Репортаж: от теории к практике

Курсовая работа

1. Предмет, цели, задачи

Начиная работать над любым жанром, надо понимать, что изначально — это текст. Для начала разберемся с понятием текста. Текст — это результат говорения или письма, продукт речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связанностью, цельностью, внутренней структурой — синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения), композиционной и логической, определенной целенаправленной и прагматической установкой. Восприятие текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний, его коммуникативными характеристиками. Текст всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю — разговорному, публицистическому, научному и др. Словарь методических терминов Э.Г. Азимов, А.И. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999

Поняв, что же такое текст, можно переходить непосредственно к жанрам журналистики, а именно к репортажу.

Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». Тертычный А,А, Жанры периодической печати 3-е изд., и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр.92

Популярный жанр и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанры, открывающими широкие возможности, как перед автором, так и перед читателем.

Репортер стремится как можно быстрее показать читателю картину события на всех этап его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. рассказ репортера должен раскрывать читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра — его динамичность. Гуревич С.М., Газета: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, М: Аспект-Пресс, 2004

Задача любого репортера заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), то есть создать «эффект присутствия». А это становится возможным в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (лучше всего быстро развивающихся).

9 стр., 4266 слов

Репортаж: стратегии наглядного представления события

... присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит наглядное отображение в тексте как результат непосредственных авторских наблюдений» Ким М.Н. Репортаж: ... исследования, послужившие написанию данной курсовой работы, были системный анализ и метод обобщения изученных материалов на тему репортажа. 1. Репортаж как жанр журналистики «Жанр - ...

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателем того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными способами. Наиболее часто данная цель достигается двумя путями. Первый — изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» событии его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего, цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются ля «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора. Тертычный А.А., Жанры периодической печати., Аспект-Пресс, 2000

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор должен организовывать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность личного наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Гуревич С.М., Газета: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, М: Аспект-Пресс, 2004

2. Репортаж и его композиция

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н. Ким предполагает, что «именно поэтому нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров». Ученова В.В. метод и жанр: Диалектика взаимодействия. — М.,1982 Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие.

Важным направлением в профессионализме репортера считается работа с цитатами. С цитатами появляются живые голоса. Они являют на тон и форму речи журналиста. С помощью них репортер обращает внимание читателя на различие оттенков мнений, подчеркивают специфику высказывания в духе стиля личности, расширяют тему, а главное, позволяют комментировать не комментируя. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М: 1999

Для репортера, в отличие от обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

  • Выбор отображаемого отрезка события;
  • Выбор и расстановка участников события;
  • Отбор и расположение фактического материала в репортаже;
  • Отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;
  • Отбор характерных деталей;
  • Отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

4 стр., 1523 слов

Журналистика : Современный журналист: какой он?

... на другой и при этом демонстрировать достаточно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предполагает особого рода компетентность. Уровень осведомленности журналиста о теме публикации должен быть ... литературно-описательного изложения событий – современному журналисту требуется освоить основы ... была опубликована под заголовком «Хороший человек – это профессия. Особенно если он – журналист». ...

В большинстве текстов, отмечают исследователи, можно выделить следующие композиционные составляющие:

  • Заголовочный комплекс;
  • Ввод в проблему (экспозиция);
  • Лид;
  • Постановка проблемы и ее фактическое состояние;
  • Сопоставление разных взглядов на проблему, тезисы и антитезисы, авторская точка зрения на проблему.

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.,2005

Заголовок — это главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. У заголовка к информационному сообщению, в большинстве случаев представляющего собой полное предложение, доминирующей, а иногда и единственной, является информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В заголовке выражается авторская позиция.

Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения. Заголовок берет на себя важнейшие функции текста, характеризуется разнообразием структур.

Так, например, цитаты — самые популярные заголовки в интервью, поскольку, поставленные в кавычки, они лучше запоминаются. Заголовок в форме вопроса более характерен ля аналитических жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Его виды — перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в известном афоризме, рифмованный заголовок. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004

Далее следует лид — первый абзац, самый важный абзац во всей статье. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь интереснее.

Цель лида — завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует. Для этого:

  • Он должен быть ясным и понятным;
  • Он должен быть самодостаточным;
  • Никогда не начинайте статью с придаточного предложения;
  • Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами;
  • Никогда не начинайте с официальных титулов или полных наименований учреждений;
  • Не растягивайте первый абзац.

