Основы формирования всесторонне развитой личности в дошкольном возрасте
Формирование всесторонне развитой личности начинается уже в дошкольном возрасте. От воспитания ребенка в первые годы жизни во многом зависит его дальнейшее полноценное развитие. Готовность ребенка к обучению в школе является одним из ключевых показателей психического развития в период дошкольного детства и влияет на успешность его обучения в школе.
Успехи ребенка в школе зависят от его готовности к систематическому обучению, а также от готовности психических процессов и личности. Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что особое значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка — физическое, умственное, нравственное и эстетическое.
Важную роль в формировании готовности к школе играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация — это виды изобразительной деятельности, которые позволяют ребенку образно отражать действительность. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста и вызывает положительные эмоции.
Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка
Е.И. Рогов отмечает, что изобразительная деятельность позволяет ребенку глубже погрузиться в процесс творчества. Рисование, лепка, аппликация позволяют ребенку выразить свои впечатления и эмоции. Эти виды деятельности обогащают образное мышление и развивают творческие способности ребенка.
Поддержка творчества в дошкольном возрасте
Н.К. Крупская подчеркивала важность поддержки детского творчества в различных формах. Ребенку необходимо предоставлять материалы и инструменты для творческой деятельности, такие как глина для лепки, карандаши, бумага и другие материалы для построек. Материальное выражение сложившихся образов является отличным средством проверки и обогащения их.
Всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте играет ключевую роль в его подготовке к школе. Организация разнообразных видов деятельности в детском саду, включая изобразительную деятельность, способствует развитию ребенка и готовит его к успешной адаптации и обучению в школе.
Введение
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Обучение детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию
... задача основная изобразительной деятельности – формирование творческих детей способностей в создании выразительных образов различных доступными предметов для данного возраста изобразительными Цель. ... Детский «ДОУ сад № 73 и ЦРР» Опытно-экспериментальная проводилась работа с детьми 6-7-го года жизни в количестве 20 Глава. человек 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного старшего возраста ...
Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении [24, с.215].
Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.
Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.
Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.
Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:
- развитие мелкой моторики рук,
- умение работать по образцу,
- способность концентрировать свое внимание на важном,
- умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.
- Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
- Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.
Теоретическими источниками исследования послужили:
«Проблемы преподавания литературы в старших классах в средней ...
... исследования предлагается возможный вариант решения проблемы: использование для подготовки к итоговому сочинению произведений близких духовно – нравственному воспитанию современных детей. Ключевые слова: Сложности преподавания литературы в старших классах в средней школе (на примере подготовки к итоговому сочинению) ...
- исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);
- исследования по теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);
- исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).
Методы исследования:
- Теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, искусствоведения;
- Изучение и анализ действующих программ кружков и факультативов, дошкольной документации, учебно-воспитательных планов, дидактических пособий по изобразительному искусству и художественному труду;
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений образования;
- Педагогические наблюдения и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений учащихся, сравнительный анализ вариантов решения практических заданий;
— психолого-педагогический эксперимент по совершенствованию художественно-творческой деятельности и повышению уровня подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста на кружковых занятиях изобразительным искусством и художественным трудом, обработка экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.
Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и компонентами психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость исследования:
- Определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравственной культуры личности;
- Предложена организационно-педагогическая модель обучения рисованию дошкольников через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;
- Раскрыты сущность и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение уровня подготовки детей к школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспериментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей дошкольного возраста.
Влияние школы на социализацию ребёнка
... обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Основы функционирования на каждом из этапов закладываются в институтах социализации, важнейшим из которых является школа. Социализация личности - это сложный процесс ...
Глава 1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
Осуществляемая в стране перестройка системы начального образования, высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей.
Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:
- морфофункциональном,
- умственном,
- личностном [9, с.314].
Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).
Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созреванием ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).
Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей. [13, с.25].
Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно-волевой, социально-психологической готовности к школе.
Введение
Цель данного исследования — определить структуру и компоненты психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста. Для достижения этой цели были установлены следующие задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по данной теме;
- установить компоненты психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста;
- разработать методику диагностики психологической готовности к обучению;
- проверить гипотезы исследования.
Теоретический обзор
Существует множество подходов к пониманию структуры и компонентов психологической готовности к обучению. В работе [25] был предложен наиболее полный комплекс компонентов, включающий мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный и эмоциональный компоненты.
