ренессансные идеи и художественные искания были восприняты в XV в. и переплетались с готическими традициями. Культурным центром стал Краков, очагом аристократического искусства был королевский двор. Распространение гуманизма в этой стране произошло, прежде всего, в областях естествознания, общественно-политической мысли, историографии, филологии. Вершиной развития ренессансной науки в Польше стала деятельность астронома Николая Коперника – создателя гелиоцентрической теории. Поэтом европейского масштаба стал Ян Кохановсхий. Он писал на латинском и польском языках и внес большой вклад в совершенствование литературного польского языка. Эпоха Возрождения – самая загадочная в развитии европейской культуры. Она и сегодня привлекает пристальный интерес исследователей. В эту эпоху возникла творчески мощная культура, создатели которой, проявившие себя в сферах искусства, философии, политики, науки, до сих пор вызывают законное восхищение. Их достижения вдохновляли мыслителей, ученых, поэтов, художников последующих эпох. Ренессанс изменил культурно-цивилизационный облик Европы.

Из всех качеств человека возрожденческого типа наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление самодостаточной личности проявить себя в разных областях и видах человеческой деятельности, всесторонне реализовать свои способности, для того чтобы осознать свое божественное предназначение, утвердить собственное достоинство, обнаружить добродетель, понимаемую как форму действенного гуманизма. Не случайно эта эпоха сформировала особую программу личностного поведения, которая радикально отличалась от средневековой сословно-иерархической модели. Речь идет о многостороннем воплощении творческой уникальности, неповторимости человека, его титанических возможностей и стремлении к безграничному познанию мира. В эпоху Возрождения сложился индивидуально-творческий тип сознания, который получил дальнейшее развитие в искусстве XIX в., названного «золотым». Эпоха Ренессанса утвердила тип человека, получившего название homo universalis, или человека универсального.

Следует также заметить, что эпоха Ренессанса породила динамичную модель социума. Сложился тип общества, которое состояло из сословий, гораздо более мобильных, чем в иерархической структуре средневековой цивилизации).

В нем значительную роль играли свободные объединения торговцев, другие корпорации, выполнявшие функцию финансово-экономической консолидации общества. Рост творческой активности в данную эпоху произошел благодаря ярко выраженной социальной динамике по вертикали и по горизонтали, перемещению индивида в пространстве и открытию для себя мира, неизвестного средневековью. Тем самым был придан мощный импульс разделению труда, ломке прежней системы ценностей.

Эпоха Возрождения расширила горизонты европейской культуры, предложив идеализированный образ человека – творца с неограниченными возможностями, который в дальнейшем будет служить отправной точкой в новом понимании личности и ее творческого потенциала.

возрождение культура итальянский

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/evropeyskaya-kultura-epohi-vozrojdeniya/

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.