Рэндалл Д. Универсальный журналист, Первый абзац. М.,2000

Работа непосредственно над текстом — главная составляющая часть всего творческого процесса, и каждый автор идет исключительно своей стезей. У него, правда. Может быть сходство с коллегами в методе сбора материала, в приеме организации труда, в тематических, эстетических и социально-политических предпочтениях, но никогда не происходит детального совпадения содержательно-формальных аспектов двух различных текстов. Тема никогда не может быть реализована одинаково. В этой связи интересно наблюдать за тем, как авторы ряда периодических изданий освещают одно и то же событие: даже в близких по статусу газетах репортажные, например, тексты будут сильно, а иногда просто в корне разниться. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисованная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курсе события. Роль такой заставки — привлечение внимания к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатление. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автор может апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активных характер. В концовке автор отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения».

16 стр., 7690 слов

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...

... о вполне конкретном событии, происшествии….». Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного ...

3. Виды репортажа

а) Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж — это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

События в структуре репортажного описания по своему характеру могут быть самыми разнообразными. Одни из них могут разворачиваться быстро и драматично, целиком овладевая вниманием читателей, другие имеют замедленный и затяжной характер. Динамика действия может быть достигнута за счет временных скачков. Репортер может переносить в прошлое, проводить какие-то исторические параллели и всячески разнообразить текст.

б) Аналитический (проблемный) репортаж

данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем взаимодействие различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз).

Все эти элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис — аргумент — вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

2 стр., 875 слов

Репортаж. Спортивный комментарий. Употребление деепричастий

... видео – выступление фигуристов Татьяны Волосожар и Максима Транькова 3. Как нам писать сочинение-репортаж? Предлагаю такой примерный план: 1 шаг. Выделяем части — что комментируем 1. общая ... (тьфу-тьфу-тьфу!) Читаем получившиеся варианты. А теперь попробуйте написать самостоятельно спортивный комментарий о конькобежном спорте Просмотр видеоролика Важная информация (на слайде): Виктор Ан - (1985 ...

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

в) Познавательно-тематический репортаж

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный».

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Репортаж — расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

г) Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:

  • Расширенный комментарий — пространное разъяснение факта.
  • Синхронный комментарий — разъяснение фактов до мельчайших подробностей.
  • Комментарий специалиста — факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.

Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события).

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы ...

Кроме того, жанр репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли. Классификация с сайта

Глава ІІ (аналитическая часть)

репортаж анализ газета

Для анализа я решила взять репортажи не конкретного журналиста, или одного издания. Я выбрала абсолютно разных авторов и издания.

«На краю голодной смерти»

1905, 2О ИЮЛЯ (2 авг.), N194. ВЛ. Гиляровский

Первый репортаж — это работа известного мэтра Владимира Алексеевича Гиляровского. Он был известным журналистом и писателем.

В репортаже «На краю голодной смерти» Гиляровский описывает очень бедную семью, где дети почти умирают от голода. Он подробно описывает быт этой семьи и то бедственное положение, в котором они находятся.

Заголовок

На мой взгляд, заголовок выбран удачно. Он в полной мере отражает суть материала. Сразу становится понятно, что речь будет идти о страшной проблеме. Заголовок притягивает читателя и заставляет читать меня. Видимо, срабатывает один из основных инстинктов человека — страх. Именно он и притягивает читателя и заставляет его читать.

Вид репортажа

Прочитав репортаж и проанализировав заголовок, сразу становится понятно — это проблемный репортаж. Исходя из теории, мы уже знаем, что проблемный репортаж включает в себя элементы описание места действия и участников, аналитические. Все эти элементы присутствуют в этом репортаже.

«Госпожа Манолова, учительница гимназии в Филиn- nonoлe, овдовев, переехала в Салоники с целью открыть начальное училище. Но дело не устроилось. Ей посоветовали уехать в Москву и наговорили, что московское славянское общество определит ее детей и даст ей работу. Россия велика! Москва богата! Русские любят болгар!»

«А кругом живут люди, и никто не знает, что рядом семья умирает с голоду».

