Италия. Возрождение

Эссе

Я недавно «познакомилась» с научно-литературным произведением Степанова А.В. «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века.» Решила написать эссе на заданную тему, так как последняя время увлеклась искусством.

Открыв книгу, я обнаружила, что это непривычная для меня история об искусстве, в ней нет академического повествования. Автор в ведение размышляет на тему «Возрождения», почему и откуда взялся данный термин. На мой взгляд, это очень интересная подача ученого, хотя он отрицает свою научную значимость. Что же он пишет:«…читатель не найдет в ней истории искусства Возрождения. Перед ним пройдет не история, а калейдоскоп очерков о том, как гениальные живописцы и скульпторы, каждый по-своему, решали проблемы — личные и те, которые ставили перед ними Церковь, город, государь, частные лица.»Эта фраза меня сразу захватила; стало любопытно, как автор будет комментировать, и представлять героев своей, я бы сказала, художественной книги.

«Шума этого в книге немного, так как я думаю, что только посредственный

художник — продукт времени. Гений же сам изменяет

время, в котором или наперекор которому он живет».

И правда, что гениальный человек опережает свою эпоху, создает нечто невиданное и дерзкое, современники порой даже не понимают важность содеянного гением, но уже следующее поколение, изучая прошлые годы, приходит в восторг и желает окунуться во время жизни одаренного человека. Эпоха Возрождения стала символом культуры, одаренности и чего-то высшего в сфере искусства. Для меня до сих пор остается загадкой, как почти в одно время, могли родиться столь великие люди. Они создали невероятное, что приводит в изумление по сей день. Сегодня часто ставят опыты и пытаются разгадать тайны великих фресок, скульптур, но все тщетно. «Мо;на Ли;за», она же «Джоко;нда» — картина Леонардо да Винчи, до настоящего времени остается шедевром и неопознанным совершенством, и этим она притягивает к себе еще больше внимания. Не могу не вспомнить роспись потолка Сикстинской капеллы, которая представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, считающийся божественным творением. Перед художником стояла невероятная задача: ему нужно было за короткий промежуток времени возвести на потолке живописные произведения, но нельзя забывать, что Микеланджело считал себя скульптором, а не живописцем, из-за этого следует, что приказ папы Юлия || был на тот момент почти нереален, но он справился и более того, превзошёл своих современников. И так же как картины Леонардо да Винчи пытаются разгадать, также и фрески Микеланджело. Совсем недавно художники хотели воплотить нечто подобное, что сотворил итальянский скульптор, но даже с сегодняшней техникой, им не хватило времени создать столь сложную работу. Это говорит о даровитости художников эпохи Возрождения.

24 стр., 11778 слов

Титаны эпохи возрождения» по курсу «История науки и техники

... искусства. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело и все сразу станет ясно. Именно о этих людях я и хочу вам рассказать в своем реферате. ... Однако все же некоторые выводы можно сделать. Прежде всего, вне всякого сомнения, Леонардо — титан науки, каким провозгласили его наиболее восторженные почитатели. Кстати, о них: сославшись на ...

Помимо, своей одаренности в то время нужно было, как и сейчас, уметь продавать «себя», то есть свои работы. Потому что художником живется нелегко как сейчас, таки в прошлые века, об этом так же свидетельствует запись:

«В некоторых городах предусматривалась должность городского

живописца или скульптора. Так, в богатой и озабоченной пропагандой

собственного великолепия Венеции с 1474 года существовала

должность ;живописца Республики;. Таковыми были Джентиле

и Джованни Беллини, с 1516 года — Тициан. Они получали

не жалованье, а маклерский патент, дававший им очень много денег

  • около ста дукатов в год. Но это — редкие исключения, подтверждающие правило: почти всем художникам Возрождения приходилось рассчитывать

только на более или менее выгодные заказы. Само собой

разумелось, что заказчик мог ;по своему желанию и любым способом

; отнять у мастера уже начатую работу. Всю жизнь боровшийся за свои права Бенвенуто Челлини сравнивал этот обычай

заказчиков с действиями ;каких-нибудь государиков-тиранчиков,

которые делают своим народам все то зло, какое могут, не соблюдая

ни закона, ни справедливости;».

