Титаны Эпохи Возрождения

Эссе

Титаны эпохи возрождения: Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанорроти

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира — империя и папство — переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся.
Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций — Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Одним из ключевых моментов в истории искусства является эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая возникла в XVI веке. Эта эпоха была связана с возрождением и развитием культуры после Средневековья. Термин «Возрождение» был введен итальянским живописцем и историком Джордано Вазари в 1550 году, чтобы обозначить возрождение искусства в Италии. Историки того времени считали, что искусство, которое процветало в древности, вновь ожило в XVI веке.

Возникновение Ренессанса во Флоренции привело к перелому в итальянском искусстве. Творчество мастеров таких как Донателло и Мазаччо, отличавшееся от предыдущего готического стиля, было проникнуто идеалами гуманизма и героизировало человека, поднимая его над обыденностью.

13 стр., 6294 слов

Европейская культура эпохи Возрождения

... культуры и искусства эпохи. Она помогла выявить своеобразие Возрождения на фоне традиционных христианских представлений. Заключение Возрождение было эпохой перемен и преобразований во многих сферах жизни. ... Нового времени. 2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс ...

Художники раннего Возрождения стремились отойти от готической традиции и вдохновлялись античностью и искусством Проторенессанса, смысл исследований которого теперь основывается на точных знаниях, а не только на интуиции и ощущениях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству., Раннее Возрождение.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения ) в XV веке проделал сложную эволюцию, именно ему принадлежит ведущее место в общественной мысли Италии в эту эпоху.

Изменилось само пространство вокруг человека. В архитектуре стали преобладать светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома, арочные галереи, колоннады, своды, купола архитекторы придали своим постройкам величественность в сочетании с легкостью, гармоничность и соразмерность человеку (в отличие от готики, которая человека подавляла).

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству, в котором причудливая дымка света играет с невесомой прозрачностью тени.

4 стр., 1736 слов

Искусство Италии 17 века

... искусстве Италии ещё в 20—30-е гг. Они утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник ... заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве античности, Возрождения, и прежде всего в творчестве Рафаэля. В ... строгая закономерность, целостность, замкнутость, сближающие Караваджо с мастерами Возрождения. Это придает монументальность и значительность не только его ...

Однако искусство Раннего Возрождения при всей своей ограниченности не было однозначно натуралистическим и простым. Оно было сложным, противоречивым, и эта внутренняя противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, с самого же начала намечается другая, синтезирующая тенденция: неразрывно связанная с созданием обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека.

Живопись периода Высокого Возрождения

Живопись периода Высокого Возрождения характеризовалась ориентацией художников на природу, анатомическую точность, перспективу и игру света. Они обращали внимание на естественные явления и стремились к более реалистичным изображениям. Особенно важным стало использование пейзажа как важного элемента композиции на заднем плане, что придало работам новый уровень реализма и живости. Эти новые подходы помогли отличить их творчество от предыдущей иконографической традиции, богатой условностями в изображении.

Эволюция искусства в это время

В этот период множество творений искусства, будь то скульптура, живопись или архитектура, стройно взаимодействовали и взаимно поддерживали друг друга. Искусство стремилось к классическому отпечатку, одновременно подражая древним и совершенствуя свою самостоятельность. Художники смело перерабатывали и применяли античные элементы, добавляя в свои произведения собственные находчивость и фантазию. Все это привело к пышному развитию искусства и утверждению его новых стилей и подходов.

Позднее Возрождение.

К концу XV века Франция и Испания закончили собственное объединение и с удовольствием набросились на богатые города и государства Италии. А те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559 гг.) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и сравнительно мало итальянцев. Хотя во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие жили и работали в Италии.

Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые, как и во времена Проторенессанса, связали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома.

Многие художники того времени получили название “маньеристов“, потому что они только копировали “манеру“ великих мастеров. При этом острые темы исчезли, мощь и богатство содержания улетучились. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось.

В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились “Мадонна с длинной шеей“ (Пармеджанино), “Покойник в гробу“ (Я. Понтормо).

13 стр., 6192 слов

Художественная культура итальянского Возрождения XVI века

... особенности художественной культуры Италии XVI века. 1. Живопись и скульптура «высокого Возрождения» в Италии первой половины XVI века Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно ... Тогда же была начата законченная значительно позже «Мадонна Литта». Леонардо, а вслед за ним и другие мастера Высокого Возрождения ставили знак равенства между внешним и ...

Но не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма.

Именно Позднее Возрождение дало разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского.

Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях был последней, завершающей стадией эпохи Возрождения. В то же время он стал своеобразным преддверием эпохи Просвещения.

Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.

Леонардо Да Винчи


В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.


Леонардо Да Винчи один из величайших гениев всех времен. Он создавал работы поразительной красоты, включая портрет Мона Лизы, в тоже самое время он создавал ужасные военные машины. Он разработал способ опускания человека на дно моря, он изобретал летательные аппараты за 400 лет до этого.