Лид

Вчера в первый раз в моей продолжительной и богатой впечатлениями жизни я видел человека, умирающего от голода. Ребенка семи лет. В самый последний момент его спасла горничная…

Лид — это краткое отражение всего материала и очень важно, чтобы он был понятный, лаконичный и заинтересованный. Данный лид четко отражает суть репортажа. Лид переполнен эмоциями автора. Он отражает всю суть репортажа и интригует. Последняя строчка содержит многоточие, недосказанность. Читатель поневоле попадает в «ловушку» автора. На мой взгляд, и заголовок и лид подобраны гармонично, они — работают.

Изображения и деталей в тексте

Репортаж наполнен деталями и описательными элементами. Автор стремится показать читателю истинную картину происходящего. Он — глаза читателя.

В этой истории с бедной семьей с одной стороны все понятно. Нищая болгарка и ее дети без копейки денег. От голода дети болеют и почти умирают.

Давайте посмотрим, как Гиляровский дает нам описания их быта.

«Вхожу в номер. На матрасе, без простыни и одеяла, лежит мальчик: кожа да кости, взглянуть страшно. Хорошенькая девочка лет трех играет пробкой от графина. Меня встречает бедно одетая худенькая женщина, мать детей, болгарка А. Манолова».

5 стр., 2332 слов

Сочинение про владимира владимировича путина

... когда российский народ выбрал его на второй президентский срок. Почему народ доверил Владимиру Владимировичу Путину второй срок? Какие достигнуты были результаты после первого срока на посту президента? ... при конкурсе для школьников 40 человек на место, он получил четверку по сочинению, три «5» - по истории, литературе и немецкому - и стал студентом юридического факультета ...

Автор использует оценочную лексику, для усиления впечатления_ «кожа да кости, взглянуть страшно»; «Хорошенькая девочка лет трех играет пробкой от графина».

В основном, текст основан на описательных элементах. Гиляровский проводит читателя через цепочку тезис-аргумент — вывод. Вначале, он выдвигает тезис — первый раз в своей жизни он видел умирающего от голода, семилетнего ребенка.

Теперь, чтобы не выглядеть голословным, автор выдвигает ряд аргументов, которые подкрепляют тезис. Аргументы складываются из его личных наблюдений, также из рассказа самой болгарки Маноловой и ее соседки.

Вывод у автора тоже своеобразный.

«Положение отчаянное. Пока кормят жильцы-соседи, но их мало и люди также без средств. С квартиры гонят. Ни на лечение. ни на пищу … и ехать некуда! и молчат… »

Автор предлагает читателю самим додумать вывод. Он дает только обобщенную картину, а что будет дальше с этой семье читатель должен домыслить сам.

Репортаж написан в 1905 году — это время начала революции. Для этого периода характеры голод и бедствие, которое описывает Гиляровский в своей работе.

Я считаю, что репортаж написан грамотно и по всем правилам жанра, что доказывает, что репортаж — это очень древний жанр.

«Премьерный Rеспектакль»

«Коммерсант». № 213 (4268) , 14.11.2009. Андрей Колесников

Вид

Можно сказать, что это событийный репортаж. Репортер Андрей

Колесников рассказывает о том, как Владимир Путин принял участие в программе «Битва за Rеспект».

Заголовок

Тема репортажа сама по себе интересна, ведь в ней задействован

Владимир Путин. Тем более, он стал еще ближе к народу и пришел на съемку известной молодежной передачи.

Возвращаемся к заголовку. В нем присутствует английское выражение

« Re». Можно сделать логический вывод, что « Rеспектакль» состоит из английского слова « Respect». Либо, из « Re», что в английском языке обозначает ответ и спектакль. Слово « Respect» переводится на русский язык как уважение. Тем самым эта запутанность и создает загадку. Не понятно, о чем все пойдет речь.

Лид

«Участие Владимира Путина в программе «Битва за Rеспект» было засекречено, как заседание Совета безопасности. Про Совбез хотя бы известно, когда и где он проходит. Про то, что Владимир Путин снимается в телепрограмме «Муз-ТВ», журналисты узнали, только когда подъехали к съемочным павильонам на Алексеевской, на московском заводе «Калибр»».

Прочитав лид, заголовок становится понятен. Так же мы понимаем о чем будет идти речь в репортаже. Автор не стал создавать загадку и ставить какие-то дополнительные «манки», чтобы привлечь читателя. Герой репортажа — авторитетное и уважаемое лицо.