Также в литературе выделяют интеллектуальную готовность к школе и личностную готовность к обучению, которая включает в себя нравственно-волевую, эмоциональную, коммуникативную и мотивационную стороны [31].
Обучение детей творческому рассказыванию
... обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог ... Что касается фантазии, то в Психологическом словаре читаем: «Фантазия-синоним ... дошкольников, является одним из необходимых условий готовности их к обучению в школе, однако, технология и особенности данного процесса остаются недостаточно разработанными. Возможность развития творческой ...
Несмотря на разнообразие подходов и компонентов, цель исследования остается единой — определить психологическую готовность к обучению и разработать методику ее диагностики.
Методы исследования
Для достижения целей исследования были использованы следующие методы:
- анализ научной литературы по теме;
- экспертные оценки специалистов в области психологической готовности к обучению;
- наблюдение за детьми и беседы с ними в условиях дошкольного учреждения;
- разработка и апробация методики диагностики психологической готовности к обучению (включая тестирование и анкетирование).
Результаты исследования
Результаты исследования показали, что психологическая готовность к обучению у детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
- мотивационный (желание учиться и стремление к новым знаниям);
- волевой (способность сосредоточиться и управлять своим поведением);
- интеллектуальный (развитие познавательных способностей и интересов);
- коммуникативный (способность взаимодействовать с окружающими);
- нравственный (развитие этических принципов и самоконтроля);
- эмоциональный (умение управлять эмоциями и адаптироваться к изменяющейся обстановке).
Также была разработана методика диагностики психологической готовности к обучению, включающая тестирование и анкетирование.
Заключение
В данном исследовании была определена структура и компоненты психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста, а также была разработана методика ее диагностики. Полученные результаты могут быть использованы для разработки образовательных программ и методик повышения психологической готовности детей к обучению в школе.
В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.
В рамках данного интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова); усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста форме [11, с.237].
Наряду с исследованиями сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения, мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля, самостоятельности, эмоциональное воспитание [36, с.231].
Методика обучения лепке в детском саду
... обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. 2. Особенности лепки в детском саду Дети видят в детском ... лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, ... из ... тем не менее овладение правильной техникой необходимо. Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ...
Нравственно-волевая готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели [9, с.253].
Основой для развития произвольности поведения ребенка является формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов и их соподчинение. Это связано с волевым усилием и осознанным преодолением мгновенных желаний ради нравственно значимых целей. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, однако важно, что в этот период формируется механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.
Исследования Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского посвящены данному направлению и выделяют способность к подчинению правилам и требованиям взрослого в качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной деятельности [22].
Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская в своих работах указывают на то, что показателем психологической готовности к обучению является умение ребенка осознанно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [8]. Это умение связано с овладением общим способом действования в ситуации учебной задачи.
Кроме того, психологическая готовность к школе, как формирование учебных мотивов, рассматривается в работах Л.И. Божович. Она выделяет несколько аспектов психического развития ребенка, которые оказывают наиболее существенное влияние на успешность обучения в школе. В первую очередь, это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Эти новообразования психики дошкольника соответствуют требованиям, предъявляемым школой, и обеспечивают оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности [13, с.83].
Психологическая готовность к школе также связана с формированием ряда элементов учебной деятельности, таких как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, а также оценивать свою и чужую работу.
Современные исследования показывают, что формирование психологической готовности к обучению является многофакторным процессом, который не связан только с общением ребенка, но также зависит от ряда других факторов. Одним из таких факторов является социокультурная среда, в которой живет и развивается ребенок.
Исследования показывают, что родители играют важную роль в формировании готовности ребенка к обучению. Они должны создать для него комфортные условия, обеспечивать его эмоциональное и физическое благополучие, а также поддерживать его интерес к учебе и развитию.
Фольклор в детском саду
... жанры. Фольклор (англ. Folklore - народная мудрость) – это общее название художественной деятельности конкретного народа, включающей в себя устное народное творчество, промыслы, костюмы, традиции и обряды, ... развития дошкольников через организацию занятий с элементами фольклора. 3. Описать опыт практического использования фольклора в музыкально-педагогическом процессе в МБДОУ «Детский сад «Колосок» ...