Многие живописцы мечтали найти себе постоянного покровителя, чтобы на некоторое время забыть о своих материальных хлопотах, думая, что в этот период будут творить свои произведения, но чаще всего получалось, что заказчик не разбирался в искусстве, что тяготила творца. Ему приходилось

«прогибаться», порой делать ту продукцию, которая не была ему близка. Тем самым у художника терялась индивидуальность, но зато он приобретал финансовую стабильность.

Самым ярким покровителем эпохи Возрождения являлась семья Медичи, благодаря им, мы сегодня можем увидеть множество гениальных трудов. На них работали такие мастера, как: Вероккьо, Микеланджело, Боттичелли, Джорджо Вазари, Рафаэль, Тициан. Я перечислила самые «громкие» имена тех лет, конечно же, это не все представители живописи и скульптуры. Во Флоренции в их частных владениях находилась Галерея Уффици, в которой существовало множество шедевров, сейчас это государственный самый посещаемый музей в Италии, в который может попасть любой желающий. Поэтому не все меценаты губили оригинальность творчества. Но все же большая часть не понимала шедевральности работ; просила переделывать из-за новизны, а возможно, и некой дерзости, в обычный привычный, на их взгляд, стиль, тем самым убивая на корню всю феноменальность. Ниже, автор книги пишет, на каких условиях художник работал с меценатами:

«В материальном отношении наш отщепенец только выигрывал.

Он не платил за жилище и за счет казны кормил и одевал

9 стр., 4026 слов

Искусство Франции XVIII века

... другие -- писали о театре, музыке, живописи. Во Франции, где новые формы искусства возникали особенно быстро, важным событием художественной жизни ... и художники пользовались другими определениями -- «истинный стиль», «возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII в. приобрел научный ... анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В ...

себя и свою семью. Не тратился на художественные материалы,

на что в иных условиях у него уходило бы до половины заработка.

Не платил налогов в городскую казну. Получая регулярное жалованье

(о выплате которого, правда, частенько приходилось

напоминать самому государю или его чиновникам) или авансы

и большие гонорары за выполняемые работы, а иногда и то и

другое вместе, он был избавлен от вечной заботы о дополнительных

источниках дохода, что так унижало его менее удачливых

собратьев в глазах интеллектуалов-словесников. За верную службу

государь мог одарить его недвижимостью, отдать ему на откуп

сбор какого-нибудь налога, сделать его своим камердинером,

возвести в дворянское достоинство, посвятить в рыцари, пожаловать

герб, ввести его в круг доверенных лиц…

В придворном обществе, где праздность была стилем жизни —

демонстративным выражением благоденствия, гарантируемого

государем всем его подданным, возникла проблема использования

свободного времени. Старый рыцарский кодекс диктовал

свои нормы проведения досуга — турниры, охота, пиры, женщины.

Новая элита пополнила круг удовольствий подражанием

древним, требуя от своих представителей всестороннего и гармонического

осуществления практических и духовных способностей.

Как и в римском обществе на переломе от республики к

империи, досуг снова стал той частью жизни, когда человек менял

не политическую карту Европы, а самого себя. Только в праздности

ренессансный человек мог бы, подражая персонажу Теренция,

важно заявить: ;Я человек, и ничто человеческое мне

не чуждо; — и тем самым дать слегка ироничную формулировку

идеала универсального человека!»

Теперь художник находятся радом с двором, это возвышает его над другими собратьями, заставляя разбираться в искусстве, не только в живописи, но и в архитектуре, скульптуре и литературе. Необходимо поддерживать светские беседы, участвовать в различных дебатах и дискуссиях на культурные темы. При этом не стоит восхвалять придворную жизнь, со многими художниками не считались. Но за независимость и за отдельное «свободное искусство» боролись, правда, только к концу 16 века к нему стали относится серьезно, благодаря Джорджо Вазари.

«Творчество становилось индивидуальным делом,

личной судьбой. Искусство перестало быть анонимным — вот

самое резкое отличие искусства эпохи Возрождения от средневекового.»

Хотя в средневековье искусство ценилось гораздо выше, чем в эпоху Возрождения. Здесь сыграл тот фактор, что общество не принимало мастеров, осмелившихся продемонстрировать то, что на тот момент было под запретом, и не походило на привычные изображения. Тем самым, имена самых известных виртуозов когда-то не боготворило, а раздражило общество и только спустя время, народ принял их произведения.