Изображения и детали в тексте

Андрей Колесников с первых строк стал описывать происходящее.

«На сцене сотрудники программы разогревали массовку, которая в основном была представлена студентами педагогического колледжа, расположенного в опасной близости от этих павильонов».

Журналист стал «глазами читателей» и с первых минут старался передать атмосферу, происходящую в зале, что, несомненно, плюс.

4 стр., 1898 слов

Лексические и стилистические трансформации при переводе публичных ...

... в относительно малой изученности приемов лексических и стилистических трансформаций при переводе текстов публичных выступлений политических деятелей. В данной дипломной работе использованы такие научные методы исследования как переводческий и предпереводческий ...

«— Кто руки прячет? — спрашивал ведущий в микрофон и глядел, казалось, прямо в гущу толпы, в глаза сотрудникам ФСО, деликатно одетым в серые спортивные костюмы, рабочую форму хип-хопера».

Автор глазами ведущего хочет показать истинную картину. Понятно, что все мероприятие проходит в непринужденной обстановке, но сотрудники ФСО, замаскированные в спортивные костюмы поставлены там не случайно. Скоро на сцене появится Владимир Путин. Все наготове.

«— Мы в политике и экономике называем это явление массовой культурой! — выделился из группы студентов колледжа и вышел на сцену Владимир Путин.— Но на самом деле главное — это талантливая форма и созидательное содержание! Речь его не сильно отличалась от его же выступлений на президиумах правительства».

Отличительная черта Колесникова в том, что он не скрывает своих истинных мыслей. Он всегда говорит то, что думает — это делает его ближе к народу.

«Я неожидал, конечно, что это будет уровень Тупака Шакура. Но все-таки надеялся, что они хотя бы не опозорят его светлого имени».

«И пока я думал, что это на самом деле — «Битва за Recneкт» w7u битва за рейтинг…»

«Хотя именно в этом сочетании лишними было явно только матрешки»

«Все-таки не за Reспект была битва, а за рейтинг».

Мы увидели наглядный пример того, как репортер стремится быть ближе к народу. Он дает свою, независимую оценку происходящему.

Заканчивает репортер свой материала словами:

«Все-таки не за Recneкm была битва, а за рейтинг».

Т.е. битва была за уважение. На мой взгляд, битва все-таки была за рейтинг. Хотя, это и понятно. Всякая новость, где фигурирует имя В.В. Путина сразу становится номер один. Может это и правильно. Как-никак он — гарант качества и благополучия.

Заключение

Проведя исследовательскую работу в жанре «репортаж», я убедилась, что репортаж — уникальный жанр. Мне было чрезвычайно приятно работать с материалами известных журналистов. Я постаралась разобраться во всех тонкостях и нюансах этого жанра. Результатом этого послужила аналитическая часть моей работы.

Я выяснила из какого «теста» состоит этот жанр. Разобралась с имеющимися разновидностями жанра. Овладение технологией жанра репортажа предполагает знание не только жанровой классификации, но и выразительных и познавательных особенностей репортажа. Я считаю, что мной проделана хорошая работа в освоении этого материала.

Я нисколько не жалею, что темой своей курсовой работы я выбрала именно эту. На протяжении всей работы мне ни разу не хотелось отступить от нее и поменять тему.

На мой взгляд, я достигла поставленной мной цели и решила все задачи, стоящи у меня на пути. И если бы мне в будущем предложили бы работать именно в этом жанре, я бы с удовольствием согласилась.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/reportaj-2/

1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра — М.: Аспект Пресс,2004

2. Рэндалл Д. Универсальный журналист, Первый абзац. М.,2000

3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб.

9 стр., 4466 слов

Изучаем трудные вопросы истории. Роль Куликовской битвы в отечественной истории

... был все-таки политиком. Главные шаги Дмитрия Московского как политика накануне Куликовской битвы: Масштабное объединение ... интересных материалов: Первая мировая война: пишем историческое сочинение на ЕГЭ Как быстро и эффективно ... браком: дочь Ольгерда Елена стала женой Владимира Андреевича. В июле 1375 Михаил Тверской ... вести сам Дмитрий Иванович. Некоторое время от противника ничего не было слышно, и ...

4. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.,2005

5. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004

6. Ученова В.В. метод и жанр: Диалектика взаимодействия. — М.,1982

7. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М: 1999

8. Тертычный А.А., Жанры периодической печати., Аспект-Пресс, 2000

9. Тертычный А,А, Жанры периодической печати 3-е изд., и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр.92

10. Словарь методических терминов Э.Г. Азимов, А.И. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999

Приложения

НА КРАЮ ГОЛОДНОЙ СМЕРТИ

Вчера в первый раз в моей продолжительной и богатой впечатлениями жизни я видел человека, умирающего от голода. Ребенка семи лет.

В самый последний момент его спасла горничная…

Вчера я получил анонимную записку: «В меблированных комнатах «Дон» (Арбат, Смоленский проезд), у жены д-ра медицины Полилова, живет семейство без копейки денег. Вдова-иностранка продала все, что имела: последний жакет, одеяло, подушку, обручальное кольцо, но вырученными грошами не могла поддержать своего существования. Дети тяжело заболели…от голода… Посетите это бедствующее семейство. №12.»

  • Кто живет в 12-м номере? — спрашиваю швейцара.
  • Болгарка бедная… Прямо с детьми с голоду умирают…

Вхожу в номер. На матрасе, без простыни и одеяла, лежит мальчик: кожа да кости, взглянуть страшно. Хорошенькая девочка лет трех играет пробкой от графина. Меня встречает бедно одетая худенькая женщина, мать детей, болгарка А. Манолова.

Я извинился за визит и сразу, чтобы выйти из неловкого положения, заговорил о Болгарии, которую посещал и знаю. Нашлись общие знакомые. Разговор перещел и на настоящее положение.

Тут же пришла соседка по номеру, симпатичная старушка, г-жа Косырева, принявшая участие в положении детей. Выяснилось из общего разговора вот что.

Г-жа Манолова, учительница гимназии в Филип-пополе, овдовев, переехала в Салоники с целью открыть начальное училище. Но дело не устроилось. Ей посоветовали уехать в Москву и наговорили, что московское славянское общество определит ее детей и даст ей работу. Росси велика! Москва богата! Русские любят болгар!

И на последние деньги она переехала в Москву. Извозчик с вокзала привез ее в номера «Дона». Денег еще было пять рублей. На другой же день г-жа Манолова отправилась в славянское общество и объяснила свое положение. На другой день ей назначили зайти, и она подола прошение о помощи и определении детей в приют.

Прошение взяли, в помощи отказали, говоря, что не ей одной, а всем отказывают, так как председатель г. Череп-Спиридович давным-давно отсутствует, и дела стоят.

На четвертый день, уже продав на пищу последний скарб, она сноа пришла в общество, и снова ей отказали.

Попробовала обратиться в сербское консульство, но ей, как болгарке, отказали.

И вот, уже голодная, она несколько раз ходила в славянское общество, и кто-то из служащих дал ей 2 руб. 20 коп. своих денег и рекомендацию к какой-то швее с просьбой дать работу г-же Маноловой, хорошо умеющей шить.

Швея отказала, своих мастериц много! Голод начинался. Все проедено, продать нечего, из номеров гонят, самовара давно не дают.

А кругом живут люди, и никто не знает, что рядом семья умирает с голоду.

Горничная Аннушка говорила мне:

  • Только воду и пили… Дети то и дело просили графин переменить… И какие крепкие, — молчат, что голодны! А мне и невдомек. Уже после догодалась, — кусочек хлеба дала — да было поздно. Мальчик уже чуть не умирает, стонет лежит.

Только тогда горничная сообщила об умирающем ребенке жильцам, и дело выяснилось. Послали за доктором. Тот нашел что-то близкое к голодному тифу и бесплатно устроил лекарство. Еще момент — и мальчик бы умер.

И теперь бедный Любомир не может еще ни пить, ни есть и с трудом принимает лекарство. А трехлетняя Райка поправилась.

Вчера был третий день с момента первого визита доктора.

Положение отчаянное. Пока кормят жильцы-соседи, но их мало и люди также без средств. С квартиры гонят. Ни на лечение, ни на пищу…и ехать некуда! И молчат…

21:18 22.12.08

Премьерный Reспектакль

//Владимир Путин дебютировал на сцене «Муз-ТВ»

Газета «Коммерсант» №213 (4268)

1 из 5

Премьер Владимир Путин вышел на «Битву за Reспект», как на битву за рейтинг

Премьер России Владимир Путин принял участие в программе канала «Муз-ТВ» «Битва за Reспект». Специальный корреспондент «Ъ» АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ пытается разобраться в том, что заставило Владимира Путина пойти на этот отчаянный шаг.