Еще одним фактором, влияющим на формирование готовности к обучению, является индивидуально-психологическая особенность ребенка. Каждый ребенок имеет свой уникальный тип темперамента, который может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс обучения.
Кроме того, важную роль в формировании готовности к обучению играет педагогическое воздействие. Современные методы обучения, ориентированные на развитие личности и активное взаимодействие между учениками и преподавателем, способствуют более эффективному формированию готовности к обучению.
Таким образом, формирование готовности к обучению является сложным многофакторным процессом. Для его эффективного осуществления необходимо учитывать как особенности ребенка и его окружающей среды, так и педагогические методы, применяемые в образовательном процессе.
Исследование направлено на анализ тенденций в развитии дошкольного образования и методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования. В настоящее время наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков. Это вызвано усложнением задач воспитательно-образовательной работы и повышением требований к уровню развития будущих школьников.
Однако, специалисты отмечают, что в дошкольном воспитании наблюдается недостаточная психологизированность. Система дошкольного образования мало учитывает психологические особенности детей и специфику данного периода их развития. Принципы, на которых строится современное дошкольное образование, скорее перенесены из более старших периодов детства, чем разработаны с учетом возрастных закономерностей дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к школьному обучению требует целостного развития мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности может привести к отставанию в развитии других компонентов, что влияет на переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Для эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо использовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы их личности.
В современной системе образования преемственность является основным условием существования. Детский сад является первоначальным звеном, где ставятся и решаются учебно-воспитательные задачи с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Изучение проблемы преемственности между детским садом и школой является актуальным вопросом в области образования. В последние годы большинство детей приходит в школу из детского сада, поэтому необходимо обеспечить эффективную подготовку детей к школьной учебе.
Одной из важных составляющих обучения в детском саду является изобразительная деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию дети развиваются во всех аспектах, что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, такие занятия вызывают положительные эмоции у детей и развивают навыки работы в коллективе и согласования действий с товарищами.
В детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности. Дети учатся слушать и запоминать задание, выполнять его в установленные сроки, планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их, а также содержать рабочее место и инструменты в порядке.
ГУО «Малогородятичский УПК детский сад — средняя школа Любанского района»
... я буду очень рада. У каждого свой хлеб. Хлеб – это жизнь. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, ... не коснулась война, разруха, голод. Мы не видели пустых полок в хлебных магазинах, мы не знаем постоянной тревоги и заботы о хлебе. Он регулярно на нашем ...
Исследования педагогов указывают на возможность использования такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. Однако, исследования изобразительной деятельности школьников подчеркивают необходимость учета знаний, умений и навыков, полученных ими в детском саду, при проведении уроков изобразительного искусства в школе.
Содержание работы детского сада и школы по изобразительной деятельности имеет свои особенности. В детском саду дети в основном выполняют практическую работу, а знакомство с произведениями искусства осуществляется на других занятиях, например, рассказывании по картине или рассмотрении иллюстраций в книгах. Репродукции картин, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства используются в качестве образцов.
В школе изобразительное искусство становится учебным предметом, который включает не только обучение рисованию, но и глубокое изучение произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
В детском саду и в школе уделяется большое внимание изобразительной деятельности, которая включает различные виды работы, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. В детском саду проводятся занятия по рисованию предметного, сюжетного и декоративного характера, а также по лепке предметной и сюжетной, аппликации и конструированию разных видов. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и декоративное рисование. Особое значение приобретает рисование с натуры, которое становится важным учебным предметом.
В начальной школе учащиеся овладевают элементарными навыками построения рисунка. Они учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. В процессе изображения рисунка с натурой они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности, сравнивать рисунок с натурой и исправлять ошибки.
Исследования педагогов показали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей 6-7 лет к рисованию с натуры. Программы воспитания и обучения в школе и детском саду предусматривают условия создания преемственности по этой линии. Анализ программы начальных классов по изобразительному искусству показывает, что она включает как усложнение учебных задач, так и повторение программы детского сада. В начальных классах дети учатся определять форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на простых по конструкции предметах. Они также овладевают техникой рисунка, которую изучали в детском саду. Это объясняется тем, что не все дети посещали детский сад, поэтому необходимо начинать работу с того, что они уже знают. Кроме того, в школе предъявляются более высокие требования к выполнению рисунка, поэтому некоторые повторения оправданы.
