Физическая культура в Европе эпохи Возрождения. Развитие международного спортивного движения и летние Олимпийские игры 1996-2004 гг

Контрольная работа

Физическая культура в Европе эпохи Возрождения.

В период позднего средневековья в недрах феодализма стали зарождаться капиталистические отношения. Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических. Рождались новые взгляды на место человека в обществе, его духовное и физической воспитание, противостоявшие церковной идеологии аскетизма и устремления в загробный мир. Проповедниками новой идеологии являлись гуманисты («гуманус» – человечный).

Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных к жизни.

Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл школу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.

Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний. Иероним Меркуриалис (1530 – 1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»).

Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Получив типично средневековое, схоластическое образование в монастырских школах, он увлекся естественными науками, окончил медицинский факультет.

Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно окутавший человечество». В его произведении феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за девять лет.

Ф. Рабле описал образец идеального общежития – «Телемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхищается силой и ловкостью воспитанников школы, так как физическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.

7 стр., 3354 слов

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения

... методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей. В эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли обучения и воспитания в формировании нравственности, развитии ростков добра, смягчении ... был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой ...

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) – один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма. С юности, стремясь к науке, он в возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изучению философии и богословия. В социально-политических воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого мирового государства, что должно было привести к устранению всех конфликтов между людьми и установлению мира и счастья на земле.

В течение 27 лет Т. Кампанелла был заточен в тюрьме за участие в заговоре против испанского господства. Находясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца». В нем он изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в книге занимает описание воспитания детей в городе Солнца. По мнению Кампанеллы, оно должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность развивать как физические, так и умственные способности.

Кампанелла указывал, что умственное образование должно сочетаться с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что начальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях во время прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на некоторых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда и т.п.

Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщины были равноправны, освобождены от тяжелого физического труда, дети с двух лет занимались физическими упражнениями, он описал физические упражнения и рекомендовал правила нравственной гигиены и здорового режима «соляриям» – жителям города Солнца. Ценным вкладом в развитие гуманистических идей физического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший чешский педагог. После окончания латинской школы и университета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы, писал учебники. Благодаря своим учебникам Я. Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во всем мире, включая и Россию. Он был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» – «Всеобщим воспитанием», где развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Я. Коменский пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания. В его работе «Великая дидактика» рассматривались вопросы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки подрастающего поколения, признавалось то, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способствуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и воспитательной работы.

Большое внимание уделял формированию системы физических упражнений. Среди подвижных игр выделял полезные, которые дополнял военной подготовкой – бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценностей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие физической культуры, важны были работы по анатомии и биомеханике Леонардо да Винчи (1452 – 1519), по анатомии – Андреа Везалия (1514 – 1564) и физиологии – Уильяма Гарвея (1578 – 1657).

Их труды стали фундаментом для развития естественнонаучных основ физического воспитания.

Глава ІІ.

Развитие международного спортивного движения и летние Олимпийские игры 1996-2004 гг.

ТАБЛИЦА УЧАСТИЯ БЕЛОРУССКИХ СПОРТСМЕНОВ В ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

(новейшая история)

Олимпиады

Сроки проведения Олимпиады

Коли-чество участ-ников

Коли-чество видов спорта

Золото

Серебро

Бронза

Всего

Количество спортсменов, завоевавших медали

Лиллехаммер-94

12-27 февраля 1994г.

33

7

0

2

0

2

2

Атланта-96

19 июля — 4 августа 1996г.

144

21

1

6

8

15

20

Нагано-98

07-22 февраля 1998г.

59

9

0

0

2

2

2

Сидней-2000

15 сентября — 1 октября 2000г.

134

21

3

3

11

17

21

Солт-Лейк-Сити-2002

08-24 февраля 2002г.

64

9

0

0

1

1

1

Афины-2004

13-29 августа 2004г.

151

23

2

6

7

15

17

Турин-2006

10-26 февраля 2006г.

28

7

0

1

0

1

1

ИТОГО:

6

18

29

53

56*

* Количество спортсменов, завоевавших медали нельзя суммировать.

Их — 56, т.к. есть одни и те же спортсмены, завоевавшие медали на разных Олимпиадах. Курсивом выделены Летние Олимпиады.

Двадцать шестая Олимпиада проходила в Атланте (США), 19 июля 4 августа 1996. Участвовало около 10 тыс. спортсменов из 197 стран. Впервые самостоятельными командами выступали Россия, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония и другие бывшие союзные республики СССР. Впервые в программу были включены соревнования по пляжному волейболу. В третий раз подряд чемпионом игр стал российский борец Александр Карелин. Герои игр бегунья Светлана Мастеркова, пловцы Александр Попов и Денис Панкратов, фехтовальщик Станислав Поздняков (все по 2 золотых медали).

Свою девятую золотую медаль завоевал выдающийся американский легкоатлет Карл Льюис (прыжки в длину).

Сборная США уверенно заняла первое место в командном зачете (44 золотых, 32 серебряных, 25 бронзовых).

Для Беларуси Игры закончились

Золотые медали: Ходотович Екатерина (гребля академическая),

серебряные медали: Медведев Алексей (борьба греко- римская), Павлов Александр (борьба греко-римская), Лиштван Сергей (борьба греко-римская), Дубровщик Владимир (легкая атлетика, диск), Сазанович Наталья (легкая атлетика, семиборье), Басинский Игорь (стрельба пулевая).

Бронзовые медали: Циленть Валерий (борьба греко-римская), Щербо Виталий (гимнастика, многоборье, опорный прыжок, брусья, перекладина) — 4 медали; Каптюх Василий (легкая атлетика, диск), Зверева Эллина (легкая атлетика, диск), Наталья Лавриненко, Александра Панькина, Наталья Волчек, Тамара Давыденко, Валентина Скрабатун, Елена Микулич, Наталья Стасюк, Марина Знак, Ярослава Павлович (гребля академическая, восьмерка распашная).

Успехи в спорте не возникают на ровном месте. Это итог длительного государственного планирования. За 1996-1999 гг. был проведен ряд мероприятий по развитию спорта и физической культуры. Например, указ Президента Республики Беларусь (от 14.05.1996 г., № 242) о проведении ежегодно в третью субботу мая профессионального праздника – День работника физической культуры и спорта. Создан Национальный паралимпийский комитет Республики Беларусь (28.03.1996 г.).

Председатели – И.Н. Железовский (1996-2002 гг.), О.А. Шепель (с 2002 г.).

Была создана Белорусская республиканская ассоциация спортивной психологии (БРАСП, председатель – профессор Е.Д.Белова, трижды олимпийская чемпионка).

На отчетно-выборном Олимпийском собрании Президентом НОК Республики Беларусь избран глава нашего государства А.Г. Лукашенко (15.05.1997 г.).

Постановлением Совета Министров Рес-публики Беларусь (от 29.09.1997 г., № 1281) утверждена первая Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма на 1997 -2002 гг. Диспансеры врачебного контроля переподчинены Министерству спорта и туризма, введены ставки для спортсменов национальных команд, в штат которых вошли и спортивные врачи. Образован НИИ физической культуры и спорта. 25 ноября принят Закон Республики Беларусь «О туризме» (в новой редакции – 09.01.2007 года).

Итогом внимания к спорту стали выступления атлетов на играх 2000-2004 гг.