Участие Владимира Путина в программе «Битва за Reспект» было засекречено, как заседание Совета безопасности. Про Совбез хотя бы известно, когда и где он проходит. Про то, что Владимир Путин снимается в телепрограмме «Муз-ТВ», журналисты узнали, только когда подъехали к съемочным павильонам на Алексеевской, на московском заводе «Калибр».

На сцене сотрудники программы разогревали массовку, которая в основном была представлена студентами педагогического колледжа, расположенного в опасной близости от этих павильонов.

  • Кто руки прячет? — спрашивал ведущий в микрофон и глядел, казалось, прямо в гущу толпы, в глаза сотрудникам ФСО, деликатно одетым в серые спортивные костюмы, рабочую форму хип-хопера.

Массовка вскидывала руки в такт речитативу. Несколько человек оставались стоять не шелохнувшись. Не было им приказа руки поднимать.

  • За нашим языком не угнаться босиком! — продолжал ведущий. — начинаем наше супербезумное шоу «Битва за Reспект»! За здоровый образ жизни!

На сцене появились популярные российские исполнители хип-хопа. Я не ожидал, конечно, что это будет уровень Тупака Шакуры. Но все-таки надеялся, что они хотя бы не опозорят его светлого имени. Но они позорили. Причем они очнь старались. «Каждый выбирает сам: либо-либо…А я подсел на цвет бело-синий-красный! — наговаривал (на себя) парень из Красноярска. — А ты ведешь здоровый образ жизни?!»

Студенты педагогического колледжа, ведомые на съемках директором, по крайней мере не отрицали этого.

  • Я, как и все, люблю расслабиться, но здоровый образ жизни — вот то, что мне нравиться! Мечтаю о прибыли, которую культуре вы дать не могли! — приговаривал другой конкурсант.

По словам организаторов, шоу продолжалось несколько месяцев и теперь на сцене были финалисты, из которых предстояло выбрать победителей в номинациях «Граффити», «Хип-хоп» и «Брейк-данс».

  • Мы в политике и экономике назывем это явление массовой культурой! — выделился из группы студентов колледжа и вышел на сцену Владимир Путин. — Но на самом деле главное — это талантливая форма и созидательное содержание!

Речь его не сильно отличалась от его же выступлений на президиумах правительства.

Но Владимир Путин при этом странно смотрелся на такой сцене, в окружении всех этих молодых людей : Макса — 13, Дрони и Олеси, Ромы Жигана… И пока я думал, что это на самом деле — «Битва за Reспект» или битва за рейтинг, — премьер рассказал, что брейк-данс, хип-хоп и граффити — это даже более привлекательное сочетание, чем водка, икра и матрешки.

  • Хотя и такое сочетание может быть, допускаю, привлекательным… — мечтательно произнес Владимир Путин, но спохватился: — А, ну кроме водки, конечно…

Хотя именно в этом сочетании лишними были явно матрешки. (да и то смотря какие)

Он пригласил победителей в Ванкувер на Олимпийские игры от имени правительства России и спустился со сцены вниз ,к студентам.

  • Я не знаю, что сказать, когда передо мной такой человек! — заговорил оставшийся на ней Рома Жиган. — Мы потеряли многих наших друзей, подсевших на наркотики. Вечная память тем, кто ушел из-за этого дерьма…

Владимир Путин помолчал вместе со всеми, отдавая дань памяти друзьям Ромы Жигана.

Потом он взял микрофон:

  • Наркотики — это то, что всегда вело к деградации и трагедии, — произнес премьер. — Если бы этого не было, то те, кого мы любим…мы бы наслаждались их творчеством. Но они ушли…Что?

Кто-то из массовки выкрикнул что-то.

Владимир Путин подошел к краю сцены и протянул микрофон:

  • Что ты сказал? Повтори!

Юноша теперь подавленно молчал. В конце концов по телевизору его теперь могла увидеть мама.

  • Из дерьма, он сказал! — громко повторил за него премьер.

Массовка взревела от восторга.

Все-таки не за Reспект была битва, а за рейтинг.