Тематическое рисование в школе
Тематическое рисование в школе является продолжением сюжетного рисования в детском саду. Задача данного вида рисования заключается в том, чтобы дети рассмотрели и понаблюдали за предметами или явлениями в окружающей жизни, а затем изобразили их по памяти. В процессе выполнения таких заданий, дети учатся передавать смысловые связи между объектами, правильно располагать их на рисунке с учетом плоскости земли и неба, а также изображать дальние предметы меньшего размера [35, с.255].
Музыкальное воспитание детей в детском саду
... подходе со стороны педагога. 2. Методы музыкального воспитания детей в детском саду 2.1 Программы музыкального воспитания детей в детском саду В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет ...
Декоративное рисование в школе имеет свои особенности. Здесь акцент делается на технической стороне рисования, включая рисование узоров с использованием вспомогательных линий. Однако, художественное воспитание решается в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства, а также в ходе уроков-бесед об искусстве.
Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от их возрастных особенностей. Старшие дошкольники и младшие школьники имеют много общего в своих возрастных особенностях, поэтому в методике обучения у них много аналогичных моментов.
Подготовка детей к школе начинается еще в детском саду и продолжается в течение всего времени обучения и воспитания. В младшем возрасте дети учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, а также изучают основные геометрические формы разной величины. Дети в возрасте 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, поэтому для них основным приемом усвоения знаний является подражание. Важное значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, что является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более точно изобразить его.
В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному, делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой и исправлять ошибки, чтобы достичь сходства с моделью.
Введение
Рисование с натуры играет важную роль в развитии детей, помогая им учиться логически мыслить и анализировать пространственные свойства предметов. Это является необходимым навыком для успешного обучения в школе. Кроме того, при построении рисунка дети учатся использовать различные вспомогательные линии и прорисовывать невидимые части предметов.
Использование иллюстративного материала
Для показа и анализа различных предметов и их свойств можно использовать репродукции картин, иллюстрации из детских книг и специальные рисунки учебного характера. Такой материал помогает детям лучше понять и запомнить изображенные объекты. Целью показа является обогащение и уточнение представлений детей, а также развитие их умения использовать увиденное в процессе рисования.
Анализ детских рисунков
При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций и пропорций предметов, а также на взаимосвязь отдельных их частей. Важно также учитывать цветовое и композиционное решение рисунка.
Сходство процессов письма и рисования
Письмо и рисование имеют много общего, так как оба являются графическими деятельностями, при которых оставляются следы на бумаге в виде линий. Для обоих навыков требуется правильное положение корпуса и рук, а также умение держать карандаш или ручку правильно. Однако в письме больше ограничений, так как требуется соблюдение каллиграфии, правильное расположение элементов букв и точное выполнение задания.
Введение
В данной работе рассматривается взаимосвязь между рисованием и письмом у детей дошкольного возраста. Исследование показывает, что обучение в детском саду изобразительной деятельности создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Дети, занимающиеся рисованием, приобретают навыки контроля движений руки, использования разнообразных линий и передачи пространственных свойств предметов.
Особенности рисования у детей
При рисовании дети используют различные направления, длины и толщины линий. Движения руки контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Отличительной особенностью рисования является то, что ограничение плоскостью не требует особого внимания и усилия воли, в отличие от письма. Рисующим детям важно использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.
Рисование и овладение письмом
Исследование показывает, что обучение рисованию в детском саду создает предпосылки для успешного овладения письмом. На занятиях рисованием дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся контролировать свои движения. Результатом этого процесса являются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность и слитность, которые являются важными для письма.
В процессе рисования предметов различной формы и величины дети усваивают умения сохранять определенное направление движения и подчинять его размерам предмета по ширине и длине. Эти навыки также необходимы для письма и способствуют успешному овладению письменным языком.
Изобразительная деятельность и учебная деятельность
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети учатся аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, а также планировать последовательность его использования. Эти навыки способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учителя начальной школы должны учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.
Изобразительная деятельность и математика
Знакомство с основными формами на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду помогает детям развивать элементарные математические понятия. Умение выделять формы из окружающей обстановки, определять их терминами, сравнивать по величине и соотносить величину частей предметов способствует успешному овладению математикой в начальной школе.