@@

Самым понятным искусством стала архитектура ренессанса, своими правильными классическими формами. Живопись вошла в новую фазу, так раньше она строилась строго по церковным написаниям, а искусники 15 века добавляли свои идеи и изображали святых в своем виденье. Их задачей стало не просто скопировать изображения, а передать настроение и смыл события. Они перестали быть «летописцами» истории; изобразительное искусство осмыслялось и пропускалось через внутреннее восприятие каждого творца. Самым важным событием в искусстве тех времен стало появление станковой картины, тем самым придав ей самостоятельный характер, так как полотно можно перевозить в разные страны. Название «станковая живопись» произошло от станка (мольберта), на котором появляются картины. Новый метод перевернул привычную живопись. Она становится украшением жилища, быта частного человека, и житель может сам решать какой эскиз он желает видеть в своем окружении. Картины придают уют и интимную жизнь дому; хозяину предоставляется возможность помечтать и полюбоваться радостным юношам, обнаженным девушкам на холостах, в общем, получить эстетичкое наслаждение от просмотра, и главное- у себя дома, в ограждении от внешнего мира. Ее смысл дарить счастье своему обладателю.

4 стр., 1672 слов

Искусство эпохи Возрождения: Барокко и Рококо

... обратились к искусству. Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne) возрождение барокко рококо Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille - «ракушка» и иногда ...

Автор книги подводит итог:

«Итак, в эпоху Возрождения ближе всего к античности подошла

словесность, а из искусств — архитектура. Скульптура вела

себя непоследовательно, живопись же остановилась поодаль.»

Степанов так же указывает читателю, что заимствование идей в прошлые века были почти невозможны. Это сегодня в 21 веке у нас есть возможность увидеть, узнать все об интересующийся нас информации, но раньше, не было возможности получить доступ ко многим вещам. Они порой даже не знали, над чем работают их конкуренты. Так, что плагиата, в то далекое время, не могло существовать. Так же автор настаивает и подчеркивает свою самобытность искусства, которая не связана с возрождением античности.

Погибшее искусство

После средневековья политика многих государей изменилась, они посчитали, что доверие народа можно заслужить великолепием дворцов, роскошью празднества и другим внешним изобилием. Для реализации подобных планов приглашались мастера искусства, которые создавали им все это великолепие: «Именно декорациями празднеств, а не реальной архитектурой навеяны

ренессансные архитектурные формы в живописи кватроченто».

Подобное искусство жило недолго, и современный человек мог даже бы не узнать о создание великих торжеств, но правители вели, как бы мы сейчас сказали, блоги — с описание и иллюстрацией пиршеств, в котором повествовалось вся созданная роскошь, на зло своим врагам. Некоторые дворы отметились своей пышностью, например: феррарский ( карнавалы, рыцарские награждения), особенно, праздники в Венеции, проходившие на воде, для этого порой украшались дворцы, в том числе, в 1491 стала парадная галера дожа; флорентийские искусники так же пользовались популярностью. Чтобы выделится и завоевать престиж, семья Медичи, как и многие другие создавала сама себе культ: «Одни празднества сменялись

другими, и на них то происходили воинские соревнования, то давались

представления, в которых изображались какие-либо героические

дела древности или триумфы великих полководцев…. внутренний дворик, сад и несколько залов Палаццо Медичи были превращены в единое праздничное пространство. Вокруг знаменитого донателловского «Давида» во внутреннем дворике ярусами были выставлены большие блюда и кубки.»

Таким образом, они завоевывали сердца своих граждан, славились высокой щедростью.

Несмотря на свою скромную личность, Леонардо да Винчи работал на одного богатого мецената в городе Милан. Герцог тратил «сумасшедшие» суммы денег, устраивал незабываемые костюмированные представления подобна феррарскому двору. «К свадьбе герцогского племянника Леонардо соорудил ;парадизо; — вращавшуюся сцену со знаками Зодиака. Всякий раз, как та или иная планета приближалась к невесте, из шара выходил древнеримский божок и пел стихи, сочиненные придворным поэтом».

15 стр., 7192 слов

Искусство древней Греции, Крит. Живопись периода новых и поздних дворцов

... оставили их далеко позади… В минойском искусстве сцены из жизни природы всегда проникнуты глубоким лирическим волнением"2. Живопись, оформлявшая критские дворцы выполнялась по штукатурке. Ещ ... сильно фрагментированном состоянии. Несмотря на фрагментированное состояние, критское искусство представлено достаточным количеством материала по фресковой живописи — росписи дворца, т. наз. Дома с фресками ...

Ошеломляющие торжества приводили в восторг горожан и не уставали удивлять окружающих, поэтому став придворным виртуозом можно было получить неплохое жалование от своего покровителя, если сможешь ему угодить. Но не только богатые семьи желали нарядности, но и пары в Риме заказывали оформительные работы для своих личных прихотей, не относящиеся к церковной жизни.

Главный парадокс

Ренессансный мастер изображает невидимые предметы; события на полотне являются вымыслом, однако, выглядят естественно, этим заставляет зрителя переживать, созданную автором историю.

Треченто

«Дух времени» был настолько печален, что люди боялись всего: чума, которая унесла в могилу множество жителей Европы, набеги турков и много различных причин послужили тому, что люди задумались о смерти, о страшном суде. Это предало искусству еще один повод для перемен, нужно было придумывать новые украшения для усыпальниц, гробниц. «Видения

мистиков могли бы, при согласии на то Церкви, обогатить искусство

новыми сюжетами и иконографическими схемами.»

Испуганный народ решил вообразить на картинах нечто совершенное и радостное, чтобы забыть о земных проблемах, а кто-то, наоборот, воплощал в своем творчестве весь ужас, происходящий событий.

Умер св. Франциск; в церкви нужно было расписать его уже составленную биографию, но она отличалась от правды, поэтому необходимо было выждать, когда его современники умрут, чтобы не было лишней критике. За нелегкую работу взялся Джотто. « Чтобы помочь наблюдателю вжиться в события, Джотто сосредоточил внимание на таких моментах, каждый из которых застревает в памяти как формула определенного поступка св. Франциска, — и он настолько в этом преуспел, что ;истории; можно рассматривать по отдельности без ущерба для их понятности и красоты.»

Джотто справился и создал все целостную полную картину, наполненную «правдивой» историей из жизни Франциско. Он прослыл потрясающим художником-повествователем.

В заключение.

Я бы хотела подвести итоги. Эпоха «Возрождения» — это время стало уникальным сокровищем культуры, в котором создавались шедевры, порой не осознавая собственного превосходства. Конечно, в семи страницах невозможно описать каждого представителя своего течения или стиля, я попыталась кратко описать какие происшествия могли повлиять на творчество гениальных мыслителей тех лет. Архитектура, скульптура, живопись ренессансного времени дали мощный толчок для создания сегодняшнего стиля. В России так же было привезено много идей, которые заимствовали с той эпохи. Итальянские архитекторы стремились на русской земле воссоздать подобную роскошь и богатство в архитектуре. Русские цари восхищались великолепием памятников, и заказывали для себя, поэтому жители России могут прикоснуться к совершенству искусства у себя на родине.

Не только красота, мощь сооружений и живописи сделали эпоху запоминающей, но и светская жизнь, которая начала немного отклоняться от церкви. У людей появилось понятие «частной жизни». Каждый стремился создать уют в своем доме, предать атмосферу райского уголка, в котором можно спрятаться от внешних проблем, укрыться, поэтому развивалась станковая живопись; в 21 веке мы и представить не могли, что возможно как-то по-другому.

13 стр., 6037 слов

Искусство эпохи Возрождения в Италии

... культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения боль­шую роль сыграли Церковь и ... жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто ... мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада ...

2012 год. На аукционах картины той эпохи стоят «баснословных» денег, и, к сожалению, «крошечная единица» ценителей искусства приобретает оригинальный продукт, поэтому современное общество может позволить себе побывать в картинной галерее и «прикоснуться» взглядам к копиям великих работ. Я думаю, что художникам нашего века необходимо учиться подобному мастерству, но, не забывая, о своей индивидуальности.

Ведь в жизни главное оставаться собой.