Конструирование и технические дисциплины
Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает детей к усвоению технических дисциплин в школе, таких как черчение и геометрия.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, мы пришли к выводу о том, что подготовка детей к учебе в школе с помощью занятий изобразительной деятельностью в детском саду способствует развитию их нравственности, эстетики и интеллекта. Кроме того, это способствует развитию художественного вкуса и творческих способностей детей.
Успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах тесно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием значительно способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, включая овладение письмом, математикой и трудовыми навыками.
Именно на основе этого теоретического предположения мы обосновали основные положения нашего опытно-экспериментального исследования, которые будут представлены в следующей части курсовой работы.
Глава 2. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности
2.1 Задачи развития творчества детей в детском саду
Задача развития творчества у детей, воспитателей, учителей и преподавателей вузов является одной из центральных задач всей системы образования в нашей стране.
В современном обществе, отвергающем «духовную монополию», развитие творчества становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В настоящее время акцентируется необходимость формирования нового человека, который объединяет в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформ общеобразовательной и профессиональной школы, включая дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех сферах их деятельности. Эта работа должна начинаться с раннего детства и осуществляться различными средствами, в том числе художественно-творческими деятельностями. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство, которое привлекает внимание детей с раннего возраста.
Развитие декоративно-прикладной росписи в детском саду
На занятиях по декоративно-прикладной росписи в детском саду активно развиваются эстетическое восприятие, представление и эстетические чувства у детей. Они получают возможность накапливать сенсорный опыт и обогащать свою речь. Кроме того, такие занятия способствуют развитию мыслительных процессов, таких как сравнение, анализ, синтез и обобщение.
В последнее время особое внимание уделяется значимости занятий по декоративно-прикладной росписи для формирования коллективных форм работы в детском саду. Дети учатся работать вместе, действовать согласованно, оказывать помощь товарищам. Они развивают способность радоваться успехам каждого воспитанника и достижениям всего коллектива. Все это создает основу для воспитания подлинного коллективизма, взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников предоставляет большие возможности для их всестороннего развития. Однако эти возможности могут быть реализованы только при условии, что дети будут постепенно овладевать этой деятельностью с учетом их возрастных особенностей и будут получать удовлетворение от нее. Важно, чтобы процесс творчества вызывал у детей радость и хорошее настроение, а неудачи не приводили к разочарованию и неудовлетворенности. В противном случае, потеря интереса к росписи может отрицательно сказаться на всестороннем развитии личности ребенка.
Поэтому стоит поставить задачу оптимизации деятельности по декоративно-прикладной росписи в детском саду с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание и развитие детей, их способностей и творческого потенциала.
Роль декоративно-прикладного искусства в развитии детей
Декоративно-прикладное искусство играет исключительно важную роль в духовном развитии дошкольников, их трудовом и эстетическом воспитании, а также в подготовке их к труду в народном хозяйстве. Оно является неотъемлемой частью культуры и активно влияет на формирование художественного вкуса у детей.
Изучение декоративно-прикладной росписи в детском саду предоставляет возможность детям погрузиться в мир творчества, развивать свои навыки и таланты. Они учатся видеть красоту в окружающем мире, проявлять свою индивидуальность и творческий потенциал через создание уникальных произведений искусства.
Таким образом, декоративно-прикладная роспись является не только средством развития эстетического восприятия и мыслительных процессов у детей, но и инструментом формирования ценностных ориентаций, коллективизма и взаимопомощи. Она способствует развитию творческого потенциала и воспитанию гармоничной личности, способной к самореализации и сотрудничеству в коллективе.
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детей
Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.
Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца и многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.
Политехническое развитие детей через занятия декоративно-прикладным искусством
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя — направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности
3.1 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы.
Задачи диагностической работы:
1. Изучить общие особенности готовности детей к школе — сформированность и уровень развития основных психических процессов.
2. Выявить наличие предпосылок к учебной деятельности и испытуемых: умение подчинять свои действия определенному правилу и точно выполнять указания взрослого.
3. Оценить уровень развития графического навыка у испытуемых — как предпосылки для последующего успешного развития письменности.
Для решения поставленных задач в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментально работы были проведены следующие методики:
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
2. Методика «Учебная деятельность».
Остановимся на основных характеристиках данных методик.
«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека.
Задание 1. Рисование мужской фигуры по памяти.
Задание 2. Срисовывание письменных букв.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
Стимульный материал: листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.
Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, именно эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Задания на срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение дошкольников работать по образцу. Эти два задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Обработка результатов теста проводится по пятибалльной шкале отдельно по каждому из заданий (Приложение 1), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Уровень развития детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как высокий, от 7 до 11 — средний, от 12 до 15 — низкий. Дети которые получили от 12 — 15 балов необходимо дополнительно обследовать.
Методика «Учебная деятельность».
На данной методике остановимся более подробно, так как при проведении воспитатель должен учесть все ее особенности и объяснить их ребенку.
Цель: выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности, а именно: — умение подчинять свои действия определенному правилу,
- умение слушать и точно выполнять указания взрослого.
Стимульный материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геометрических фигур размером 2×2 мм. Образец представлен в Приложении 2.
Верхний ряд состоит из треугольников, средний — из кружков, нижний — из квадратов. Фигурки нижнего ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего — в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — по 16.
В верхней части первой страницы расположена короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (А).
Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать узоры под диктовку взрослого.
Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры — и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:
- два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
- линия узора должна идти только вперед;
- каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты».
Внимание детей обращают на образец. Затем говорят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
Проверяют выполнение задания и в случае необходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения.
После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторяют правила соединения фигур).
Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.
После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора.
Диктант для первой серии.
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант второй серии.
«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии.
«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Оценка результатов:
Каждое правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение, соответствующее диктанту.) Штрафные баллы — по одному — начисляются:
- за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
- за разрывы (пропуски зон соединения) между правильными соединениями.
Все остальные виды ошибок не учитываются.
Дети, набравшие 71-72 балла по данной методике имеют высокий уровень; средний уровень имеют дошкольники, набравшие 43-70 баллов; и если ребенок по данной методике набрал ниже 42 баллов, то его готовность к учебной деятельности определяется как низкая.
3.2 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе
По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно. Для более отчетливого понимания общей картины результатов исследования была составлена общая сравнительная таблица данных по обеим группам, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.
Проведем анализ полученных результатов исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц (Приложение 3, 4, 5).
Итак, прежде всего необходимо обратить внимание, что по результатам проведения первой методики среди исследуемых детей нет дошкольников, обладающих высоким уровнем подготовленности к процессу обучения в школе.
В то же время считаю необходимым акцентировать внимание на то, что дети с низким уровнем подготовки к обучению в обеих исследуемых группах составляют 30 и 35% соответственно. Поэтому основное внимание при построении экспериментальной программы по подготовке к школе будет непосредственно обращено на работу с детьми именно такого уровня развития.
В целом можно охарактеризовать общий уровень подготовки детей к процессу обучения в школе как хороший, но недостаточно высокий. Так в экспериментальной группе у 70% детей наблюдается средний уровень подготовленности. В контрольной группе количество детей со средним уровнем составило 65%.
Особое внимание уделим уровню развития графического навыка у дошкольников.
Необходимо отметить, что со вторым заданием теста Керна-Йерасека дети обеих групп справились недостаточно хорошо. Так в экспериментальной группе только 25% детей выполнили задание на 1-2 балла. Данная группа детей хорошо ориентируется на образцы, у них сформировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания и сенсомоторной координации у этих дошкольников. В контрольной группе дети со средним уровнем развития графического навыка также составляют небольшое процентное соотношение от общего количества детей — их всего 30%.
По результатам методики «Учебная деятельность» были также построены сводные таблицы результатов отдельно по каждой группе испытуемых (Приложение 6 и 7) и составлена сравнительная таблица данных (Приложение 8), на основе которой можно сделать следующие выводы.
Навыки учебной деятельности не сформированы у большей половины детей испытуемых групп. Можно смело утверждать, что 55% детей экспериментальной группы и 65% контрольной не готовы подчинять свои действия требованиям учебной деятельности, необходимые в школе. Так как умение подчинять свою деятельность требованиям взрослого, работать по образцу и концентрировать свое внимание у данной категории детей развита на низком уровне.
Также проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на достаточно низком уровне. Методика «Учебная деятельность» вызвала у детей особые затруднения. На высоком уровне с заданием не справился ни один ребенок в обеих исследуемых группах дошкольников.